Jump to content
Sign in to follow this  
Егор

Мухтар Байрамуков

Recommended Posts

Смертельная гонка

Таисия БЕЛОУСОВА,

обозреватель «Совершенно секретно»

В беседах с журналистами Алан Берков охотно говорил только о соревнованиях. О частной жизни предпочитал не распространяться. Недостаток информации восполняли фантазиями и домыслами. Алан представал то избалованным мальцом: в двенадцать лет гонял на собственном мотоцикле, в шестнадцать ему купили «шестерку»; то легко разбогатевшим «новым русским», который, катаясь на болидах, тешил свои амбиции; а то и вовсе темной личностью, связанной с криминальным миром.

Его настоящее имя – Мухтар Байрамуков. Родился в 1962 году в Карачаево-Черкессии, в селе Светлое, в многодетной карачаевской семье. Отец – колхозный механизатор, от зари до зари пропадал в мастерских и на поле, мать занималась домом. Гонять на мотоциклах сыновьям Байрамуковых было некогда. С ранних лет дети помогали родителям по хозяйству, и Мухтар исключением не был – со второго класса ездил на сенокос, пас барашков, вместо матери окучивал километровые ряды колхозной свеклы. В моторах он действительно любил копаться и в седьмом классе, сдав экзамены лучше взрослых, даже получил права тракториста. После чего отец изредка разрешал ему порулить новенькими «Жигулями».

030113163227b.jpg

После школы Байрамуков окончил автокурсы при ДОСААФе, отслужил два года в Германии. Вернувшись домой, устроился работать шофером в областном центре. И тут случилась беда – Мухтара арестовали по обвинению в изнасиловании.

«Людей, с детства знавших Мухтара, это известие повергло в шок. Никто не верил. А родственникам, обивавшим правоохранительные пороги, прямо сказали: «Десять тысяч рублей, и дело будет закрыто!» Но Мухтар, понимая, в какую кабалу попадет семья, воспротивился: «За что мы должны платить? Я не виновен, суд обязательно во всем разберется», – рассказывал старший из братьев Байрамуковых – Мусса.

Два года Мухтару пришлось провести в колонии общего режима, еще полтора – на поселении. Незадолго до освобождения он узнал, что тех, кто «зарабатывал» на ложных обвинениях большие деньги, во избежание скандала из органов по-тихому убрали.

В зоне Байрамуков завел дружбу с двумя крупными «цеховиками». Нынче о таких личностях принято писать: «Опередив свое время, они пытались жить по законам рыночной экономики, за что и получили срок». Не буду называть этих людей, скажу только, что впоследствии они вполне легально сделали себе состояния, и сегодня, как законопослушные и уважаемые граждане, входят в руководство известных концернов, имеют связи на самом высоком уровне.

Так вот, при их поддержке Мухтар перебрался в Москву. И по их же совету стал заниматься коммерцией. Трудолюбия ему было не занимать: за три года сумел заработать неплохие деньги. Только после этого позволил себе поехать на отдых в Венгрию.

И там, в Хунгароринге, попав на гонки «Формулы-1», Мухтар увидел прославленного бразильского пилота Айртона Сенну. В том же году он уезжает в Великобританию, в гоночную школу Джима Рассела, знаменитого в прошлом пилота «Формулы-1». И именно ему, показавшему лучшее время в квалификации и прохождении круга в гонке и выигравшему саму гонку, в которой участвовали двадцать два ученика, вручают диплом лучшего выпускника и первую профессиональную британскую лицензию «В».

Вернувшись в Россию после окончания сезона, Байрамуков попытался найти поддержку в официальных структурах. Те стать хозяевами гонщика соглашались, но выдвигали условия: во-первых, меняй имя, «лица кавказской национальности» нынче не в чести; во-вторых, ищи спонсоров, а распоряжаться деньгами будем мы. И вообще, не рвись в облака, бери машины попроще, подешевле. И он решил на свой страх и риск выступать самостоятельно.

030113163218b.jpg

Слева Рубенс

«А псевдоним все-таки взял. Алан по-карачаевски – друг, приятель, товарищ, – рассказывал мне один из братьев Мухтара. – Фамилию Берков кто-то из друзей назвал. Когда у Мухтара спрашивали про отчество, он, смеясь, отвечал: «Борисович в честь Ельцина».

В 1993–1994 годах Байрамуков выступал в соревнованиях Opel Junior, Ford и Opel. Поначалу звезд с неба не хватал, приходил пятнадцатым, тринадцатым, двенадцатым. В один прекрасный день, прослышав о диковинке – русском пилоте, к нему подошел сам Айртон Сенна. Эта встреча окрылила Мухтара. Теперь в гонках он стал приходить девятым, седьмым, потом шестым. Получил национальную британскую лицензию «А», международные лицензии «С» и «В».

Гибель Сенны летом 1994 года потрясла Мухтара. Он нашел людей, которые согласились издать переводную книгу об Айртоне, организовал ее презентацию, на которую пригласил посла Бразилии. Больше для своего кумира он ничего не смог сделать.

В 1995 году русского гонщика берет в свою команду англичанин Фред Годдард, у которого некогда начинали свою карьеру «формулист» Эмерсон Фитипальди и трехкратный чемпион «Формулы-1» Нельсон Пике. За дебютировавшую команду «Z-Speed Racing» Мухтар выступает в британской «Формуле-3».

Появление болида с российской символикой на борту на знаменитом автодроме Силверстоун стало сенсацией. «Русский гонщик рвется к «Формуле-1»! Это что – шутка?», «Неужели русские медведи умеют ездить на гоночных машинах?», «Не видать этому парню победы как собственных ушей» – так комментировали предстоящее выступление Алана. Напарник Байрамукова – Мартин Байфорд – в зачете пилотов занял первое место, Мухтар, который трижды приходил третьим, – шестое. Когда «Z-Speed Raсing» объявили победителем в командном зачете, русского гонщика признали и болельщики, и пресса. «Из восемнадцати гонок «Формулы-3» Берков проехал только четырнадцать. Его результаты были бы значительно лучше, если бы он принял участие во всех гонках чемпионата», – писали газеты. Лишь немногие знали, почему Байрамуков выступал не с начала чемпионата и чего стоило ему шестое место.

Ни для кого не секрет, что участие в гонках стоит очень дорого. До «Формулы-1» гонщик никому не нужен. За все платит он сам или же спонсоры. Чаще всего с потенциальными спонсорами Мухтар знакомился в Москве на различных светских мероприятиях. Презентация, состоявшаяся в первых числах февраля 1995 года, не была исключением. Под конец мероприятия человек двадцать приглашенных решили продолжить вечер в одном из ночных клубов Москвы. Байрамуков с приятелем оказался в иномарке банкира, с которым он познакомился пару часов назад. Сам банкир и его охранники устроились в другом авто. На подъезде к Новому Арбату машина, в которой сидел Мухтар, была обстреляна из автоматов. Милиция, прибывшая на место преступления, нашла лишь изрешеченную и залитую кровью иномарку, а неподалеку от нее – труп шофера.

Целый месяц Байрамуковы искали брата в больницах и моргах Москвы и Подмосковья, но тот как сквозь землю провалился. Мысленно они уже похоронили брата. И вдруг через месяц раздался телефонный звонок, и какой-то незнакомец сообщил, что Мухтара и его приятеля в бессознательном состоянии люди банкира увезли в частную клинику. Приятель вскоре скончался, а Мухтара банкир, используя свои связи, переправил в один из лучших госпиталей Израиля. Считая себя должником Мухтара, банкир оплатил и пластическую операцию, и лечение по классу люкс. Из-за этой передряги Байрамуков не смог откатать все гонки в команде «Z-Speed Racing». Добавим, что в том же, 1995 году, несмотря на тяжелейшие травмы, он сумел получить международную лицензию «А», дающую право участвовать в гонках «Формулы-3000».

Настоящая известность в России к Беркову пришла после передачи, отснятой во время квалификационных заездов «Формулы-3000» и показанной по НТВ Кириллом Кикнадзе осенью 1995 года. Позволим себе привести два фрагмента закадрового текста.

Кирилл Кикнадзе: «Удивительно, но за два года Берков преодолел то же расстояние, на которое у других гонщиков уходит десять лет».

Владелец команды Фред Годдард: «Вы можете поверить моему профессиональному опыту, у этого парня есть будущее».

В начале сезона 1996 года Байрамуков выступает в Оултон-парке в гонке британского чемпионата «Формулы-3000». Из семи стартовавших он пришел пятым. Кое-кто в России расценил это как поражение, в Англии – как победу, потому что гонялся Берков на болиде 1992 года (на более современный у Мухтара не хватило денег), а соперники – на машинах 1995–1996 годов. Выступление «русского медведя» заметили и оценили знатоки. Фред Годдард также был доволен Мухтаром: «Его прогресс поражает. Ко мне подходили люди, работающие с командами «Формулы-1», и высказывали удивление и восхищение результатами мало кому известного русского. Если бы Алан Берков ехал на машине 1995 года, то он был бы в тройке призеров. А возможно, и победил бы».

Но большинство наших спортивных журналистов гонщика просто игнорировали.

«В России он не выступал, а в Англии никаких существенных результатов не добился. Я слышал от специалистов, что как гонщик он ничего собой не представлял», – заявил мне один из них. Критикам Беркова советую прочитать интервью Виктора Маслова, первого пилота России, дебютировавшего в гонках «Формула-3000». Он популярно объясняет, как невероятно трудно новичку пробиться в «Формулу-3000». Сам он в этом году планирует только изучить трассу, получить какой-то опыт. Байрамукову же, начинавшему гонять вообще «с нуля», удалось получить такую квалификацию через три года.

В турне по Кавказу. Иосиф Кобзон (в центре) и Мухтар (крайний справа)

030113163237b.jpg

«Да он на бешеные деньги спонсоров просто покупал английские команды», – обличал Беркова еще один журналист. Странное обвинение. Любая из гоночных команд «продается» спонсору и гоняет болиды за его счет – это же мировая практика.

«Говорят, Берков катался на грязные деньги», – поделился слухами третий. Успокойтесь, коллеги, спонсорами Беркова были российский банк «Эффект-Кредит», знаменитый «Лукойл», помогал Мухтару и его земляк – глава концерна «Ферейн» Владимир Брынцалов.

После показа по НТВ у Мухтара появилось много новых знакомых – звезды шоу-бизнеса и киноактеры, политики и писатели, банкиры и предприниматели, с некоторыми из них он даже подружился. Но о своей судимости новым друзьям он рассказывать не рискнул, слишком добрым их отношением дорожил. Когда в прессе стали появляться статьи, реабилитирующие Эдуарда Стрельцова, отсидевшего по сфабрикованному делу об изнасиловании, у Мухтара появилась потаенная надежда: а может быть, и в его истории разберутся...

У криминальной публики, которой было известно его прошлое, Берков слыл за своего и пользовался особым уважением. Ему бы сторониться этой братии, а он не мог этого сделать. Не мог не принять от авторитета, которого знал по зоне, предложение посидеть в ресторане, ведь тогда тот отнесся к нему по-человечески. Не мог отказаться от встреч с людьми из московских преступных группировок, да и как откажешься, когда к тебе то и дело прибегают за помощью земляки, перепуганные «наездами» крутых ребятишек? А как отвернуться от «вора в законе», когда этого с виду респектабельного господина на очередной светской тусовке тебе представляет достойный человек, член Совета Федерации? Только вот сенатора за это знакомство никто в милицию не потянет, а Беркова задерживали без всякого стеснения – ну как же! Бывший уголовник.

Однажды кто-то из криминальных знакомцев Мухтара взял в заложники оперативника, коллеги опера в ответ захватили Беркова. И он был вынужден выступать парламентером в переговорах с «отморозками». Слава Богу, обошлось без жертв... После таких историй очень хотелось ему сбежать в Англию, где он чувствовал себя достойным уважения человеком.

Летом 1996 года Мухтар подписал контракт с командой Arrows (владелец Джекки Оливер). Он должен был выступать за Arrows в «Формуле-3000» и провести десять тест-заездов на болидах первой формулы этой команды. По контракту в случае получения суперлицензии он принял бы участие в одной из гонок чемпионата мира «Формулы-1» в Португалии или Италии. Контракт оценивался в 1,2 миллиона долларов. Но спонсоры давали только часть денег, остальные надо было зарабатывать.

В Англии у него появились хорошие знакомые и друзья (один из них – известный бразильский гонщик Рубенс Барикелло), которые, уважая упорство «русского медведя», взялись ему помогать: одни находили фирмы, которые за рекламу соглашались дать Мухтару масло или колеса; другие подыскивали выгодные торговые контракты. Закупив в Англии окорочка, шоколад, соки, он отправлял их морем в Санкт-Петербург. В Москве друзья искали покупателей-оптовиков. А в гоночные сезоны, в свободные от тренировок дни, он крутился по России – Владивосток, Архангельск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Махачкала... Перепродавал цемент, бензин, дизельное топливо, все, что пользовалось спросом. А потом – напряженные тренировки на британских автодромах. Вся его жизнь превратилась в одну сплошную гонку. И лишь изредка он позволял себе нарушить сложившийся график. К примеру, вызвался сопровождать Иосифа Кобзона в его прощальном турне по Северному Кавказу.

Сразу после окончания этих гастролей в Кисловодске Мухтара задержали сотрудники МВД. Обыскали. И, рассматривая фотографии, где Байрамуков был запечатлен с принцессой Дианой, в обществе президентов Кабардино-Балкарии и Северной Осетии, удивились: «Что ты за человек? И с принцессой знаком, и с президентами водку пил, а по нашим данным, на тебе клейма ставить негде», – и в наручниках препроводили недоумевающего Мухтара в Москву. А случилось вот что.

В 1997 году на родине Байрамуков вступил в словесную перепалку с одним из местных милицейских начальников. Быть может, не последнюю роль тут сыграли сложные межнациональные отношения. И когда столичные сотрудники милиции в поисках некоего Байрамукова, подозреваемого в совершении убийства, вышли на того начальника, он не задумываясь указал на гонщика. Мухтара через четыре месяца выпустили – произошла ошибка. Но сыщики уже успели обзвонить журналистов, начихав на презумпцию невиновности, по большому секрету рассказывая им, что гонщика ищут за убийство, а он где-то скрывается. И пошла гулять по Москве дурная слава. И с этим надо было как-то жить. Адвокат предлагал Мухтару подать в суд на правоохранительные органы, но он так и не решился это сделать – не очень-то верил в наше правосудие.

На вопрос близких людей, скоро ли он надумает жениться, Байрамуков отвечал: «Вот миную рубеж – 33 года, тогда буду думать о собственной семье». До «рубежа» он не дожил всего двадцать дней...

В одной из газет появилась краткая заметка: Берков прибыл в Ставрополь на похороны убитого авторитета и сам стал жертвой мафиозной разборки. Братьям Мухтара удалось установить, кто распускает эти слухи. Начиная расследование, ставропольчане первым делом позвонили в Карачаево-Черкессию, и тот самый начальник, у которого был конфликт с Мухтаром, заявил: «Да Байрамуков бандит, его даже из Москвы арестовывать приезжали!» О том, что на самом деле случилось в Ставрополе, мы узнали от следователя Юрия Русина.

Эту бутылку шампанского, подаренную принцессой Дианой, хранят родные Мухтара

За полгода до смерти Байрамуков случайно познакомился с земляком, карачаевцем Исмаиловым (фамилия изменена в интересах следствия). Несколько раз Исмаилов брал у него взаймы. Когда Мухтар узнал, что эти деньги уходят на наркотики, он пожалел парня и решил ему помочь. Уговорил Исмаилова начать лечиться, нанял на свои деньги врача, упросил знакомых ребят присматривать за наркоманом, чтобы он не смог ни у кого купить наркоту. Возможно, кому-то этот поступок Мухтара покажется странным, но только не его друзьям.

30 октября 1998 года Байрамуков вместе с другом по дороге в Москву заехал на короткое время в Ставрополь, где остановился у родственника, снимавшего небольшой домик в переулке Дружбы. На следующий день он присутствовал на похоронах Н. Был ли покойный «вором в законе» (по оперативной информации, Н. купил это звание) – неизвестно, а вот крупным предпринимателем, владельцем коньячного завода он действительно был. И проводить его в последний путь пришло немало людей, в том числе и губернатор Ставрополья.

После похорон к Байрамукову заглянул на минутку Исмаилов и в очередной раз попросил взаймы. Мухтар не таясь расстегнул дорожную сумку, где лежали пачки в банковских упаковках. Эти деньги, собранные родственниками и знакомыми, ему привезли утром. В сумме с уже накопленным и средствами спонсоров они предназначались на оплату контракта с одной из британских гоночных команд. Результаты, которые Мухтар показывал на тренировках, позволяли надеяться на успешные выступления в 1999 году и выход в «Формулу-1».

А в восемь часов вечера Исмаилов и шесть его дружков появились в переулке Дружбы. Трое остались караулить на улице, четверо вошли в дом. Мухтара и его родственника расстреляли спящими, друг Байрамукова сумел выпрыгнуть в окно, но позвать на помощь не успел – дали автоматную очередь в спину.

Убийц разыскивал и северокавказский РУБОП, и братья Байрамуковы. Пятерых задержали, но вскоре троих, тех, кто не участвовал в расстреле, отпустили под подписку. Исмаилов и еще один убийца пока находятся в федеральном розыске. Если верить показаниям задержанных, на счету у Исмаилова с дружками десяток трупов. Они выискивали состоятельных людей, входили к ним в доверие, а потом грабили и убивали...

030113163242b.jpg

Я думаю, этого человека нельзя рисовать одной краской – будь то белая или черная. Но гонщиком, как утверждают западные специалисты, он был классным, фанатиком в самом лучшем смысле этого слова. И, получи Алан Берков поддержку Федерации автомотоспорта (уж не знаю, почему она им не заинтересовалась), сегодня Россия имела бы в «Формуле-1» своего пилота.

Тогда бы и жизнь Беркова не закончилась так трагически...

Edited by Егор

Share this post


Link to post
Share on other sites

Drivers from Russia

Please note that the following top lists are for entertainment purposes only and that complete driver statistics may be lacking.

Top 20 by popularity

1. Vitaly Petrov 6,093

2. Mikhail Aleshin 4,342

3. Sergei Afanasiev 2,386

4. Daniil Move 2,136

5. Daniil Kvyat 1,736

6. Anton Nebylitskiy 1,715

7. Ivan Samarin 1,704

8. Gleb Shirshov 1,605

9. Sergey Zlobin 1,506

10. Vladimir Semenov 1,439

11. Roman Rusinov 1,295

12. Maxim Travin 1,259

13. Oksana Kosachenko 1,150

14. Alexander Lvov 1,149

15. Alexei Vasiliev 1,092

16. Rustem Teregulov 1,091

17. Ivan Lukashevich 1,026

18. Max Snegirev 990

19. Alan Berkov 986

20. Sergey Mokshantsev 930

в Европе о нем помнят до сих пор

Share this post


Link to post
Share on other sites

21100504ll8.jpg

Кстати, в рунете уже ГОД продается (не мной) комплект экипировки Мухтара. За чисто- символические 20 т.р. Все омологировано.

139897993.jpg

139897994.jpg

В Европе оторвали бы с руками и ногами. У нас- нафиг никому не надо.

В музей какой-нибудь нужно его...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Егор, спасибо огромное. Читал про Беркова в "Формуле" давным-давно, но там было весьма сжато описано.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слышал имя давным-давно (ещё году в 97м), тогда же читал про шансы на дебют в Эрроузе. Но кроме этого - ничего, ни словечка.

Прочитал с интересом, автору спасибо и плюсик.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Газета «Коммерсантъ» № 15 (973) от 03.02.1996

Когда сбываются мечты

Любители автоспорта давно мечтают увидеть за рулем автомобиля Formula-1 российского гонщика. Вполне возможно, что это произойдет уже в конце нынешнего сезона. В начале этой недели россиянин Алан Берков подписал контракт с командой Arrows, в котором оговорено, что в случае получения пилотом суперлицензии он выступит на одной из сентябрьских гонок чемпионата мира Formula-1 — в Эшториле (Португалия) или Монце (Италия).

Российским любителям автоспорта имя Алана Беркова ни о чем не говорит. Это и понятно, ведь в России автоспортом он никогда не занимался.

Родился Берков 20 ноября 1969 года в Черкесске. Впервые за руль отцовских "Жигулей" первой модели Алан сел, когда ему было всего 8 лет. Правда, рядом сидел отец, а для того чтобы мальчик видел дорогу, ему подкладывали подушку. С 13 лет Алан ездил на отцовской машине самостоятельно. Тогда же он увлекся мотоциклом — разъезжал по улицам Черкесска на "Восходе-3". Именно тогда, в детстве, как это обычно и бывает, у него появилась страсть к скорости, и Алан решил во что бы то ни стало стать автогонщиком. Этой своей мечте он оставался верен всегда, однако осуществить ее в России не смог. Возможно, живи он в городе с автоспортивными традициями, например в Тольятти или Ижевске, все было бы иначе.

Беркову помог случай. В 1993 году он поехал в Венгрию на Hungarian Grand Prix, этап чемпионата мира Formula-1. Там он познакомился с немецким экс-пилотом, гонявшимся в свое время на знаменитых "24 часах Ле Мана". Немец, поняв, что перед ним одержимый автогонками человек, посоветовал Беркову поступить в знаменитую школу Джима Расселла, расположенную в Англии на автодроме Donnigton-Park. Ее выпускниками были, между прочим, многие известные гонщики, в том числе и первый пилот Williams-Renault Дэймон Хилл. Берков прислушался к совету и поехал в Англию. Для того чтобы поступить в школу, нужна была самая малость — $8 000. Берков не задумываясь выложил эту сумму.

Учебный процесс занимает всего неделю. Первые три дня слушатели занимаются исключительно теорией, в четверг и пятницу — практические занятия, а в конце недели, как это бывает и на соревнованиях, — квалификационные заезды и гонка. Всем доехавшим до финиша выдается национальная лицензия "B". Россиянин сделал хет-трик — показал лучшее время в квалификации, лучшее время прохождения круга в гонке и выиграл саму гонку. Так Берков стал автогонщиком.

Менее чем за три года он прошел 5 ступеней иерархической лестницы автогонок: после национальной лицензии "B" получил национальную "А", международные "С", "В" и "А". Это значит, что Алан достаточно успешно выступал в таких соревнованиях, как Opel Junior, Ford, Opel, Formula-3. В прошлом году Берков выступал в британской Formula-3 за команду Z-Speed Racing, которая и выиграла чемпионат. Партнер Беркова по команде Мартин Байфорд занял в зачете пилотов первое место, а Берков, трижды заканчивавший гонку третьим, — шестое.

Если в нынешнем сезоне он получит суперлицензию, дающую право выступать в суперпрестижных соревнованиях вроде Formula-1 и Indycars, то наверняка войдет в Книгу рекордов Гиннеса, ведь за три года с нуля до Formula-1 никто еще не доходил. Для получения суперлицензии Беркову надо доехать до финиша в 5 гонках Formula-2 (так теперь называется Formula-3000) и набрать на болиде первой формулы 2 000 километров на тест-заездах.

И вот в начале нынешней недели Берков подписал контракт с командой Arrows, принадлежащей Джекки Оливеру. В соответствии с ним он будет выступать за Arrows в Formula-2, проведет 10 тест-заездов в болиде первой формулы этой команды, а также выступит в сентябре на одном Grand Prix королевских гонок — в Монце или Эшториле. Партнером Беркова по команде будет голландец Йос Ферстаппен, в сезоне 1994 года бывший партнером Михаэля Шумахера по Benetton.

Вообще-то Берков мог выступить в первой формуле уже в нынешнем сезоне. Правда, для этого он должен был бы найти спонсоров, готовых выкупить контрольный пакет акций команды стоимостью $5-6 млн. В этом случае Международная федерация автоспорта (FIA) в виде исключения выдает пилотам суперлицензию. Однако россиянин даже не стал заниматься поиском денег. Он справедливо считает, что к Formula-1 он не готов сам. Ведь если в Formula-2 мощность двигателя составляет 500 л. с., то в Formula-1 — уже 750 л. с. В первой формуле полуавтоматическая коробка передач, скорость переключается с помощью кнопок на руле, там же расположено и управление сцеплением, в то время как в Formula-2 пилоты переключают скорость обычным способом, с помощью рычага. А самое главное — Алан психологически не готов к Formula-1. Поэтому нынешний сезон он посвятит адаптации к новым скоростям и психологической подготовке.

Опыт Беркова подтверждает известный тезис, что для занятий автоспортом нужны немалые средства. По его подсчетам, за три года занятий автоспортом (одна гонка стоит около $3 000) он уже затратил около $750 000. Откуда такие средства? Приехав в 1991 году в Москву, Берков со своими товарищами стал заниматься бизнесом, в основном торгово-закупочным. Он утверждает, что его целью было заработать деньги и пробиться в "большие гонки". Однако уже в Formula-3 потребовались спонсоры. Его прошлогодние выступления за Z-Speed Racing спонсировал российский банк "Эффект-Кредит". Контракт Беркова с Arrows оценивается в $1,2 млн. На этот раз спонсорами стали крупные российские компании "Феррейн", "Забайкалзолото" и "Сибнефть", логотипы которых украсят автомобиль российского пилота.

Какие же цели ставит перед собой Берков? Он хочет быть пилотом первой формулы на протяжении 10 лет и один раз, всего один, стать чемпионом королевских гонок. Цель, конечно, фантастическая. Но, как говорится, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.

ГРАНТ Ъ-КОСЯН

Газета «Коммерсантъ» № 68 (1026) от 20.04.1996

Formula-1 ждет Алана Беркова за поворотом

Ъ уже рассказывал о российском автогонщике Алане Беркове, который в нынешнем сезоне выступает в Великобритании в чемпионате Formula-2 (прежде Formula-3000). 5 апреля на автодроме "Олтон-парк" близ Манчестера состоялся первый этап чемпионата. Берков занял общее пятое место и набрал в зачете чемпионата пилотов 8 очков. В настоящее время россиянин ведет переговоры сразу с тремя командами — Tyrrell, Arrows и Jordan — о своем участии в британском этапе чемпионате Formula-1 в Сильверстоуне.

Наверное, есть смысл вкратце напомнить о пути Беркова в элитарный мир автогонок престижного класса. Будучи страстным любителем автоспорта, он в 1993 году поступил в знаменитую школу Джима Расселла, расположенную на автодроме "Доннингтон-парк" в Англии. (Ее выпускником является, между прочим, нынешний лидер чемпионата Formula-1 Деймон Хилл.) Успешно закончив школу, Берков получил национальную лицензию "B". Так он стал автогонщиком.

Менее чем за три года россиянин прошел пять ступеней иерархической лестницы автогонок — после национальной лицензии "B" получил национальную "А", международные "С", "В" и "А". Это значит, что Берков достаточно успешно выступал в таких соревнованиях, как Opel Junior, Ford, Opel и Formula-3. В прошлом году он выступал в британской Formula-3 за команду Z-Speed Racing, которая и выиграла чемпионат. Партнер Беркова по команде Мартин Байфорд занял в зачете пилотов первое место, а Берков, трижды заканчивавший гонку третьим, — шестое.

Если в нынешнем сезоне Алан Берков получит суперлицензию, дающую право выступать в суперпрестижных соревнованиях вроде Formula-1 и Indycars, то наверняка войдет в Книгу рекордов Гиннесса, ведь за три года от нуля до высшей ступени еще никто не поднимался. Для получения суперлицензии Беркову надо доехать до финиша в пяти гонках Formula-2 и набрать на болиде первой формулы 2 000 километров на тест-заездах.

Похоже, эти условия Берков сможет выполнить, причем уже в скором будущем. В январе нынешнего года Берков подписал контракт с командой Arrows. В соответствии с ним он должен был выступать за Arrows в Formula-2, провести 10 тест-заездов в болиде первой формулы этой команды, а также выступить в сентябре на одном Grand Prix королевских гонок — в Монце или Эшториле. Однако Arrows все же не выставил свою команду во второй формуле. Поэтому Берков гоняется в команде Fred Goddard racing, а все остальные условия контракта остаются в силе.

5 апреля в "Олтон-парке" прошла первая гонка британской Formula-2 из 11 запланированных. Берков финишировал пятым в общем зачете. В классе "B", к которому относятся машины старой конструкции, он занял первое место. Главное их отличие от новых автомобилей заключается в коробке передач. Дело в том, что на новых автомобилях сцепление, как и в Formula-1, используется только во время старта. А на той же машине, на которой выступал россиянин, сцеплением надо пользоваться и при переключении с более высокой передачи на более низкую. В результате теряется примерно секунда на круге. В автоспорте, как известно, это очень много.

Как рассказал Алан Берков корреспонденту Ъ, в новых для него соревнованиях он испытал совершенно новые ощущения. Formula-2 предлагает совсем другие скорости. Так, если в прошлом году Берков на той же трассе проехал круг длиной 2 650 метров за 1 мин. 0,3 сек., то на последней гонке ему на это потребовалось всего 53,02 сек. Причем на прямых участках трассы скорость машины достигала 280 км/ч.

После своего успеха в "Олтон-парке" Берков утвердился во мнении, что способен выступать и в королевских гонках. Ведь это была мечта его детства, именно поэтому он и начал занятия автоспортом. И он решил ускорить свой старт в Formula-1. По собственной инициативе он начал переговоры с представителями команд Tyrell, Jordan и все той же Arrows о том, чтобы 14 июля выступить в Сильверстоуне на 10-м этапе чемпионата Formula-1 — "Гран-при Великобритании". Представители Tyrell и Arrows за участие пилота в гонке просят $300 000. Более известный Jordan — на $50 000 больше. Наиболее далеко продвинулись переговоры российского пилота с Tyrrell. В начале мая Берков в Сильверстоуне проедет 250-300 км тестов. Если они пройдут успешно, то ему гарантировано место в кокпите. Правда, чтобы проехать те самые пару-тройку сотен километров, он должен заплатить еще $80 000.

Для участия в чемпионате Formula-2 Беркову необходимы $800 000. Эту сумму он уже практически нашел. В настоящее время спортсмена спонсируют известные российские компании "ЛУКойл" и "Забайкал-золото" и британская компания Ewitt Largo. После президентских выборов в России обещают выступить спонсорами фармацевтическая компания "Ферейн" и концерн "Сибнефть". Пока же Алан Берков готовится к очередной гонке в британской Formula-2, которая запланирована на 6 мая.

ГРАНТ Ъ-КОСЯН

Газета «Клаксон» от 20.11.1998

Алан Берков так и не стал пилотом "Формулы I"

Загадочное убийство российского гонщика.

Трагически завершилась в Ставрополе карьера, пожалуй, одного из самых загадочных российских гонщиков. Алан Берков был убит неизвестными преступниками на квартире своего знакомого.

ЕЩЕ несколько лет назад о пилоте Алане Беркове никто ничего толком не слышал. Интерес к его персоне возник после неоднократных заявлений о том, что вскоре он первым из российских гонщиков сядет за руль болида "Формулы I". Как теперь утверждается, настоящее имя и фамилия уроженца Карачаево-Черкесии Алана Беркова - Мухтар Байрамуков, и уже в 18-летнем возрасте он имел опыт "общения" с правоохранительными органами: якобы, был осужден за изнасилование. В "зоне" Мухтар обзавелся нужными связями и, выйдя на свободу, решил организовать собственное дело. Вскоре из Черкессии он перебирается в Москву, где, по некоторым сведениям, контролирует бизнес предпринимателей-земляков. Имеются предположения, что именно их деньги позволили Байрамукову начать карьеру гонщика в Англии.

Проучившись всего неделю в знаменитой школе пилотов Джима Рассела, он получает лицензию "В" и активно стартует во всевозможных британских чемпионатах. Поначалу гоночная фортуна повернулась к нему лицом. Он даже сумел завоевать шестое место в английском первенстве "Формулы З", где выступал за команду "Z Speed Racing" на автомобиле "Dallara F-394 Vauxhall". В 1996 г. он планировал принять участие в чемпионате "Ф-2" (бывшая "Формула 3000"). Был уже подписан предварительный контракт, по которому Алан смог бы за рулем "Arrows" стартовать в итальянской Монце или португальском Эшториле. Но, видимо, денег перестало хватать, так как участие в престижных гонках Берков оплачивал сам и за три года, по некоторым оценкам, затратил на эти цели три четверти миллиона долларов.

На этом спортивная карьера Алана закончилась. Теперь уже навсегда.

Edited by Егор_

Share this post


Link to post
Share on other sites

139915334.jpg

Изучил журналы АМС Автомотоспорт за 1995-1998 с мыслью: ну не мог же я ничего не читать про него в журнале.

Итог: ни единой строчки. Есть все от деревенского кросса на зилах до десятка некрологов чиновникам досааф. Что это: национальная или классовая неприязнь? Или отношение к статусу? Я не поверю что компетентные в автоспорте люди ничего не слышали о человеке, который заинтересовал 3 команды Ф1.

В такой стране жили... или еще живем.

Share this post


Link to post
Share on other sites

F 3 British Championship (GB) Final Points 1995

Updated by Seppo Pitkanen (FIN)

1. Oliver Gavin (GB) Edenbridge Racing Dallara F 395 Vauxhall Spiess 184

2. Ralph Firman (GB) Paul Stewart Racing Dallara F 395 Honda Mugen 176

3. Castro Neves (BR) Paul Stewart Racing Dallara F 395 Honda Mugen 169

4. Warren Hughes (GB) Alan Docking Racing Dallara F 395 Mitsubishi HKS 158

5. Jeremie Dufour (F) Ligier Junior Team Dallara F 395 Honda Mugen 141

6. Jamie Davies (GB) Fortec Motorsport Dallara F 395 Honda Mugen 107

7. Gualter Salles (BR) Fortec Motorsport Dallara F 395 Honda Mugen 106

8. Cristiano da Matta (BR) Weat Surrey Racing Dallara F 395 Honda Mugen 81

9. Steven Arnold (GB) Edenbidge Racing Dallara F 395 Vauxhall Spiess 72

10. James Matthews (GB) David Sears Racing Dallara F 395 Honda Mugen 60

11. Marc Gene (E) West Surrey Racing

= Dick Bennetts Dallara F 395 Honda Mugen 59

12. Gonzalo Rodriguez (URG) Alan Docking Racing Dallara F 395 Mitsubishi HKS 42

13. Jamie Spence (GB) Fortec Motorsport Dallara F 395 Honda Mugen 29

14. Kurt Mollekens (B) Alan Docking Racing Dallara F 395 Honda Mugen 20

15. Luis Garcia jr (BR) David Sears Racing Dallara F 395 Honda Mugen 16

16. Christian Horner (GB) TOM'S Racing Dallara F 395 TOM*s Toyota 14

17. Brian Cunningham (US) West Surrey Racing Dallara F 395 Honda Mugen 12

18. Owen McAuley (GB) Alan Docking Racing Dallara F 395 Mitsubishi HKS 10

19. Mark Shaw (GB) VC Motorsport Dallara F 395 Fiat Novamotor 7

20. Garth Waberski (SA) DAW Racing Dallara F 395 Honda Mugen 6

21. Alexander Wurz (A) G+M Motorsport Dallara F 395 Opel Spiess 4

22. Geoffroy Horlon (B) Fortec Motorsport Dallara F 395 Honda Mugen 3

Johnny Mowlem Dallara F 393 Vauxhall 0

Christian Horner Dallara F 395 Honda Mugen 0

Takashi Yokoyama (J) Dallara F 394 Toyota TOM'S 0

Werner Lupberger (ZA) Dallara F 394 Vauxhall 0

Martin Byford Dallara F 394 Vauxhall 0

Jim Carney (US) Dallara F 393 Vauxhall 0

Jason Rolf Dallara F 393 Honda Mugen 0

Philip Hopkins Dallara F 393 Fiat Novamotor 0

Roberto Xavier (BR) Dallara F 395 Honda Mugen 0

Steve Allen Dallara F 393 Honda Mugen 0

Russell Ingall (AUS) Dallara F 394 Honda Mugen 0

Daoud Abou Daya (SAU) Dallara F 394 Honda Mugen 0

Zak Brown Dallara F 393 Fiat Novamotor 0

Klaus Graf (D) Dallara F 395 Opel Spiess 0

Steffen Widmann (D) Dallara F 395 Opel Spiess 0

Alan Berkov (SU) Dallara F 394 Vauxhall 0

Tony Renna (US) Dallara F 394 Honda Mugen 0

Tavo Hellmund (US) Dallara F 393 Honda Mugen 0

Paul Evans Dallara F 395 Honda Mugen 0

Paula Cook Dallara F 394 Honda Mugen 0

B Champion Martin Byford (GB) Z-Speed Racing Dallara F 394 Vauxhall Spiess 284

смайлики не я ставил

Edited by Егор_

Share this post


Link to post
Share on other sites

AUGUST 5, 1996

Minardi looking east for sponsors

GIANCARLO MINARDI is tipped to be planning a test for Russian driver Alan Berkov, and this has led to speculation that at least some of the Minardi budget next year is to come from the old Eastern bloc.

Rumors in Germany suggested that the team has found a budget to race next year but is still looking for an engine deal. The team does not want to continue with Ford Cosworth engines as these have been hopelessly underpowered - and expensive - this year.

The problem at the moment is that there are very few sensible customer engine deals being offered, so the smaller teams are looking to new manufacturers or small engine-builders for a supply. There are no shortage of specialist engineering companies which could build an F1 engine, but the problem is always the same - money.

The lack of an engine deal has not stopped the team from beginning the design work on the M197 chassis. Last week Minardi's aerodynamicist Mariano Alperin spent five days in the Fondmetal Technologies windtunnel at Casumaro in Italy.

While F1 teams are keen to get money from wherever they can, teams are being remarkably cautious when it comes to Russia - because of the danger of becoming involved - perhaps unwittingly - with the all-powerful Russian mobs.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В одном из выпусков журнала "Формула" про него тоже была статья. Правда, выпуск номер выпуска не помню.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В одном из выпусков журнала "Формула" про него тоже была статья. Правда, выпуск номер выпуска не помню.

Ну там не совсем про него :) Про Формулу-1 в СССР и России :) Вот эта статья (весь журнал не стал заливать): http://narod.ru/disk/60346053001.3f41c8faa0ea5143284f719497c843c7/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf.html

Share this post


Link to post
Share on other sites

В одном из выпусков журнала "Формула" про него тоже была статья. Правда, выпуск номер выпуска не помню.

Статья про непростые отношения Ф1 и России, там ему был посвящён раздел, проиллюстрированный фотографией, где он рядом с Аленом Простом.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да я выше выкладывал эту статью :)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Никогда не думал, что он так близко к Ф-1 подошел.

Эх, что же за флаг...

bnTOcUmU.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

В 90-е был довольно неплохой еженедельник "Авто" на газетной бумаге, там про Беркова неоднократно писали.

К сожалению следов этой газеты я сейчас в интернете найти не могу.

Кто-нибудь её помнит?

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 90-е был довольно неплохой еженедельник "Авто" на газетной бумаге, там про Беркова неоднократно писали. К сожалению следов этой газеты я сейчас в интернете найти не могу. Кто-нибудь её помнит?

Осталось много вырезок, сканировать некогда.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 24.11.2014 в 06:50, Владимир Коваленко сказал:

Осталось много вырезок, сканировать некогда.

Не нашлось ещё времени отсканировать и дополнить материал? Многие были бы признательны. Для альманаха интересная тема получилась бы.

Edited by Чики-Зай

Share this post


Link to post
Share on other sites

Нет, пока в ближайших планах нет, но, может быть, как раз на выходных посмотрю. Всё подряд сейчас сканировать некогда, но могу поперебирать вырезки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Владимир Коваленко сказал:

В вырезках из "Авто-ревю" за 1997 год ничего нет. Попозже посмотрю 1996 год.

Я специально проверил всю подшивку АМС лет 5 назад- ни единого упоминания.

 

Если у участников форума есть вопросы о карьере Мухтара - присылайте.

Share this post


Link to post
Share on other sites

АМС о нем точно не писал. я внимательно читал каждый номер с 1992.

покойный Шугуров упоминал его во время одной из трансляций 1995, этап не помню. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...