Перейти к контенту
ilovef1

"Французская мафия"

Recommended Posts

Гонка в Кьялами изначально была в календаре на 1981. Но к концу 1980 противостояние FOCA/FISA достигло такого накала (период октябрь 1980 - февраль 1981 и был апогеем конфликта), что FOCA объявила о создании собственной автоспортивной федерации (WFMS) и собственного чемпионата. И опубликовала свой календарь, который на две трети повторял календарь "Формулы-1", в т. ч. в нем был и Гран-при ЮАР. Никто не понимал, что творится, и что будет в будущем, сохранится ли вообще "Формула-1". WFMS загнулась к концу ноября, поскольку национальные федерации отказывались санкционировать гонки FOCA, но проблема была в том, что, под чьим контролем бы не проводились Гран-при, FOCA имела с организаторами контракты, предусматривающие обязательный выход на старт (либо санкции для обеих сторон). Поэтому ситуация была странной - гонка организовывалась так же, как раньше, с санкции FISA, но FOCA не могла не участвовать в ней. Организаторам Гран-при ЮАР было, в сущности, все равно, по чьим правилам или в каком классе проводить гонку, но время приближалось, и когда уже в январе FISA предложила перенести Гран-при ЮАР на более позднее время, организаторы отказались, мотивируя это сезонностью погоды и уже отпечатанными афишами. Тогда FISA предложила соломоново решение - провести гонку не "Формулы-1", а свободной формулы, чтобы в ней могли участвовать любые машины. И организаторы согласились. Таким образом, эта гонка не принадлежала ни к классу "Формула-1", ни к чемпионату "Формула-1", а стала одной из последних "внезачетных" гонок со свободным техническим регламентом. Ну и, соответственно, аннулировать было нечего.

Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Насчёт Жабуя не совсем понял, что был за перелом?

А, последствия аварии в Монреале-80. Понятно. Ну хоть статейку тогда скинь, где сказано, что у него всё так плохо шло - случай явно не такой хрестоматийный, как у Пирони в Хоккенхайме.

А логически напрашивается, что это был повод избавиться от Жан-Пьера, которому стукнуло уже 38, чтобы взять Проста. К тому же, есть ли у тебя информация о том, когда был заключен контракт с Простом? До аварии Жабуя или после?

В этом же контексте мне интересно, как это вышло, что он ездил в "Лижье" с незажившими ногами. А потом, когда они, по логике, должны были маленько уже оздороветь, вдруг взял и уступил своё место Тамбэ. По мне, всё было так - гонщик понял, что ловить больше нечего, а Ги Лижье не возражал.

О Жабуе я прочитал в книге Стива Смолла "Autocourse Grand Prix Who's Who", 4-е издание 2012 года.

Касательно хронологии подписаний контрактов/ухода и т.п. - это надо поднимать прессу тех лет, на что у меня нет времени сейчас.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

252742_433271413412057_1776134719_n.jpg

По-моему, эту машину называли "французский слон" из-за формы воздухозаборника.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А еще автомобиль-верблюд.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я слышал, что называли "Смурфмобилем"

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я слышал, что называли "Смурфмобилем"

А как это переводится?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А как это переводится?

Дословно:

EvB08kzoXL_i2.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ааа, понятно! Да, шапочки у них похожи. А я в Промте и так и эдак эти "смурфы" вводил. :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, надо было картинку сразу прилепить, не подумал :))

Кстати, несмотря на аву, французов у меня в коллекции тоже очень много, начиная с MS80 и MS84, MS120 всех трех лет выступлений, JS5 (в том числе и такой, как на фото выше) JS11, JS11/15 и JS17.

Изменено пользователем Qwertyqwe

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Да, надо было картинку сразу прилепить, не подумал :))

Кстати, несмотря на аву, французов у меня в коллекции тоже очень много, начиная с MS80 и MS84, MS120 всех трех лет выступлений, JS5 (в том числе и такой, как на фото выше) JS11, JS11/15 и JS17.

В какой коллекции? :) Масштабных моделей?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В какой коллекции? :) Масштабных моделей?

Ну разумеется, не настоящих :))

1/43.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А чего - "просто фото"? Это кузница кадров и одна из самых знаменитых гонок Ф2 и Ф3000 прошлого, в ту пору, когда они были никак не привязаны к Ф1 и не были гонками поддержки. :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 1982 году положение стало меняться. Противостояние Балестра и Экклстоуна достигло высшей точки кипения. А могущество французских пилотов достигло наивысшего расцвета.

Главной ударной силой, конечно же, считалась "Рено". Прост вполне мог стать чемпионом мира ещё в прошлом сезоне, если б не невыразительное начало. Теперь все ждали от него побед. И от Рене Арну, естественно, тоже.

4592041-lg.jpg5195296011_f9959e384d_z.jpg

На деле всё получилось не так радужно, как хотелось. Во-первых, надёжность машин оставалась - при отличной скорости - по-прежнему удручающе низкой. Даже кропотливая работа Проста не сильно помогала положению.

arnoux_prost_podio_blog.jpg

А вторым фактором стали личные амбиции Арну, который никак не желал мириться с тем, что более молодой соотечественник быстрее и успешнее, и всячески взялся ему мешать. Вот и во Франции, на трассе "Поль Рикар", Рене проигнорировал приказ команды пропустить Проста и выиграл гонку. Во многом из-за этого, претендовать на титул в личном зачете не получилось. Да, эти три очка всё равно не позволили бы Просту стать даже призёром первенства, но сколько моторов было угроблено в междуусобных битвах, не посчитать.

В конец сезона Арну вполне ожидаемо указали на дверь, но тот особо не расстраивался - хитрый Рене, обладавший талантом интригана и умевший умасливать работодателей, убедил Энцо Феррари, что именно он - тот гонщик, который нужен "Скудерии".

Ещё одним очень серьёзным игроком перед началом сезона считался Дидье Пирони.

5536.jpg

И действительно, он неплохо начал сезон, однако начиная с этой гонки он начал приковывать к себе внимание.

1982_SAN_MARIN_VILL_PIRONI2_1024.jpg

В Имоле, на четвертом этапе сезона, Дидье проигнорировал прямой приказ команды не обгонять Вильнёва. Он обогнал Жиля на последнем круге и нажил себе в лице канадца врага и принципипального соперника. А ведь до этого отношения между напарниками по "Скудерии" были довольно приятельскими.

К несчастью, узнать, чем бы закончилось противостояние француза и канадца, никому не удалось. Спустя две недели в Зольдере Вильнёв погиб, попав в аварию во время попытки улучшить время как раз своего напарника.

kdk9ao.jpg

Пирони был потрясён произошедшим до глубины души. Видит Бог, он не думал, что всё так далеко зайдёт.

А ещё через несколько недель произошло ещё одно страшное происшествие.

45a4e2ec5ae1.jpg

Дидье стартовал с поула, но заглох и не тронулся с места. Через несколько секунд в него врезался Рикардо Палетти, начался пожар... Молодой итальянец скончался в больнице, не приходя в сознание. Эти ужасные события серьёзно повлияли на Пирони, который стал первым, кто пытался помочь Палетти (его отогнали маршалы), но Ф1 не успела оценить обновленного гонщика, который стал серьёзно относиться к тем вещам, о которых раньше судил легкомысленно.

Судьба распорядилась иначе. 1 августа неизвестно зачем Дидье под дождём выехал на длинные прямые Хоккенахайма (обладая при этом лучшим временем пятницы) и в пелене сплошных брызг не разглядел болид Алена Проста...

PIRONI-Accident-HOCKENHEIM-1982-Photo-BAKALIAN-600x374.jpg390530d1346670145-indy-formula-one-fatal-non-fatal-crash-photos-stop-motion-color-b-w-frames-1982-2c-20didier-20pironi.jpg

Ноги Дидье пришлось собирать буквально по кусочкам. К счастью, благодаря усилиям врачей Пирони вскоре сумел вернуться к нормальной жизни, но в Ф1 возвращение не состоялось. Через пять лет Дидье погиб в гонке катеров...

Итогом сезона стало второе место. А если бы он доездил, вне всяких сомнений, Франция получила бы своего первого чемпиона мира.

Hock-2-82.jpg

Но упавшее было знамя подхватил Патрик Тамбэ, который пришёл в "Скудерию" на замену Вильнёву. Он победил в Хоккенхайме и, естественно, получил контракт на 1983 год. До этого Патрик звёзд с неба не хватал, но теперь имел все шансы стать топ-пилотом и бороться в следующем сезоне за титул.

patrick_tambay__great_britain_1982__by_f1_history-d5qe8lh.jpg

Четыре француза выиграли почти все гонки сезона, но никто из них не смог дотянуться до заветного титула. А главным разочарованием сезона стала команда "Лижье" и её бессменный лидер Жак Лаффит.

Ligier_Matra_JS19_Laffite_1982.jpg

"Матра" стала камнем на шее команды. Устаревшая конструкция мотора и неудачная развесовка потопили лодку Ги в одно мгновение. Борьба за победы ушла в прошлое, и Жак, год назад имевший шанс на титул, завоевал только один подиум. Терпение Лаффита лопнуло, и он обратился к Фрэнку Вильямсу с просьбой о трудоустройстве.

Ги остался у разбитого корыта - на 1983 год он купил "Косворт", но было слишком поздно - Ф1 безжалостно завоёвывали турбомоторы.

Ещё одним французом был Жан-Пьер Жарье, про которого все давно и прочно забыли - тем не менее, даже за рулём "Озеллы" он умудрился напомнить о себе, заняв в той самой злополучной Имоле четвёртое место, которое так и осталось лучшим результатом команды из Вольпиано. А в конце сезона он принял предложение "Лижье" - всяко у Ги была машина быстрее, чем у Энцо Озеллы.

riccardo_paletti___jean_piere_jarier__brazil_1982__by_f1_history-d5p1iie.jpg

Редкий кадр - Бразилия, живой и здоровый Палетти и Жарье в боксах команды строят планы на сезон...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вообще Имола-Канада-Хоккенхайм адова мистика похлеще Имолы 94...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

252742_433271413412057_1776134719_n.jpg

интересно Пирелли также хочет диаметр задних колес увеличить относительно передних?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 1983 команда "Рено" поставила на Проста. Сезоны дрязг и разборок внутри команды остались в прошлом, теперь всё было нацелено на одно - чемпионский титул. В пару к Алену взяли Эдди Чивера - американец отличался талантом, но не большими амбициями и прежде всего должен был надёжно прикрывать спину лидеру команды. В "Рено" решились на такое впервые в своей истории.

1983-prost-france.jpg

Ален Прост сделал всё, что мог. Он не допустил почти ни одной ошибки в течение сезона. За три гонки до финиша он опережал на восемь очков Арну и на четырнадцать - Пике и Тамбэ.

Однако в Монце машина, разумеется, сломалась, и Пике отыграл разом девять очков. Обстановка в команде была близка к точке кипения. После Гран-При Европы, когда Прост в открытом противостоянии не сумел обогнать Пике и финишировал вторым, обстановка стала взрывоопасной. Что с того, что вины Проста в проигрыше не было никакой - в команде по его же просьбе "придушили" мотор, чтобы тот хотя бы позволил доехать до финиша?

1983%20Brands%20Hatch%20(Alain%20Prost%20Renault%20RE40,%20Marc%20Surer%20Arrows%20D6).jpg

В Кьялами разразился скандал. Бернар Дюдо и Жан Саж стали его инициаторами, обвинив Проста в том, что он не может стать чемпионом, обладая быстрой машиной. Прост, который и так не отличался витиеватостью в суждениях и предпочитал высказываться прямо, а тут и вовсе вспыхнул и заявил, что давно бы уже выиграл титул, если бы ему дали нормальную машину, а не ту, которая ломается каждые пять минут. Слово за слово, разразился грандиозный скандал, на повышенных тонах и с истерическими нотами, о чём тут же и немедленно узнал весь паддок. Чивер, слушавший всё это, говорят, просто хватался за голову.

В гонке "Рено" Проста выглядел очень блекло, в то время как "Брэбхэмы" ехали блестяще, и в конце концов Ален зарулил в боксы - очередная поломка. А Пике незадолго до финиша, поняв, что титулу уже ничто не угрожает, до того распростел, что великодушно пропустил вперёд Патрезе.

Через день после гонки Прост вылетел из "Рено", хотя непонятно, на что рассчитывали в команде, увольняя своего лидера и единственного человека, который мог принести им титул.

1209_top_10_renault_es_a_formula_1_1983_prost.jpg

В то же время в команде нашлись умные люди, которые решили, что не стоит класть все яйца в одну корзину. Так французские турбомоторы появились на болидах команды "Лотос".

elio_de_angelis__europe_1983__by_f1_history-d5nqrwe.jpg

Ещё одной французской надеждой стала "Скудерия Феррари", под знамёнами которой сражались Рене Арну и Патрик Тамбэ. Увы, надежды Энцо взять реванш за прошлый сезон не сбылись. Отношения двух пилотов не сложились. Арну вновь требовал статуса первого номера, но получил отказ и весь сезон только тем и занимался, что доказывал всему миру своё первосходство над Тамбэ.

Arnoux_1983_Canada_01_PHC.jpg16677159.jpg

В итоге, как обычно, получилось не то, на что рассчитывали. В конце сезона обоим не хватило очков для чемпионского титула. И не хватило немного.

Камбэк Жака Лаффита в "Вильямс" не получился. На фоне Росберга он смотрелся откровенно слабо и набрал в итоге почти в три раза меньше очков, чем финн.

19782547_1204891814_1983_FW09_SA_Laffite_3979.jpg

Ну и стоит отметить полный, тотальный провал "Лижье". Команда вернулась к "Косворту", вот только решение это опоздало на два года. Звёзды за команду Ги ездить уже не хотели. В итоге француз взял к себе постаревшего Жан-Пьера Жарье и малоизвестного бразильца Рауля Боэзеля. Эта пара не набрала за весь сезон ни одного очка - такого позора Ги не знал с момента дебюта в Ф1.

JeanPierreJarier1983.jpg

А всё это отчего? Оттого, что не надо было уступать требованиям "Матры" и не проявлять излишний патриотизм.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 1984 понятие "французская мафия" стало уходить в небытие. И тому было несколько объективных причин.

Первой, пожалуй, можно назвать значительное ослабление конфронтации между Балестром и Экклстоуном - не будет преувеличением сказать, что её почти не стало. Забастовки и прочие неспортивные акции больше не потрясали Ф1, всё стало значительно спокойнее. Бизнес есть бизнес, Берни решил не сворачивать золотой несушке голову и захватить власть иными методами, без спешки и не сразу.

Кризис команды "Рено" удивил многих, а с другой стороны, был вполне ожидаемым - Патрик Тамбэ был хорошей заменой Просту, но всё же не равноценной. Патрик не смог удержаться в "Феррари", где после приглашения Альборето осталось только одно вакантное место. Арну употребил всё свое зловещее обаяние и талант на то, чтобы выпихнуть из команды соотечественника, и ему это удалось.

Renault-F1-1984-Tambay.jpg

В начале сезона "Рено" ещё могли бороться за победы, но затем медленно и верно результаты покатились вниз. Ни Тамбэ, ни его новый напарник Дерек Уорвик сделать с этим ничего не могли. Надёжность вроде чуть улучшилась, но скорость была уже не та. В итоге "Рено" осталась без побед. Тревожный симптом.

patrick_tambay__great_britain_1984__by_f1_history-d5qe1nc.jpg

Особенно настораживал тот факт, что "лотосы" с французскими моторами побежали быстрее машин заводской команды. Ну не всегда, конечно, но в итоге Элио де Анджелис тихим сапом смог занять третье итоговое место в чемпионате.

lotus-1984-elio_de_angelis-1.jpg

Утешало одно: в "Рено" стало спокойно. Больше никто ничего не требовал, топнуть ногой в боксах было некому. Тамбэ для этого был слишком мягким, слишком дружелюбным, слишком своим в доску, а что до Уорвика, то британец после ужасов "Тоулмена" был безмерно счастлив оказаться в топ-команде и не слишком переживал по поводу временного отсутствия побед. Пилоты даже подружились - воистину, осень команды "Рено" оказалась спокойной и золотой.

Так что "Рено" в чемпионате мира 1984 года не решала уже ничего. Но, может быть, Арну, который боролся за титул годом ранее, остался в обойме претендентов?

Как бы не так. С самого начала Рене, во-первых, плотно завяз в борьбе с Микеле Альборето, которому было искренне наплевать на имперские амбиции Арну - молодой итальянец пришёл к соотечественникам вовсе не для того, чтобы подносить снаряды стареющему французу, и уже в третьей гонке сезона одержал первую победу за рудём "Феррари".

imola1984fv3.pngdean_rosb_arno_dall_1984_470313.jpgtumblr_mdlnzkfCCV1rx33q7o1_1280.jpgtumblr_m1lnn2SFmv1qzltk2o1_r1_500.jpg

Как красноречив свирепый и завистливый взгляд Рене в сторону Проста на подиуме в Имоле! Но обо всём по порядку.

Ценой больших усилий Арну удалось оказаться в чемпионате шестым, но при этом он всё равно проиграл две позиции Альборето и не одержал ни одной победы. Обстановка накалялась. Рене несколько раз сумел подняться на подиум, но выглядел он на фоне молодого, весёлого и дружелюбного напарника блекло и проигрышно, а непомерные и ничем не подтверждаемые амбиции усиливали неприятие к нему со стороны всего персонала "Скудерии", а главное - Энцо Феррари.

Возможно, Арну так бесился потому, что понимал - лучшие деньки его остались позади.

Жак Лаффит продолжил своё падение в стан аутсайдеров. Те 11 очков, что он заработал в предыдущем сезоне, в 1984 показались бы небывало высоким достижением. Жак не просто вновь уступил Росбергу, нет, он просто провалился, он выступал тускло, и не будет большим преувеличением сказать, что превратился для команды "Вильямс" в обузу, которой ещё и платить надо. К чести Фрэнка (который не зря потом был пожалован в рыцари и обрёл титул сэра), француза дотерпели до конца сезона. Четыре очка, из которых три Жак заработал в пресловутом Далласе - вот и все результаты за этот сезон.

Laffite_1984_South-Africa_01_PHC.jpgjacques_laffite__great_britain_1984__by_f1_history-d5f7q5p.jpg

Может, тогда "Лижье"? Ведь как носился в своё время Ги с идеей создания "великой французской команды Ф1". В своё время ему это почти удалось, три года назад. Французские пилоты, шасси, мотор, резина, топливо, спонсоры. Команда была настолько французской, что при одном взгляде на машины "Лижье" в ушах начинала звучать "Марсельеза". Вот только путь оказался тупиковым, то, что разработала "Матра", через год уже стало гирями на ногах, а спешный возврат к "Косворту" означал полный закат все надежд.

Зимой махнул рукой и сказал Ф1 "адью" Жан-Пьер Жарье. Ужасно французскую команду собрать уже не удалось, хотя Ги по-прежнему надеялся на помощь в верхах. Протекция помогла получить ему моторы "Рено", однако при, мягко говоря, никаком шасси преимущества турбомотора реализовать не получалось. Ги взял на работу чемпиона Европы Ф3 Франсуа Эсно (о национальности парня можно не упоминать - и так ясно) и опытного Андреа де Чезариса - так, на всякий случай. А вдруг.

francois_hesnault__great_britain_1984__by_f1_history-d5nw64z.jpg

Опасения Ги подтвердились. Неопытный Франсуа ничем команде не помог. Более того, он никак не смог присидеться к болиду Ф1 и проигрывал де Чезарису каждый раз целую вечность, приводя патрона в состояние бешенства.

4587094520_2cb00692d5.jpg

На этот раз сеть французских лотерей стала титульным спонсором, затмив СЕИТА. Табачные короли, увидев, что делается на трассах вот уже в течение двух лет, значительно урезали ассигнования. Правда, вскоре одумались - вполне возможно, что им позвонили откуда положено. Не дело это, бросать великую национальную команду в период временных трудностей.

И действительно, де Чезарис завоевал аж целых три очка. На фоне 1983 года - несметное богатство.

В Португалии, уже под занавес чемпионата, в составе "Рено" дебютировал третий пилот команды - молодой Филипп Штрайфф. Он стартовал под тридцать третьим номером, и считался одной из надежд нации на фоне гаснущих Арну и Тамбэ (про Лаффита уже все забыли).

renault_1984.jpg

Однако дебют ярким не выдался - старт с тринадцатого места и сход с дистанции. Впечатления не произвёл.

Филиппа Альо, который выступал в сезоне-84 за рулём болида RAM, команды, основанной на обломках "Марч", с самого начала не рассматривался как кандидат на серьёзные успехи. Нет, в его таланте, конечно, никто не сомневался, но слабенькая машина резко ограничивала возможности пилота.

8559097101_48e3f78853_z.jpg

Так что же, получается, сезон получился для французов плохим? Внимательный читатель наверняка уже заметил в повествовании отсутствие ключевой фигуры - Алена Проста.

Podium-Brazil-1984.jpgimola1984fv3.pngmonaco_1984_podium.jpgtumblr_m7q2b131mf1r53nlzo1_500.jpg

debd328s-960.jpgProst-e-Lauda-1984.jpg

Вы наверняка уже всё поняли из снимков выше. Самый талантливый из всех соотечественников, Ален просто не мог долго оставаться без работы. Ценное сокровище немедленно прибрал к рукам Рон Деннис, который знал Алена ещё начиная с года его дебюта в "Мак-Ларене" и прекрасно знал, что представляет собой Ален. Ради этого он даже попросил из команды Джона Уотсона, который, впрочем, и так планировал завершать спортивную карьеру, но не так быстро. И расчёты Рона полностью оправдались: Прост выиграл семь гонок в 1984-м.

16677879.jpg

Так м хочется сказать "и стал чемпионом мира". Но увы! Рекордное отставание в пол-очка от Ники Лауды стало очередным препятствием на пути к вожделённому титулу. При этом Ники выиграл на две гонки меньше, при гораздо большей зарплате.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ф1 стремительно менялась. Из смертельно опасного занятия, которое сопровождается чередой скандалов, она на глазах превращалась в рафинированное шоу. О противостоянии Балестра и Экклстоуна уже никто не вспоминал. Мощный маховик крутился, принося гигантские суммы.

Уходило в прошлое и воспоминание о "французской мафии". Экспансия талантливых французов в Ф1 закончилась - пилоты, пришедшие на место Депайе и Пирони, не отличались особыми талантами и харизмой. Да и мест в топ-командах для них уже не было.

"Рено" создала новый болид, однако очень быстро стало ясно - он ещё хуже, чем прошлогодний. Теперь попасть на подиум стало счастьем, а ближе к концу сезона уже попадание в очки превратилось в редкое событие.

Tambay-Warwick_85_Belgium_01-610x400.jpgsenna_estoril854.jpg

Пилотский состав остался прежним. Увы, гармония, царившая между Тамбэ и Уорвиком, никак не отражалась на результатах. То есть абсолютно никак. В начале сезона Тамбэ пару раз приехал на подиум (и то в Имоле он получил третье место благодаря дисквалификации Проста), потом вообще никак не мог попасть в очки и в итоге занял двенадцатое место по итогам сезона. Уорвик оказался и того дальше. Что думают в "Рено" по поводу участия в Ф1 заводской командой, стало ясно уже к середине сезона.

6873929534_4d27933334_z.jpg4835261608_1d92a022cf_z.jpg

При этом "Лотос" с моторами "Рено" начал выигрывать гонки. И в Вири-Шатийоне созрело единственно верное решение - остаться в Ф1 в качестве поставщиков моторов. Так значительно дешевле и выгоднее.

Так не состоялась великая французская мечта. Команда, которая подарила миру турбо-эпоху, перестала существовать, так и не добившись вожделённого титула. Оглядываясь назад, всегда хочется задать вопрос - почему команда, располагавшая всеми ресурсами могущественного автоконцерна, не смогла уделать частников из "Брэбхэма", "Мак-Ларена" и "Вильямса"?

А ответ на него до боли прост. Излишний патриотизм всегда вредил делу, и то, что первый пилот-нефранцуз появился в команде только в 1983 году, говорит о многом. Долгие мучения с турбомотором, поиски собственного пути. Излишняя политизированность, громоздкая структура управления командой, слишком много начальников - всё это команда "Рено" образца тех лет. Механизм оказался слишком тяжёлым, и даже Ален Прост не смог его расшевелить. В принципе, его увольнение и поставило крест на заводской команде - два последующих сезона превратились в деградацию и агонию. В "Рено" не смогли простить своему пилоту резких высказываний и то, что он посмел перечить и публично критиковать руководство. В итоге потеряли всё.

Рене Арну продолжал плести интриги всё межсезонье, чем откровенно достал всю команду.

2011-07-25_015617PM.jpg

Он никак не мог смириться с тем, что проигрывает Альборето, и усматривал в этом вовсе не собственные недостатки, а злые козни против него со стороны патриотично настроенных итальянцев. После гонки в Бразилии, где Рене уступил в квалификации шесть мест своему напарнику и два - на финише, в "Феррари" услышали очередную порцию нытья. После такого в команде, которая и так уступила его давлению зимой 1983-1984, озверели окончательно и просто указали гонщику на дверь после первой же гонки сезона. Хорошо ещё, что с обтекаемой формулировкой, а не с волчьим билетом, но подоплёка и так была всем известна. Оставшуюся часть сезона Арну провёл в размышлениях о трудной судьбе француза в насквозь итальянской, враждебной "Скудерии". А если бы не его амбиции, вполне спокойно мог провести его за рулём "Феррари" и побороться за победы.

После того как в "Вильямсе", вытерев пот со лба, по истечении двухлетнего контракта наконец избавились от Жака Лаффита, француз вернулся к Ги Лижье, который принял блудного сына с распростёртыми объятиями. В "Вильямсе" Жак чувствовал себя не в своей тарелке, Патрик Хэд всё время зыркал на невезучего француза, а Фрэнк строго смотрел с-под бровей, поэтому даже некому было пожаловаться на то, как ему плохо в чемпионской команде - никто бы, глядя на его результаты, в это не поверил. Особенно зная то, что в "Вильямсе" нет никакой командной тактики.

В "Лижье" Лаффит оказался дома и сразу же занялся тем, что начал застраивать слишком быстрого и слишком непокорного де Чезариса.

8543029930_42ba9359ed_z.jpg16677170.jpg

Однако Андреа, который год назад спасал команду, которая едва могла набирать очки, с этим был не согласен и не собирался быть вторым номером только потому, что Лаффит когда-то ездил в этой команде.

Едва Жак понял, что по-хорошему не получится обогнать итальянца на трассе, как с де Чезарисом стали происходить удивительные вещи. Он вдруг резко сбавил в результатах, машина вдруг опять начала ломаться, и за каждый просчёт Андреа получал в команде выволочку с проволочкой. Не так уж он был и плох, но тем, кто был посвящен в детали, становилось ясно - в "Лижье" ищут повод избавиться от итальянца, который неудобен своему в доску, почти родному сыну Лаффиту и вообще, в рамки концепции о великой французской команде никак не вписывается. Андреа мешал всеобщему счастию, а потом, ведь Лаффит вернулся на подиумы, на нижнюю, правда, ступеньку.

И в Австрии повод нашёлся - после аварии Андреа вернулся в боксы, где ему сухо сообщили, что в его услугах более не нуждаются.

Тот факт, что Лаффит впервые квалифицировался перед де Чезарисом в Детройте, и вообще Андреа до возвращения в Европу имел больше очков и всегда намного опережал Жака в квалификации, патриотичного Лижье не смутил.

1985_002.jpg6738517933_e1bdcd6578_z.jpg

На место выкинутого из команды де Чезариса взяли Филиппа Штрайфа, талант которого почему-то никто не оценил, даже в родной "Рено". Но Ги взял его, чтобы лишний раз подчеркнуть, как там были неправы. И в общем Филипп оказался идеальным напарником: Лаффиту он ничем не угрожал, Жак расслабился - всё как в старые добрые времена, он опять лидер и пользуется полным доверием команды, которая заглядывает ему в рот.

Однако в Аделаиде Штрайфф на свою беду отступил от своего идеального образа молодого подносчика снарядов. По ходу гонки сошло очень много пилотов, и ближе к финишу две "Лижье" нежданно-негаданно оказались на втором и третьем местах. И тут в Филиппе проснулся гонщик, в конце задней прямой он неожиданно атаковал Лаффита, но Жак, бесконечно удивлённый таким непредсказуемым поведением ручного напарника, захлопнул калитку. Итогом стало повреждение машины Лаффита и оторванное переднее левое колесо машины Штрайффа. Трудно представить, что сделал бы с молодым гонщиком Ги Лижье, произойди это несколькими кругами раньше. Но обоим французам помогло то, что до финиша оставался всего один круг и сзади все отставали очень намного.

Поэтому в команде ограничились всего лишь тем, что строптивому Филиппу выписали расчёт.

А в ЮАР пилоты "Лижье" и "Рено" не поехали. Недовольное политикой апартеида, правительство и президент Франции громко высказывали своё отрицательное мнение. Разумеется, настоящим патриотам было настоятельно рекомендовано туда не ездить - рекомендация исходила тоже не абы от кого, а от кого положено. Франции верные сыны туда и не поехали (правда, властям ЮАР было на них решительно наплевать, ибо про эту акцию вряд ли кто-то даже знал), а ненастоящий патриот Ален Прост, который и выступал за неправильную команду, да и вообще, был как бы не очень своим, туда поехал и даже поднялся на подиум.

Кстати, недовольство Ги Лижье Филиппом Штрайфом усилилось ещё и тем, что Филипп поступил не очень патриотично - не захотел пропускать гонку в Кьялами только потому, что так решили где-то наверху, и с радостью принял приглашение Кена Тиррелла прокатиться в болиде под номером 4 - Кен был всегда вне политики и присматривался к молодому французу с момента появления того в Ф1.

1985005.jpg

Франсуа Эсно столь же быстро попрощался с Ф1, как в ней оказался. Ги Лижье быстро понял, что с ним каши не сваришь, а больше никому француз оказался не нужен. В начале сезона, правда, Франсуа попробовал было пристроиться в "Брэбхэм" - не за красивые глаза, разумеется, а благодаря поддержке личных спонсоров. Однако даже для рента-драйвера он ехал слишком медленно, и Берни Экклстоун быстро избавился от такого "подарка судьбы", особенно на фоне того, что результаты Пике резко упали и нужен был второй пилот не денежный, а уже скорее быстрый.

80107.jpg

"Нельсон Пике фотографировался с утиными губами ещё до того, как это стало мэйнстримом"(ilovef1©)

Потом Эсно сделал ещё одну попытку вернуться в Ф1: на Гран-При Германии "Рено" в качестве рекламной акции выставила третью машину и доверила управлять ею как раз уволенному из "Брэбхэма" французу (ну а кому ж ещё-то!).

FrançoisHesnault1985RenaultF1.jpg

В гонке он был, естественно, далеко позади своих похожих на суперменов напарников и бесславно сошёл, после чего про него в Ф1 никто не вспоминал. А начало было таким многообещающим!

9350211411_8804a3f48d.jpg

Филипп Альо, про которого все давно уже забыли, провёл второй тусклый сезон за рулём вялого RAM - лучшим результатом стало девятое место в Бразилии.

Ален Прост вновь заслуживает отдельного разговора. Может выглядеть загадкой, почему он не был очень популярен среди соотечественников. Его не очень обожали простые фанаты. Ги Лижье тоже его недолюбливал. Ален как-то выделялся среди французов своей непатриотичностью. А придя в "Мак-Ларен", он не стал качать права, как Арну в "Феррари", а начал упорно работать и сходу одолел Ники Лауду, работая не под ковром, а на трассе.

crpbrazil85bra_003.jpg

Ален не боялся принимать вызов и говорил прямо то, что думает. За это его уволили из "Рено", подписав команде приговор. Прост не пропал никуда и в 1985 стал чемпионом мира, в то время как команда, которая демонстративно выставила его на улицу, скатилась в аутсайдеры и объявила о своём уходе.

Прост упорным трудом и честным подходом в команде покорил всех, в том числе и Рона Денниса. С Лаудой же вышла некрасивая история, когда во время какой-то вечеринки Ники попытался под шумок, что называется, развести хмельного и сентиментального Рона Денниса на дополнительную зарплату. Итогом стала утрата доверия, единственная победа в сезоне-85 и тихий, скромный уход из Ф1.

prost_1985_winner.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Что думают в "Рено" по поводу участия в Ф1 заводской командой, стало ясно уже к середине сезона.

Что думают в Рено о заводской команде и о расходах на неё в Ф1 стало ясно еще в конце сезона1984 года.

В июле я впервые встретился с гоночным директором Renault Жераром Ляруссом и намекнул о своей заинтересованности. Он полагал, что, вероятно, в Renault не будет смены пилотов, но, в общем, будет видно. Позже он позвонил и сказал, что тема «Лауда» стала актуальной, мы в общих чертах пришли к единому мнению и договорились о встрече в Париже.

[....]

Дело происходило, конечно, в строжайшей тайне. Я боялся, что Рон Деннис в оставшихся гонках может вставить мне палки в колеса, и я могу из-за этого проиграть чемпионат. Ясно, сказал Лярусс, все останется тайной, ни один человек ничего не узнает.

Я полетел с Ибицы в Париж. Мы дискутировали и торговались часами, в конце концов, он принял мои финансовые требования, которые были, признаться, не слабыми.

[...]

Когда бумажонка была готова к подписи, Лярусс сказал, что мы должны теперь нанести небольшой визит президенту. Я понял это, как своеобразный визит вежливости, первое рукопожатие и так далее. Мы поднялись к господину Ханону, который мне с первого взгляда показался несимпатичным. Он излучал холод и жесткость. Он выглядел вообще не особенным сторонником гонок, во всяком случае, не находил для спорта хороших слов. Затем он сказал Ляруссу и мне, что контракт, к сожалению, не может быть заключен сегодня. Будто бы произошло нечто непредсказуемое, и необходимо еще четырнадцать дней времени.

Лярусс сам был удивлен этим, и я догадался, что его положение в фирме было не таким радужным.

[...]

Как бы то ни было, Лярусс предложил мне пока подписать бумажонку, а подпись Renault будет поставлена позже. Такую ерунду я отклонил — что представляет собой договор, подписанный одной стороной? Мы остановились на том, что Лярусс позвонит мне, как только все будет готово для подписания.

[...]

Лярусс позвонил в августе. Все в порядке, контракт одобрен, менеджмент сказал: «Да», мы можем подписывать. Раздраженный прошлым разглашением информации, я сказал следующее. «Договор в силе, и я даю в этом слово, но официальную подпись я поставлю лишь тогда, когда будет решен исход чемпионата. В противном случае я боюсь действий со стороны Рона Денниса. Если он точно будет знать, что я его покидаю, он сделает Проста чемпионом.»

Лярусс согласился с этим и удовлетворился устным заключением договора, что и подтвердил со своей стороны. Тем самым определилось, что я стал пилотом Renault на 1985 год.

[...]

В начале сентября я получил известие, что должен перезвонить Ляруссу в Бретань, где он проводил отпуск. Срочно!

«Извини», — сказал он, — «я не могу выполнить условия договора. Профсоюзы во Франции разволновались из-за величины оплаты, кроме того, есть столько других забот. И президент сказал, что не сможет оправдаться перед профсоюзами о выплатах господину Лауде стольких-то миллионов, если с другой стороны предстоят увольнения на фирме.»

Я спросил его, не сошел ли тот с ума, и как он себе все это представляет.

Лярусс: «Мне очень жаль, мне очень жаль, я ничего не могу поделать».

На этом для него дело было закончено. А я был без контракта, в руках Рона Денниса и имел впереди только две решающие для чемпионата гонки, Нюрбургринг (07 октября 1984) и Эшторил.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Оглядываясь назад, всегда хочется задать вопрос - почему команда, располагавшая всеми ресурсами могущественного автоконцерна, не смогла уделать частников из "Брэбхэма", "Мак-Ларена" и "Вильямса"?

А может не в патриотизме Renault дело? Ведь провалились проекты участия в Ф1 заводской командой у таких мощных концернов как: БМВ, Хонда, Тойота, Форд (Ягуар)... :)

Изменено пользователем Весельчак_У

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А может не в патриотизме Renault дело? Ведь провалились проекты участия в Ф1 заводской командой у таких мощных концернов как: БМВ, Хонда, Тойота, Форд (Ягуар)... :)

И в патриотизме тоже. Они могли по крайней мере пригласить звёздных пилотов, а не зацикливаться на одних французах. Это путь в никуда. К тому же у французов реально было всегда много политики, это факт, поэтому я позволяю себе излагать факты в художественном стиле:)

А у больших концернов беда одна: чудовищное количество начальства и размазанная структура управления, и поэтому такая махина лишь усложняет руководство гоночной командой.

Что касается "Рено", я имел в виду то, что было видно со стороны, а в 1984 вроде результаты были ещё очень высокие, поэтому вряд ли кто-то догадывался о планах концерна распустить команду.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, кстати, за выдержки из воспоминаний Ники Лауды. Они очень точно характеризуют то, что я хотел донести :) Лярусс уже показал себя как менеджер, неспособный навести порядок у себя в команде, поэтому руководство концерна он скорее раздражал. А потом, весь план по приглашению Лауды выглядел чистой аферой ещё и с финансовой точки зрения: Ники требовал намного больше, чем платили Тамбэ и Уорвику вместе взятым.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот, кстати, очень интересная статья:

http://www.spam.org/archive/2006/02/f1_komtakt/

И про командную тактику, и про войну Проста с Арну, и про угрозы в адрес Проста.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...