Перейти к контенту

В архиве

Эта тема в настоящий момент находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

Emerald

Командная тактика

нужна ли нам командная тактика и можно ли ее запретить?  

145 голосов

  1. 1. справедлива ли кк в формуле 1?

    • да, необходимо сразу расставить приоритеты
      18
    • да, но после 2-3 гонок определиться с лидером команды
      36
    • кто выиграл квалификацию, тот и и имеет приимущество по ходу гонки
      8
    • по ситуации на трассе в момент принятия решения
      67
    • нет, не в каком виде, чтобы избежать подобных скандалов, как в сезоне 2007
      16
  2. 2. реально ли запретить КК?

    • да
      5
    • нет
      140


Recommended Posts

Если чо, то Дэймон потерял на пите меньше чем на финише.

Это абсолютно ни о чем не свидетельствует. Он вполне мог просто зафиксировать свою позицию.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Это абсолютно ни о чем не свидетельствует. Он вполне мог просто зафиксировать свою позицию.

Зачем? :unsure:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Зачем? :unsure:

Патамушта гладиолус ! © :D

Зар, ну чего ты из меня жилы тянешь ? Я с тобой в кошки-мышки играть не буду, отвечая до бесконечности на бессмысленные вопросы, тем самым оголяя слабые места в своей позиции, за которые ты потом с умилением уцепишься и будешь громогласно опровергать всю ситуацию. Я и так уже тут кучу материалов привел в то время как ты ограничиваешься лишь безапеляционными фразками или никчемными вопросами.

Имея на руках:

1. Слова Дэвида из Рэйсинга о том, что в Виллиамс было КТ и ему было неприятно;

2. Слова Дэвида из его блога о .том что Дэймона гнули под Проста;

3. Пропуск Хиллом Проста во время ГП Канады 1993, зафиксированный словами Проста и фотографией

я с чистой совестью фиксирую факт наличия КТ в команде Виллиамс.

4. Что касается так любимого вами деления КТ на разумную+оправданную (в условиях отсутствия шансов на титул у напарника) и неразумную грязную (в условиях наличия шансов на титул у напарника), то учитывая то обстоятельство, что ГП Канады было лишь шестой гонкой сезона и у Дэймона на момент пропуска были все шансы бороться за титул, я делаю вывод о том, что это была неразумная КТ.

Спасибо за внимание :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Патамушта гладиолус ! © :D

Зар, ну чего ты из меня жилы тянешь ? Я с тобой в кошки-мышки играть не буду, отвечая до бесконечности на бессмысленные вопросы, тем самым оголяя слабые места в своей позиции, за которые ты потом с умилением уцепишься и будешь громогласно опровергать всю ситуацию. Я и так уже тут кучу материалов привел в то время как ты ограничиваешься лишь безапеляционными фразками или никчемными вопросами.

Имея на руках:

1. Слова Дэвида из Рэйсинга о том, что в Виллиамс было КТ и ему было неприятно;

2. Слова Дэвида из его блога о .том что Дэймона гнули под Проста;

3. Пропуск Хиллом Проста во время ГП Канады 1993, зафиксированный словами Проста и фотографией

я с чистой совестью фиксирую факт наличия КТ в команде Виллиамс.

4. Что касается так любимого вами деления КТ на разумную+оправданную (в условиях отсутствия шансов на титул у напарника) и неразумную грязную (в условиях наличия шансов на титул у напарника), то учитывая то обстоятельство, что ГП Канады было лишь шестой гонкой сезона и у Дэймона на момент пропуска были все шансы бороться за титул, я делаю вывод о том, что это была неразумная КТ.

Спасибо за внимание :)

:o :D

Ты што, Ден?

Я вовсе не собираюсь спорить на тему КТ в Вильямсе, я просто сделал замечания по Монреалю-93, и то что там Хилл не держал темпа Проста - очевидно. Что до самого момента пропуска, то тут можно спорить, но опять таки, не вижу смысла, как и не вижу смысла в борьбе напарников за гранью фола, когда один ощутимо быстрее другого.

КТ это когда более медленный напарник обгоняет более быстрого, а в данном случае- оптимизированный обгон, имхо.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
КТ это когда более медленный напарник обгоняет более быстрого, а в данном случае- оптимизированный обгон, имхо.

А в Австрии-01 была КТ?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Патамушта гладиолус ! © :D

Зар, ну чего ты из меня жилы тянешь ? Я с тобой в кошки-мышки играть не буду, отвечая до бесконечности на бессмысленные вопросы, тем самым оголяя слабые места в своей позиции, за которые ты потом с умилением уцепишься и будешь громогласно опровергать всю ситуацию. Я и так уже тут кучу материалов привел в то время как ты ограничиваешься лишь безапеляционными фразками или никчемными вопросами.

:D :rolleyes: B)

Простите не сдержался.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Другое дело - сам пилот виноват, что ещё в 1997-м позволил так с собой поступать.....................

Только в 2007-ом, в своей биографии “Как оно есть” Култхард рассказал, что не все проблемы имели технический характер: “Первый признак того, что команда McLaren будет особо поддерживать Мику появился в Мельбурне 1996 года (первая гонка сезона). Я разговаривал со своим гоночным инженером, Мика общался с собственным. Открылась дверь и в помещение зашел Рон. Я поднялся, для того, чтобы пожать ему руку, но он проигнорировал меня. Вместо этого, он присел рядом с Микой и спросил: “Какой план на гонку, ребята?”. Мы выслушали план Мики и затем Рон спросил: “Хорошо, а что будут делать они”?

Руководитель моей команды говорил обо мне так, как будто я был в соперничающем коллективе. “Они” это не то слово, которое используется в такой ситуации, верно? В этот самый момент, моя юношеская наивность и мои идеалы начали рушиться” – пишет Дэвид на страницах своей биографии

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рон сразу дал понять Девиду где его коврик место :D

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Мельбурне-98, как и в Хересе-97 и Дэвиду пришлось отдать победу Мике Хаккинену: DC: “Это самые горькие воспоминания моей жизни. Рон всегда поддерживал Мику, а потом и Кими, больше, чем меня”. Эти горькие слова, произнесенные только через несколько лет позволяют понять, чего стоило Дэвиду придерживаться «командной тактики» в 1998-ом

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В Мельбурне-98, как и в Хересе-97 и Дэвиду пришлось отдать победу Мике Хаккинену: DC: “Это самые горькие воспоминания моей жизни. Рон всегда поддерживал Мику, а потом и Кими, больше, чем меня”. Эти горькие слова, произнесенные только через несколько лет позволяют понять, чего стоило Дэвиду придерживаться «командной тактики» в 1998-ом

Футы!

Ну ведь очевидно даже детям, что все это ни в какое сравнение не идет с тем, как нагибали Рубенса, Хреберта, Ирайна под Шумахера!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Неадекватам отвечать не буду :P

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Неадекватам отвечать не буду :P

Ну извините! Если вы не видите ОЧЕВИДНЫХ РАЗЛИЧИЙ - кто в этом случае неадекват?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

очевидные различия тут только в цветах команды и следующими за ними различиях в отношении к данным эпизодам, не более

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Вообще-то вторую позицию Хилл проиграл Шумахеру и Сенне из-за задержки на пит-стопе, если чО :blush:

+1

Это абсолютно ни о чем не свидетельствует. Он вполне мог просто зафиксировать свою позицию.

Тоже согласен :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Тоже согласен :)

А смысл, иметь возможность и не догонять?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
очевидные различия тут только в цветах команды и следующими за ними различиях в отношении к данным эпизодам, не более

Очевидное различие состоит и в том как жертвы КТ исполнили инструкции команды. В остальном - все абсолютно одинаковое.

А смысл, иметь возможность и не догонять?

А смысл задавать такие вопросы ?

Ты в этом сезоне ни разу доезжательств не видел разве ?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А смысл задавать такие вопросы ?

А смысл такой- что если последовательность действий пилота не логична, то велик шанс того, что сделаны неверные выводы, о КТ, в частности.

Не говоря уже о том, что это чистой воды твое хиллофобское допущение.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Футы!

Ну ведь очевидно даже детям, что все это ни в какое сравнение не идет с тем, как нагибали Рубенса, Хреберта, Ирайна под Шумахера!

А как нагибали Рубенса, Херберта и Эдди? Несколько ничего не решавших гонок? Херберт - вообще пилот средний - его и нагибать не надо. Рубенс - мы и в этом сезоне видели чего он стоит на фоне напарника (или его сломили все-таки). А Эдди сам признавал что Шуми лучший пилот. ;)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А смысл такой- что если последовательность действий пилота не логична, то велик шанс того, что сделаны неверные выводы, о КТ, в частности.

Не говоря уже о том, что это чистой воды твое хиллофобское допущение.

Аа, ну тогда до свидания. Вот как раз об этом я и говорил вчера вечером :blush:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Аа, ну тогда до свидания.

Счастливенько, предполагать *абы что* в подкрепление своей позиции- фирменная фишка болельщиков самзнаешького ;)

Извиняюсь за грубость, вспылил

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Счастливенько, предполагать *абы что* в подкрепление своей позиции- фирменная фишка болельщиков самзнаешького ;)

Ковалайнена? :unsure:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Футы!

Ну ведь очевидно даже детям, что все это ни в какое сравнение не идет с тем, как нагибали Рубенса, Хреберта, Ирайна под Шумахера!

как? Если Дэвиду грозили увольнением, то этим товарищам продляли контракты. В результате в Феррари пряником, в МакЛарене - кнутом.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

F1Racing, November 2008, p.79

Interview, D. Coulthard

Famously, you had to give your position away to your team-mate Mika Hakkinen on two ocasions: at Jerez in 1997 then at the opening race of 1998 in Melbourne. Were they instrumental in handling him the initiative?

[Pauses ruefully] Yeah... the '97 one was the most confusing because there was no talk beforehand. just an instruction during the race. That was upsetting. I clearly remembermy American girlfriend at the time shouting at Ron, "You're an asshole" and that sort of thing and I remember thinking. "She's not wrong, and I'm not going to tell her she shouldn't be shouting at him". It happened in Williams, too, and it really sucked. I never got my head around the concept of why you would want to win by default.

What if you'd said "No" in Jerez?

I argued about it for more than 20 laps because it had never been discussed. I just thought, "Why should I move over?". And before I eventually did, I was told several times, "You're seriously compromising your position in the team". But it goes against my brain to do against the people I work with. So if it was for the good of the team, even though I didn't like it, refusing would have gone against what makes me a person.

и еще

Mika Hakkinen was well known for being a pretty quiet guy but you both raced each other very hard - like when you touched wheels at the first corner in 1999 Belgian Grand Prix... You won the race beating him fair and square that day. How did Mika react in that situation?

He wouldnt speak to me on the podium. After we celebrated I had to say to him: "Let's dort this out because you lost and I won - what do you want me to do?" I remember his engineer had a go at mine, Phil Prew who now works with Lewis[Hamilton]. He told Phil: "If we lose the world championship it will be because of you". And I thought, "FUCK OFF and just say thank you for all the good things we did for you". That's what I hate in people when in the moment of selfishness they forget about their thanks. Can you put in in capitals please? It's important.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Неизбежное зло!

"Командные приказы, влияющие на результаты гонки, запрещены".

(Из постановления Комиссии FIA по Формуле-1 от 28 октября 2002 года)

Уже три года минуло с тех пор, как в Формуле-1 официально запрещена командная тактика. Решение это было принято по следам достопамятного Гран При Австрии 2002 года, в котором лидер гонки, второй пилот Ferrari Рубенс Баррикелло уступил победу лидеру Скудерии Михаэлю Шумахеру в последнем повороте. Что тогда было! Негодующие болельщики, шквал возмущения в прессе, и как результат — официальный запрет на подобные действия со стороны FIA.

Но ничего не изменилось. Командная тактика в Формуле-1 по-прежнему процветает, несмотря на запрет. Renault F1 выигрывает оба титула чемпионата-2005 методами Ferrari — бросив на алтарь победы интересы и гоночную репутацию своего второго пилота, Джанкарло Физикеллы. А болельщикам остается лишь острить и злословить, слушая, как будущий чемпион Фернандо Алонсо прозрачно намекает боксам Renault по внутренней связи, что пора бы напарнику пропустить его вперед…

Впрочем, стоит ли удивляться живучести командной тактики и тому, что чиновники FIA старательно закрывают на нее глаза? Ведь еще три года назад было очевидно, что запрет, принятый FIA под натиском возмущенной общественности, был мертворожденным.

Во-первых, применение командных приказов практически невозможно отследить, а главное — официально доказать. Всегда найдется десяток внешне убедительных причин для перестановки пилотов — проблемы с машиной, ошибки гонщика или механиков, промашки в тактике и т.п… Строго говоря, та история с Ferrari на А-1 Ринге вызвала столь грандиозный скандал лишь из-за того, что все было сделано с вызывающей, оскорбительной для публики демонстративностью. Кстати, оглядываясь назад, можно предположить, что та демонстрация была своего рода маленькой местью Рубенса Баррикелло — за унизительную для любого гонщика роль, которая была уготована ему в Ferrari. Приказ пропустить Михаэля он получил кругов за 10 до финиша, однако тянул с этим до последнего поворота гонки, чтобы отдать свою победу Красному Барону за 200 метров до финиша. Тормозни Ferrari Рубенса пораньше и любым другим способом из богатого арсенала команды (например, неудачным пит-стопом) — скандала бы не было. Ну, разве что болельщики ругнулись бы привычно на Скудерию, опять «сплавившую» бразильца… Предшественник Баррикелло на посту «подносчика снарядов» для Красного Барона, Эдди Ирвайн, известный циник и пофигист, уже уйдя из Скудерии, признавался: получая от Жана Тодта приказ пропустить вперед Шумми, он обычно имитировал какую-нибудь техническую неисправность, например, проблемы с тормозами. Ирландец хвастался: получалось, мол, очень убедительно — не подкопаешься!

Да, можно понять болельщиков, жаждущих честной и бескомпромиссной борьбы и проклинающих зло командной тактики. Но следует признать: в Формуле-1 это традиция.

Командные приказы слишком глубоко укоренены в истории автогонок. По сути, они существовали всегда. На заре автоспорта, когда за руль первых гоночных автомобилей зачастую садились их изобретатели или богатые владельцы, командная тактика базировалась на очень простом принципе: кто платит, тот и заказывает музыку. Люди, владевшие гоночными машинами, иногда сдавали их в аренду другим гонщикам, но отнюдь не жаждали им проигрывать. А потому «арендатор», принимал как данность: если владелец машины захочет его обогнать, он обязан посторониться!

В 30-х годах, накануне Второй мировой войны, определять командную тактику начали менеджеры заводских команд. В знаменитых Серебряных стрелах — команде Mercedes под руководством Альфреда Нойбауэра — царила истинно немецкая полувоенная дисциплина. Нойбауэр, отличавшийся необъятными габаритами, зычным голосом и железной волей, в гонщиках разбирался отменно, а потому в подведомственной ему команде даже на вторых ролях были очень яркие, талантливые пилоты — Херманн Ланг, Дик Симэн, Луиджи Фаджиоли... Но на равное положение с Рудольфом Карачиолой и Манфредом фон Браухичем они претендовать не могли. Если в гонке у признанной звезды Мерседеса ломался автомобиль, «второй» или «третий» номер команды был обязан уступить ему свою машину. Перед стартом конкретная командная тактика, правда, разрабатывалась редко — обычно дон Альфредо, как прозвали Нойбауэра в паддоке, позволял своим пилотам первые несколько кругов ехать в полную силу и прикидывал расклад на гонку. Но как только один из них пробивался в лидеры, остальным предписывалось его не атаковать — за исключением тех случаев, когда лидер дона Альфредо не устраивал. Тогда из боксов следовал прямой приказ: уступить место «нужному» водителю.

А «нужными» для Нойбауэра чаще всего оказывались его соотечественники. И не просто соотечественники, а пилоты состоятельные, из высшего общества. Прусский аристократ Мандред фон Браухич чувствовал себя в Мерседесе «белой костью». Понимая, что ему не грозят никакие последствия, он даже периодически позволял себе срываться с поводка дона Альфредо. На Гран При Монако 1937 года всю заключительную треть дистанции лидер гонки фон Браухич вызывающе игнорировал сигналы шефа Мерседеса пропустить вперед знаменитого Рудольфа Карачиолу. Каждый раз, проезжая мимо своих боксов, Манфред насмешливо показывал начальству язык…

А вот Херманн Ланг, хоть и был чистокровным немцем, позволить себе шутить с боссами Мерседеса не мог. Иначе пробкой вылетел бы из команды — не в последнюю очередь из-за своего пролетарского происхождения. Мальчишка из бедной семьи, начинавший свою гоночную карьеру механиком, в команду Mercedes он попал из паровозного депо, где водил локомотивы. До гонщика Ланг дорос благодаря стечению обстоятельств — надо было срочно заменить заболевшего пилота… Блестящий талант, по скорости превосходивший многих своих напарников, Херманн был вынужден безропотно играть роль второй скрипки при Карачиоле и фон Браухиче, дожидаясь, когда ему будет дозволено побеждать. На его счастье, этот день пришел — в 1937—1939 годах плебей Ланг одержал немало побед над звездами Мерседеса и даже стал чемпионом Европы. Однако Херманн все равно остался для них «механиком». «Шампанского для Карачиолы и меня, а для этого парнишки — газировку!» — такие распоряжения обычно отдавал на подиуме фон Браухич…

После Второй мировой войны командная тактика в автоспорте продолжала оставаться в порядке вещей. В конце сороковых годов именно ею была известна блистательная и непобедимая Alfa Romeo. Итальянцы — граф Карло Феличе Тросси, Акиле Варци — были ее первыми номерами. Им дозволялось побеждать, хотя их напарником тогда был француз Жан-Пьер Вимилль — гонщик редкого таланта. Не погибни он на тренировке перед Гран При Аргентины 1949 года, наверняка стал бы первым чемпионом Формулы-1…

Грэхэм Хилл и Джим Кларк

С рождением в 1950 году Формулы-1 командная тактика никуда не исчезла. В 1957 году на Гран При Великобритании в Айнтри Тони Брукс отдал свой Vanwall лидеру команды Стирлингу Моссу, чтобы англичанин мог выиграть гонку. Пятикратный чемпион мира Хуан-Мануэль Фанхио также в случае поломки собственной машины ничтоже сумняшеся забирал автомобиль своего напарника по команде…

Однако в те годы командная тактика воспринималась совершенно иначе, чем сегодня. Как ни сложно поверить в это нам, выросшим в эпоху индивидуализма, командный дух ставился тогда превыше личного успеха. В наши дни командная тактика воспринимается как отход от идеалов честного спортивного соперничества. В эпоху Фанхио, напротив, неспортивным поведением считался отказ пилота действовать по разработанному заранее плану. Тем более что в случае необходимости первый номер команды по приказу из боксов точно так же пропускал вперед второго.

Такое настроение умов сохранялось и в шестидесятые годы. Правда, когда в команде объединялись гонщики одного суперкалибра, подобные схемы уже перестали срабатывать. В историю Формулы-1 вошла полуанекдотичная история о том, как в 1967 году команда Lotus Ford в ожидании визита больших начальников из компании Ford попыталась разыграть победу на Гран При США в Уоткинс-Глене с помощью орла и решки. Монетка отдала победу Грэму Хиллу, однако по ходу гонки его машина начала сдавать. Ну а Джим Кларк не смог перенести необходимости плестись к финишу позади товарища по команде — он нарушил приказы, обогнал напарника и финишировал первым. Хорошо еще, что Грэхэм сумел с юмором отнестись к этому происшествию — и простил Джиму нарушенное обещание… В дальнейшем аналогичные истории в Ф-1 будут не раз заканчиваться серьезными конфликтами и междоусобными войнами.

В следующем десятилетии дух командной игры постепенно начал становиться анахронизмом. Хотя даже в конце 70-х — начале 80-х еще находились конюшни, внутри которых соблюдение командной тактики считалось нормой. И гонщики, которые по договоренности на определенный срок брались играть вторые роли и не считали себя в обиде. Так, в 1978 году пилот Лотуса Ронни Петерсон до своей фатальной аварии в Монце сознательно подыгрывал опытному американцу Марио Андретти в его походе за чемпионским титулом. Талантливый швед искренне считал, что, поскольку именно Андретти довел машину до ума, значит, он и заслужил право бороться за титул. В 1979 году романтичный и бесстрашный идол Ferrari Жиль Вильнев, всегда бескомпромиссно сражавшийся с соперниками из других команд, принял как факт, что его напарник Джоди Шектер получил в Скудерии статус первого номера. Канадец дисциплинированно подчинялся командной тактике, даже когда в руки Джоди уплывал от него чемпионский титул — для него соблюдение обязательств перед командой представлялось более важным…

Но в 80-х годах подобные договоренности начали стремительно рушиться. Во всех сферах жизни за пределами гоночных колец наступала новая эпоха. Коллективизм, порожденный трудностями военного времени, ушел в прошлое, и утвердилась идеология индивидуализма, личный успех и полное самовыражение стали доминировать в умах.

Ронни Петерсон, Марио Андретти и владелец команды Lotus Колин Чепмэн

И постепенно в некоторых командах начали вынужденно отказываться от старых, прямолинейных форм командной тактики — ибо начались конфликты с гонщиками. Все, например, знают, что Williams к командной тактике прибегает лишь в исключительных случаях. Это принципиальная позиция Фрэнка Уильямса — порой даже в ущерб результату. Так, в 1986 году пилоты Уильямса Найджел Мэнселл и Нельсон Пике настолько яростно воевали друг с другом за титул, теряя очки, что в итоге корону умыкнул у них из-под носа Ален Прост из МакЛарена! Но корни этого принципа Фрэнка Уильямса уходят в 1981 год, когда Карлос Рейтеманн проигнорировал приказы команды и в Бразилии обыграл своего напарника, чемпиона мира Алана Джонса. Скандал внутри Уильямса вышел грандиозный — оскорбленный Джонс даже отказался участвовать в церемонии награждения и не вышел на подиум получать приз за второе место. В итоге Нельсон Пике в последней гонке сезона в Лас-Вегасе отобрал у них титул в личном зачете. Но что самое страшное для такого приверженца командного духа, как Фрэнк Уильямс, — из-за конфликта Рейтеманна и Джонса команда практически пошла в разнос, разделившись на два враждебных лагеря.

Современные конюшни находятся в двусмысленном положении. С одной стороны, командную тактику в той или иной степени используют все, даже Williams с МакЛареном, обычно декларирующие принцип равенства для своих пилотов. Но признаваться в этом считается неприличным. Беззастенчиво и на полную катушку пользовались этим принципом, пожалуй, лишь Ferrari и команды под руководством Флавио Бриаторе — Benetton да Renault F1. И, надо признать, это не добавило им симпатий публики. Сегодня общественное мнение, и это подтверждают все опросы, упорно считает командную тактику злом.

ГП Бразилии-1981: на подиуме лишь двое — победитель Карлос Рейтеманн (Williams) и занявший 3-е место Риккардо Патрезе (Arrows)

Наверное, все же она действительно — зло, пусть и неизбежное. Хотя бы потому, что, по выражению четырехкратного чемпиона мира Алена Проста, «командная тактика категорически противоречит тому, как работают мозги профессионального гонщика». Да и репутации тех, кто ею пользуется, командная тактика вредит. Вот великий Михаэль Шумахер, кажется, завоевал уже все, что можно. Но есть в его биографии один сомнительный момент: Красный Барон так и остается гонщиком, который ни разу не обыграл своего партнера в честном соперничестве. А уж сколько на счету командной тактики разбитых дружеских уз, горьких и жестоких конфликтов, поломанных судеб! И даже как минимум одна жизнь — Маленького Принца Формулы-1 Жиля Вильнева, любимца Энцо Феррари…

Луиджи Фаджиоли

Одному из лучших итальянских гонщиков 30-х годов, Луиджи Фаджиоли, в предвоенном Мерседесе приходилось несладко. В команде — гордости Третьего Рейха иностранец постоянно чувствовал себя на вторых ролях, несмотря на все победы и подиумы, заработанные им для Серебряных стрел. Угрюмый здоровяк с внешностью боксера (на родине его даже прозвали «Грабитель из Абруццо»), Луиджи был человеком болезненно гордым и с бешеным темпераментом. Получив в 1934 году приглашение в Mercedes (Карачиола тогда отлеживался после тяжелой травмы, а фон Браухич был совсем неопытен), итальянец надеялся на положение первого номера. Но уже в первой гонке на Нюрбургринге он был вынужден пропустить фон Браухича. Во время пит-стопа, на ломаном немецком с добавлением выразительных итальянских эпитетов, Фаджиоли высказал Нойбауэру все, что он думал по поводу командной тактики. После чего демонстративно припарковал автомобиль на обочине за круг до финиша. Следующий конфликт случился на Гран При Испании — с вернувшимся в строй Карачиолой. Ближе к концу гонки основные противники Мерседеса сошли, Нойбауэр приказал Руди и Луиджи сбросить скорость и, сохраняя позиции, сделать дубль. Однако инстинкт победителя гнал Фаджиоли вперед: он обогнал не ожидавшего атаки Карачиолу, одержав победу в гонке! Год спустя они устроили жесточайшую дуэль в Спа-Франкошаме — два лидировавших Мерседеса боролись между собой за победу, как в последний раз в жизни: итальянец бешено атаковал, немец агрессивно защищался, машины снова и снова сталкивались колесами… Взбешенный Нойбауэр, чтобы прикратить эту мясорубку, приказал Фаджиоли заехать в боксы. Там очередная перебранка между боссом и гонщиком закончилась тем, что итальянец выскочил из машины и заявил: если ему не дают бороться за победу, дальше он не поедет… В 1936-м он со скандалом уйдет в Auto Union. А обиды Фаджиоли на Mercedes и Карачиолу в сезоне-1937 едва не выльются в кровавую трагедию. На Гран При Триполи, в борьбе всего-навсего за пятое место Карачиола жестко заблокирует итальянца. А тот после гонки, потеряв голову от ярости, швырнет в Руди гаечным ключом — тяжелая железяка просвистит в сантиметре от головы лидера Мерседеса...

Жан-Пьер Вимилль

Французский гонщик Жан-Пьер Вимилль стал известным еще накануне Второй мировой войны, выступая за Bugatti. Но подлинная слава пришла к нему уже в конце 40-х годов, когда он ездил за итальянскую заводскую команду Alfa Romeo. Сначала Вимилля пригласили туда вторым, а точнее даже третьим номером — после итальянцев Карло Феличе Тросси и Акиле Варци. Но Жан-Пьер сумел отнестись к своему положению с юмором и терпением — участник французского Сопротивления, в годы войны постоянно ходивший бок о бок со смертью, он понимал, что спорт — это всего лишь спорт, а правота не определяется победой в поединке. Вимилль просто доказывал свое право на лидерство в команде. И доказал, между прочим, — в 1947—1948 годах он стал практически непобедим. А между делом Жан-Пьер защищал в команде обиженных и угнетенных — в том числе тестера и запасного пилота Alfa Romeo Консалво Санези. Для аристократа Тросси и буржуа Варци тот был «простым механиком», которого они ни в грош не ставили. На Гран При в Монце 1946 года, где на старт вышли Тросси, Вимилль и Санези, было договорено, что на победу в этой гонке едет именно Санези, однако... «Я как раз лидировал, когда на моей машине начались небольшие проблемы, и мне пришлось чуть сбросить скорость, — вспоминал Санези. — В зеркалах заднего вида я заметил у себя за спиной Тросси и Вимилля. Сперва они тоже притормозили, но потом Тросси это надоело — и он просвистел мимо меня. А сразу вслед за ним Вимилль! Проезжая, Жан-Пьер махнул мне рукой. Как гонщик Вимилль был гораздо быстрее Тросси — несмотря на приказ команды, он тут же обогнал его и одержал победу! Он сделал это, чтобы наказать нашего графа за то, что тот меня обогнал. Вимилль был просто классный парень!»

Жан-Пьер Вимилль

Популярная легенда восславляет поступок английского пилота Ferrari Питера Коллинза. В ходе Гран При Италии 1956 года в Монце у лидера чемпионата Хуана-Мануэля Фанхио сломалась машина. И Коллинз отдал собственный автомобиль лидеру своей команды, боровшемуся за чемпионский титул со Стирлингом Моссом из Maserati, хотя у самого Питера также еще оставались шансы на корону. История сохранила слова, позднее сказанные Коллинзом боссу команды Энцо Феррари: «Фанхио должен был остаться чемпионом мира еще на один год. Он это заслужил! А мне всего двадцать пять, и у меня впереди еще очень много времени». К несчастью, Коллинзу все же не хватило времени, чтобы стать чемпионом мира. Он погиб двумя годами позже на Нюрбургринге. Ну а легенда... Она, как обычно, немного приукрашивает ситуацию — к тому моменту, когда Коллинз заехал в боксы и предложил Маэстро свою машину, его шансы на титул были уже чисто арифметическими. Впрочем, тогда, в глазах публики 50-х, особую ценность поступку Питера придавал факт, о котором легенда, как правило, забывает упомянуть. По внутрикомандной субординации Коллинз не был обязан уступать свою машину Фанхио — он поступил так по собственному порыву, из чистого великодушия и благородства. Но этот благородный жест стал необходим лишь потому, что тот, кто был обязан отдать свой автомобиль лидеру в случае ЧП — третий пилот Ferrari Луиджи Муссо, — наотрез отказался подчиниться приказу команды на своем домашнем Гран При. И тогдашнее общественное мнение Формулы-1, восхищаясь Коллинзом, дружно осуждало Муссо за неспортивное поведение...

Звезды Ф-1 50-х годов Питер Коллинз, Стирлинг Мосс и Хуан-Мануэль Фанхио

Легендарный Хуан-Мануэль Фанхио за рулем Ferrari (Монако, 1956)

Когда сталкиваются две эпохи, да еще на гоночных скоростях — жди беды. Любимец Энцо Феррари, Жиль Вильнев, в своих взглядах был безнадежно старомоден. Обитая на рубеже 80-х, канадец душой принадлежал эре гонщиков-джентльменов, ценивших дружбу и верность слову превыше любых побед. А вот его напарник по Ferrari француз Дидье Пирони, хоть и был ровесником Вильнева, духовно принадлежал уже к совсем другой генерации — прагматичных индивидуалистов. Таких теперь — весь пелотон. А еще Пирони очень хотел стать первым французским чемпионом Формулы-1. Любой ценой. Вильнев считал Дидье другом. Пирони с этим соглашался, не уточняя, правда, что по его понятиям табачок должен быть врозь. И к командной тактике они относились по-разному. Для Жиля соблюдение приказов команды было делом чести. Для Дидье — лишь поводом для интерпретации, желательно — в личную пользу. И 25 апреля 1982 года в Имоле эти два миропонимания столкнулись. За 15 кругов до финиша с дистанции сошел лидер Гран При Сан-Марино, Рене Арну на Renault, и на первое место вышел Вильнев. Следом ехал Пирони. Командный мостик Скудерии тут же вывесил табличку «медленнее». В азбуке командной тактики Ferrari это означало: «Сохранить порядок до финиша». Жиль подчинился и сбросил скорость. А Дидье и не подумал! Когда он впервые обогнал канадца, тот решил, что партнер устраивает шоу для трибун домашнего автодрома Скудерии, — и с легким сердцем поддержал игру. За оставшиеся круги они несколько раз менялись местами, но после нескольких жестких блокировок со стороны Пирони Жиль с потрясением понял, что тот, в нарушение всех договоренностей, всерьез бьется за победу! Окончательно Дидье вышел в лидеры опасной атакой в повороте Tosa на последнем круге — и одержал свою первую победу за Ferrari. Идеалист Жиль с горечью переживал предательство. И чье — человека, которого он считал другом! На подиуме он стоял чернее тучи, с Пирони больше не разговаривал, а в прессе объявил, что находится с бывшим другом в состоянии войны.

Подиум Гран При Сан-Марино 1982 года. Пирони празднует победу, Вильнев чернее тучи

Войне было суждено продлиться всего две недели. Уже на следующем Гран При, в Цольдере, стремясь во что бы то ни стало превзойти квалификационное время Пирони — и доказать всем, кто из них лучше, — Вильнев наскочил на колесо возвращавшегося в боксы March Йохена Масса. Ferrari птицей взмыла в воздух... К вечеру Жиль умер. А Пирони так и не стал первым французским чемпионом — через три месяца в Хоккенхайме он тяжело сломал ноги, точно так же врезавшись в Renault Проста...

Гран При Сан-Марино 1982 года: пилоты Ferrari бьются за победу...

Летом того же 1982 года командная тактика стала причиной ожесточенной свары между пилотами Renault Аленом Простом и Рене Арну. К Гран При Франции у Проста, в отличие от Арну, еще оставались надежды на чемпионский титул, и шеф команды Жерар Ларусс приказал обладателю поула Арну пропустить напарника вперед. Рене промолчал, но про себя решил, что черта с два он будет дарить Просту победу в домашнем Гран При! В гонке Ален, следуя инструкциям из боксов, пристроился на втором месте и стал терпеливо ждать, когда напарник даст ему дорогу. Но не тут-то было! Арну мчался к победе на всех парах, хладнокровно игнорируя сигналы из боксов о смене позиции... Он успел оторваться слишком далеко, прежде чем Ален понял, что происходит. Арну получил свою победу, а Прост чувствовал себя обманутым — и после финиша дал волю ярости. Напарники разругались вдрызг. К несчастью для Проста, симпатии французской публики и прессы изначально были на стороне Арну — Ален вспоминал, что, возвращаясь домой после той злополучной гонки, он остановил машину на бензозаправке. И ее владелец, перепутав, окликнул его: «Отличная победа, мсье Арну! Этот Прост — просто мелкий поганец! Поделом ему!» После такого привета расплатиться именной кредитной карточкой у Алена не хватило духу — пришлось выгребать из карманов мелочь... Но фанаты Арну, подогреваемые французской прессой, на этом не остановились — в доме Проста начали бить стекла, по почте приходили анонимки с угрозами в адрес сына. В конце концов Прост с семьей переехал в Швейцарию, а Арну в конце года ушел из Renault в Ferrari...

Подиум Гран При Франции 1982 года: Ален Прост (Renault), Рене Арну (Renault), Дидье Пирони (Ferrari)

Время от времени в Формуле-1 партнеры по команде берут командную тактику в свои руки и по собственной инициативе начинают на пару расписывать гонки (по типу «кто первым войдет в первый поворот, тот и...»). И каждый раз это заканчивается натуральным безобразием. Достаточно вспомнить нелепый финал Гран При Австралии 1998 года, когда обязательный Дэвид Култхард долго дожидался отставшего из-за неудачного пит-стопа Мику Хаккинена, чтобы пропустить финна вперед! Кстати, именно тогда FIA впервые попыталась запретить командную тактику...

Мика Хаккинен и Дэвид Култхард

Но самый вопиющий и живописный пример в истории Ф-1 — то, как в сезоне-1989 поссорились Айртон Сенна и Ален Прост. В тот год McLaren был почти непобедим, и дернул их черт перед стартом Гран При Сан-Марино для упрощения жизни договориться между собой: тот, кто первым войдет в Tamburello, будет лидером гонки... Но на беду у той гонки оказалось два старта — во время первого (который выиграл Айртон) в том самом Tamburello разбилась и вспыхнула Ferrari Герхарда Бергера. Пока австрийца эвакуировали в госпиталь, гонку остановили — а потом дали повторный старт. Который выиграл уже Ален! Однако Сенна догнал Проста — и сразу после Tamburello вышел в лидеры... Бразилец ту гонку выиграл, а француз обвинил его в предательстве и нарушении договоренности. Каждый настаивал на своей правоте. В МакЛарене заполыхал междоусобный пожар, а все попытки босса команды Рона Денниса помирить своих звезд только подлили масла в огонь. Оба слетели с катушек и чуть не разорвали команду напополам... Этот безумный сезон завершился скандальным столкновением на Сузуке, сделавшим Проста чемпионом, и последующим уходом француза в Ferrari. Но война между Сенной и Простом бушевала еще добрых полтора года — взаимные скандалы, ответный таран Сенны на Сузуке-90, безумные по своему риску дуэли на трассе... Они уже не гонялись, они выясняли отношения — за гранью фола и здравого смысла. Лишь в Венгрии-91 заклятые соперники наконец поговорили друг с другом начистоту, помирились — и больше коррид на трассе не устраивали.

Айртон Сенна и Ален Прост в МакЛарене

© "Газета АВТОРЕВЮ"

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

некоторые выдержки из этого материала я включил в одноименную статью в нашей Википедии

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...