Перейти к контенту
Desavor

Джим Кларк- легенда гонок

Recommended Posts

Наконец об этом сказано

7 апреля 1968 года в результате загадочной аварии, которая так и не нашла своего объяснения, в Хоккенхайме погиб Джим Кларк. Спустя 30 лет журналист Мэтт Бишоп побывал на месте, где произошла катастрофа, унесшая жизнь Кларка. И совершенно случайно встретил человека, который был свидетелем этой трагедии.

Воскресенье. Хоккенхайм. Час до начала утренней тренировки. Достаточно времени, чтобы дойти до первой шиканы, прямо за которой стоит небольшой каменный крест. Этот крест установлен здесь в память о Джиме Кларке, величайшем британском гонщике всех времен. Он отмечает место, где этот великий человек испустил свой последний вздох среди искореженных обломков Lotus 48 Формулы-2.

В тот день было сыро, и людей на трассе было немного. Не то, что сегодня, когда даже в этот ранний час я пробивался сквозь шеренги измученных и молчаливых фанов Шумахера, похмельно качавших головами с нахлобученными на них красными кепками Dekra.

И тут я увидел нечто, чего видеть не хотел, нечто, что заставило меня пожалеть обо всех хлопотах, которые я предпринимал, чтобы этот трек назвали в честь Джимми. Я увидел двух одетых в красное, накачавшихся пивом, с отсутствующим взглядом ублюдков, сидящих на кресте с банками Warsteiner в руках. Кругом валялись сигаретные окурки, мусор, пустые банки из-под пива и пьяные фанаты.

Мой немецкий оставляет желать лучшего, поэтому я предпочел обратиться на простом английском: “Убирайтесь отсюда!” Я старался, чтобы мой голос прозвучал внушительно. С минуту не было никакого ответа, потом последовали пожатие плечами, хихиканье, и, наконец, два негодяя нехотя удалились. Я постоял немного, глядя на крест, в то время как армия Шумми глядела на меня. Все было безнадежно. Мне хватило минуты, чтобы пройти еще 50 метров, отделявших меня от первой шиканы - поворота Джима Кларка - откуда я и собирался наблюдать warm-up.

По пути я миновал пост, где стояли несколько маршалов. “Шотландец?” - спросил он меня по-английски, но с сильным немецким акцентом. “Нет. Англичанин. Британец!” - ответил я. “Как Джимми, - улыбнулся он, - я наблюдал за тобой возле креста”.

Это был крупный мужчина, возможно, шестидесяти лет, того типа, что обычно определяют одним словом - добряк. “Джим Кларк был великим гонщиком”, - сказал я. “Знаю, - ответил он. - Я видел, как он умер”.

Это была правда. Винфрид Колб стоял на посту номер 16 почти на всех гонках, начиная с 1965 года. Был он там и 7 апреля 1968 года. Вот его рассказ.

“Я очень хорошо помню тот день, 7 апреля 1968 года. Как будто это было вчера. Я был большим поклонником Джимми Кларка. Я и мои друзья были сильно взволнованы, когда узнали, что он прибыл в Хоккенхайм для участия в гонке Формулы-2. Я считаю, что он был величайшим гонщиком.

В то время здесь не было никакой шиканы. Одна только длинная-длинная, слегка изогнутая дорога в лесу - настоящий тоннель из деревьев, которые росли по обеим сторонам трассы на расстоянии не больше метра от обочины.

Мы были разочарованы тем, что Джимми не было на поуле. Он оказался на несколько линий позади. Какие-то проблемы с автомобилем или, возможно, с шинами. Но он был здесь, в Хоккенхайме, где в те дни еще ни разу не проводился Гран При. По нашей трассе поедет двукратный чемпион мира! Лучший гонщик на планете! Он не выиграл поул, но было сыро, и, возможно, он сумеет проявить себя лучше в гонке.

Ко времени старта дождь прекратился, но повсюду были лужи. Я помню, что Курт Аренс захватил лидерство, обогнав Анри Пескаролу и Жан-Пьера Бельтуаза, стартовавшего с поула. Видимость была действительно ужасной! Брызги даже из-под тогдашних узеньких шин застилали все вокруг. Машины пролетели мимо моего поста на максимальной скорости - автомобили Формулы-2 в конце 60-х развивали скорость до 250 км/час.

Джимми все никак не мог выйти вперед. Затем, когда автомобили ушли на второй круг, я посмотрел направо и увидел Brabham Аренса, Matra Бельтуаза, Matra Пескаролы и… единицу на носу Lotus Джимми.

Все произошло очень быстро. Зад его автомобиля повело влево. Руки Джимми сделали движение, чтобы выровнять машину. Автомобиль заскользил боком в направлении левой обочины, где находился мой пост. Было много брызг, но я сумел различить, что Lotus движется прямо на дерево. Огромное дерево среди других деревьев, и я не видел, каким образом Джимми мог бы избежать столкновения.

Машина ударилась о дерево боком и развалилась на три части. Двигатель и коробка передач пролетели метров 80 вдоль небольшой стены, за которой стояли зрители. Передняя часть отделилась и заскользила по асфальту. И, наконец, кокпит с Джимми, который все еще находился внутри, замер на левой обочине трассы.

Голова Джимми неподвижно свесилась набок. Мороз пробежал у меня по коже, так это выглядело скверно. В те дни у нас не было врача на каждом посту, как сегодня, так что я вынужден был вызывать помощь по радио. Машины пролетели мимо, и трек опустел. Стало очень тихо. Я побежал к Джимми - это заняло около минуты - и врач прибыл на место секундой позже. В кокпите не было заметно никакого движения.

Я посмотрел на доктора: его лицо было очень мрачным. Он склонился над Джимми и вдруг сказал: “Он еще жив!” Я помню этот момент очень ясно. Я посмотрел вдоль трассы, где ехала машина “скорой помощи”. Я не смел надеяться. Джимми подняли, перенесли в машину и увезли.

Никоим образом этот случай не мог быть результатом ошибки Джимми. Никоим образом! Эта часть трассы не была слишком сложной. Отчаянно быстрой, но не сложной. Я уверен, что это была лопнувшая шина, левая задняя.

Я ждал известий, и они пришли: Джимми мертв. Машины показались вновь - на этот раз впереди был Бельтуаз - и скрылись в облаке брызг. Все, кроме Грэма Хилла, который ехал почти последним. Он посмотрел в зеркала, понизил передачу и перешел с 250 км/ч на скорость ходьбы, вглядываясь в обломки: красно-белые цвета Gold Leaf Lotus Джима Кларка спутать с чем-либо было невозможно. Грэм покачал головой. Я видел по его лицу, насколько он был потрясен. Затем он медленно ускорился и уехал прочь.

P.S. Эта история имела продолжение. Статья, опубликованная в номере F1 Racing, попалась на глаза Берни Экклстоуну. Он немедленно связался с руководством автодрома в Хоккенхайме, которое заверило его, что уже в ближайшее время вокруг креста, поставленного на месте гибели великого гонщика, будет воздвигнуто ограждение.

Изменено пользователем Integrale

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Заметка о гибели Джима из "За рулём".

170341405.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Серия "Золотой век автогонок". Легенды Формулы-1. Джим Кларк.

http://rutube.ru/tracks/1980516.html

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Джим успел принять участие в тестах Lotus 56.

indy_tech_68_clark_big.jpg

indy_tech_68_turbines_big.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спарк выпустил эту модель в 1/43

ori-lotus-56-test-car-indianapolis-1968-clark-spark-2573.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Кларк и Херманн Ланг за рулем Mercedes.

tumblr_m0c2fiOsKb1qfahc0o1_1280.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А что за мероприятие?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Джеймс «Джим» Кларк-младший OBE (англ. James "Jim" (or "Jimmy") Clark, Jr, 4 марта 1936, Файфшир — 7 апреля 1968, трасса Хоккенхайм) — шотландский автогонщик, двукратный чемпион мира по автогонкам в классе Формула-1 (сезоны 1963 и 1965 годов), победитель Инди 500 (1965).

Выступления Джима Кларка в автоспорте начались с довольно незначительных соревнований, но уже в 1958 он присоединился к Porsche. Несмотря на то, что родители Джима были против автоспортивной карьеры сына, молодой Джим Кларк вскоре начал выступать за команду Border Reivers и в 1959 году занял 10 место в 24 часах Ле-Мана.

Формула-1 (Lotus)

В 1960 Джим Кларк согласился выступать за Aston Martin GP, но команда прекратила своё существование, и Кларк стал выступать за Lotus в Формуле-2 и Junior Racing. Тогда же начались и первые выступления в Формуле-1 (Джим Кларк начал выступать с четвёртого этапа сезона 1960 Формулы-1). На Гран-при Португалии 1960 года шотландец занял третье место, а в общем зачёте стал десятым. В Junior Racing Джим поделил чемпионский титул с Тревором Тэйлором. Кроме того, вместе с Роем Сальвадори Джим Кларк стал третьим в Ле-Мане. Однако 24 часа Ле-Мана крайне не понравились Джиму, и вскоре выступления в этой серии прекратились.

Сезон 1961 Формулы-1 ознаменовал 1.5-литровую эру в Формуле-1. Джим Кларк получил возможность принять участие во всех Гран-при сезона. Дважды за сезон Джим приехал на подиум, а внезачётная гонка в По была им выиграна. На Гран-при Италии 1961 года Джим Кларк столкнулся с Вольфгангом фон Трипсом. Машина Трипса вылетела в толпу зрителей, и Вольфганг, а также 13 наблюдавших за гонкой, погибли. Кларк же оказался в шоковом состоянии, но не был травмирован и смог принять участие в американском Гран-при. В общем зачёте Джим Кларк стал седьмым. После этого он выиграл три внезачётные гонки в Южной Африке.

B 1962 году великий Колин Чемпен построил великий Lotus 25. На этой машине Джим Кларк провёл полный сезон. Он был одним из претендентов на титул, выиграл три гонки, но сход при старте с поула на Гран-при Южной Африки лишил Кларка шансов на высшую автоспортивную награду: чемпионом стал Грэм Хилл (BRM). Но уже в 1963 Джим Кларк выиграл семь гонок из десяти и стал чемпионом мира. Никто другой просто не был претендентом на титул: даже занявший второе место Грэм Хилл отстал от Джима на 44 очка. Кроме чемпионата мира, Джим Кларк выиграл пять внезачётных гонок, а также гонку в ChampCar, посвящённую памяти Тони Беттенхаузена, погибшего в Индианаполисе в 1961. В гонке 500 миль Индианаполиса, прошедшей до этого, Кларк стал вторым.

В 1964 Джим Кларк был одним из фаворитов и одержал три победы, но многочисленные сходы (связанные прежде всего с тем, что команда перешла с Lotus 25 на менее надёжный Lotus 33) привели к тому, что шотландец в сезоне стал лишь третьим. Чемпионский титул сенсационно достался Джону Сёртису. Однако поклонники Джима Кларка успели получить захватывающее зрелище, когда Джим на трёх колёсах выиграл Гран-при Великобритании. Чемпионат был проигран, и в 1965 году Колин Чемпен и Джим Кларк отправились на зимний чемпионат Tasman Series. Кларк стал победителем, выиграв пять гонок, и сезон 1965 Формулы-1 принёс ему второй чемпионский титул. Джим выиграл шесть Гран-при в первых семи гонках (Гран-при Монако он пропустил, чтобы принять участие в гонке 500 миль Индианаполиса, которую он выиграл), и технические сходы в оставшихся трёх этапах нисколько не смогли помешать шотланду стать двукратным чемпионом.

1966 год стал переломным в истории Формулы-1. Полуторалитровая эра сменилась трёхлитровой. В этих условиях лидировать стал Джек Брэбем, до этого уже выигравший два чемпионских титула, а теперь выступавший за собственную команду Brabham. А команда Lotus оказалась в середине таблицы. Джим Кларк стал в общем зачёте только шестым, пять раз сошёл, на Гран-при Франции не стартовал, и лишь трижды был в очках (четвёртое место в Великобритании, третье — в Нидерландах, победа в США).

В 1967, однако, команда Lotus сумела восстановить былые кондиции. Джим Кларк одержал четыре блестящие победы, но чемпионом стать не смог: Lotus 49 был быстрым, но ненадёжным, из шести поулов только два завершились победой, и выиграли вновь пилоты Brabham, на этот раз — Денни Хьюм.

Наступил 1968 год, и первым же значительным спортивным событием стало Гран-при Южной Африки. Победу одержал Джим Кларк, и это была его 25-я победа. Рекорд Хуана-Мануэля Фанхио был побит. До Гран-при Испании оставалось целых четыре месяца, и Джим одержал четыре победы в Tasman Series, став там двукратным чемпионом, а затем выиграл гонку Формулы-2 в Барселоне. Но это было его последнее спортивное достижение: на следующей гонке в Хоккенхайме в первом заезде произошла трагедия. Получилось так, что в ходе гонки, которая была дождевой, Джим Кларк не справился с управлением (маршал (англ), бывший свидетелем этого события, полагает, что у гонщика лопнула покрышка на левом заднем колесе[1]). Автомобиль заскользил боком в направлении левой обочины, ударился о дерево боком и развалился на три части. В результате столкновения гонщик погиб. Сейчас на месте его гибели на Хоккенхаймринге установлен памятный крест.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня 45 лет как разбился Джим

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

5c4836431150.jpg

- Слушай, да скажи уже ему, что без колеса она все равно не поедет. Третий час человек мучается...

- Ничего, ему полезно. Будет знать, как обгонять в следующий раз.

http://aksioma-tg.livejournal.com/230464.html

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня 46 лет как не стало одного из сильнейших пилотов Формулы-1 Джима Кларка

clark_1.jpg

clark_4.jpg

вечная память

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересно, при чем здесь Миура?

b49g24s-960.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...