Перейти к контенту
Gogathejedi

Гран Прі Львова

Recommended Posts

foto-52211-12065.jpg

lwowgp5of.jpg

Статья о довоенных ГП Львова

iSport.ua представляет самую важную гонку, которая прошла на территории Украины… 80 лет назад.

Львов - один из главных культурных центров Украины. Здесь находится очень много памятников и прекрасных сооружений, которые были построены века назад - целое наследие. Та и вообще, город обладает какой-то неописуемой магией и чтобы ее почувствовать, нужно не килобайты текста читать, а просто туда разок съездить. Это действительно классный город с такими же людьми, чтобы там не говорили. Но это все на виду - по городу можно бесконечно ходить, забегать в различные кафешки, пойти на смотровую площадку и вдохнуть поглубже тот неповторимый воздух.

И при этом многие не подозревают о том, что 80 лет назад, когда город еще не был частью Украины, здесь прошла гонка под вывеской "Гран-при". Это то, к чему сейчас стремится - правда, не очень уверенно - наша страна. Все болельщики автоспорта Неньки хотели бы принять великий зарубежный цирк, но пока эта перспектива видна лишь в добрых снах. Возможно, этого наша страна таки дождется, но пока поговорим о том, что она однажды дождалась - Гран-при Львова.

У истоков

В то время, когда центральная и восточная часть нынешней Украины пыталась выполнить пятилетку за три года, а Остап Бендер на Лорен-Дитрихе ехал за своим миллионом в замаскированную под Черноморск Одессу-маму, в Галичине увидел вовсю развивался автоспорт. К развитию руку приложила как раз тогдашняя географическая ситуация. В Европе, как мы знаем из "Легендарных гонок", во второй половине 20-х годов прошлого века гонки уже не были экзотикой и быстро распространялись по странам. Дотянулась рука запада и до самой восточной точки - Львова, а вернее нынешней Львовской области. 8 сентября 1925 года прошла гонка между городами Стрый и Великая Воля (польское название - Bilcza Wolica). Соревнование выиграл Хенрик Лиефелдт на Аустро-Даймлере (австрийский брат штутгартского завода, который сумел просуществовать только с 1899 по 1934 год). Гонка, проведенная в 1925 году, стала успешной и уже в следующем году дистанция была увеличена вдвое. Город Стрый по-прежнему принимал старт, а вот финишная прямая была перенесена во Львов.

В 1926 году гонка была проведена в двух классах - гоночных и туринговых автомобилях. Соответственно, увеличилось и количество победителей. Главную победу одержал все тот же Лиефелдт, а в классе туринг победу одержал Адам Потоцкий. В дальнейшем гонка сохранила свою привлекательность, и заезд между Стрыем и Львовом стал вполне традиционным, но вот повышения на более высокий уровень очень сильно хотелось. Идея проведения уличной гонки во Львове зародилась в 1927 году - еще до того, как над этим серьезно задумались в Монако (в княжестве идея городской трассы возникла годом позже, правда, воплотилась в жизнь раньше).

Но "лишь" через три года Малопольскому Автомобильному Клубу (эта была подструктура Польского Автоклуба) удалось провести во Львове гонку под статусом "Гран-при". В 1930 году в зачет европейского чемпионата шли только три гонки - Инди-500, Гран-при Бельгии/Европы в Спа и Гран-при Франции в По. А вот внезачетных гонок было - двадцать одна! В этом списке нашлось место Монако, Тарга Флорио, Монце и, что для нас самое главное, - Львову.

Славное начало, но без славных имен

Правда, первая гонка получилась чуть неудачной из-за календаря соревнований. В тот же самый уик-энд в Монце прошла такая же внезачетная гонка. Понятно, что все нам хорошо знакомые производители ринулись на юг Альп, а Львову достались самые крохи. Но пока это не имело большого значения. На данном этапе был просто положен старт, а вера в то, что высоких гостей прийдется ждать не так много, не покидала. Гонка в 1930 году прошла по необычному сценарию. На воскресенье 7 сентября был назначен заезд между Стрыем и Львовом и только на следующий день (в понедельник!) был проведен первый в истории львовский Гран-при. Воскресную гонку выиграл граф Маурысы Потоцки. Жителям Львова, да и не только, эта фамилия должна быть хорошо известна, либо этот граф в свое время проживал в прекрасном Дворце Потоцких, который и по сей день является одним из украшений Львова.

А 8 сентября состоялось таки долгожданное событие. Подготовка к празднику шла просто невероятная и даже дождевая погода не смогла отпугнуть по крайней мере 20 тысяч зрителей (другие источники говорят о 50 тысячах и это притом, что население Львова было - 300 тысяч). Трассы была проложена прямо в сердце города и основу образовали три улицы. Прямая старт/финиш лежала на равнинной улице Витовского, затем шел двойной правый поворот на Стрыйскую, где гонщики поднимались на 55 метров над уровнем старта, и Гвардейский спуск возвращал пилотов до точки отсчета. Сама поверхность трассы предоставляла гонщикам дополнительные эмоции. Это в основном была брусчатка, и ее дополняли трамвайные пути, которые перед гонкой пришлось замазать асфальтовой смесью.

Это все было окружено пейзажем из домов, фонарных столбов и деревьев. В то время не было сверхтехнологий, и безопасность гонки была обеспечена тривиальными средствами. На всех опасных участках были расстелены мешки с песком, по всей длине 3-километрового кольца было расставлено 500 полицейских и в равной удаленности друг от друга стояли шесть надзирательных постов. А для удобств зрителей было сооружено пять трибун - две на главной прямой и три по всей дистанции. В общей сумме сидячих мест оказалось почти 4 тысячи зрителей. Это означало, что основная масса любопытствующих будет находиться вдоль трассы.

Первый Гран-при прошел во многих классах. Автомобили были разделены на гоночные, спортивные и туринговые, а мотоциклы разделялись по объему двигателя - спортивный 600 куб.см., гоночный 250 куб.см. и гоночный 600 куб.см. Во всех классах поляки воспользовались отсутствием сильных зарубежных гостей и одержали победы. Главный приз выиграл все тот же Хенрик Лиефелдт, а Потоцки на Бугатти приехал вторым - повторить вчерашний успех на гонке Стрый-Львов ему не удалось. Победу же в классе спортивных авто одержал Тадеуш Сколимовски. Гонка прошла очень успешно и через девять месяцев Гран-при снова прошел во Львове. На этот раз датой проведения было назначено 7 июня и, складывалось впечатление, что вновь сильные пилоты обойдут стороной восток. В тот же день прошли еще 3 внезачетные гонки, и победу в Нюрбургринге одержал Рудольф Караччиола. Но даже несмотря на то, что основная часть "силовиков" была брошена на западные этапы, к нам приехали уже более знаменитые люди, чем в прошлом году.

Да здравствует Король!

В 1931 году Аустро-Даймлер ушла из гонок и многие ее пилоты перебрались в практически родной Мерседес. Среди них был Ханс Штук, который и выиграл Гран-при Львова в 1931 году. В начале 50-х этому пилоту даже удалось принять участие в четырех гонках Формулы-1, но провел он их по олимпийскому принципу, не добившись хоть каких-то результатов. А вот этап во Львове в 1932 году стал успешным, и на это повлиял сам Рудольф Караччиола - главная довоенная звезда европейского автоспорта. Правда, из списка приглашенных на львовскую брусчатку приехали лишь считанные пилоты. В гоночном классе выступили только Караччиола (Альфа-Ромео), Брошек, Штук (оба на Мерседес) и Стэсни (Бугатти). Столько же участников было и на спортивных автомобилях, которые выступали на Бугатти. Всего восемь участников приняло участие в гонках на автомобилях и это несмотря на то, что впервые гонка во Львове не пересекалась с другими важными соревнованиями.

Все тренировочные сессии начинались в 4 часа утра. В такое раннее время зрители также находили силы подняться и наблюдали за каждым пролетом героев. А о текущих результатах они узнавали из установленных громкоговорителей, о которых позаботились организаторы. К сожалению, тренировочные дни принесли неприятные минуты - в пятницу от сердечного приступа умер мотоциклист Эдвард Йозеф Кустанович. А на четырехколесном звере попал в аварию Брошек и хорошо, что все ограничилось только разбитой машиной о столб. Гонщик же сильно не пострадал, наложил пластырь над левым глазом и ринулся в битву за победой. Гонку среди гоночных и спортивных автомобилей организаторы решили совместить, за что поддались критике со стороны жены Караччиолы. Она в интервью сообщила, что довольно опасно объединять борьбу быстрых и медленных машин - это могло создать много неприятных ситуаций. Тем не менее, организаторы ограничились стартом спортивных машин позади на 50 метров и с опозданием на 30 секунд.

Победителем гонки в 1932 году стал главный фаворит - Караччиола. Ему удался успешный старт, и позже реальных шансов своим соперникам он не предоставил. Пытался догнать Рудольфа только прошлогодний победитель, Ханс Штук. Пилот Мерседеса отчаянно атаковал, но каждый его быстрейший круг Караччиола тут же перебивал и спокойствие сохранялось. На 36 круге Штук отставал от лидера уже на 17 секунд, но продолжал атаковать, а это закончилось поломкой радиатора. Рудольф Караччиола тут же увеличил свои шансы, поскольку новый преследователь в лице Хартманна на машине младшего класса отставал уже на 4 круга. Но новоявленный второй номер не удержал и своих позиций. Брошек, который потерял время на трех пит-стопах, изначально отстал даже от более слабых конкурентов, но постепенно ему удалось восстановить статус-кво и финишировать вторым. А победитель гонки через много лет признает ее одной из самых сложных - Рудольф Караччиола считал, что по сложности она уступали лишь легендарному Нюрбургрингу. При этом он отдельной графой выделил, что Гран-при Львова уж точно не уступает гонке в Монако. Вот, что значит пиар...

Борьба технологий

А вот в 1933 году Львову снова не повезло - в день гонки во Франции прошел зачетный этап чемпионата Европы, а это означало, что о приглашении высоких гостей речи не шло. Все ограничилось участием местных гонщиков и десантом из Скандинавии. Благо, все они выступали на машинах известных производителей - Бугатти, Альфа Ромео, Мерседес и Мазератти. Гран-при прошел по тому же графику, что и за год до этого. Сначала с четверга по субботу в четыре часа утра пилоты выезжали на тренировочные сессии. Несмотря на то, что соревнования снова сопровождал дождь, зрители полностью забили трибуны. К сожалению, практика была омрачена серьезной аварией. На круге у Хартманна случилась поломка, и он поехал в боксы. Из-за плохой погоды с ним не смог вовремя разминуться Виденгрен – и на полной скорости врезался в медленно движущейся автомобиль. Хартманна пришлось быстро доставить в больницу. Он сумел избежать серьезных травм, но врачи запретили ему участвовать в гонке. А вот Виденгрен отделался легким испугом, за ночь починил автомобиль и вышел на старт.

11 июня 1933 года состоялся последний Гран-при Львова, но гонка выдалась интереснейшей по своему накалу. Лидерство в гонке захватили северяне - плотную борьбу вели норвежец Бьорнстад (Альфа-Ромео), финн Эбб (Мерседес) и швед Виденгрен (Альфа-Ромео). Норвег изначально лидировал, но его преимущество было не слишком большим - он постоянно находился под угрозой атаки своих конкурентов. К тому же остроты прибавлял дождь, который закончился лишь в 60-му кругу. Первым погоню за кубком закончил Эбб, которого подвел радиатор - финн беспомощно уехал в боксы. А вот этим сразу воспользовался швед и сразу же начал более активно атаковать лидера гонки. В конце концов, он обошел конкурента на стартовой прямой и принялся увеличивать отрыв, что ему удалось вполне легко.

На 76 круге новый лидер гонки опережал ближайшего соперника (а в гонке на тот момент осталось вообще три пилота) больше, чем на минуту, и со спокойной душой уехал на дозаправку. Но там его подвела система зажигания. По тогда действующим правилам каждый пилот после заезда в боксы должен был заглушить двигатель. Делалось это ради безопасности, но это было испытанием и на надежность техники. Вот на этом и попался Виденгрен и потерял на повторном запуске три минуты. Из-за этой заминки он пропустил вперед Бьорнстада и Балестреро.

Одна надежда была на то, что у соперников также возникнут проблемы на дозаправке. Но то, что в итоге произошло, в наши дни вызвало бы бурный смех. Сначала на 95 круге - за всего пять кругов до финиша - поехал на пит Балестреро. Все сложилось для него удачно, но было маленькое "но" - во время дозаправки он не выключил двигатель. По факту он финишировал вторым впереди Виденгрена, но в итоге был дисквалифицирован. А гонку выиграл Бьорнстад. Все ожидали от него пит-стопа, но в итоге он финишировал, так ни разу не дозаправившись. Лишь в 1985 году он признался, что на его машине был установлен дополнительный бак для горючего - вот такие были идеи у конструкторов в 30-х годах. До активной подвески и двойных диффузоров было далеко, но идея безумно хороша... А среди спортивных автомобилей победу одержал Пьерр Вейрон на Бугатти - именно в его честь будет названа модель, которая известна всему миру.

В 1934 году гонку раз и навсегда отменили. Официальной причиной тому стал финансовый кризис, но все мы знаем, что в 1933 году власть в Германии коренным образом поменялась и какие у нее были взаимоотношения с Польшей потом. Но это произошло три четверти века назад, и мы можем строить лишь догадки. В любом случае, Гран-при Львова у нас уже был и будем верить в то, что Гран-при Украины будет не за горами. В какой-то степени это смешно, но все таки...

Источник - http://isport.ua/aut...news/89122.html

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А у Вас и вообще, у кого-либо, есть инфа об этом гран при? Буду Вам признателен. Мое мыло: april_rego@mail.ru :)

не совсем о ГП

000lvov.jpg

14.10.200575 лет отделяют нас от того времени, когда Львов был одним из центров мирового автоспорта. Именно в 1930 году во Львове впервые провели Гран-при, в котором приняли участие всего пять гонщиков, которым предстояло проехать 17 кругов трассы, не имеющей аналогов в мире. Спустя всего два года дистанция уже составляла 100 кругов.

Трехкилометровая трасса «Львовский треугольник» проложенная по улицам города, имела три стороны. Одна из них была практически прямой, вторая представляла собой длинный подъем, и наконец, последняя с крутым спуском и не менее крутым S-образным поворотом. Кроме того, покрытие трассы выложено брусчаткой. И наконец, это единственная трасса в мире, по которой проложены трамвайные рельсы.

Хотя гонки проводили здесь всего четыре года, за это время трасса «Львовский треугольник» стала одной из лучших в мире. Лучшие спортсмены, на самых современных гоночных автомобилях, построенных специально под эту гонку, боролись на самой сложной и в то же время самой безопасной трассе того времени. Об этом свидетельствует тот факт, что за все время проведения Гран-при Львова здесь не погиб ни человек.

И вот спустя 75 лет на бывшей прямой старт – финиш президент КМАМК Сергей Малик и глава комитета ШКГ ФАУ Артем Атоян повесили мемориальную доску с именами всех победителей львовской гонки. Кроме того, А. Атоян презентовал написанную им книгу «Гран-при Львова». В ней изложены уникальные факты и фотографии о событиях минувших дней. Автор работал над книгой 13 лет и ему удалось расписать события тех лет буквально по часам.

lviv_100710.jpg

Гран-при Львова 1930-33 годов

Как рассказал автор, он по-настоящему «болел» этой темой, поскольку испытывает большую любовь к автоспорту, и к тому же сам жил во Львове на одной из улиц, по которым была проложена та легендарная трасса. Чтобы написать 376 страниц через семь десятков лет после описываемых событий, ставших настоящей сенсацией в мире европейского автомобильного спорта, Артем Карпович изучал архивы десяти стран, общался с двумя участниками Гран-при Львова (остальных гонщиков уже нет среди живых). Один из них сейчас живет в Германии, второй — в Швейцарии. Атоян даже нашел семерых зрителей, видевших собственными глазами те гонки. Их воспоминания стали очень ценным материалом для написания книги.

Львовская трасса — одна из немногих в мире, которые проходят по улицам города. Ее равнинный участок пролегал по улице Витовского, подъем — улица Стрыйская (до современного монумента Славы) и спуск на Гвардейской. Трасса была проложена по мостовой, к тому же на 30 процентах ее дистанции трамвайные рельсы перед соревнованиями замазывали специальной асфальтовой смесью. Из четырех Гран-при три проходили при традиционной львовской погоде — под дождем. Представьте себе уровень сложности. И по этой скользкой мостовой с крутыми поворотами, подъемами, спусками гонщики 30-х годов ездили со средней скоростью 90 км/час!

Сам автор попытался повторить их подвиг на современном авто, проехав тем же маршрутом в четыре утра, чтобы не мешал транспорт. Средняя скорость оказалась несколько выше 80 км/час. Конечно, состояние мостовой семьдесят лет назад было несколько лучше, но ведь и авто были другие.

За Гран-при Львова боролись настоящие звезды автоспорта того времени: многоразовый чемпион Европы Рудольф Караччиола, Ганс Штук, Флориян Шмидт... Вообще за четыре года во львовских соревнованиях приняли участие 56 гонщиков из 13 стран Европы.

Львовская трасса была одной из самых безопасных в мире. Вот что пишет Артем Атоян о самом главном, наверное, факторе в автоспорте:

«Учитывая длину трассы — 3041 м — и необходимость защитных сооружений с обеих сторон, получим в среднем одного полицейского на 13,4 м! По этому показателю Львов занимал одно из ведущих мест в Европе.

Благодаря этим нерядовым усилиям можно без преувеличения утверждать, что львовские гонки чуть ли не единственные, в которых за всю историю их проведения не погиб ни один человек из всех трех задействованных в соревнованиях сторон: участников, зрителей и обслуживающего персонала».

А самые лучшие гонщики Европы сравнивали «львовский треугольник» с легендарной трассой в Монако:

«Я уже видел кольцевые гонки в Monte Carlo и смело могу утверждать, что львовское мероприятие ни в чем не уступает им. Трасса чрезвычайно оригинальная, хорошо подготовлена и разнообразна», — приводит автор слова австрийца Максимилиана Хардегга.

В Монте-Карло гонки по улицам города состоялись впервые в 1929 году, а идея их проведения возникла в 1928-м. Львовские же соревнования задумали раньше — еще в 1927 году. Они так и осталась самым восточным Гран-при в Европе.

Посмотреть на лучших гонщиков Старого Света собиралось огромное количество зрителей: по разным свидетельствам, от тридцати до шестидесяти тысяч (во Львове тогда было триста тысяч жителей). Хотя перед соревнованиями вдоль трассы сооружали трибуны, мест для всех желающих не хватало. Так что владельцы квартир в близлежащих домах делали на гонках неплохой бизнес, устраивая на своих балконах зрительские ложи. Чтобы как можно больше болельщиков имели возможность следить за гонкой, из окон даже вынимали оконные стекла. Кстати, билеты на трибуны были недешевыми: от пяти злотых и выше (для сравнения: номер в отеле стоил 50 грошей).

А посмотреть действительно было на что. Один заезд длился тогда четыре часа. Кое-кого из гонщиков после финиша приходилось просто вытаскивать из машин, поскольку выйти самостоятельно они были не в состоянии. Представьте, в этих трудных соревнованиях участвовали женщины: во Львове впервые в Европе в мужских гонках вышли на старт сразу три мастерицы руля!

Еще интересный факт: один из победителей Гран-при Львова завоевал кубок не совсем честно. Машина норвежца Эжена Бйорнстада имела бак, горючего в котором хватало на 95 кругов (гонка состояла из ста). Первый его соперник заехал на пит-стоп, не заглушив двигатель (тогда это было запрещено), и его дисквалифицировали, второй — заглушил, потом опять заводил в течение четырех минут. А Бйорнстад финишировал без дозаправки. Как ему это удалось, было тайной вплоть до 1985 года. Оказалось, спортсмен установил на свой автомобиль дополнительный топливный бак. Тогда никто даже не догадался проверить.

После выхода в свет книги «Гран-при Львова. 1930—1933 гг. Историческая хроника» и в ознаменование 75-летия кольцевых гонок во Львове возле места старта Гран-при на доме по улице Витовского,41 президент Киевского городского автомотоклуба Сергей Малик и Артем Атоян открыли мемориальную доску с фамилиями победителей. А вот когда книга появится в продаже, неизвестно. Первый тираж (одна тысяча экземпляров) уже разошелся.

вот обзор Книги

Гран Прі Львова

1930-1933. Історична хроніка

Артем Атоян

Book003.jpg

Год издания: 2005

Издательство: -

Язык: Украинский

Количество страниц: 375

Количество фотографий: 182 (и еще 30 рисунков)

Высота х ширина: 27х21 см

Переплет: мягкая обложка, биговка

Качество полиграфии: хорошее

Категория: история соревнования

Ключевые слова: Гран При Львова 1930-1933, львовский треугольник, автоспорт в Польше, автоспорт в Украине, Карачиола, Штук, Бьернстад

Общая оценка: 9

Тяжело писать отзыв на хорошие книги – их обычно «проглатываешь» одним махом, после чего остается только ощущение восторга от прикосновения к истории гонок. Но рискну попробовать.

Автор данного фундаментального труда – Артем Карпович Атоян, автомобильный инженер по образованию, главный конструктор первых украинских гоночных автомобилей на основанном им же львовском предприятии «Форкон», до недавнего времени – Генеральный директор и глава комитета кольцевых гонок ФАУ, телекомментатор и журналист, - создавал эту книгу 13 (!) лет. Для этого ему пришлось проработать не только львовские архивы, но и архивы стран Европы, по крупицам собирая информацию. Что же у него получилось?

А получилась хорошо иллюстрированная книга об истории зарождения, становления и развития автоспорта в Польше, вцелом, и во Львове, в частности. В мои руки попала не просто книга, а подарочное издание – книга была упакована в коробку, в которой также находились схема трассы, перекидной календарь и набор открыток (правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что эксклюзивных фотографий на них нет – только те, что в книге).

Что не очень понравилось – так то, под каким соусом подавали книгу на презентациях и в прессе. Вот заголовки и цитаты: «Украина – родина Формулы-1?!», «В Украине уже было Гран При Формулы-1!», «И как приятно осознавать, что еще 75 лет назад на территории теперешней Украины уже проходили гонки Формулы-1». И надпись на обложке вопрошает – «Была ли Формула 1 во Львове?». Ответ один – нет, не было. Формула-1 появилась только в 1947 году, и, тем более, гонки Гран При и Формула-1 – это далеко не одно и то же (по крайней мере, до середины 1980-х). Жаль, что автор (или издатели) достаточно вольно подошли к трактовке сего факта ради пущего рекламного эффекта.

Но подача и содержание, слава Богу, оказались разными – в самой книге слово Формула-1, по-моему, не упоминается ни разу. Правда, все же в книге есть недостатки. Во-первых, автор все имена собственные в тексте дает без транскрипции на украинском языке, оставляя их латиницей, из-за чего текст теряет в читабельности. Например «в Warszawa в этом году был зарегистрирован…» или «19 членов [клуба] избрали графа Andrzej Potocki … президентом G.K.A.». Во-вторых, при чтении иногда создается впечатление, что тот или иной кусок – дословное изложение газетного отчета или официального протокола, и этим выбивается из общего повествования. Ну и низкое качество фотографий, но тут уж чем богаты – оригинальные снимки, скорее всего, просто не сохранились. Да, еще польский журналист еженедельника „Auto Swiat” Анджей Якубашек (Andrzej Jakubaszek) на The Nostalgia Forum (лучший форум в Интернете, посвященный истории автомотоспорта) писал о том, что в книге присутствуют некоторые неточности, но т.к. пока его книга про эти же гонки не вышла, поэтому какие именно – неизвестно.

К счастью, это все недостатки книги. Согласитесь, их достаточно немного, и положительные стороны – полнота и подробность изложения материала, полная статистика соревнований, уникальные фотоснимки, - их с лихвой перевешивают. Безусловная ценность этой книги состоит в том, что она едва ли не единственная в мире (да-да, я не преувеличиваю), в которой описана (а тем более, так детально) история львовских гонок 20-30-х годов, которые долгое время оставалась «белым пятном» на карте истории автогоночной Европы.

Сама книга разбита на четыре раздела. Первая часть посвящена становлению автомобилизма и возникновению автомобильных клубов на территории современной Западной Украины и во Львове, а также робким попыткам провести ими первые автомобильные соревнования. Во второй части речь идет уже непосредственно о самих автогонках – ралли, линейных гонках и подъемах на холм, которые проводились в Польше и во Львове в 1925-1930-е годы. Раздел разбит по годам, каждый из которых завершается подведением итогов и планами на следующий год.

Третий раздел – непосредственно про кольцевые гонки во Львове в 1930-1933 гг. (титул Гран При носили только два последних соревнования). Он также разбит по годам на четыре части, в каждой из которых повествование строится следующим образом: описание процесса подготовки соревнования, переговоры с потенциальными участниками, предгоночные события (тренировки, прибытие спортсменов); далее приводятся небольшие биографии участников и рассказы об их автомобилях, после чего речь идет уже непосредственно о перипетиях на трассе, послегоночных событиях и интервью. Кроме того, в главе про каждый год имеет место небольшой рассказ и о других гонках, прошедших в Восточной Европе, и об успехах польских и львовских гонщиков в них. Завершает каждый год ежегодное подведение итогов на заседании M.K.A. (Малопольский автомобильный клуб, непосредственный организатор соревнований). Заканчивается третий раздел послесловием, в котором описываются дальнейшие судьбы участников львовских гонок, а также причины, по которым гонки закончились в 1933-м, на пороге «Золотой эры гонок Гран При».

Четвертый раздел – справочный, разделен на две части. В первой части даются результаты всех гонок на территории Польши, проводившихся в 1925-1933-е годы. Вторая часть – детальные результаты кольцевых автогонок во Львове. Кроме того, в нем содержаться биографии 4-х победителей – Генриха Лифельдта (Henryk Liefeldt), Ханса Штука (Hans Stuck), Рудольфа Караччиолы (Rudolf Caracciola) и Ойгена Бьернстада (Eugen Bjornstad). Завершают саму книгу ее аннотации на польском и немецком, а также индекс персоналий, упомянутых в ней.

Если резюмировать, то про такие книги хочется сказать, что лучше один раз их подержать в руках и почитать, чем сто раз услышать и прочитать мнения других людей. Однозначный «must have» для всех людей, интересующихся историей гонок Гран При.

© Tекст и оформление, Грушко Алексей (Oleksiy Hrushko), 2009

aa097b6919.gif

clear.gifГонки в Галиции 1925-1933 годов

ОЧЕРК по истории автогононок

(с) 1995 год Артем Атоян

Президент Автомобильной Федерации Украины

В 1897 году узенькими улицами старинного Львова протарахкотел первый автомобиль. Владельцем новенького "Бенц Виктория" был пионер добычи нефти в Галиции инженер Казимеж Одрживольски. А уже в начале 1907 года во Львове была основана общественная организация - Галицийский Автомобильный Клуб - один из старейших в Европе. ГАК был признанным членом Австрийского Автомобильного Клуба и имел свой филиал в Кракове. В 1923 году жители Львова впервые на собственные глаза увидели автоспорт - через город проходил маршрут ралли. Это зрелище произвело незабываемое впечатление: казалось, что целый город внезапно заболел на автоспорт. И вот 8 сентября 1925 года во Львове произошли первые галицийские автомобильные гонки. В те времена такие соревнования имели достаточно специфический вид. Специальных спортивных или гоночных автомобилей было довольно мало, и поэтому большинство водителей приспосабливало для соревнования обычные конструкции. Для проведения соревнований подбирался участок более - менее равной дороги за чертой города (асфальта еще не было!), она приводилась в порядочный вид (убирался мусор и выравнивалась обочина), и трасса гонок считалась готовой. Участники соревнований по очереди брали старт, и борьба между ними осуществлялась через хронометристов, которые сравнивали время прохождения выбранного участка. Для первых львовских гонок был адаптирован участок длиной десять километров. К участию в соревнованиях записалось 14 автомобилей и 11 мотоциклов. Для победителя был подготовлен специальный приз - старинная чаша, которую до начала гонок демонстрировали обитателям Львова в витрине гостиницы "Жорж". Первый гонщик взял старт в 10.40. Среди автомобилистов наилучшим оказался варшавянин Генрих Лиефельд на "Аустро-Даймлер", который показал максимальную скорость 128,7 км/час. Учитывая, что перед соревнованиями прошел обильный дождь, и автомобиль передвигался фактически по грязи, это зрелище было не для слабонервных. Среди мотоциклистов наименьшее время на преодоление дистанции использовал львовянин Рудавски, развив при этом скорость 93,5 км/час, на своем "Индиане".

Полученный в 1925 году опыт не прошел зря: на следующий год трассу упорядочили более обстоятельно, установили трибуны для зрителей. Впервые для точного измерения времени был использован электрический хронометр.

На этот раза в гонках приняли участие два настоящих гоночных автомобиля, преимущество которых над своими обычными конкурентами было чрезмерным. И опять наивысшую скорость развил Лиефельд - 120,4 км/час. Относительное уменьшение средней скорости по сравнению с прошлым годом было связано с увеличением в два раза длины участка дороги, которая хронометрировалась. Во время этих соревнований произошел и первый несчастный случай. На одном из поворотов водитель слишком резко пытался удержать автомобиль на дороге, что и привело к переворачиванию. Раненый водитель был доставлен в городскую больницу. В 1927 году на Львовщине было проведено несколько автомобильных соревнований, в том числе ралли и так называемые горные гонки. В традиционном (уже третьем!) мероприятии на стрийской дороге, которое на этот раза происходило летом, не менее традиционно стал победителем Лиефельд, который в 20-километровой гонке разогнал свой "Аустро-Даймлер" до 130,5 км/час.

Увеличение количества соревнований, накопление опыта привели к полному изменению гонок. Осуществился переход от количества автомобилей к их качеству. В 1928 году в соревнованиях на дороге Львов-Стрый участвовало всего восемь автомобилей, но все уже были специальными гоночными или спортивными. В такой серьезной компании опять стал победителем Лиефельд, увеличив среднюю скорость львовских гонок до 140 км/год.

Изменения, которые произошли в автомобильном спорте, привели к переоценке роли соревнований, и поэтому в 1929 году произошли фактически последние гонки на стрийской дороге. Победителем этих соревнований стал львовянин Едвард Завидовски, который разогнал свой "Бугатти" до 152,1 км/час. Обеспечить безопасность соревнований на двадцатикилометровом участке дороги, где участники передвигаются со средней скоростью полторы сотни километров в час, и сохранить при этом зрелищность, было практически невозможно. Поэтому организационный комитет начал реализацию нового проекта, который давно уже обсуждался - перенесение гонок непосредственно во Львов. Проведение соревнований улицами города имело целый ряд неоспоримых преимуществ, но требовало безупречного выбора дистанции и образцовой организации каждого элемента мероприятия.

Среди многих вариантов уличной трассы, которые рассматривались, лучше всего всем требованиям отвечал так называемый "Львовский треугольник", т.е. улицы Пелчинска (Витовского), Стрыйская и Кадетская (Гвардейская). Крутой подъем (ул. Стрыйская) от площади Ивана Франка к монументу, крутой спуск (ул. Гвардейская) и длинная прямая с поворотами большого радиуса придавали этой трассе своеобразный незабываемый характер, который сочетал элементы распространенных в то время горных гонок и кольцевых соревнований. Нагрузки на двигатели на подъеме, на тормозные системы на спуске и максимальная скорость на прямых требовали отличной подготовки автомобиля и хорошей физической формы - от гонщика. Длина одного круга составляла 3041 м. Старт гонок давался всегда от места, где сейчас расположен фонтан перед входом в парк с улицы Витовского. Все автомобильные гонки серии Гран-При, которые произошли в Львове, проходили на "Львовском треугольнике"

1930 год

Первый Гран-При города Львова

Согласно действовавших технических требований все автомобили, которые собрались на "Львовском треугольнике" для участия в гонках, были разделены на три класса: гоночные, спортивные и туристические. Это распределение было несколько условным, ибо не учитывало так называемые объективные признаки, а именно: рабочий объем двигателя и массу автомобиля. Ходатайство об участии в гонках подали 20 водителей, пять из которых выступали в гоночном классе, а еще шесть - в спортивном. Поддержать гонщиков собралось свыше двадцати тысяч львовян и гостей города. Бурными аплодисментами и приветствиями встретили они победителя первого заезда среди туристических автомобилей - Марию Козмянову на трехлитровом "Аустро-Даймлере". Средняя скорость, которую она показала на семи кругах дистанции, составляла 67,5 км/час, что позволило ей опередить ближайшего преследователя больше чем на четыре секунды.

Во втором заезде, гоночных автомобилей, главное противоборство развернулось среди претендентов на второе - третье места. Преимущество Генриха Лиефельда было слишком ощутимым - на финише он был первым со средней скоростью 81,3 км/час.

Третий старт заезда - спортивных автомобилей - произошел довольно неожиданно - без двух участников, которые со значительным опозданием бросились догонять своих соперников. Наилучшим в этих соревнованиях стал Тадеуш Сколимовский, который финишировал на 41 секунду раньше чем его конкуренты, и прошел десять кругов со средней скоростью 75,8 км/час.

Для участников Первого Гран-При города Львова был установлен призовой фонд, который равнялся 1250 дол. США, на то время деньги немалые. Автомобиль ФИАТ 525, например, с шестицилиндровым двигателем, мощностью 70 лошадиных сил, стоил 3450 дол. США. "Львиную" долю этого призового фонда - 825 дол. США - получил победитель заезда гоночных автомобилей. Параллельно с этими соревнованиями проводился Гран-При города Львова среди мотоциклистов, где в самом престижном классе (гоночные мотоциклы с рабочим объемом до 600 куб.см.) победил львовянин Тадеуш Рудавски

1931 год

Второй Гран-При города Львова

Между Первым и Вторым Гран-При трасса соревнований была старательно отремонтирована, во многих местах переложена брусчатка, трамвайную колею на Пельчинской залили цементным раствором и др. Гран-При города Львова был включен в календарь международных автомобильных соревнований, нашими гонками заинтересовались ведущие гонщики со всех стран Европы. Оргкомитет вел оживленную переписку с такими известными гонщиками, как граф Станислав Чайковски с Франции или Гейнрих фон Морген с Германии.

Но в следствии небрежно спланированного международного календаря перед гонщиками встала проблема: в тот же день, когда стартовал Гран-При города Львова, происходили гонки в Женеве и Риме.

Все же накануне соревнований в Львове появилось 15 гонщиков, семь с которых заявились в классе гоночных автомобилей.

Среди претендентов на победу во Втором Гран-При города Львова были такие звезды всемирного масштаба, как "король гор" Ганс Штук фон Вилиц, чемпион Австрии граф Максимилиан Хардегг, рекордсмен мира в гонках на один километр Хуберт Саксель и другие.

В заезде туристических автомобилей, который стал уже классическим заездом "поддержки" главных соревнований, первое место опять завоевала Козмянова. Без пятнадцати четыре был дан старт заезда гоночных автомобилей. Зрители приготовились к ожесточенной борьбе, но уже через два круга возникла аварийная ситуация на прямом участке трассы, где гонщики Еллень и Саксель организовали "войну нервов" за третье-четвертое место. Эта баталия закончилась страшной на вид аварией, которая поразила всех свидетелей. В следствии этого приключения Саксель оказался в больнице с сотрясением мозга, его жизнь спас прочный шлем. Если до этого события мнения относительно возможного победителя были разными, то после него вывод был единодушным - только Штук. Его белый "Мерседес-Бенц ССК" с семилитровым двигателем опередил соперников на 2 минуты и десять секунд (практически на длину круга!). Средняя скорость победителя - 78,1 км/час

1932 год

Третий Гран-При города Львова

Всемирный экономический кризис значительно снизил заинтересованность автомобильным спортом, но львовские гонки уже завоевали определенный авторитет, и опять в городе Льва собрались асы руля. На этот раза абсолютной звездой был Рудольф Караччиола, великий "Наказание", талант которого и до сих пор специалисты считают непревзойденным. Трудности экономической перестройки автомобильной промышленности заставила этого немецкого гонщика искать работу на родине своих предков, и поэтому во Львове он появился рядом с белой "Альфа Ромео 8Ц". С первых шагов "Наказания" по львовской брусчатке шансы на победу кумира зрителей - фон Штука уменьшились к минимуму.

Меньше чем за месяц до дня гонок предусматривалось, что Гран-При станет ареной для выяснения отношений между наилучшими гонщиками Европы, но автоспорт - дело непредсказуемое. В мае в Германии погибли фон Морген и Георг Лобкович, вследствие чего стартовое поле в Львове значительно поредело. Всего в Третьем Гран-При приняли участие 15 водителей в двух классах, в том числе 8 - в гоночном. Победа Караччиоли была более чем убедительной - второй в гонках проиграл ему 14 минут! Средняя скорость, развитая им на 66 кругах "Львовского треугольника", равнялась 86 км/час. Предыдущий победитель Ганс Штук так и не увидел клетчатого флага - на 37 круге система охлаждения его "Мерседеса" не выдержала темпа.

Наилучшим среди участников заезда спортивных автомобилей оказался известный гонщик с Чехословакии - Флориан Шмидт, средняя скорость его "Бугатти" -76,6 км/час. В Гран-При города Львова среди мотоциклистов победил краковянин Гебала на "Ариэле" с двигателем 500 куб. см.

Учитывая сложное экономическое положение и рост в городе количества безработных, оргкомитетом было принято решение о перечислении всей прибыли от проведения Гран-При города Львова в специальный фонд борьбы с безработицей

1933 год

Четвертый Гран-При города Львова

Эти гонки оставили больше всего воспоминаний в мировой литературе об автоспорте. Уровень Гран-При города Львова был признан всеми центрами автоспорта, и поэтому, невзирая на то, что он был наиболее восточным в серии Гран-При, здесь, как всегда, собралась элита европейских гонок. На этот раз гоночные автомобили были разделены на два класса - до 1,5 и более 1,5 литра, причем старт обеих классов был общим. В "большом" классе наибольший интерес вызвала первая встреча двух школ автоспорта - скандинавской и, так называемой, континентальной. Из "викингов" во Львов прибыли впервые заявленные в Центральной Европе фин Карл Эбб на "Мерседес ССК", норвежец Еужен Бйорнстад и швед Пэр Виденгрен на "Альфах". Главным конкурентом был один из наилучших представителей созвездия гонщиков с Италии известный ас Ренато Балестреро, также на "Альфа Ромео". Участникам нужно было преодолеть немалое расстояние (100 кругов, т.е. почти 305 км) и борьба ожидалась до последнего круга. Пятьдесят тысяч зрителей три часа сорок минут с напряжением следили за этими гонками, и наконец первым на финишной прямой появился Бйорнстад. Средняя скорость, развитая победителем, составила 82,8 км/час. В "малом" классе на Гран-При города Львова участвовали наилучшие гонщики Европы, ожесточенные соперники в зачете неофициального Чемпионата Европы "легких гоночных автомобилей". Этот Чемпионат состоял из четырех этапов, два с которых уже произошли, а Львов был третьим. Главными соперниками здесь были француз Пьер Вейрон и немец Ернст Бургаллер, которые выступали на скоростных восьмицилиндровых "Бугатти 51А". В предыдущих соревнованиях в Афусе и Нюрбургринге (Германия) Вейрон одержал одну победу и один раз финишировал третьим, а Бургаллер в обеих гонках приехал на втором месте. Почти четырехчасовая борьба этих соперников на львовской брусчатке привела на высшую ступеньку пьедестала почета Вейрона, которому удалось опередить Бургаллера на 1 минуту 18 секунд и развить среднюю скорость 78 км/час.

Победитель в классе более 1,5 литров Еужен Бйорнстад установил в этих гонках новый рекорд Гран-При города Львова, пройдя один круг за 2 минуты 2 секунды, что соответствует средней скорости 90 км/час. Этот рекорд так и остался непревзойденным.

Гран-При города Львова – чуть ли не единственные гонки, что проходили улицами городов Европы и где не погиб ни один человек ни среди зрителей, ни среди гонщиков. Этот факт исчерпывающе иллюстрирует не только организационный уровень соревнований, но и дисциплинированность жителей города Львова.

Гран-При города Львова - одно из наиболее неизвестных страниц европейской истории автомобильного спорта. Возрождение традиций проведения кольцевых гонок Гран-При города Львова - наилучшее доказательство наших успехов на пути к общеевропейскому сообществу. Ведь кто сегодня не помнит прошлого, тот приговорен на отсутствие будущего..

ПОБЕДИТЕЛИ

Гран-При города Львова

1930 Генрих Лиефельд (Польша)

Родился в 1894 году. Учился в высшей технической школе г. Ковентри (Великобритания). С 1912 года занимался мотоспортом, а в 1922-м перешел в автомобильные гонки. Владелец автомастерской и предприятия по производству авиационных двигателей. Технический директор филиала "Аустро Даймлер". Первый Чемпион Польши по автоспорте. Умер в 1937 году после тяжелой болезни.

1931 Гоне Штук фон Вилиц (Германия)

Родился в 1900 году. Профессиональный автогонщик. Чемпион Европы по горных гонках 1930 года. Победитель многих Гран-При.

Вице-Чемпион Европы 1936 года. Автор известных книжек об автоспорте, в том числе "Без Борьбы нет победы". Его сын Ганс-Йоган, известный гонщик, который выступал за фирму "Ауди".

1932 Рудольф Караччиола (Германия)

Родился в 1901 году. Профессиональный автогонщик. Первая победа в гонках: горные соревнования в Иловиште (Чехословакия) в 1924 году. Победитель многих Гран-При. Чемпион Европы серии Гран-При в 1935, 1937 и 1938 годах. Неоднократно побеждал во многих других выдающихся гонках. Умер в 1959 году после тяжелой болезни.

1933 Еужен Бйорнстад (Норвегия)

Родился в 1909 году. Владелец автомастерской. Гран-При города Львова - его первая победа в международных соревнованиях. В дальнейшем - неоднократно побеждал в Гран-При, в том числе в так называемых "зимних". За свой талант получил прозвище "Король скорости". В 1938 году эмигрировал в США. После войны вернулся на родину, но от участия в спорте отказался. Умер в 1992 году.

Изменено пользователем Dragon

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Думаю, можно вынести в отдельную тему из "Библиографии" и "Фактов".

К сожалению, видео Гран-при Львова нам найти не удалось. Есть подозрение, что оно вообще не сохранилось. Но почустствовать атмосферу того Львова вы можете, посмотрев вот этот небольшой фильм о городской жизни 30-х годов)

ispоrt.uа ©

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Можно добавить схемку трассы.

lwowgptrack.jpg

И ваще, мечтаю пощупать саму книгу...

Изменено пользователем Егор

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Книга на украинском. У меня был электронный вариант- очень тяжело читать.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я делал перевод про гонку 1932 года из книги для Лайфа Снеллмана - http://www.kolumbus.fi/leif.snellman/gp3209.htm#38

Может, на английском читаться будет лучше :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В последнем номере "Формулы" была статья про современный Монтжуик- парк. Вот, организовать бы фотопрогулку по очертаниям Львовской трассы.

На яндекс-картах или викимапии реально ли место найти?

Или всё стерто войной?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Оказалось, я заметки для перевода делал на русском. Думал из этого сделать более читаемый текст, но руки всё не дошли. Может, кому-то и такой вариант сгодиться.

ЗАЯВКА, СТАРТОВОЕ ПОЛЕ, РЕЗУЛЬТАТЫ

Заявочный лист

#1 (racing) Hans Stuck (Germany) – с учетом участия в прошлом (1931) году, когда ему все очень понравилось, он согласился на меньшую сумму стартовых денег. Кроме того, он хотел стартовать в категории спортивных автомобилей, но согласился участвовать в категории гоночных автомобилей под давлением организаторов гонки (собралось слишком мало «звезд») – Mercedes-Benz SSK

(racing) Henrich-Joachim von Morgen (Germany) – Bugatti, погиб в Eifelrennen

(SC) Henry Muller (Austria)

(SC) Emil Frankl (Austria)

(racing) Count Tivadar Zichy (Austria)

#4 (racing under 1,5 l) Laszlo Hartmann (Hungary) – Bugatti 37A

(racing) Hans Stuber (Switzerland)

(racing) Annette Rose-Itier (France)

(racing) Charly Jellen (Germany) – отменил заявку 17.06

(SC) Georges Nadu (Romania) – отменил заявку, не востановился после аварии

#21 (racing--->sports) Florjan Schmidt (Czechoclovakia) – в последнюю минуту перезаявился на гонку спортивных автомобилей – Bugatti 37A

#24 (SC) “Horwill” (Horak, Waclav) (Czechoclovakia) – Amilcar CGS

(racing) Jiri Kristian Lobkowicz (Czechoslovakia) – Bugatti, погиб в Avusrennen

(racing) Manfred von Brauchitsch (Germany) – приглашали на любых условиях, для сбалансирования состава участников

#6 (racing) Rudolf Caracciola (Germany) – Alfa Romeo 8C-2300

#5 (racing) Albert Broschek (Germany) – Mercedes-Benz SSK

(SC) Prikrilla, Roderich (Austria) – отменил заявку 17.06

#25 (racing--->sports) Kubicek, Jan (Czechoslovakia) – в последнюю минуту перезаявился на гонку спортивных автомобилей – Bugatti 35B

(SC) Count Arco-Zinneberg, Engelbert (Austria)

#23 (SC) Bogucki, Wladyslaw (Poland) – Bugatti 23

(racing) Burggaller, Ernst Gunther (Germany) - Bugatti

#22 (SC) Cienski, Ludomir (Poland) – Alfa Romeo 6C-1750

(SC) L. de Fabini (Romania)

#7 (racing, under 1,5 l) Holuj, Stanislaw (Poland) – Bugatti 37A

(racing) Maleplane, Jean de (France)

#26 (SC) Potocki, Maurycy (Poland) – Bugatti 43

#8 (racing, under 1,5 l) Ripper, Jan (Poland) – Bugatti 37A

#3 (racing, under 1,5 l) Sojka, Bruno (Czechoslovakia) – Bugatti 37A

#2 (racing) Stastny, Josef (Czechoclovakia) – Bugatti 35B

#27 (SC) Weinschenck, Harold (Austria) – Austro-Daimler ADM

(racing) Wustrow, Walter (Austria)

Provisional Grid (according to staring numbers)

Sojka – Stasny – Stuck

Broschek - Hartmann

Ripper – Holuj – Caracciola

Grid

Broschek – Caracciola – Stuck

Sojka – Stastny

Ripper – Holuj – Hartmann

SC Grid

Bogucki – Cienski – Schmidt

Kubicek – Horwill

Empty – Wienschenck – Potocki (DNS)

Finish racing

1. Caracciola – Alfa Romeo – 66 laps – 2:19’53.410 = 86,084

2. Broschek – Mercedes-Benz – 60 laps – 2:34’21.495 = 78,016

3 (1) Hartmann – Bugatti – 58 laps – 2:37’05.440 = 76,659

4 (2) Ripper – Bugatti – 58 laps – 2:38’22.900 = 76,034

5 (3) Holuj – Bugatti – 58 laps – 2:38’29.00 = 75,985

6 (4) Sojka – Bugatti – 57 laps – 2:42’24.00

DNF Stuck 36 laps engine

DNF Stastny 11 laps crash

Finish SC

  1. Schmidt – Bugatti 33 laps 1:18’36.950 = 76,590
  2. Kubicek – Bugatti 32 laps 1:22’48.300 = 72.715
  3. Cienski – Alfa Romeo 31 laps 1:25’08.290 = 70.722
  4. Weinschenck – Austro-Daimler 29 laps 1:28’56.400 = 67,669

DNF Horwill 21 laps varios

DNF Bogucki 4 laps engine

I Grand Prix miasta Lwowa

Malopolski Klub Automobilowy

Lwow Triangle

3,041 km

Racing = 66 laps

SC = 33 laps

Time of start = 16:15

Laps lead = Caracciola – 66 (RC), Schmidt – 33 (SC)

Fastest lap – Caracciola 2’02.850 = 89,114

ОРГАНИЗАЦИЯ

Grand Prix Lwowa – общепринятое название гонки

Первоначально гонка была запланирована на 12.06.1932. Но в предварительном календаре AIACR на эту же дату была запланирована горная гонка в Kesselberge. Перенести на неделю раньше также не получалось – в таком случае гонка бы совпала с Targi Wschodni (традиционное польское ралли), поэтому M.K.A. попросил A.P. (Automobilklub Polski) перенести дату на запасную, 19.06. Кроме того, организаторам так и не удалось договорится об использование названия страны (приданию гонке национального статуса) с национальным автомобильным клубом, поэтому в официальных документах использовалось компромисное название Grand Prix miasta Lwowa

Для озакомления и последующего использования передового опыта в проведении гонок организаторы посетили гонки в Брно в 1931 и в Монако в 1932 году. В результате было принятно решение ликвидировать заезд (зачет) для туристических автомобилей, а заезд гоночных авто объединили со спортивными.

Призовой фонд распределялся следующим образом (основной источник наполнения – фирма Citroen), 1 USD = 8,86 zl

5 тыс. зл. – победитель в заезде гоночных автомобилей

2 тыс. зл. – второй призер заезда гоночных автомобилей

1 тыс. зл. – победитель в зачете гоночных автомобилей до 1,5 литра

1 тыс. зл. – победитель в зачете спортивных автомобилей

1 тыс. зл. – лучший польский гонщик (учреждено для привлечения участия местных спортсменов, которые неохотно подавали заявки)

Для гонки соорудили 5 стационарных трибун – две в районе старта/финиша (1800 и 600 мест), остальные три – по 500 мест.

Цены на билеты – 3-12 / 4-15 сидячие места, цена до и в день гонки, стоячие – 1 и 2 зл. до и в день гонки соответственно

На обороте каждого билета была размещена реклама главного спонсора, а также стояла печать M.K.A. для защиты от подделок.

Кроме стационарных касс также использовались 20 передвижных кассиров

Среди обладателей билетов разыгрывалось 10 велосипедов

Порядок обеспечивали 500 полицейских.

Было организовано 6 суддейских постов, оборудованных телефонной связью. Дежурило 4 медицинские машины.

Непосредственно перед гонкой было реконструировано около 700 метров дорожного полотна за деньги магистрата.

Основной источник финансирования для организаторов – городской бюджет.

Новости, связанные с гонкой, вывешивались по мере поступления в витрине ресторана отеля George, где размещались все учасники.

Все тренировки и гонка комментировались по радио и транслировались на трассу

Караччиола признал, что трасс подготовлена по высшему уровню, но его жена отметила, что совместный заезд гоночных и спортивных автомобилей – ошибка, т.к. более медленные спортивные будут мешать более быстрым гоночным и создавать аварийные ситуации (впоследствии этот прогноз сбылся)

130 билетов было выделено представителям прессы

В 18-00 в субботу, 18.06, был закончен прием заявок и регистрация учасников

Race programm:

14:00 – закрытие доступу к трассе зрителей

14:15 – track is closed

14:30 – заезд мотоциклистов

15:45 – финиш мотогонщиков, уборка трассы

16:15 – старт гонки

19:00 – финиш

Стартовое поле на расстоянии 100 метров от линии старт/финиш, в 50 метрах от гоночных – спортивные. Стартовое поле в шахматном порядке, начиная от первого номера справа. Старт спортивных через 30 сек после гоночных. Старт по сигналу стартового флага, который дублируется орудийным выстрелом

Гостями на гонки были представитель президента Польши, шеф военной канцелярии, мэр, воевода города и командующий 6-м военным округом.

От 50 до 60 тыс. зрителей присутствовало на гонке

Погода – ясно, солнечно, тепло

СОБЫТИЯ НЕДЕЛИ ДО ГОНКИ

15.06 – среда

Первая неофициальная тренировка, старт в 4 утра – местные гонщики Bogucki и Cienski

Прибыли Stastny, около обеда, устроив мини-шоу из своего появления, Sojka, Schmidt, Kubicek (заблудился на дорогах по пути), Broschek, Potocki

16.06

Первая официальная тренировка отменена из-за дождя

Прибыли Holuj, Ripper, а также около полуночи Stuck, который по дороге во Львов сбил насмерть пятилетнего мальчика, игравшего на дороге

17.06

в 4 часа утра – первая официальная тренировка, которую наблюдали 10 тыс. зрителей

11 (включая мотогонщиков) гонщиков, в т.ч. Stuck, Horwill, Kubicek (небольшая авария без последствий)

Днем прибыл Карачиолла, в обед объехал трасусу, после чего дал прес-конференцию

18.06

4 часа утра – вторая официальная тренировка.

Омрачилась тем, что на трассе стало плохо мотогонщику Edward Josef Kustanowicz, который в течении часа умер от инфаркта

В тренировке участвовали все гонщики, Карачиолла показал быстрейшее время 2 м 3 сек.

В 5-45 в аварию попал Брошек – врезался в фонарный столб, получил небольшую травму головы, повреждены левое крыло, подвеску и радиатор

Карачиола отвез товарища к ближайшей санитарной машине, а механики Штука отбуксировали поврежденный автомобиль в боксы.

Вечером финишировал во Львове Zjazd Plakietowy, а в 21-00 прошла предгоночная вечеринка, Garden Party

ГОНКА

Stuck изначально давал себе отчет в том, что у него мало шансов против Карачиоллы, т.к. Альфа-Ромео значительно лучше приспособлена к этой трассе.

Согласно регламенту номера давались по поряку получения подтверждения об участии и потом уточнялись по регистрации (прибытию гонщика на трассу), и определяли порядок старта.

Фаворитом СА был Potocki

Перезаявка в спортивный значительно уменьшила количество учасников

Гоночные авто – 1 цифра в номере, спортивные – 2.

2 категории – до и сверх 1,5 литров в ГА

Из-за недоволсьства Карачиоллы (он не хотел стартовать из последнего ряда) поменяли стартовую решетку, переместив его в первый ряд, и заодно и Брошека, т.е. все 3 фаворита стартовали с первой линии

Потоцки – двигатель умер по-пути на стартовое поле

Караччиола выиграл старт, следом за ним Штук, Брошек, Стасны, Хартманн, Холуй, Риппер и Сойка.

В СА дует Шмидт – Кубичек возглавили гонку

На 2-м круге двигатель Брошека начал работать с перебоями (из-за последствий аварии), и он едет в боксы для ремонта

После 5 кругов Руди опережает Штука метров на 100. Риппер к этому моменту обогнал Холуя и начал догонять Ласло

После 10 кругов между лидерами уже было 250 метров, 3-м идет Стастны, а Брошек опять был вынужден заехать в боксы.

На 12м круге при обгоне Шмидта (Учасника СА) Стасны ошибся, вылетел и врезался в столб, повалив его. Машина в хдам, а гонщик невредимым вынужден возвращаться в боксыю

15-й круг, между лидерами держится 200-250 метров. И Штук решил все-таки начать штурм позиций Руди, но за 20 кругов не продвинулся ни на метр – Карачиолла также спокойно нарастил темп (до начала погони он показал быстрейщий круг в 2’03.2, а во время – поднял планку до 2’02.865). В результате двигатель Мерседеса не выдержал, и в клубах дыма Штук медленно поехал в боксы.

После этого у Карача конкурентов не осталось – шедший 2-м Хармантн в тот момент уже отствала на 4 (!) круга. Паралельно с этими событиями, после 5 визитов в боксы Брошек таки смог рещить свои проблемы с двигателем и начал догонять Ласло, обогнав его на 50-м круге. Кроме того, венгра продолжал догонять и Риппер, отыгрывая в среднем на круге по полсекунды. В итоге он на 58-м догнал, а на 59-м – обходит Ласло под бурную реакцию трибун. Но через круг Ян останавливается на трассе – спущена шина! Гонщик не опускает руки и меняет ее менее чем за 2 минуты собственными усилиями, при этом сохранив 2-е место в классе – Холуй хоть и успел нагнать, но обогнать не смог (кроме того, он был немного дезориентирован тем, что ему дважды показали прохождение одного и того же круга). После этого измененйи в порядке на трассе не было

После финиша Руди пеле дифирамбы организаторам, нахваливая отличное покрытие и проводил паралели с гонкой в Монако. Но вопрос «была ли угроза его лидируещей позиции со стороны Штука» он расценил как неверие в его силы, т.к. Ханс так и не смог приблизится.

Гонка СА была менее богата событиями. Шмидт уверенно возглавлял ее, сошли Богуцки и Хорвилл – их авто не выдержали темпа, заданного лидером. Остальные финишировали фактически в той же последовательности, что и финишировали. Кроме того, финиш прошел незамеченным т.к. совпал с борьбой между Штуком и Карачем.

Вечернее награждение и чествование прошло без Карачиолы, который уехал первым вечерним поездом.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На вираже

gans%20chtuk.jpg

Гонки на Гран-при Львова, которые проходили в 1933 году, получили наивысшее признание в мире автоспорта. Тогда на соревнования самых смелых и мужественных съехались участники и зрители со всей Европы. Население Львова в те дни увеличилось вдвое.

Гран-при Львова 1933 года

Автомобиль и все, что с ним связано, уже давно отметили свой столетний юбилей. За эти годы он выполнял различные функции – от спутника и товарища в путешествиях до помощника в бизнесе. Отношение к нему тоже менялось в зависимости от того, кто находился у руля. Мужчины относились к нему как к капризной, но всегда любимой подруге, женщины же наоборот – хотели все и немедленно.

Возможно, именно это и вдохновляло покоренные автомобилем сердца влюбленных в скорость на новые состязания не то с ветром, не то с самими собой, в который раз доказывая, что совершенству нет предела. Ведь только на вираже чувствуется неимоверный прилив сил, когда в экстремальных условиях ощущаешь мощь и силу стального друга и способность совершать непостижимые, на первый взгляд, и такие обыкновенные, а порой совсем обыденные, маневры, где каждый раз все или почти все зависит от Его Величества Случая.

Грохот первого авто

Старинный Львов, очевидно, еще помнит грохот первого автомобиля, промчавшегося по улицам в 1897 году, поднимая столб пыли, смешанный с выхлопом непонятного вещества, приводя в восторг одних и в негодование других, но никого не оставляя равнодушным. По брусчатке – любимому месту прогулок львовян – ехала машина, внешний вид которой напоминал экипаж без лошадиной упряжки. Владельцем этого новенького Benz Victoria оказался инженер Казимеж Одрживольски.

Сегодня можно только предположить, сколько мнений разного толка неслось в адрес уважаемого пана Казимежа, известного нефтедобытчика Галичины, который нарушил спокойный и размеренный ритм города. А ведь максимальная скорость первого автомобиля едва превышала 20 километров в час.

Не успев оправиться от рычащего, гудящего приобретения пана Казимежа, горожане вновь были повержены в шок – распространилась весть, что через город планируют проложить трассу авторалли 1923 года. Поэтому с уверенностью можно утверждать, что львовяне стали одними из первых, кто увидел, услышал и, возможно, ощутил дух автосоревнований.

В то время практически не было специально приспособленных для гонок автомобилей. В ралли принимали участие владельцы машин самых обычных конструкций. В сентябре 1925 года стартовали первые Галицкие автогонки. Трасса была выбрана в пригороде Львова, и участники выходили на старт по очереди. Количество соревнующихся едва превышало десяток. Результаты заездов оценивали хронометристы.

Лучший результат тогда показал Генрих Лиефельд из Варшавы на автомобиле Austro-Daimler, пройдя дистанцию со скоростью 128,7 км/ч. Очевидцы утверждали, что результаты могли быть несколько лучше, если бы не погода. В тот день на город обрушился сильный ливень, который напрочь размыл автотрассу. Так, собственно, и развивался автомобильный спорт.

Самый знаменитый заезд

Но наибольший успех получили автогонки на Гран-при Львова 1933 года. Места на трибунах, которые сооружались вдоль всей трассы, не могли разместить желающих, поэтому активно использовалась находчивость и сообразительность предприимчивых львовян. Владельцы квартир близлежащих домов устраивали на своих балконах зрительские ложи. Случалось, что для удобства и увеличения зрительских мест вынимались даже оконные рамы. Кстати, билеты на трибуны стоили недешево – от 5 злотых, это при том что номер в отеле Львова тогда обходился в 50 грошей.

Заезд длился четыре часа. Традиционная сентябрьская погода – проливной или просто моросящий дождь (без дождя во Львове никак не обойтись, тем более осенью), не останавливала. Следует отметить, что в столь непростых погодных условиях в автогонках принимали участие женщины. Впервые в Европе на старт вышли три представительницы прекрасной половины человечества.

Воспоминания о тех событиях надолго остались в памяти горожан. О них много писали львовские газеты, а хроника гонок заняла достойное место в истории автоспорта.

Крутые виражи

bornstad.jpg

Трасса гонок на Гран-при Львова проходила по улицам города – так называемому львовскому треугольнику: улицам Витовского, Стрыйской (до нынешнего монумента Славы) и Гвардейской.

Старт давался перед входом в парк с улицы Витовского. Крутой подъем по Стрыйской от площади Ивана Франко к монументу Славы, затем крутой спуск по Гвардейской, длинная прямая, затем повороты с большим радиусом сочетали в себе элементы распространенных горных гонок и кольцевых соревнований. Нагрузки на двигатель при подъеме и тормозные системы на спуске, великолепная возможность максимального разгона на прямой требовали хорошо отрегулированной ходовой автомобиля и отличной физической подготовки гонщика. Учитывая то, что автогонки проходили в сентябре, можно смело утверждать, что гонщикам пришлось столкнуться с дополнительными трудностями, хотя трасса сама по себе была не из легких. Длина одного круга составляла 3041 метр.

Мастерству и выдержке участников гонок 30-х можно лишь позавидовать. По скользкой брусчатке с крутыми виражами, подъемами и спусками они ухитрялись проехать со средней скоростью 90 километров в час.

Спустя десятилетия один из автогонщиков уходящего века на современном автомобиле намеревался превзойти результаты пионеров автоспорта, избрав маршрут гонки Гран-при Львова 1933 года. Но средняя скорость, которую ему удалось развить, не превышала и 80 километров в час!

xenrik.jpg

В далекие 30-е это была единственная трасса в мире, которая проходила не только по мостовой – порядка 30 процентов дистанции шло по трамвайным рельсам, перед соревнованиями они замазывались специальной асфальтовой смесью. И, несмотря на это, она оказалась одной из самых безопасных в мире. Тогда ведущие гонщики Европы сравнивали Львовскую трассу с легендарной трассой в Монако, которая гостеприимно приняла любителей автоспорта в 1929 году и по сей день считается столицей этих видов соревнований. Понятия Формулы-1 и Гран-при Монако с тех пор стали неразделимы. Победа на трассе в Монако заслуженно считается вершиной мастерства в мире автоспорта – это единственная гонка, дистанция которой проложена по улицам города, что придает чемпионату неповторимый колорит.

Характерной чертой львовских гонок было то, что за всю историю их проведения на них не погиб ни один человек из всех присутствующих – участников, зрителей, техперсонала.

Звездный состав

За время проведения в 1930-1933 годах в Гран-при Львова стартовала вся элита европейского автоспорта, включая многократных чемпионов Европы Рудольфа Караччиола и Ханса Штука.

Среди участников 1933 года были впервые заявленные на гонках в Центральной Европе финн Карл Эбб на MercedesSSK, норвежец Эужен Бьорнстад и швед Пэр Виденгрен на «Альфах». В гонке участвовал и один из лучших представителей созвездия автогонщиков Европы Ренато Балестреро из Италии на Alfa Romeo. Всего за четыре года в этих соревнованиях приняли участие 56 гонщиков из 13 стран Европы.

Особенностью этого ралли стало то, что гоночные автомобили были разделены на два класса – до 1,5 литра и более 1,5 литра, хотя старт для обоих классов был общим. Примечателен и тот факт, что именно во Львове состоялась первая встреча двух школ автоспорта – скандинавской и так называемой континентальной.

gans%20cchtuk.jpg

По условиям соревнования участникам нужно было преодолеть расстояние в 305 километров (100 кругов!). Несмотря на нестандартные погодные условия и возникавшие в связи с этим дополнительные трудности, борьба шла до последнего круга. Лидером гонки 1933 года в классе более 1,5 литра стал норвежец Эужен Бьорнстад на Alfa Romeo. Средняя скорость, развитая автомобилем победителя, составила 82,8 км/час.

Об Эужене Бьорнстаде известно немного. Он родился в 1909 году. Был владельцем автомастерской. Победа на Гран-при Львова 1933 года была его первой, но далеко не последней победой в международных соревнованиях. Очевидно, именно поэтому ему дали прозвище Король скорости. В 1938 году он эмигрировал в США. После войны вернулся на родину, но напрочь отказался от участия в автогонках.

В состав гонщиков в малом классе входили не менее титулованные гонщики Европы француз Пьер Вейрон и немец Эрнст Бургаллер, которые выступали на скоростных восьмицилиндровых Bugatti 51A. Четырехчасовая борьба за лидерство по львовской брусчатке вывела на пьедестал Пьера Вейрона, которому удалось опередить Эрнста Бургаллера на 1 минуту 18 секунд, развив скорость 78 километров в час.

l%20gonki.jpg

Позднее оказалось, что победитель в классе до 1,5 литра Эужен Бьорнстад финишировал без дозаправки, в отличие от своих соперников, лишь потому, что на его автомобиле был установлен дополнительный бак с горючим. Тогда никто даже не догадался это проверить! Тайна раскрылась только в 1985 году. Но, тем не менее, именно Эужен Бьорнстад установил рекорд Гран-при Львова 1933 года, который так и остался непревзойденным – прошел один круг за 2 минуты 2 секунды, что соответствовало средней скорости 90 километров в час.

Новые скорости

В Лету канули гонки Гран-при Львова. Многое изменилось. В настоящее время то тут, то там слышатся разговоры о проведении Формулы-1 в Украине. В июне 2001 года киевляне и гости столицы стали свидетелями практически настоящих гонок Формулы-1 на Крещатике – за рулем болида Mercedes-Benz SLR McLaren был неоднократный чемпион мира, звезда Формулы 1 Мика Хаккинен. Автомобиль MercedesBenz SLR McLaren разработан TAG McLaren Group совместно c DaimerChrysler и собран в Парагоне (Великобритания). Максимальная скорость, которую развивает эта модель стандартной конфигурации, колеблется от 280 до 285 километров в час. На Крещатике Микки Хаккинен прошел дистанцию со скоростью 321 километр в час. Эта же скорость была зарегистрирована при проезде по прямой во время гонок с самолетом Hawk 200 во Франборафе в 1998 году.

Елена Голубенко

№4 2008г

cigarclan.com.ua (с)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В последнем номере "Формулы" была статья про современный Монтжуик- парк. Вот, организовать бы фотопрогулку по очертаниям Львовской трассы.

На яндекс-картах или викимапии реально ли место найти?

Или всё стерто войной?

Сейчас эти улицы называются Стрыйская, Д.Витовского и Гвардейская - вокруг парка им. Б.Хмельницкого со стадионом Юность.

упд теперь я завтыкал))

Изменено пользователем Gogathejedi

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
В последнем номере "Формулы" была статья про современный Монтжуик- парк. Вот, организовать бы фотопрогулку по очертаниям Львовской трассы. На яндекс-картах или викимапии реально ли место найти? Или всё стерто войной?

По Монтжуику я ходил, отличная трасса, а вот по Львовской трассе что-то не довелось :)

В принципе, трасса практически полностью сохранилась.

В 2011 году прошла ретро-гонка, посвященная 80-летию Гран При:

http://www.bagnet.org/news/tech/135941

http://visitlviv.net...rand-prix-2011/

Под это дело появилось много публикаций, перемешанных с историей гонок (преимущественно, вольный пересказ Атояна):

http://www.zazkozak....-11-09-15-51-56

http://www.drive2.ru...30376151984963/

И немного истории

http://www.drive2.ru...30376151986364/

Изменено пользователем Hrushko

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сейчас эти улицы называются Стрыйская, Д.Витовского и Гвардейская - вокруг парка им. Б.Хмельницкого со стадионом Юность.

post-34332-0-24045200-1330190447_thumb.j

post-34332-0-24045200-1330190447_thumb.j

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть статья в Allgemeine Automobile Zeitung 1932 года о ГП Львова, я даже начал делать перевод. Может, когда-нибудь я его и закончу.

Нашёл заметку в том же издании и о гонке 1931 года.

Изменено пользователем Hrushko

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Allgemeine Automobile Zeitung (Австрия), 15 июня 1931 года, отчёт о гонке 1931 года

f7c28a96e7ee035211b82ca45338b460.jpeg

Allgemeine Automobile Zeitung (Германия), 2 июля 1932 года, отчёт о гонке 1932 года

6e1f74c637ac72b7bffcaca78f20afad.jpeg 1fcfcabcad361d172750ba10e088c465.jpeg

Отчёт о гонке 1933 года, сайт Лайфа Снеллмана - http://www.kolumbus....n/gp3309.htm#32

Статья из какого-то польского журнала

ea05d2b4fa43c50173fbdf73d8a64e37.jpeg e86283cfc9ac288d9aaca0c450a97452.jpeg ba1b57d6dec1db6d8df0ec1fb8782c17.jpeg

Темы на Ностальгии

http://forums.autosp...showtopic=30641

http://forums.autosp...showtopic=78671

http://forums.autosp...showtopic=83403

Тема с польского форума

http://www.f1wm.pl/f....php?f=7&t=2021

Изменено пользователем Hrushko

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В принципе, трасса практически полностью сохранилась.

Огромное спасибо за труды!

Извините за "не в тему", но того пана на красном самоходе надобно прилюдно розгами отходить за многочисленные нарушения ПДД.

Кроме шуток, автоспорт не имеет ничего общего с подобным лихачеством, и популяризировать, пусть и интересную тему, таким образом - просто преступно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я делал перевод про гонку 1932 года из книги для Лайфа Снеллмана - http://www.kolumbus....n/gp3209.htm#38

Может, на английском читаться будет лучше :)

о спасибо , много интересного

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот наконец то :)

В начале мая буду во Львове - есть возможность пробежаться по трассе.

Был бы очень благодарен - если бы кто нибудь наложил трассу на современную карту города - чтоб понимать где и куда вообще

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

p.s.

Могу еще фотографии с трассы Гран При Одессы выложить - но это уже современность

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Можно добавить схемку трассы.

lwowgptrack.jpg

И ваще, мечтаю пощупать саму книгу...

post-34332-0-24045200-1330190447_thumb.j

Ну вот наконец то :)

В начале мая буду во Львове - есть возможность пробежаться по трассе.

Был бы очень благодарен - если бы кто нибудь наложил трассу на современную карту города - чтоб понимать где и куда вообще

Таки шо тут непонятного? Есть названия улиц и очертания трассы.

Нужно поискать гоночные фотографий и сделать новые именно с этих ракурсов.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну вот наконец то :)

В начале мая буду во Львове - есть возможность пробежаться по трассе.

Был бы очень благодарен - если бы кто нибудь наложил трассу на современную карту города - чтоб понимать где и куда вообще

http://www.gdecarli.it/php/circuit.php?var1=1900&var2=2

В самом низу страницы есть приближенный снимок со спутника, если нажать на кнопку "Комбинированная" - высветятся названия улиц.

Скорее Гран Пpi Лвiва ;)

С чего бы вдруг? Что по-украински, что по-польски (не забываем, гонки в 1930-1933 проходили на территории Польской Республики) - Гран При Львова. "Гран Прі Лвів" - это калька с английского.

Изменено пользователем Hrushko

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С чего бы вдруг? Что по-украински, что по-польски (не забываем, гонки в 1930-1933 проходили на территории Польской Республики) - Гран При Львова. "Гран Прі Лвів" - это калька с английского.

Ну значит "Львiв" - это на советском украинском :)

48672422.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В именительном падеже - Львів, но в родительном - Львова. Гран-прі (кого? чего?) Львова.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Ну значит "Львiв" - это на советском украинском :)
На любом украинском. =)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...