Перейти к контенту
Владимир Коваленко

Традиционная и альтернативная (полная) история гонок гран-при

Recommended Posts

Интересно, что швейцарская Journal de Genève (она издавалась на французском) использовала термин Championnat du monde des conducteurs по крайней мере до конца 80х, но уже наряду с Formule 1. При этом похоже на то, что термин Championnat du monde использовался по отношению к самому соревнованию, в тех случаях, когда речь шла о его итогах или чемпионах (чемпион всегда champion du monde); а термин Formule 1 использовался по отношению к машинам, их характеристикам и техническому регламенту. Впрочем, утверждать не возьмусь - языка не хватает.

http://www.letempsarchives.ch/Default/Scripting/ArticleWin.asp?From=Search&Key=JDG/1989/03/25/11/Ar01100.xml&CollName=JDG_1980_1989&DOCID=100060&PageLabelPrint=11&Skin=LeTempsEn&enter=true&AppName=2&AW=1398083972991&sPublication=JDG&sScopeID=DR&sSorting=IssueDateID%2cdesc&sQuery=championnat%20du%20monde%20des%20conducteurs&rEntityType=&sSearchInAll=false&sDateFrom=%2530%2534%2f%2530%2538%2f%2531%2539%2538%2538&sDateTo=%2530%2534%2f%2531%2533%2f%2531%2539%2538%2539&ViewMode=HTML

http://www.letempsarchives.ch/Default/Scripting/ArticleWin.asp?From=Search&Key=JDG/1988/11/18/27/Ar02700.xml&CollName=JDG_1980_1989&DOCID=79238&PageLabelPrint=27&Skin=LeTempsEn&enter=true&AppName=2&AW=1398083972991&sPublication=JDG&sScopeID=DR&sSorting=IssueDateID%2cdesc&sQuery=championnat%20du%20monde%20des%20conducteurs&rEntityType=&sSearchInAll=false&sDateFrom=%2530%2534%2f%2530%2538%2f%2531%2539%2538%2538&sDateTo=%2530%2534%2f%2531%2533%2f%2531%2539%2538%2539&ViewMode=HTML

Аналогичная ситуация с Automobil Revue, только там Fahrerweltmeisterschaft, Automobilmeisterschaft и Formel 1.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я в публикациях и телетрансляциях вплоть до конца восьмидесятых замечал термины из прошлого чемпионата мира, до 1981 года. Складывается ощущение, что именно с избранием Мосли начались какие-то сильные внутренние процессы в освещении Ф1. Не зря же именно при Мосли началась кампания за повышение зрелищности. Тогда, видимо, и понадобилась красиво оформленная история.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мосли был избран президентом FISA в 1991 году, президентом FIA в 1993, и только после этого начал свои реформы, которые в целом проходили до 1996 года (исключая более долгую кампанию безопасности). Как мне кажется, это слишком далеко, особенно учитывая еще и инертность мышления журналистов. Как мне кажется, целенаправленное создание образа "Формулы-1" нужно как минимум отсчитывать с 1986-1987 годов, когда: а) Балестр, частично принявший идеи Экклстоуна, стал президентом FIA; б) в FIA был введен Экклстоун, впервые в FIA начавший маркетинговую деятельность.


Самый интересный момент здесь - и один из центральных вопросов в истории организации "Формулы-1" - это логика Балестра. Я абсолютно уверен, что Балестр, а не Мосли, изменил FIA, сделал ее коммерческой. Чаще всего считается, что Мосли и Экклстоун втёрлись к нему в доверие и обманули его - так пишет и Диепраам, и Ловелл, и Бауэр. Но источники того времени, Джо Сейворд и Autosprint, считают, что сотрудничество Балестра и Экклстоуна было взаимовыгодным. В этом есть логика, в том числе и финансовая - в отличие от версии обмана, в которой всё объяснение состоит в идиотизме Балестра. Но вопрос остается недостаточно изученным, а потому спорным.


P.S. Жванецкий как-то сказал: "Извините, но жизни не хватит на доказательства. Приходится говорить выводами". Полагаю, в этой ветке форума происходит именно так :)

Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В 1948 году на первых соревнованиях в Гудвуде была гонка для полуторалитровых гоночных автомобилей:

10-october-1948-010-2.jpg 480922-motor-207.jpg

Так это и описывалось: до 1,5 литров.

В наше время произвели корректировку:

p9133411.jpg

1. Класс Ф1 предполагал двигатели с нагнетателями до 1,5 литров и без оного до 4,5 литров. В описании гонки 1948 года говорится только о 1,5 литрах. Коль скоро 4,5-литровые "тальбо" и "делаэ" не подходили под это описание, это не класс Ф1.

2. В английском языке нормально, когда цифра в названии прописывается словом, то есть Formula 1 и Formula One - это одно и то же с лингвистической точки зрения. Но, если посмотреть на историю употребления этого термина, получится, что название в виде Formula One закрепилось именно в названии созданной в 1981 году серии. До этого чёткого требования не было, поэтому могли писать и так, и так, но с единичкой - чаще, так как это номер формулы. А когда было создано коммерческое название с соответствующей принадлежностью прав, его надо было употреблять именно в этом виде. Так что, когда автор класс называет именно так: Formula One, - он как бы подразумевает созданную только в 1981 году серию.

Название серии Formula One вместо названия класса Formula 1 там, где его на самом деле не было, привлекает больше внимания, как бы связывает историю с настоящим при "простом общении".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Немного иллюстрации того, как СЕЙЧАС отличается от того, что было ТОГДА (и, по логике вещей, почему нельзя историю подгонять под современные понятия).

Босс WTCC делится мнением о новой эре мирового Туринга

1. Ни у одного чемпионата не было босса. Были организаторы или учредители, как правило, общественные организации, то есть автоклубы. Но не было руководителя, так как руководить было нечем и незачем. Учредители объявляли правила, по которым на основе существующих гонок определялся лучший и затем подводили итоги.

2.

Теперь техника Туринга действительно выглядит, как гоночные автомобили: они агрессивны, и это правильно.

Изначально гонки легковых автомобилей возникли из желания именно провести состязания обычных серийных машин, на которых люди ездят каждый день по дорогам общего пользования для каких-то своих дел. То есть получается, что причиной появления нового вида гонок всегда было желание состязаться на том, что уже есть, чтобы проверить, а как оно будет. В наше время существует некое представление о том, как наилучшим образом себя продать, под это всё и подстраивается. В данном случае никого уже не волнует, какой серийный автомобиль из тех, что можно в любой момент купить в автосалоне, будет более быстрым. Важно, чтобы у данного вида гонок было своё лицо, которое притягивало бы болельщиков, то есть всё начинается с этикетки, а содержание - вторично.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне понравилась сходная мысль Олега Карпова:

ec9f8c2fd4e8.png

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне понравилась сходная мысль Олега Карпова:

ec9f8c2fd4e8.png

вообще не понял к чему это? по-моему, гоняться по кругу(хотя это далеко не круг) в одноместной машине(а в какой собственно еще, если ты гоняешься от своего имени) в надежде обогнать всех и приехать первым очень даже естественно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

вообще не понял к чему это? по-моему, гоняться по кругу(хотя это далеко не круг) в одноместной машине(а в какой собственно еще, если ты гоняешься от своего имени) в надежде обогнать всех и приехать первым очень даже естественно.

Ну да, с современных позиций, когда уже забыты истоки, - это абсолютно естественно, так как современный болельщик другого и не видит. Изначально смысл автогонок был в том, чтобы прибыть из пункта А в пункт Б как можно быстрее. Это точно так же, как передвигаются люди в реальной жизни, но на скорость. То есть соревнование отражает реальную жизнь.

По кольцу гоночные автомобили стали пускать по двум причинам: для зрителей, чтобы они почаще могли видеть участников, а не один раз; и для безопасности, так как на ограниченной дистанции проще располагать разного рода инфраструктуру. Чем дальше, тем трассы становились короче по этим двум причинам.

Ну и автомобили изначально были отнюдь не одноместными, так как главное его предназначение - перевозка людей. Одноместный автомобиль - это изобретение для устранения избыточности: зачем нужно второе место, если пассажир не помогает повысить скорость?

То есть и кольцевые трассы, и одноместные автомобили - это чисто гоночная специализация, нормальная, на мой взгляд. Просто надо понимать, что истоки, основанные на реальной жизни, лежат где-то дальше. А в наше время в принципе почти весь автоспорт отталкивается от какой-то внешней оболочки, а не от спортивно-технического смысла.

Все к этому просто привыкли.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну да. Автомобиль - устройство сугубо утилитарное, его смысл состоит исключительно в производимой им полезной механической работе. Перемещении максимального количества людей или грузов на максимальное расстояние с максимальной скоростью и комфортом и минимальными затратами. И первые автомобильные соревнования - это соревнования именно на потребительские, утилитарные свойства. Можно вспомнить гонку Париж-Бордо 1894 года, в которой финиш первыми пересекли машины "Де Дион", но приз получили не они, поскольку гонка была не на скорость (парадокс для современного автоспорта), а на экономичность, безопасность и удобство экипажа. Можно вспомнить, что до Первой мировой войны в Европе были популярны автопробеги между городами с набитыми в машину пассажирами, в которых оценивалась не столько скорость, сколько комфорт и количество мест. Уже позже стало понятно, что развитие автопрома идет в сторону повышения скорости (что логично, учитывая ее техническую основу), и соревнования на скорость стали наиболее популярными, стали культивизироваться, появился культ повышения скорости. Потом у организаторов появилось желание организовать на этой основе шоу в одном отдельно взятом месте, так, чтобы можно было построить трибуны (и продавать билеты), забор (чтобы без билета смотреть было нельзя), привлечь продавцов разных сладостей (и взять с них плату), развесить рекламные плакаты (по определенной цене) и так далее; вот так и появились кольцевые и стационарные трассы. Является ли функцией, призванием автомобиля служить объектом внимания зрителей? Нет, это работа эстрады и кинематографа. Но раз зрители были готовы смотреть на него, то автомобиль и получил такую функцию в виде автогонок, которые с этого времени стали в большей степени развлекательным мероприятием, чем техническим соревнованием. Я думаю, это произошло в 1905-20х годах, и можно увидеть факторы, которые об этом говорят: появление компактных кольцевых трасс (включая временные и деревянные), появление трибун, билетов, рекламы, афиш, платы участникам за гонку (ведь до 1910х-20х участники сами сбрасывались на призовой фонд; откуда у организаторов появились деньги?), изменение правил гонок и так далее. В общем, переход от преимущественно утилитарной направленности автоспорта к преимущественно развлекательной - это интересный вопрос для исследований и размышлений.

Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Статья в Autosport зимой 1979 года о присвоении Джеку Брэбхэму рыцарского титула. Автор статьи совершенно четко меряет достижения Брэбхэма не количеством набранных очков, и даже не победами в гонках так называемой "Формулы-1", а победами в Grandes Epreuves.

Характерная цитата:

"В 1955 году он стал первым австралийским гонщиком, совершившим поездку в Европу и успешно соревновавшимся на международном уровне. В 1959 году, гоняясь за команду "Купер", он выиграл свою первую победу в Формуле-1 - "Международный трофей" в Сильверстоуне - а через неделю свой первый Grande Epreuve, в Монако."

Таким образом, "гонками Формулы-1" называются не зачетные гонки чемпионата, как это делается в современной упрощенной трактовке, а гонки, проходившие в техническом классе "формула №1"; в данном случае речь идет вообще о "незачетной гонке", которая в упрощенной трактовке вообще игнорируется (например, http://ambox.ru/cont...icles/189/2005/). А те гонки, которые упрощенная трактовка называет "гонками Формулы-1", автор статьи называет термином Grandes Epreuves, выделяя их курсивом. Это принципиальная разница, поскольку термин Grandes Epreuves означает высший международный статус гонки, а не принадлежность к некоему чемпионату. Статус гонки имел значение, а ее принадлежность нет; было достижением выиграть гонку Grande Epreuve, а не этап чемпионата.

Брэбхэм в статье не называется "Чемпионом Формулы-1", а чемпионат, который он выиграл - "Формулой-1". Только "Чемпион мира", "Чемпионат мира", "Мировой титул".

a3177989d1ca.jpg

Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Небольшое наблюдение. В том же 1979 году в Autosport за 1 февраля, среди других писем читателей, размещено письмо некоего N.Beehl из Лондона. Он возмущен количеством инцидентов на первом круге и предлагает уменьшить ширину шин, но не это важно. Его письмо начинается с очень интересной фразы: "Once again we have had to endure the shocking sight of first-lap pile-up in a Formula 1 race. (I refuse to call the ‘circus’ Grand Prix racing.) ".

Сегодняшний болельщик говорит: "Это больше не "Формула-1"!". Тридцать пять лет назад болельщик говорил: "Это больше не гонки Гран-при! Этот цирк недостоин такого высокого названия, это можно назвать разве что "Формулой-1"!"

f7ea4761e352.jpg

Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Autosport, 15 марта 1979 года, стр. 2:

Balestre defends FOCA criticism

We have received an impressive document from FISA President Jean-Marie Balestre, which sets out to present all the facts of the present dispute between the FISA and the Formula One Constructors Association as he sees them. In addition, Balestre presents a defence of criticisms which have been levelled at him personally, accusing him of incompetence, ignorance, activism and authoritarianism.

...

Balestre concludes, “The FOCA cannot be allowed to behave in this very worrying manner, if one considers that as well as the Brazilian GP, it already has the commercial rights to the German GP, and private commercial agreements for the Spanish GP. As well as this the FIA cannot allow the FOCA to announce the signing of a contract with the Imola owners for the organisation of the Italian GP, given that this circuit is not homologated and that the national sporting authority was not consulted. Acting in this way, the FOCA violated the very FIA statutes and regulations which it says it wishes to respect.

“If ... to the misfortune of all involved, the FIA were to lose control of Formula 1, it would be obliged to the create another World Championship of Drivers straight away, in which the sporting ideal predominates over the commercial interests.”

Это больше чем за год до предложения Балестра Пленарному заседанию FISA о создании нового чемпионата (15-16 апреля 1980) и больше чем за полтора года до его фактического создания Генеральной ассамблеей FIA (7-8 октября 1980).

Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

f76763d81d7d.jpg

Классический случай. Имеется в виду не Гран-при в Монако (первый прошел в 1929 году) и даже не Гран-при формулы-1 в Монако (первый прошел в 1948 году), а Гран-при формулы-1 в Монако, входящий в чемпионат мира гонщиков. Но выделять его как нечто первое бессмысленно, ведь тот факт, что через несколько месяцев эта гонка станет одной из тех, по результатам которых будет определен условно лучший гонщик мира, никак не влиял на проведение этой гонки, на гонщиков или зрителей. Гонка проводилась точно так же, как в 1948 году, и как в 1952 году. Более того, и гонку 1948 года, которая впервые была проведена в классе "формула-1", бессмысленно выделять, потому что "формула-1" представляла собой просто новое название довоенной "международной гоночной формулы". Если уж что-то выделять, то это либо 1929 год (первый Гран-при Монако), либо, возможно, 1933 год (когда Гран-при Монако получил статус Grande Epreuve).

Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

13 мая - ежегодное обострение :)

bb408e7eda0c.jpg

8d85c73ae473.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Начало гонки. Как рождалась Формула-1

Как прошёл первый в истории Гран-при Формулы-1

http://www.championat.com/auto/article-196849-kak-proshjol-pervyj-v-istorii-gran-pri-formuly-1.html

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1399980419_b_pervyj-gran-pri-v-istorii-formuly-1.jpg

Первый Гран-при в истории Формулы-1

Монца в 1952 году, Гонсалес на двухлитровой "Мазерати".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот такие цитаты являются искажённым восприятием:

Гонка в Сильверстоуне, открывшая историю чемпионата мира, готовилась с большой помпой
Лучшие гонщики Европы на быстрейших машинах своей эпохи должны были сразиться в самой престижной гонке последнего времени и тем самым начать историю Формулы-1 — объединённых в один чемпионат престижнейших гонок планеты

Создаётся впечатление, что это было организованное начало великого соревнование, хотя ничего такого на самом деле не было.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

13 мая - ежегодное обострение :)

Хорошо сказано. Если кто встретит статьи о "рождении" Ф1, выкладывайте ссылки. Интересно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С днем рождения! :happybirth: :holiday:

Владимир Коваленко

К празднику:

http://www.f1news.ru/news/f1-94508.html

:bleh: :bigwink:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С днем рождения! :happybirth: :holiday:

Владимир Коваленко

Спасибо!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Успехов в борьбе с ветряными мельницами!

И еще хочется, что бы Вы создали книги по истории автоспорта и Ф-1 в частности!

Изменено пользователем HardMan

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Ветреный" - это легкомысленный, а мельницы - ветряные. На самом деле наша работа приносит свои плоды, и невооружённым глазом видно, как болельщики начинают понимать реальное положение вещей. Книги писать надо, есть десятки тем, но нет времени.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

bb408e7eda0c.jpg

Как не странно, Red Bull правы - first World Championship Formula One Grand Prix можно перевести и как, первое ГП [регламента] Ф1, шедшее в зачёт ЧМ, что является абсолютной истиной.

http://www.f1news.ru/news/f1-94508.html

Заголовок сносит

13 мая 1950 года: Первая гонка Формулы 1

но дальше в тексте заметки всё в принципе правильно

Судя по тексту, писалось с использованием источников, и вроде как даже того периода, но сама подача... Разобрать подробнее?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как не странно, Red Bull правы - first World Championship Formula One Grand Prix можно перевести и как, первое ГП [регламента] Ф1, шедшее в зачёт ЧМ, что является абсолютной истиной.

Да, действительно, это у меня глаз уже замылен. Привык к формулировке Formula One World Championship. Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

..первое ГП..

Я не могу привести правило, но простая логика подсказывает, что род такого слова определяется не его непонятностью (всё, что непонятно - "оно"), а родовым словам перевода. Раз Grand Prix - это "большой приз", то и гран-при - он.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...