Перейти к контенту
Satoru

Микко Козаровицкий

Recommended Posts

Микко Козаровицкий. За 33 года до Петрова.

 

«Ну, палец в Формулу-1 мы уже просунули….»

 

Л.М. Шугуров.

 

Часть 1. Дедушка, сын и внук

 

 

00.jpg

 

  Если идти по Невскому проспекту от Московского вокзала на запад, к Адмиралтейству, то глаза сами собой привыкают к красоте питерской архитектуры: ряды домов, построенных в стиле эклектики и неоклассицизма сливаются в единую разноцветную стену, пестрящую вывесками модных бутиков и кафешек. И вот позади остаётся улица Марата, а впереди Владимирский проспект. Там, на углу Невского и Владимирского когда-то находилось культовое кафе «Сайгон», куда с улицы Рубинштейна выпить чашечку маленького двойного забегали Цой, БГ и Майк. Да кто только туда не забегал! Но не доходя до легендарного перекрёстка следует обратить на здание с небольшими круглыми часами на фасаде. С виду обычный доходный дом начала XIX века - так называемый дом купца Чадаева. Последним владельцем этого дома был его наследник - тоже купец, потомственный почётный гражданин города Михаил Владимирович Козаровицкий. Вторым его владением был немного скромный доходный дом на Загородном-14. Но туда мало кто заходит. Другое дело Невский проспект! Дом как дом – в конце XIX века на первом этаже находился театр «Патэ», кинотеатр «Маяк»; в подвале лавка, торгующая химикатами; на втором этаже медицинский центр. Михаил Владимирович занимался торговлей металлом и был представителем акционерных общество английских кабельных и алюминиевых заводов. Его офис располагался чуть ближе к Московскому вокзалу – в доме статского советника и инженера-технолога П.А. Быкова. В 1912 году у купца родился сын Николай, и всё шло прекрасно до революции, когда семье пришлось бежать в соседнюю Латвию. В Риге он тоже вёл бизнес, и умер рано, в возрасте 46 лет в мае 1926 года. Бизнес перешёл к матери Николая, которая вскоре переехала в Финляндию.

 

01.jpg

  Эмигрантов из России в Стране тысячи озёр было свыше 33000 человек, в том числе великий князь Кирилл Романов и художник Илья Репин. Николай Козаровицкий не стеснённый в средствах увлёкся автогонками: в маленькой Финляндии этот вид спорта был чисто любительским, однако в Хельсинки проводились, скажем так, этапы скандинавской серии гонок, часть из которых проходила зимой. Вряд-ли даже историкам автоспорта что-нибудь скажет название трассы Элянтархарата или такие имена как Ассер Валлениус или Карл Эбб. На гонку, проходящую в городском парке Хельсинки в классах «гран-при» и «спорткары» приезжали в основном шведы. Возглавляли эту делегацию гостей Эуген Бьорнстад и Пер-Виктор Виденгрен, выступавшие также за пределами Скандинавии. Николай тоже время от времени стартовал в местных гоночных соревнованиях, которые иногда проходили зимой по льду, и надеялся купить автомобиль покруче и когда-нибудь участвовать в одной гонке с Виденгреном, но вмешалась большая политика. Мало кто знает, что в 1918-1920 годах была первая советско-финская война. По сути, это было нападение молодой финской республики на такую же юную советскую республику. Как известно, товарищ Сталин никогда ничего не забывал, и через 20 лет после первой советско-финской войны случилась вторая, а потом ещё и третья, так что с 1938 года финнам было не до автоспорта.

 Этнических русских на советско-финскую («зимнюю») войну не брали, и Николай остался дома, в 1939 году удачно женившись на красавице Эллен Парвиайнен (урождённой баронессе Эллен Анна-Марии Вальберг). Она была актрисой театра и даже снялась в нескольких финских фильмах.

 

 

02-Ellen.png

02-2.jpg

 

Вам нравятся финские актрисы? Мне-да.

 

 

   Лишь летом 1946 года после восьмилетнего перерыва в парке Хельсинки снова заревели моторы, и это были не истребители Fokker DXXI, а мотоциклы Norton и DKW. А через два года у четы Козаровицкий-Парвиайнен на свет появился мальчик Микко. В Финляндии есть два имени Микко и Мика, которые вроде бы являются аналогом русскому Михаилу, хотя один знакомый Микко утверждал, что по-нашему это «Макар».

  В 1950 году в Финляндии был образован «Клуб 500», проводивший соревнования на гоночных болидах с мотоциклетными двигателями, объёмом 500 куб.см. В Европе соревнования на этих простых, и, что самое главное, дешёвых «мини-формулах» были очень популярны. А самым известным выходцем из этих гонок был Стирлинг Мосс.

 

03-1.jpg

Основатели "Клуба-500". Николай первый слева. А шестой слева - легенда финского автоспорта 60-х Курт Линкольн (между прочим отец Нины Риндт)

 

03-2-Curt-Lincolnin-Effyh-vuodelta-1950.

Вот так выглядели 500-кубовые автомобильчики. За рулём шведского болида Effyh Курт Линкольн.

 

 

  Николай стал одним из основателей клуба. Чаще всего участники покупали автомобили Cooper, но в 1953 появился и первый классический финский гоночный болид Elhoo.

 

elhoo.jpg

Создание Сеппо Лойраванты и Олави Хаваны - первый финский гоночный болид Elhoo.

 

 

  Сын русского купца нерегулярно, но участвовал в гонках: звездой финского автоспорта он так и не стал, выступая на среднем уровне в своё удовольствие.

  В 1955 году состоялся Гран-При Хельсинки, в котором он участвовал на Austin-Healey 100, но финишировал десятым (и четвёртым в классе). Победу одержал местная легенда – Курт Линкольн, а Николай проиграл даже соперникам на менее мощной технике. А выиграть и в самом деле было сложно, учитывая, что среди участников был не только Линкольн, но и сам Йоаким Боннье.

 

04.jpg

1955г. Юный Микко Козаровицкий и Эли-Юрьё Палотие перед гонкой в Хяэменлинне.

 

 

   Имея достаточно средств Николай в следующем году покупает машину поновей – это был Lotus-Eleven Le Mans.

  На Гран-При Хельсинки 1956 года в главной категории «спорткары» заявилось всего 9 участников, в том числе и Козаровицкий на своём новом Лотусе. Но на тренировке в четверг 6 мая 1956 года, он вылетел с трассы и на скорости 170 км/ч врезался в грузовик IFA. После столкновения возник пожар, и шансов выжить у гонщика не было никаких. В память об основателе приз в классе машин Ф-3 был назван его именем.

  Через неделю его сыну исполнилось 8 лет.

  Автоспортом Микко начал интересоваться в весьма зрелом возрасте – до этого он был мотогонщиком-любителем и теннисистом, причём даже представлял сборную страны на Кубке Дэвиса 1966 года. Но именно, представлял, так как не играл, а был запасным. Тот единственный матч Финляндия проиграла в первом же раунде, и вылетела из дальнейшего турнира. Ну а на Олимпиаду’68 в Мехико никто из финнов не поехал, так как (удивительное дело!) теннис тогда не был олимпийским видом спорта. Дальше карьера теннисиста не задалась: перед следующим турниром он попал в аварию на мотоцикле и сломал ногу, а пока полгода лечился утратил спортивную форму и выбыл из команды.

 

04-t.jpg

  Решив переключиться на автогонки в 1968 году Микко купил болид финской фирмы Veemax формулы Super Vee. Машины этой популярной в 70-е годы серии были одной из ступенек к Формуле-1, и по статусу находились примерно в той же нише, что и впоследствии Формула-Рено 3,5. Подобно Нельсону Сото-Майору и Айртону да Силве он взял себе псевдоним Матти Ярви. Дело в том, что мать ему запретила заниматься мото и автогонками, так как не хотела, чтобы сын повторил судьбу отца. Так что целый год ему приходилось скрывать своё нездоровое и опасное увлечение, хотя, по его словам, от него всё время подозрительно пахло бензином.  Правда в итоге конечно же вскрылась, и мама вздохнув обречённо махнула рукой: от судьбы не уйдёшь.

 

05-Vee.jpg

06.jpg

Микко на гонках в Кеймоле.

 

 

 В 1970-м Микко перешёл в более демократичную Формулу-3, приобретя экзотический болид Titan Mk3, попутно отказавшись от псевдонима. Тут же нашлись и спонсоры, а также, что не менее важно, благодаря «Клубу 500» молодого гонщика поддержал Антти Аарнио Вихури – известный финский бизнесмен; гонщик-любитель; менеджер и владелец команды. В общем, как говорят англичане, «гоночный делец». Его команда AAW Racing выступала также в гонках спортивных автомобилей, а позже (в 1974 году) он взял да и купил для своего протеже Лео Киннунена гоночный болид Surtees TS-16 для выступлений в Формуле-1. Тогда с этим было просто – покупаешь битую британскую машину (зачастую прошлогоднюю, или позапрошлогоднюю), берёшь несколько знакомых механиков и вместе с ними ремонтируешь её в деревенском сарае, попутно ищешь гонщика, скажем, с 10 тысячами фунтов в кармане и всё… Погнали в Сильверстоун!

 Таким нехитрым способом образом, Вихури попал в Формулу-1, и ему до сих пор принадлежит уникальное достижение. Какое? А это, пожалуй, загадка для спортивной викторины. Интенсивное гугление не поможет - вопрос на сообразительность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изменено пользователем Satoru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

                                                         Часть 2. Неудачи и несколько успехов.

 

Mikko-Kozarowitzky-im-Vee-Max-Super-Vau-

  Для тех, кто не догадался скажу – Вихури был владельцем единственной финской команды, выступавшей в чемпионате мира Формулы-1.

  А пока весной 1970 года Козаровицкий в сопровождении механиков AAW отправился на шведский чемпионат Формулы-3 в знаменитый Манторп-Парк. Увы, но дебют оказался неудачным – он попал в аварию.

  На втором этапе в легендарном Андерсторпе финн финишировал лишь одиннадцатым.

-Для чемпионата Швеции ты пока не созрел; - заключил Вихури. Давай лучше сконцентрируемся на Финляндии.

  И на спринтерской гонке в финской Кеймоле он приехал вторым. Примечательно, что даже на домашней трассе всеми его соперниками были шведы.

  Воодушевлённый Вихури решил отправиться в Австрию на Гран-При Штирии. Там же высадился десант из семи шведов и вечные соперники Лауда с Хантом. В двух заездах Микко занял 9-е и 8-е место, что было совсем неплохим результатом.

  Команда вернулась в Финляндию, чтобы дать бой шведам в родной Хяэмменлинне, но там дела обстояли хуже – проболтавшись в середине пелотона Козаровицкий сошёл. Дальше была летняя гонка в Кеймоле, куда приехали скандинавские звёзды – шведы Фредди Коттулинский, Торстейн Пальм и Конни Андерсон, а также гости из Западной Европы – Харальд Эртль, Герольд Панкль, ну и конечно же Лауда с Хантом. На их фоне Микко (а он опять был единственным финном на родной трассе!) совсем затерялся и финишировал последним.

  В августе в шведской Карлскоге прошла 19-я по счёту «пушечная гонка» Kanonloppet. В былые времена она даже была внезачётной гонкой Формулы-1, и в шведскую провинцию Йёнчёпинг приезжали Мосс, Кларк, Сертиз и Брэбхэм. К концу 60-х «Канонлоппет» захирела и опустилась до Формулы-3, так что туда соответственно приехала одна молодёжь вроде неразлучных Лауды с Хантом. В их компании Микко мог похвастаться разве что новым мотором, подготовленным британской Nova, но это не помогло – сойдя в отборочном заезде в финал он не попал.

  Единственным светлым пятном в том сезоне было четвёртое место на Гран-При Брно. В социалистическую Чехословакию иногда заглядывали гонщики из-за железного занавеса, и финн прекрасно выступил на фоне именитых шведов и австрийцев.

  Понимая, что конкуренция в Ф-3 была совершенно адовой, Вихури предложил своему протеже вернуться в Super Vee. В то время в Европе проходил германоцентричный чемпионат, именуемый Золотым кубком Формулы «Супер Ви» (или Гольд Покаль Формула Зупер Фау). Из будущих звёзд там были только Гельмут Кёниг, Бертиль Роос, да иногда наведывавшийся из германской «трёшки» Йохен Масс, так что это было правильным решением.

 

  И тут…. И тут про Микко вспомнили финские вооружённые силы. Как известно, жители Финляндии постоянно пребывают в постоянном напряге, ожидая со дня на день войны со своим восточным соседом, и несмотря на показательную дружбу с ним, военный призыв в Суоми не отменили даже для представителей местного спорта. Так что сезон не задался с самого начала….

  Но служба в Финляндии это не тоже самое, что и служба в рядах Советской Армии, и ему удавалось выбираться на трассы в выходные дни, так как финская армия работала только по будням.

  Главной надеждой было блеснуть на пятом этапе в родной Кеймоле, но там все три финна (кроме него стартовали ещё Лассе Сирвиё и Мика Арпиайнен) сошли…. Дополнило сумбурный сезон 16-е место в Хоккенхайме, 8-е в Зандвоорте и седьмое в швейцарском Гурнгеле, где пилоты вообще соревновались в подъёме не холм. Как ни странно, этот формат гонок не попал в Швейцарии под запрет.

  В следующем году неприятности продолжились: пока Микко дослуживал последние месяцы, то жил только от одной увольнительной до другой, но на Хоккенхайме и в Карлскоге он до финиша не добрался, хотя в Кеймоле был пятым. Хуже было то, что Арпиайнен и Сирвиё ездили гораздо лучше, причём Лассе выиграл первую же гонку чемпионата 1972 года в британском Тракстоне. Быстрые финны Сирвиё, Арпиайнен, Киннунен и восходящая звезда Росберг в итоге привлекли внимание как немногочисленных болельщиков, так и спонсоров, а Микко, демобилизовавшись после года службы остался не у дел.

  Пока Антти Аарнио Вихури носился со своей новой идеей-фикс, заключавшейся в продвижении Лео Киннунена сразу в Формулу-1, Козаровицкий заручившись поддержкой случайных меценатов принял участие в нескольких гонках «Супер Ви» 1973 года. В Манторп-Парке он был восьмым; в Дипхольце и Нивелле седьмым; в родной Кеймоле четвёртым.

  Весь следующий год ушёл на поиски финансовой поддержки, но денег хватило только на гонку в Кеймоле, где он выглядел вполне конкурентоспособно, но сошёл. Стартовал Микко на Lola T320 команды ATS, заведя полезное знакомство с её боссом Гюнтером Шмидтом.

 

 

74-Keimola.png

Поворотный этап в жизни Микко: гонка 1974 года в Кеймоле.

 

Как известно, лучший друг автогонщика – табачная компания. Козаровицкому в этом отношении тоже сильно повезло – он заинтересовал финскую группу компаний Colt, производившую в том числе сигареты. И, наконец, денежный вопрос был решён! К тому же ему стали платить хорошую зарплату!

  Теперь финн располагал новейшей техникой – Lola T324, и был пилотом ATS – пожалуй лучшей команды, вознамерившейся покорить сразу три тесно переплетённых чемпионата «Формулы-Ви».

  В германском первенстве состав соперников был не очень представительным: фаворитом являлся Росберг; ему компанию составили Кеннет Перссон и Леопольд фон Байерн.

  На первой же гонке в Асперне Козаровицкий приехал вторым, уступив лишь Росбергу. Далее было второе место в Зембахе и долгожданная победа на Зальцбургринге! Теперь он занимал второе место в чемпионате. На 23-километровом Нюрнбургринге он уступил Росбергу полсекунды, опять приехав вторым. Затем последовало третье место на Норисринге, где Кейо одержал победу, и внезапно забрезжившая надежда на титул опять начала ускользать. Но в июле последовала вторая гонка на Нюрнбургринге, где машина Росберга затерялась где-то среди лесов и холмов, а Микко одержал победу и стал лидером чемпионата, уступая главному оппоненту по скорости, но превосходя в стабильности.

 

1975.jpg

  Следующая гонка была в Нижней Саксонии в предместьях небольшого городка Дипхольц. Название этой трассы никому ни о чём не говорит за исключением фанатов DTM которых она не менее легендарна, чем, скажем, Талладега для наскаровцев. Поул занял Росберг; его главный соперник был вторым. Эпическое сражение продолжалось все 40 минут, и на финише гонщиков разделило полкорпуса машины. И эти полкорпуса были в пользу Микко, который на последнюю гонку в Майнц-Финтене приехал лидером чемпионата. Теперь между лидирующим дуэтом было 15 очков, и чтобы стать чемпионом Козаровицкий должен был приехать хотя бы шестым. Поначалу всё шло согласно плану – он держался среди лидеров, но подвела техника. Росберг выиграл ту гонку, и вполне справедливо взял чемпионский титул, получив путёвку в Формулу-2.

 

 

  Аналогично завершился и другой немецкий чемпионат – кубок Castrol GTX, где лучшими достижениями были вторые места на Нюрнбургринге и Остеррайхринге.

  «Golden Pokal» был зеркальным отражением первенства Германии: здесь Микко быстро захватил лидерство. Первую гонку выиграл Росберг, а он пришёл к финишу вторым. Вторую гонку оба соперника пропустили, так как поехали на чемпионат Германии в Нюрбургринг. Но в Швеции Микко выиграл, (правда после дисквалификации Росберга). Потом был Гран-При Германии, где Росберг сошёл, а Микко был вторым. И этап на Остеррахринге, где он наконец-то вчистую на трассе опередил Росберга.

  После пяти этапов Росберг имел в зачёте 32 очка, а Козаровицкий 65. До финиша оставалось три гонки, и в Сильверстоуне Кейо берёт верх. Он до самой финишной черты сражался со шведом Эйе Эльгом и опередил его на расстояние в одно колесо. Микко за 20 кругов проиграл им целую пропасть: 23 секунды. Теперь он опережал Росберга на 15 очков, которые давались за второе место. Так что при сходе одного и победе другого ситуация в турнирной таблице могла перевернуться на 180 градусов.

  Но…. Через две недели в Цольдере Росберг вылетел с трассы, а Микко выиграв гонку во Фландрии досрочно стал обладателем Золотого Кубка и титула Чемпиона Европы.  По статусу этот чемпионат уступал Формуле-2; европейской и британской Ф-3 и Формуле-5000, но победитель по праву имел все шансы на продолжение карьеры либо в Ф-2, либо в Ф-5000.

  А в конце ноября вместе со своими товарищами по команде немцами Йохеном Энгле и Манфредом Тринтом он отправился на финал американского чемпионата по гонкам Formula Super Vee в Дайтону, где стал лучшим из гостей, финишировав четвёртым.

75-nurn.png

Нюрбургринг

 

  Оставаться в «Формуле-Ви» больше не имело смысла. Команда Fred Opert Racing вместе с Росбергом отправилась в Формулу-2; туда же нацелился и их конкурент Гюнтер Шмидт-сотоварищи. Ему в этом отношении было несколько проще, чем конкурентам – его команда ATS рекламировала всем известные колёсные диски ATS Wheels, которые производила фабрика Шмидта, так что даже лишённые богатых спонсоров жёлтые болиды ATS всё равно оставались передвижными рекламными баннерами.

  В нынешней Формуле-2 выступает огромное количество талантливых гонщиков. Пожалуй, половина из них заслуживают путёвки в Формулу-1. На первый этап Чемпионата Европы 1976 года заявилось аж 39 пилотов, 19 из которых вскоре дебютируют (или к тому времени уже выступали) в Формуле-1. Возглавляли список фаворитов французы Тамбэ, Арну и Жабуй. Так что финскому дебютанту и его команде-дебютанту предстояло сразиться с очень быстрыми конкурентами, и шансов попадания на финише в десятку было скажу прямо немного.

  На первой гонке чемпионат 1976 года в Хоккенхайме Козаровицкий занял 19-е место; в Тракстоне он сошёл, а третий этап проходил на узкой извилистой Валлелунге, где квалификацию по правилам проходили лишь 22 участника. Микко в их число не попал. На этом Гюнтер Шмидт и его гонщик расстались. Босс команды обладал непростым характером и выгнал своего медленного пилота, а дальше его команда на остаток сезона превратилась в каршеринг. Он менял гонщиков едва ли не каждую гонку, но, ни новый лидер «Формулы-Ви» Мика Арпиайнен, ни чемпион германской Ф-3 Бертрам Шэфер, ни другие менее известные персоны не смогли проехать лучше, чем поспешно уволенный финн.

 

 

F2-Thruxton.jpg

Гонка в Тракстоне

 

  В то же время пропустив несколько гонок, Микко всплыл в команде известного гоночного дельца Рона Денниса. Бывший механик команды Brabham сначала выступал в Формуле-2 как совладелец команды Rondel, затем найдя инвесторов заявился в чемпионат мира Формулы-1 с командой Token, которая продержалась с апреля по август 1974 года и ожидаемо закрылась. Потом был быстро лопнувший Project 3, за которым последовал Project 4. Да, нетривиальные названия, что и говорить…. Вероятно, Project 5 маячил уже не за горами, но в этот раз у Рона была поддержка концерна «Филип Моррис» и талантливый американец Эдди Чивер.  Вторым пилотом стал Козаровицкий, но от смены команды и автомобиля результаты финна не улучшились: одна неквалификация и два финиша внизу протокола.

 

 

  В начале следующего 1977 года при поддержке «Мальборо» Микко вместе с Росбергом в составе команды Fred Opert Racing отправился в Новую Зеландию, чтобы принять участие в серии Peter Stuyvesant Formula Pacific. «Формула-Пасифик» на самом деле это то же самое, что и «Формула-Атлантик». То есть одна из младших формул 70-х 80-х годов. По причине того, что Австралию, Новую Зеландию и Японию омывает не Атлантический, а Тихий Океан, то и название чемпионата было соответствующим.

  Но для новозеландцев это была совсем не младшая серия, а возможно главный гоночный чемпионат страны, где выступали местные гранды вроде Джона Николсона и Стива Миллена, так что финнам предстояли не показательные заезды для аборигенов и овцеводов, а непростые состязания в стране, которая дала миру целую россыпь гоночных звёзд включая Хьюма и МакЛарена. А так как лето у «киви» длится с декабря по февраль, чемпионат стартовал в начале января.

  Гостей из Европы ждали Пукекоэ, Тауранага, Теретонга – эти милые сердцу названия памятны каждому любителю истории автоспорта по Тасманской Серии, где когда-то блистала звезда  Джима Кларка.

  На первой же гонке в Бэй-Парке у Росберга сгорает мотор, а американца МакМиллана развернуло, так что победу одержал новозеландец Стив Миллен. У Микко засорился топливный шланг, и он тоже не видел клетчатый флаг.

  В Пукекоэ Козаровицкий занял поул, но сошёл из-за поломки сцепления. Росберг при этом одержал победу.

  По свидетельству самого Микко тот поул был одним из лучших мгновений в его жизни, а сход одним из худших.

 

1977-Manfield.jpg

Мэнфилд

 

  В Мэнфилде снова прекрасная квалификация на 3-й позиции, но после удара о поребрик в одном из поворотов он повреждает шину. Пока его Chevron дополз до боксов, пока сменили колесо был потерян круг. Опять неудача и уверенная победа Росберга. В Теретонге он до последнего круга бился с американцем Томом Глоем, и всё-таки одержал верх, поднявшись на вторую ступеньку подиума. Росберг опять победил с отрывом в 40 секунд.

 

Chevron-B34-Kozarowitzky-Teretonga1977-9

Теретонга

 

  По итогам пяти этапов его вечный оппонент Кейо Росберг стал чемпионом, а Микко занял четвёртое место.

 

Изменено пользователем Satoru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть 3. Счастливый билет от «Мальборо».

 

 

Mikko-Kozarowitzky.jpg

  На дворе стояла весна 1977-го и теперь самое время было искать место в Формуле-2 на следующий сезон. Конечно же гонщик хотел остаться вместе с Росбергом в Fred Opert Racing, тем более что отношения со спонсорами из Philip Morris были неплохими. Но Фред уже подписал на это место аж целого пилота Формулы-1 Жака Лаффита.

  И тут менеджеры «Филип Моррис» начали торопиться с реализацией последнего пункта своей финской спонсорской программы. А программа спонсорства молодых гонщиков имеет одну конечную цель. Это Чемпионат Мира. Конечно же продвинуть решили Росберга. Куда - пока не решили, так как весной места во всех мало-мальски пристойных командах были уже заняты. Но главной проблемой неожиданно стал Фред Оперт, не желавший отпускать своего пилота.

-Росберга не отдам. Если вам нужен финн берите вон…. Козаровицкого; - ответил он.

  Конечно, финансовые возможности спортивного отдела гигантского концерна были такие, что можно было просто выкупить контракт Росберга, заплатив неустойку, можно было послать Оперта к чёрту, пригрозив оставить его без спонсорских денег. Можно было даже купить всю его команду. Но ничего из этого не было сделано, и Кейо лишился чудесного шанса дебютировать в Формуле-1. Возможно и к лучшему, так как он был ещё сыроват.

  И менеджменту из Marlboro пришлось довольствоваться вторым финном, который проигрывал Росбергу по полсекунде на круге.

-Зачем им был сдался столь медленный гонщик, если можно было поддержать более быстрых Жабуя, Хайера или Тамбэ?

-Таков был бизнес-план, ведь сигареты Marlboro в Финляндии сами себя не продадут.

  Менеджерам компании сначала удалось договориться с середнячком – Ensign Racing, но туда посадили другого протеже Marlboro Патрика Тамбэ, и это было верным решением.

  Пришлось поискать среди тех, кто похуже, например, договориться с отчаянно нуждающимся в деньгах Вильямсом, у которого был March 761, представлявший из себя доработанный March 1974 года и совершенно медленный бельгиец Патрик Нэв. Но Фрэнк не захотел менять шило на мыло, тем более, что Нэва поддерживала бельгийская пивоваренная компания.

  Пришлось опуститься ниже в гоночной иерархии и поискать среди тех, кто ещё похуже – в чемпионате 1977 года приняла участие аж 31 команда (не 31 гонщик, а 31 команда!) и выбирать было из кого. Но тут должен заметить, что половина участников заявились только с одной машиной на несколько гонок, а три японских коллектива вообще участвовали лишь на домашнем Гран-При.

  Наконец, нужный аутсайдер нашёлся – это был Джон МакДональд и его RAM. У Джона было два шасси March и один гонщик голландец Бой Хайе. За руль второго сажать было некого, так как шасси было повреждено предыдущим владельцем – Витторио Брамбиллой, прозванным за свою манеру езды «Гориллой из Монцы». Денег у МакДональда не водилось никогда, и спонсорские вливания Marlboro были просто царским подарком. Главным инженером в команде работал экс-пилот Формулы-1 и со-основатель фирмы Tiga новозеландец Хоуден Генли, утверждавший, что может сделать машину быстрее на 2 секунды. Нужна только самая малость. Деньги и время. Работы действительно сильно затянулись, и автомобиль был готов только к июню.

 

 

030.png

  Починив на деньги табачников второе шасси, команда приехала на восьмой этап чемпионата в шведский Андерсторп. Микко трасса была более-менее знакома, а вот новая техника – только теоретически. Он впервые сел за руль Марча на первой тренировке в пятницу, заодно став вторым (после Лео Киннунена) финским гонщиком в чемпионате мира. Главным ударом для аутсайдеров было то, что до гонки на этой короткой трассе допускалось только 24 машины из 31-й (в 1976 году таких было 26).

  И в тренировках, и в первой квалификации Микко неизменно замыкал протокол. Во второй части он сбросил со своего результата секунду, но всё равно остался последним, отстав от поул-позишн всего-то на 5,7 секунды. Это не так много, но борьба была слишком плотная, и в эти мгновения уместилось 30 пилотов. Его напарник тоже квалификацию не прошёл, и уже субботним вечером трейлеры RAM грузились на паром.

 

 

1977-s.jpg

RAM готовится к гонке в Андерсторпе. Обратите внимание на заправочное оборудование.

 

- Я никак не мог настроить машину, и сосредоточился на том, чтобы изучить трассу и смотреть в зеркала заднего вида. К счастью Андерсторп мне был знаком. Феррари, Лотусы и Макларены проносились мимо слева и справа…. Ну и конечно, вылет из квалификации не стал большим сюрпризом; - прокомментировал он свой дебют.

 

77-S.jpg

  В Дижон команда не поехала, занявшись в этот раз капремонтом автомобиля Хайе, который раньше принадлежал Ронни Петерссону и по ходу предыдущего сезона был четырежды им разбит.

  Зато удалось принять участие на тестах в Сильверстоуне, и показать результат на уровне запасного пилота команды McLaren Жиля Вильнёва, так что на домашний Гран-При RAM заявилась уже более подготовленной, чем в Андерсторп. Напарником Козаровицкого на эту гонку стал британец Энди Сатклифф.

- На второй день тестов я выжал из машины максимум, и моя уверенность значительно возросла. Генли очень помог своим опытом, поскольку я не привык к настолько мощному двигателю и жесткому сцеплению широких шин. Я поначалу не понимал машину, — вспоминал Микко.

  Плохой новостью было то, что на гонку заявилось 36 машин, и в среду для 14 худших участников была проведена предквалификация. Возглавлял этот «чёрный список» канадский дебютант Жиль Вильнёв. С утра над автодромом висели тучи, так что МакДональд применил тактическую «нехитрую хитрость», приказав своим пилотам сразу же после начала сессии выложиться на полную и показать хорошие времена на пока ещё сухой трассе. И вот на втором быстром круге в Вудкоте перед Козаровицким оказался другой «Марч» Брайана Хентона, который только готовился начать свою попытку. Не заметив финна, он остался на гоночной траектории, и Микко на полной скорости влетел в него сзади. Итог аварии разбитый в хлам автомобиль и сломанная рука.

– Менеджер команды боялся дождя и заставлял меня атаковать, как только началась предквалификация. На моем первом быстром круге Брайан Хентон медленно поворачивал передо мной; он как раз был на разогревочном круге. Англичанин меня не видел и не знал, как уберечься от идущей сзади более быстрой машины. Я потерял управление «Марчем» на большой скорости и с ужасом ждал жесткого крушения. Удар стал болезненным; у меня было сломано запястье.

  Через несколько минут в боксах состоялся содержательный диалог.

- Растяпа! Куда ты смотрел?! Ладно! Обмотай руку скотчем и возьми машину Сатклиффа!; - буркнул босс команды.

-Пайну хиитен!!!; - вдруг взорвался финн; - Знаете, я сыт по горло вашей командой!!! Согласно контракту, я должен был участвовать во всех европейских гонках, а вместо этого ждал пока мою машину починят! Это!…..; - Дальше прозвучал труднопереводимый финский фольклор, гонщик покинул боксы RAM и поплёлся в медцентр.

В тот день предквалификацию легко выиграл Вильнёв, а Козаровицкий остался последним. Его напарник Энди Сатклифф занявший 10-е место на квалификацию также не попал.

– Я окончательно разозлился и прямо сказал Макдональду, всё что думал о нём и его команде. Чаша моего терпения была переполнена, и я просто вышел из боксов. Окончательно. И больше туда не возвращался. Я должен был участвовать в остальных европейских гонках, но решил больше не притрагиваться к этой старой машине. Дальнейшая езда на ней была бы русской рулеткой.

Место финна в RAM Racing занял голландец Михаэль Бликемолен.

 

Но через две недели на Нюрбургринг команда не приехала. Австрию тоже решили пропустить.

  В конце августа Хайе и Бликемолен наконец сели за руль. У них была принципиальнейшая гонка в Зандвоорте: Хоуден Генли наконец-то довёл до нужной кондиции шасси, и команда пребывала в самой лучшей форме за весь прошедший сезон. Увы, но в число двадцати шести голландцы не попали, и после полной катастрофы в родных дюнах главный спонсор F&S Properties отказался от дальнейшего финансирования RAM Racing. Джон МакДональд после неудачного путешествия в Нидерланды вернулся на родину, где продал один March, а со вторым в следующем году заявился на британский чемпионат Формулы-1 (да, был и такой).

 

  Однако у Микко остались ещё контакты Хоудена Генли. Тремя годами ранее этот новозеландский гонщик объединился с австралийцем Тимом Шенкеном, и экзотический дуэт из Южного полушария основал фирму Tiga (TImGAnley), выпускавшей спортпрототипы для чемпионатов IMSA, Формулы-Атлантик и Формулы-Форд. В 1975 году Генли начал работать над собственным болидом Формулы-1, Ganley – Cosworth 001, но из-за финансовых трудностей его так и не достроили. Спустя три года решили попробовать раскрутить на деньги медленного финского гонщика и его спонсоров. Тот ухватился за эту возможность, но переговоры не увенчались успехом: рекламы было мало, так как финские СМИ ничего не писали о протеже «Филип Морриса», ни о гораздо более успешном Росберге. Всё, что их интересовало тогда это ралли. Так что автомобиль Tiga так и не появился на стартовой решётке чемпионата мира, а Микко ушёл из автоспорта и занялся бизнесом.

– Я решил завершить карьеру сам. Мотивация пропала, и в какой-то момент я понял, что на мою долю уже хватит автогонок, и пришло время двигаться дальше; - вспоминал он потом.

  Он имел реальную возможность продолжить карьеру гонщика возможно в Формуле-2 или (что наиболее вероятно) в британском чемпионате Ф1, где было полно неудачников вроде Тони Триммера или Эмилио де Виллоты. Потом были-бы гонки спортпрототипов или туринг…. А может быть экс-пилот Формулы-1 заявился бы на чемпионат Финляндии по ралли? О, да – это могло быть резонансным событием! Но он взял и всё бросил. Скорее всего автоспорт был для него просто блажью, увлечением молодости, а став взрослее он понял, что на безбедную жизнь этим не заработаешь. Его современник, тоже представитель «золотой молодёжи» Ники Лауда послал к чёрту семейный бизнес, бросил всё и смог. А Микко не смог….

Финн поселился в городе Хульсберг в Южной Голландии, и занялся разнообразным бизнесом, итогом которого стал приговор за совершение сделки, связанной со сбытом наркотиков и голландская тюрьма.

  Но через несколько лет он всё же вернулся в автоспорт, правда в другой роли: в 90-х он помогал своему сыну Николаю-младшему делать первые шаги в картинге, затем основал команду Matson, выступавшую в немецкой Formula-Volkswagen и Formula-BMW. Но Николаю-младшему не удалось дотянуться до своих современников вроде Мики Мяки или Тони Виландера: в отличие от них он не добрался даже до чемпионата GP2, остановившись на Формуле-Рено 2.0.

- У меня остались прекрасные воспоминания об автогонках. Когда появляется возможность участвовать в чемпионате мира Формулы 1, трудно от нее отказаться. Хотя этой был поздний дебют: тогда мне уже было за тридцать, но королева автоспорта – мечта каждого гонщика. Мне всё же повезло. Многим талантливым пилотам не выпадает такого шанса.

 

 

Сын российского купца и владельца доходного дома на Невском-53 попал в летописи финского автоспорта; внук российского купца попал в автоспортивные энциклопедии и справочники; правнуку этого сделать не удалось. Может представителю следующего поколения Козаровицких удастся стать звездой Формулы-1? Что-ж, подождём праправнуков.

 

2020.jpg

Как видите, новое поколение Козаровицких уже осваивает свою первую гоночную технику.

Изменено пользователем Satoru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

С удовольствием прочитал, Спасибо!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста. Я очень рад хорошему отзыву.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...