Перейти к контенту
Satoru

Наоки Хаттори

Recommended Posts

 

Неунывающий Хаччан или Весёлые старты Наоки Хаттори.

Часть 1.

 

 Вопрос-загадка. Какому экс-пилоту Формулы-1 посчастливилось выступать в одной команде и с Михаэлем, и с Ральфом Шумахером?

А ещё его угораздило гоняться в одном известном чемпионате со своим однофамильцем, который не был его родственником.

-Что опять история про Тошио Судзуки?

-Нет.

Кто же это?

    Про него все давным-давно все забыли, потому что вот бывает дебютирует гонщик, промелькнёт по ходу сезона в одной-двух гонках, а через пару лет о нём все забывают. Кто помнит, например, экс-пилота Формулы-1 Джека Эйткена? А ведь всего-то два года прошло.

   Про гонщика о котором я хочу рассказать никто не помнил уже через полгода. Знаете, говорят, что все японцы мрачные и закрытые люди, скрывающие свои эмоции (то же я слышал и о русских), но увидев этого человека нельзя не улыбнуться. Пожалуй, в гоночном сообществе настолько позитивен лишь Том Коронель….

   Ранним октябрьским утром в глубине многих боксов на Судзуке царила вялотекущая рутина: механики не спеша собирали машины, но в кулуарах пяти команд царила необычная для этого времени суток суета. Многочисленная праздношатающаяся по пит-лейну публика с интересом наблюдала за повседневной жизнью бойцов Большого Цирка в надежде увидеть в боксах Агури Судзуки или Айртона Сенну. Выкат из гаража красно-белого болида с крупной надписью Footwork вызвал небывалое оживление на главной трибуне, где собрались дисциплинированные японские болельщики, которые уже час сидели и смотрели на монотонную пятничную жизнь гоночных механиков. Впрочем, в качестве аперитива к главному событию им сегодня предлагалось увидеть часовое сражение не на жизнь, а на смерть: ведь проигравшие могли и не дожить до следующего сезона.

   Боксы «Тиррела» были открыты и Сатору Накаджима, проводивший свой прощальный Гран-При Японии, изредка перебрасывался фразами с журналистами и с интересом смотрел на экран телевизора, где молодой улыбающийся японский парень в комбинезоне давал интервью местному телевидению.

-Мне просто сказали, что если я заплачу немного денег, то они дадут мне покататься, - со смехом рассказывал он.

   Всё это происходило в паре сотен метров от Накаджимы – далеко, на самом выезде с пит-лейна, в гаражной коробке которую он почти никогда не видел открытой. Вскоре на экране мелькнул синий нос болида с нарисованной зелёной бутылкой портвейна, а ещё через пару минут вынырнул и сам автомобиль. Его кузов был аэродинамически чистый, лишённый каких-либо изысков и интересных технических решений. В глаза бросались лишь многочисленные рекламные надписи, а также испещрённые сотнями иероглифов боковые понтоны, и чёрные головки то ли болтов то ли саморезов, которыми углепластиковые панели крепились к монококу.

  Сатору вздохнул и задумчиво пробурчал что-то себе под нос, но его слова потонули в оглушительном рёве мотора – механики команды Brabham из боксов по-соседству, завели свою двенадцатицилиндровую Ямаху….

00.jpg

  Наоки Хаттори (по прозвищу «Хаччан» или «Хач-чан») родился 13 июня 1966 года в городе Йоккаити, что в префектуре Миэ. Легендарный город Судзука находился по соседству, сразу за речкой, иначе было-бы непонятно, где заканчивается Йоккаити и начинается Судзука. От его дома до трассы было всего 15 километров, и не удивительно, что повзрослев «Хаччан» стал гонщиком-любителем.

  Надо заметить, что Японии гонщики далеко не всегда начинали свою карьеру в картинге. Так и Наоки начинал с гонок на легковых автомобилях. Его первой машиной была Toyota Starlet, на которой он гонялся на местных и региональных гонках по автомобильному триалу (соревнованиям по кольцевым гонкам больше похожими на ралли-кросс). В 1985-м он выиграл свою первую гонку, и следующим его шагом должно быть ралли или популярная в Японии джимхана (японский вариант автослалома на пересечённой местности с дрифтом, кручением пончиков и даже ездой задом). Но располагая небольшой суммой денег, он вместо этого купил место в чемпионате FJ 1600 (это Formula-Junior; она же Formula Japan; она же аналог европейской Формулы-Форд только на японских шасси и с японскими двигателями). Это был шаг назад – Хаччан мог бы продолжить успешно месить грязь, но он рискнул и потратил деньги на непривычный для себя чемпионат с весьма неясными перспективами. В первом сезоне он быстро вкатился в гонки на юрких формулах, а в следующем выиграл чемпионат в дивизионе «B», и стал вторым в дивизионе «A».

  Теперь у него было два пути: вернуться в кузовные гонки, либо подняться на шаг выше – Формулу-3. Он выбрал второе, тем более, что новоявленному чемпиону повезло со спонсорами – ими выступили брэнды Kaepa и Perfes Club, занимающиеся модной одеждой. Благодаря им он получил место в команде «VW Asia Motorsport», которую выставил весьма проверенный коллектив «Le Garage Cox Racing». Первые три гонки ушли на вкат, а уже на четвёртом этапе, проходившем на Судзуке, он финишировал третьим. Регулярно набирая очки всю вторую половину сезона, Хаттори заканчивает чемпионат девятым.

  Дебют прошёл удачно, и следующие два сезона 89-90 он провёл в Le Garage Cox.

  В 1989-м он занял четвёртое место в чемпионате, выиграв гонку на Цукубе, в финишном спурте опередив на полсекунды Эйки Мурамацу и Масахико Кагеяму, а в следующем году стал фаворитом Формулы-3, так как первая тройка призёров перебралась на следующую ступень - японскую Формулу-3000.

  В 1990-м спонсором команды стала сталелитейная компания Kawai Steel; этот альянс сулил неплохие перспективы, например, при успешном сезоне, переход команды на высшую ступень японской гоночной иерархии – Ф-3000.

 Весной молодого гонщика потрясла страшная новость: на предсезонных тестах в Фуджи нового японского гоночного автомобиля Mooncraft MC050-Mugen погиб его друг: бронзовый призёр японской Формулы-3 Эйки Мурамацу.

 «Эйки жив» написал Наоки на своём шлеме, впоследствии заявляя, что своими успехами он во многом был обязан ему. Как и ожидалось, он с тремя победами на этапах стал чемпионом японской «трёшки».

01.jpg

Хисаши Вада и Наоки Хаттори в Формуле-3

02.jpg

1990г. Наоки в Le Garage Cox Racing

02-1990-sugo.jpg

На этапе в Суго

 

  В конце ноября на традиционном Гран-при Макао «Кавайные Металлурги» выставили сразу две окрашенные в «металлик» машины: одну для Хаттори, а вторую для 21-летнего Михаэля Шумахера. И пока немец сражался за победу со своим будущим принципиальным соперником Микой Хаккиненом, японец боролся в середине пелотона, пробившись в итоге на 8-е место.

  В отличие от Тошио Судзуки, путь которого в Формулу-1 был мною описан отдельно, дорога для Наоки на верхние ступени местного и мирового автоспорта была не такой долгой: ему не пришлось долго мыкаться по разным чемпионатам, каждый год перепрыгивая из одной команды в другую.

  Как и было запланировано, Le Garage Cox совместно с Mooncraft собиралась дебютировать в японской Ф-3000, и, разумеется, первым пилотом должен был стать именно Хаттори. На роль второго был взят весьма перспективный Акихико Накайя.

  Чемпионат японской Формулы-3000, как и весь японский гоночный мирок переживал тогда небывалый подъём: на первый этап заявилось сразу 35 машин, семь из которых не прошли квалификационных заездов.

  Хаттори квалификацию без проблем прошёл, став четырнадцатым, и проиграв 0,2с своему более опытному напарнику.

  И хотя в гонке он вылетел на первом же круге, на второй этап в Автополис приехал в надежде выступить не хуже. Квалификацию он закончил седьмым, а Накайя завоевал поул, и альянс «Mooncraft-Le Garage Cox» мгновенно становится одними из фаворитов чемпионата! В воскресенье Акихико в борьбе с Кадзуёши Хошино одержал победу и приехал первым, а вот Хаттори после вылета финишировал только 13-м. Но походу гонки скорость-то была!

  Следом была Фуджи. Проиграв секунду напарнику, Хаттори квалифицируется 16-м и финиширует 10-м. Далее были сход, столкновение с Йошиясу Тачи, и, наконец, старт со второй позиции и финиш на пятом месте на этапе в Суго. Казалось, что дальше результаты пойдут по нарастающей, но этого не случилось – во второй половине сезона ему удалось отличиться только на предпоследней гонке в Судзуке, заняв 6-е место

  5-е место в Суго будет его лучшим достижением в сезоне, не считая победы в «24-х часах Спа» вместе с Андре Олофссоном и Дэвидом Брэбхэмом на Nissan Skyline GT-R. От старта до финиша это трио не знало себе равных, опередив в итоге второго призёра на 21 круг! Увы, но никто из этой тройки так и не станет новым Джаки Икксом.

91-sugo.jpg

С Le Garage Cox в японской Ф-3000.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть 2.

  И вот на этом месте я немного отвлекусь от темы, и перенесусь из странноватого мира японских гонок в знакомую нам всем Европу.

  Команда Coloni за всю историю чемпионата Формулы-1 является одним из главных неудачников. Были, конечно, коллективы и похуже вроде Life, но итальянцы лидируют по одному из показателей: за пять сезонов участия в чемпионате её гонщики не набрали ни одного очка. К 1991-му конюшня подошла в своей худшей форме. Некоторые издания пишут, что в ней работало всего шесть человек, хотя на предсезонном снимке 1991 года было сфотографировано целых четырнадцать. Для маленьких команд того времени это было нормально: у их соперников из AGS работало столько же. Денег было так мало, что гоночный болид, сконструированный ещё в прошлом году бельгийцем Кристианом Вилладерплейном к началу нового сезона усовершенствовали студенты из университета Перуджи, выдав это творение за дипломный проект. Ну, что-ж старание им «пять баллов», за результат, как покажет время, «два».

  На роль первого и единственного пилота был выбран португалец Педру Матуш Шавеш, который привёл с собой сразу несколько спонсоров, включая генерального – португальскую винодельческую компанию Mateus. На первый взгляд казавшийся совсем уж экзотическим гонщиком, Педру был вполне себе середнячком – годом ранее он стал чемпионом британской Формулы-3000.

  Так как на каждую гонку заявлялось по 34 машин от 18 команд (Fondmetal и Coloni имели по одному автомобилю), то наихудшие коллективы по итогам сезона’90, плюс новички участвовали в процедуре предквалификации. Ранним пятничным утром при пустых трибунах восемь гонщиков выявляли лучших из худших, и четверо до участия в квалификации не допускались. Остальная четвёрка попадала на квалификационные заезды, из которых в гонку проходило только 26. С точки зрения организации это было наихудшее решение: и без того бедные команды с медленными машинами даже на квалификационных заездах не могли блеснуть своими спонсорскими наклейками. Если уж делать по уму, то надо было весь этот разноцветный табун делить пополам на две группы, отсеивать в квалификациях худших, а потом 10 человек уже в финале разыгрывали-бы лучшие места на стартовом поле…. Ну в общем как-то так. Но тогда о шоу-составляющей в ФИА как-то не думали наверно совсем.

  На первом гран-при в американском Финиксе, Матуш Шавеш показал в предквалификации шестой результат не особо сильно отстав от конкурентов, причём на своём быстром круге он мог ещё улучшиться, но разбил машину. Дальше все надеялись на то, что португалец наберётся опыта, и результаты пойдут в гору, но конкуренты тоже не дремали и прогрессировали. На втором этапе он был уже седьмым из восьми. На третьем восьмым из восьми, так как у него сломалась коробка, а дальше всё начинает сыпаться, и если Педру кого-то и опережал в предквалификации, то только из-за технических проблем у конкурентов. В своём родном Эшториле он отстал даже от предпоследнего места на 4,5 секунды, а на следующем Гран-при Испании и вовсе отказался выступать, пожаловавшись, что получил вместо ста тысяч долларов зарплаты всего десять. А так как других гонщиков, согласившись сесть за руль Coloni C4 и опозориться не нашлось, то команда просто посидела утром в боксах и тихо уехала домой. Ещё на Гран-При Португалии стало известно, что Энцо Колони продал команду итальянскому производителю обуви Андреа Сассетти, но у него по-прежнему оставались непогашенными долги по зарплате. И тут с итальянцами связывается менеджер никому не известного гонщика из Японии (догадайтесь какого!). Согласовав сумму денег, которую нужно заплатить за место в команде на оставшихся двух этапах чемпионата (Гран-При Японии и Австралии), японцы занялись поиском средств, а Колони по большому счёту было уже всё равно, кто сядет за руль.

  От Гран-при Испании по Гран-при Японии было три недели, и за это время Хаттори должен был найти бюджет. И здесь, конечно, помогла его медийность. Наоки часто светил лицом на экране телевизора, даже подрабатывая журналистом, и спонсоры к нему потянулись. Главным из них была компания JACCS, занимающаяся кредитами и страхованием, которая впоследствии будет поддерживать его ещё несколько лет. Но на два этапа этого всё равно было мало. Однако наш герой уже подстраховался, и стал заниматься модным нынче краудфандингом.

-Подумаешь, -  скажет кто-то: пишешь в фейсбуке/инстаграмме объявление…, - и будет неправ!

-В каком ещё инстаграмме! Вы попробуйте заняться этим в 1991-м году, когда интернет даже в Японии был экзотической игрушкой! Факс, телекс – пожалуйста, но только не интернет.

Хаттори для поиска средств использовал более традиционные СМИ, ну и конечно же светил лицом на экране с микрофоном в руке.

-Имя того, чей взнос будет 20000 йен и выше будет написано на борту моего автомобиля! - объявил гонщик, и…. Желающие нашлись!

20000 йен — это примерно 200 баксов. А вот вы бы согласились пожертвовать их малоизвестному российскому пилоту? А если-бы Ваша зарплата была как у среднестатистического японца?

  Вопрос, конечно, интересный.

  Благодаря фанатам и спонсорству различных фирм (в числе которых был и Mooncraft), Наоки насобирал ещё часть суммы, и, как было обещано, фамилии меценатов написали на боковых понтонах автомобиля. Но прочитать их можно было только при большом разрешении фотографий, а в условиях аналоговой фотосъёмки сделать это было непросто.

  Уже через неделю, когда поиск спонсоров только стартовал, благодаря  JACCS ему удалось даже слетать в Италию, и 8 октября принять участие в тестах новой для себя техники на домашнем для Coloni автодроме Маджионе недалеко от Перуджи, так что накануне Гран-При Японии он уже был знаком с новой техникой.

  И вот тёплым пятничным октябрьским утром Наоки дал короткое интервью местному телевидению, и надев шлем отправился покорять Судзуку – автодром, изученный японскими гонщиками до последней кочки. За час нужно было пообкататься, и в конце сессии показать хоть что-то. На последние два этапа чемпионата мира заявилось только 32 машины, так как из-за финансовых проблем не приехала команда AGS; и задача упрощалась – в предквалификации надо было занять хотя-бы четвёртое место из шести.

 Пройдя несколько кругов в прогулочном темпе, и показав время в районе двух минут (чтобы пройти дальше и попасть в квалификацию, надо было проехать примерно за 1:43), Хаттори отправился на свой быстрый круг. Неквалифицированные итальянские механики, которым задерживали зарплату, настроили плохо и без того дубовую подвеску машины, и торцевые пластины переднего антикрыла постоянно цепляли асфальт, высекая сверкающие брызги. И вот не пройдя и полкруга на входе в поворот «Данлоп» машина зацепила поребрик, и всё-таки потеряла часть переднего антикрыла вместе с торцевой пластиной.

 Наверно надо было заехать для ремонта в боксы, но пилот почему-то не стал поворачивать и просто съехал с трассы в песчаную ловушку.

  Всё было кончено….

  Разъярённый Наоки снял и отшвырнул рулевое колесо, и простая чёрная кругленькая баранка, лишённая привычных нам датчиков и переключателей покатилась куда то вдаль. Выбравшись из кокпита, гонщик ещё и пнул злосчастный болид «Колони», который (редкий случай!) был в этот раз ни в чём не виноват.

-Гонщик, который плохо обращается с машиной, не добьется успеха; - мрачно прокомментировал этот порыв эмоций Сатору Накаджима.

От лучшего предквалификационного времени Наоки Хаттори отстал на 19 секунд….

  Оставался ещё Гран-При Австралии, но шансы команды попасть хотя-бы в квалификацию оставались лишь в случае отказа от участия других соперников, однако до зелёного континента благополучно добрались 17 команд.

 Надо заметить, что Гран-При Бельгии 2021 года, Австралия’91 держала первенство как самая короткая в истории чемпионата мира: из-за того, что дождь смыл больше десятка участников, включая призёров, она была остановлена через 16 кругов. Впрочем, в число 26-ти счастливчиков надо было ещё попасть.

  Предквалификация на улицах Аделаиды была жёсткой и неимоверно плотной: первая пятёрка уложилась в полсекунды. Но Хаччан занявший последнее шестое место ездил в своей собственной лиге, и проиграв всем больше пяти секунд, на минорной ноте попрощался вместе с командой «Coloni Racing» с королевой автоспорта и вернулся домой в Японию.

91-1.jpg

91-2.jpg

91-3.jpg

Наоки в Ф-1. Фамилии меценатов написаны мелким шрифтом на боковых понтонах.

 

Продолжение будет позже.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть 3.

 

 

 

  А перед началом следующего сеона’92 произошёл скандал, незамеченный в Европе, но слегка тряхнувший гоночный мирок Японии: гонщик Акихико Накайя не получил суперлицензию и вместе с ней место пилота за рулём команды Brabham в Формуле-1. Дурнопахнущим элементом скандала было то, что Накайя одержал победу на одном из этапов японской Формулы-3000, а лучшим местом Наоки Хаттори, как я уже говорил, было только пятое. Но Хаттори в отличие от него суперлицензию получил.

-Как так? По какому принципу в Формуле-1 выдаются суперлицензии? -  вопрошали японские спортивные издания.

  Но их вопросы ушли в пустоту.

  Другим не менее стрёмным моментом было то, что суперлицензию получила итальянская гонщица Джованна Аматти, занявшая место японца в умирающем Брэбхэме. Джованна выступала в международной Формуле-3000, но даже там часто не проходила квалификационные заезды. Наивно было думать, что ей удастся это сделать в Формуле-1, да ещё и на такой слабой машине как Brabham-Judd. Собственно, так оно и получилось. Проиграв своему товарищу по команде фламандцу Эрику ван де Поэле по 4-5 секунд на квалификационном круге, она через три гонки была жёстко раскритикована как гонщиками, так и прессой, и навсегда выставлена за ворота Большого Цирка.

  Исключая версию коррупционной составляющей, предположу, что махинация с суперлицензией была проведена дабы привлечь внимание к чемпионату: ведь женщины в Формуле-1 не появлялись уже 14 лет….

…И после этого случая не появлялись ещё тридцать.

  Хаттори после своего неудачного дебюта в «больших призах» продолжил карьеру в японской Формуле-3000 выступая за Mooncraft, и на четвёртом этапе приехал на подиум.

  На финале сезона в Судзуке он стартовал вторым, следом за Россом Чивером. Но потом темп Чивера упал, и Наоки вырвался вперёд, преследуемый Такуей Куросавой. Куросаву удалось сдержать до самого финиша, и Хаттори выиграл гонку! Чивер финишировал только четвёртым, проиграв титул итальянцу Мауро Мартини.

  Тошио Судзуки в том сезоне стал вице-чемпионом серии, но никому из её участников стартовать в Формуле-1 в том сезоне не довелось.

  К 1993-му Хаттори подошёл как один из фаворитов чемпионата, а среди его соперников были будущие пилоты Формулы-1: Френтцен, Эрвайн, Сало, Ратценбергер, Апичелла, Судзуки и вернувшийся из Первой Формулы Эммануэле Наспетти, не считая признанных звёзд вроде Хошино, Чивера и Мартини.

  Наоки тогда выступил из рук вон плохо, совсем затерявшись среди этой компании, заняв в итоговой классификации 15-е место. Единственным светлым пятном мог стать седьмой этап чемпионата на Судзуке, где он долго шёл третьим преследуя Тошио Судзуки, но незадолго до финиша сошёл с дистанции.

  Когда чемпионат’93 ещё продолжался, Судзуки, Апичелла, Эрвайн и Наспетти уже по ходу сезона успели погоняться в Формуле-1, а засевшему в середине пелотона Хаттори нужно было срочно улучшать результаты.

  По итогам сезона в Mooncraft неожиданно объявили, что покидают Формулу-3000, и шеф компании Такуйя Юра предложил Наоки место в команде в японском GT.

  Это был большой шаг назад: компания взялась модернизировать Nissan Silvia, чтобы продавать его японским любителям скорости, но ничего толкового из этой затеи не получилось: в своём классе машина неизменно проигрывала конкурентам: Nissan Skyline и Ferrari F-40, а его напарник Такаши Ои был откровенно слабоват, так что лучшим местом их экипажа по итогам сезона было четвёртое на этапе в Фуджи, когда соперники по группе в основном сошли с дистанции.

 

1992.jpg

92-sugo.jpg

93-sugo.jpg

Lola команды Le Garage Cox Racing/Mooncraft. Производитель окон и мебельной фурнитуры TOSTEM долгое время был спонсором команды.  Как видите, рисовать глаза на носу японцы додумались рисовать ещё раньше, чем Эдди Джордан, правда у ирдандца аэрография была шикарной и не идёт ни в какое сравнение с творчеством Такуйи Юры.

  Но главной задачей было остаться в японской Ф-3000: она становилась кузницей кадров для Первой Формулы, и важно было показать себя именно там. Тем более, что бизнес-планы по дебюту японских команд в Формуле-1 писались один за одним: то Dome Engineering что-то объявит, то Тэцу Икудзава или TOMS. Дальше всех зайдет, Хонда, которая вывела новый болид RC 101 на тесты уже в январе 1994-го.

   В новом сезоне’94 Хаттори повезло: вместе с Россом Чивером он оказался в команде LeMans, которая была одним из фаворитов чемпионата. Это было большой удачей, тем более что LeMans всегда позиционировала себя как команда, обычно приглашающая за руль иностранцев.

 

94-sugo.jpg

Наоки в LeMans Racing.

  Стремясь оправдать доверие, Хаччан уже на первом этапе переквалифицировал Чивера, а на четвёртом этапе завоевал поул. В гонках он обычно регулярно проигрывал Чиверу, и допускал ошибки, главной из которых могла стать на гонке в Суго: тогда он не пропустил вперёд своего товарища по команде, который боролся за чемпионский титул.

  Зато на следующем этапе в Фуджи такой вопрос не стоял: Хаттори стартовал вторым и финишировал третьим, до конца сражаясь с Апичеллой и Хошино, а Росс так и не смог подняться выше седьмого места.

  На дождевой гонке в Токачи всю гонку Хаттори держался третьим следом за Хошино и Куросавой, которые пытались спокойно доехать до финиша. Обеих это положение дел устраивало, но на последнем круге Такуя Куросава вылетел. Хаттори оказался вторым, но к тому времени его уже достал Наохиро Фуруйя на Лоле из «Team Cerumo». Наохиро был быстрее, однако на мокрой узкой трассе обгонять было непросто, и он ждал, что его соперник ошибётся. На последнем круге Фуруйя увеличил прессинг, и они бились под дождём до самой финишной черты, однако Хаттори опередил-таки своего оппонента на полсекунды.

  Две следующие гонки на Судзуке Наоки провёл как под копирку: провёл удачные квалификации и угодил в стартовые завалы, а потом было четвёртое место в Фуджи, и финал на Судзуке.

  Вершина стартового протокола последней гонки сезона была такой: Джилберт-Скотт – Куросава – Апичелла – Хаттори.

  Сразу после старта Апичелла сцепился с Джилберт-Скоттом, и столкнувшись оба вылетели, после чего лидерство захватил Куросава, а Хаттори оказался под атаками Мауро Мартини и Росса Чивера. Весь сезон в такой ситуации он ошибался, и пропускал одного-двух конкурентов вперёд, но только не сегодня: ему удалось оторваться от весьма плотной группы, возглавляемой итальянцем, а потом догнать Куросаву и обойти его.

  Так Наоки Хаттори одержал свою первую победу в японской Формуле-3000.

  Жаль, но договориться ни с одной из команд Формулы-1 его менеджменту не удалось, а места там были – под конец сезона в чемпионате дебютировали совсем «зелёные» Хидэки Нода и Таки Иноэ. Оба гонщика были медленнее, чем Хаттори, но за одним стоял японский производитель гоночных автомобилей TOMS, а за другим компания Footwork, которые предварительно продвинули своих протеже в международную Формулу-3000 пообвыкнуться с европейскими трассами.

 

 

 

Изменено пользователем Satoru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть 4.

 

 

 

  Сезон’95 ознаменовался преинтереснейшим альянсом – гитарист легендарной метал-группы «X-JAPAN» Хидео Мацумото стал спонсировать команду LeMans, продвигая свой музыкальный лейбл «LEMONed». На протяжении трех сезонов команда называлась то «X-Japan Racing», то «X-Japan LeMans», то «LEMONed LeMans». Дальнейшее сотрудничество прервалось в 1998-м из самоубийства музыканта.

  Чемпионат Хаттори начал как один из фаворитов: первую гонку он начал со второй позиции, и на финише сумел на три секунды опередить накатывавшего Такую Куросаву.

  Потом всё пошло хуже: несколько потерянных гонок и вылет из числа претендентов на чемпионский титул. На седьмом этапе в Фуджи он стартовал с поул-позишн, но вылетел на первом круге, столкнувшись с Кагеямой. Чемпионат был закончен участием в массовом завале на Судзуке и восьмым местом в общем зачёте.

  Ну а 18 сентября 1995 года о своих планах дебюта в Формуле-1 объявила компания Dome Engineering!

  Это была известная японская фирма, основанная гоночным энтузиастом Минору Хаяши, и занимающаяся тюнингом гоночных автомобилей, и их собственным мелкосерийным производством. Годом ранее Марко Апичелла на Dome F104 стал чемпионом Японии в Формуле-3000, и следующим шагом было создание собственного автомобиля для Чемпионата Мира. Генеральным спонсором стала франчайзинговая компания 7-Eleven.

  Менеджером команды наняли известного по работе в «Minardi» Тадаши Сасаки, а главным конструктором Акиёши Оку. В марте 1996 года машина была закончена и вышла на тесты: тут же подобрались и пилоты. Первым был конечно же проверенный Марко Апичелла, вторым протеже Honda Шинджи Накано, и третьим Наоки Хаттори, который при наличии сочетания скорости с надёжностью мог бы вполне заменить номера один.

 В качестве двигателя был выбран конечно же Mugen/Honda.

  Весь 1996 год продолжались тесты: сначала в Минэ с Накано, затем на Судзуке с Апичеллой. Там же во время тестов возникла утечка масла, приведшая к пожару. Машину починили к концу лета, и осенью третью серию тестов начал Хаттори показав лучшее время 1: 46,270, что более чем на семь секунд медленнее, чем время поул-позишн Жака Вильнёва 1: 38,909, установленное на Williams FW18. Это также было на 0,3 секунды медленнее, чем 107% необходимых для прохождения квалификационных заездов. И не факт, что Апичелла проехал-бы на искомые 0,3 секунды лучше, потому как Хаттори был в тот год в своей лучшей форме.

Apicella.jpg

BD216.jpg

Dome-F105

 

Часть 5.

 

  Мало, кто верил, что Хаттори затмит Апичеллу и Накано, и вообще наберёт больше трёх-пяти очков, ведь на сезон’96 в бывшей японской Ф-3000, которую переименовали на этот раз в «Formula-Nippon» опять подобралась сильная компания: там были Шумахер-младший, а также проводящий свой 24-й(!) сезон Кадзуёши Хошино, и вместе с ним Такаги, Фонтана, Накано, Судзуки, Апичелла, и дебютант Педро де ля Роса.

 

formula-nippon-xjapan.jpg

С Ральфом в X-Japan LeMans.

  Этот сезон будет последним для неувядаемого Хошино, который в дальнейшем сосредоточится на управлении собственной командой. И именно он выиграл первый этап чемпионата на трассе Судзука, опередив двух будущих пилотов Формулы-1 Ральфа Шумахера (который был первым пилотом «X-Japan LeMans»), и будущего пилота команды «Prost Grand Prix» Шинджи Накано. Ральф выигрывает следующий этап в Минэ. За эти две гонки Хаттори не набрал ни одного очка, но потом была гонка в Фуджи, где он на старте боролся с Ральфом и в итоге приехал вторым сдержав целую группу соперников во главе с Хошино, однако пропустил вперёд будущего пилота команды Sauber аргентинца Норберто Фонтану.

  Четвёртым этапом была гонка в Токачи, где Ральф победил, а наш герой до последнего поворота сражался с целым паровозиком соперников во главе с Хошино, опередив того на полсекунды, но гонка запомнилась прежде всего тяжёлой аварией Норберто Фонтаны, попавшего по итогам эффектного краша в японскую больницу.

  Пятая гонка прошла на Судзуке, где победу одержал 22-летний Тораносуке Такаги, которому предсказывали большое будущее в Первой Формуле, вторым был уже подзабытый Куросава, а Хаттори стал третьим, в этот раз опередив на полсекунды Шумахера-младшего.

  Уик-энд в Суго не задался с самого начала: технические проблемы, 16-е место в квалификации. После старта занесло заднюю часть машины и развернуло поперёк трассы Масахико Кондо, (хорошо, что японский певец, продюсер и по совместительству гонщик-любитель ехал в хвосте). Маршалы пытались его вытолкать, и к ним подъехал пейс-кар, водитель которого стоял и ждал пока судьи не примут решение выпускать ли его на трасу или нет. В итоге «Reynard» Кондо успели-таки вытолкать, пейс-кар уехал и гонка продолжилась. Де ля Роса тут же вынес Канеиши,сломал себе переднее антикрыло и поехал в боксы. Затем вылетели Танака, Окада, Ханэ и Шумахер. Всё это время Хаттори продвигался вверх по протоколу, но в итоге дополз лишь до восьмого места.

  К сожалению, очки давали лишь первой шестёрке, и в дальнейшем это будет одной из причин ухода многих команд из чемпионата: отчитываясь перед спонсорами лучше говорить о набранном N-ном количестве зачётных очков, чем об отсутствии таковых.

По итогам шести гонок положение в чемпионате было таковым.

Р. Шумахер – 27 очков

К. Хошино - 25 очков

Т. Такаги - 24 очка

Н. Фонтана - 16 очков

Н. Хаттори – 14 очков

 

 

  Зато седьмая гонка в Фуджи прошла идеально! Наоки стартовал с поула, а Ральф показал в квалификации лишь восьмой результат, вдобавок на старте столкнувшись с Масахико Кагеямой. Машины при ударе отлетели друг от друга как два одинаковых заряда в отбойники по разные стороны трассы, и о продолжении дальнейшей борьбы речи быть уже не могло. Хаттори умчался вперёд, преследуемый Такаги и Фонтаной, но горячего Тору бросившегося в погоню за лидером закрутило, и он въехал задом в барьер из отработанных покрышек. Аргентинца удалось опередить на финише на полсекунды, и одержать победу.

По итогам семи гонок ситуация в чемпионате выглядела уже более оптимистичной.

Р. Шумахер – 27 очков

К. Хошино - 25 очков

Н. Хаттори – 24 очка

Т. Такаги - 24 очка

Н. Фонтана - 22 очка

И вся эта пятёрка претендовала на чемпионский титул.

  Восьмым этапом была гонка в Минэ. Хаттори квалифицировался не очень хорошо, заняв седьмую позицию. С поула стартовал Тошио Судзуки и захватил лидерство, преследуемый де ля Росой и Ральфом.  На одиннадцатом круге Тору Такаги сзади следка подтолкнул Кагеяма, и того развернуло поперёк трассы, причём передние колёса машины оказались на асфальте, а задние в песке.  Тора отчаянно газовал, но «Рейнард» команды PIAA Nakajima Racing остался на месте. Тораносуке так и не выехал из песка, вдобавок на том же круге сошёл Хошино, и Хаттори медленно полз вверх по протоколу. Потом вылетел де ля Роса, и он отыграл ещё одну позицию, а под конец гонки обошёл ещё и Тошио Судзуки, финишировав третьим. Проблема была в том, что Ральф выиграл гонку на полсекунды опередив Шинджи Накано и ещё сильнее оторвался в чемпионате.

 

  Ситуация после восьми гонок.

Р. Шумахер – 37 очков

К. Хошино - 25 очков

Н. Хаттори – 28 очков

Т. Такаги - 24 очка

Н. Фонтана - 22 очка

  На девятой гонке в Судзуке Шумахер занял поул; вторым был Хаттори; третьим Такаги; четвёртым Хошино. Со старта эта четвёрка умчалась вперёд с явным намерением разыграть победу между собой, однако Ральф сначала проиграл старт и шёл только третьим, затем откатился на четвёртую позицию, а потом и вовсе начал отставать.

  Лидировавшего Хаттори поддавливал Такаги, однако на 28 круге переусердствовал в «Дегнере» и его развернуло (уже в который раз!) поперёк трассы.  Найдя заднюю передачу он отчаянно дёргал свой автомобиль, на который едва не налетел Ральф Шумахер. Зайдя в поворот чуть шире, он пропылил по инерции мимо Такаги по песку и помчался дальше. Японец же потеря вкучу времени выставил, наконец, свой Рейнард вдоль трассы и продолжил гонку. На последних кругах к Хаттори подъехал Хошино, однако не предпринимал никаких попыток его обойти, предпочтя сохранить второе место, что давало ему призрачные надежды на титул.

 Наоки победил, и по итогам девяти гонок ситуация в чемпионате была таковой.

Р. Шумахер – 40 очков

Н. Хаттори - 38.

К. Хошино – 31.

Остальные на чемпионство уже не претендовали.

  Последний десятый этап чемпионата прошёл под дождём в Фуджи.

  Поул-позишн занял Хошино, которому для чемпионства нужна была только победа при условии схода Шумахера, который квалифицировался лишь девятым. Хаттори удалось занять на старте третью позицию.

  В тот день на трассе было туманно и влажно после недавнего дождя, который собирался вот-вот снова пойти, что предвещало непредсказуемую гонку. Так и вышло: уже на старте случился завал, в котором поучаствовало восемь машин, в том числе и Ральф. Был тут же вывешен красный флаг. Обещанный дождик заморосил снова, но на погодные условия тогда мало обращали внимание, и было объявлено, что будет дан рестарт. Машину Шумахера и некоторых других, кто не успел долететь до стены вытащили с газона и дотолкали до стартового поля, так что едва зажегся зелёный все… во главе с Хошино осторожно поехали к повороту Дайичи, который чудом миновали без столкновений. Но в мокрых условиях уже со второго круга начались вылеты: в гравии оказались в том числе Шумахер и Апичелла. Шинджи Накано атаковал Хаттори, но сделал это слишком оптимистично, и тоже закончил гонку на обочине. Хошино продолжал идти первым, а Наоки вторым. До чемпионства оставалось проплыть ещё 90% дистанции.

  Великий Хошино в тот день должен был выиграть, но на шестом круге он вдруг свернул в боксы, и проезжая по пит-лейну отчаянно замахал рукой. Нет, гонщик просто рубил рукой воздух словно катаной - никогда в Ф1 я не видел таких жестов! Выбравшись из автомобилях и углубившись в боксы он снял шлем, не глядя со всей дури саданул его об пол, и вот так, не оборачиваясь навсегда ушёл в историю. Надо сказать, винить в поломке техники японцу в тот день было некого - Кадзуёши Хошино был владельцем и главным инженером команды, в которой сам и выступал. 50-летний чемпион вполне мог бы и остаться, продолжая показывать мастерство, будущим звёздам Первой Формулы, и японской молодёжи вроде Торы Такаги, но у него начались проблемы со спиной. В тот дождливый день имея огромное преимущество он должен был победить, но гоночные боги зачастую бывают очень жестоки.

Хаттори продолжал лидировать, но к нему быстро подъехал Кацутомо Канеиши, и обошёл его. Вдоль трассы тут и там были разбросаны гоночные автомобили, на которые из организаторов не обращал внимания и не эвакуировал: уже вылетели Фонтана, Кагеяма, Ямамото, Судзуки, Мицусада, Такаги, Куросава, а Наоки продолжал ехать навстречу победному финишу - чтобы стать чемпионом ему надо было набрать три очка, то есть финишировать не ниже четвёртого места.

  На 38-м круге сзади него замаячила жёлтая «Nova» Педро де ля Росы, но японец почему-то решил побороться с испанцем за третье место. Де ля Роса быстро подъехал к нему, и уже на ¾ обошёл в повороте, как вдруг Хаттори отрулил прямо в него, машину закрутило и понесло в гравий. О-оооо, как же жестоки были гоночные боги в тот день! Зачем? Зачем?! Зачем он в него отрулил?! Радостный Ральф Шумахер в боксах в этот момент начал принимать поздравления.

  В тот день свою первую победу в Формуле-Ниппон одержал Кацутомо Канеиши, Ральф Шумахер став чемпионом заключил контракт с командой «Jordan» в Формуле-1, а его бывший товарищ по команде и главный соперник туда опять не попал, так как проект «Dome F1» в ноябре был закрыт….

Почему так получилось?

  Виной тому был не только произошедший в 90-е огромный рост расходов на содержание команды Формулы-1, но и общая ситуация в стране. В 1991-м наступил финансовый кризис: «японское экономическое чудо» закончилось, и страна вступила в период рецессии, называемый «потерянное десятилетие», которое затем превратилось в «потерянное двадцатилетие». Мощнейшая компания «Footwork» вскоре продаст команду Тому Уокиншоу; владелец команды «Leyton House», Акира Акаги уже угодил в тюрьму; «TOMS» удалось построить только продувочный макет автомобиля, а Тэцу Икудзаве не хватило денег даже на это, однако его бумажные проекты постепенно трансформировались в нынешний RedBull.

 

 

Изменено пользователем Satoru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть 6.

 

  Наверно в том сезоне японцу следовало сосредоточиться на чём-нибудь одном, но Наоки был всеяден, неудержим и помимо всего прочего он стартовал в Японском чемпионате GT на McLaren GTR команды Казумичи Го. Спонсором команды был всемогущий «Филипп Моррис», раскрасивший их кузов в цвета сигарет «Lark». В июне 1995 года F1 GTR одержал безоговорочную победу в гонке «24 часа Ле-Мана» с первой попытки, и в японском чемпионате суперкар из Уокинга выглядел явным фаворитом.

  Для чемпионата команда собрала международный звездный ансамбль. Джон Нильсен из Дании завоевал титул мировом чемпионате GT в 1995 году, а в 91-м он выиграл «24 часа Ле Мана» за Jaguar. Его товарищем по команде стал сын Джека Брэбхэма – Дэвид. Он был экс-пилотом Формулы-1, но в отличие от сына Грэма Хилла ему достался не чемпионский автомобиль, а слабосильный Simtek, на котором он там регулярно стартовал с предпоследней позиции.

  Третий пилот Наоки Хаттори пока ничем не мог похвастать кроме как победой в «24 часах Спа». А вот на роль четвёртого по воспоминаниям самого Казумичи Го рассматривались Мартин Брандл и Марк Бланделл, но спонсоры из Philipp Morris настояли, чтоб им стал 20-летний брат двукратного чемпиона мира Ральф Шумахер.

96-7.jpg

Шумахер, Хаттори, Го, Брэбхэм, Нильсен, два суперкара и супермодели.

  Первый этап проходил на Судзуке

  В мокрой квалификационной сессии Наоки Хаттори на МакЛарене с номером 60 обогнал Эрика Кома на Toyota Supra из команды Cerumo всего на 0,011 секунды и занял поул-позишн. Джону Нильсену не так повезло: на МакЛарене № 61, в квалификации он занял только 13-е место и на четыре секунды отстал от Хаттори.

  Со старта пилот МакЛарена вырвался вперёд преследуемый Эриком Кома, а Нильсен начал быстро пробиваться наверх. На 12-м круге Эрик обошёл-таки Хаттори, а на 16-м Нильсен выбрался на третью позицию. На 22-м Наоки заехал на пит-лейн и его сменил Шумахер. Это были его первые боевые круги на тяжёлых спортпрототипах, но прошёл их он очень достойно: на 26-м обошёл сменившего француза Хидетоши Мицусаду и вышел вперёд.

  С этого момента лидерство №60 больше не терял, и после того как у Тойоты отказала топливная система, экипаж Нильсен-Брэбхэм вышел на второе место. Блестящий прорыв! Как и ожидалось McLaren GTR сразу заявил о себе!

  На втором этапе в Фуджи, Хаттори завоевал поул, однако после старта вперёд вырвался Брэбхэм. Японец преследовал его, на четвёртом круге пошёл в атаку в первом повороте, но не рассчитал скорость, и едва не зацепив второй МакЛарен, вылетел в гравий. Австралиец, чудом избежав «страйка» вскоре оказался под атаками Тойоты Педро де ля Росы, отразив которые одержал победу.

  На третьем этапе в Сендай-Хайленд, Шумахер занял поул-позишн. Гонку начал Хаттори, который лидировал, преследуемый Тойотой Тома Кристенсена. Блестяще проведя свой отрезок гонки, он уступил в кокпите место Ральфу, который продолжил отрываться, но так сильно атаковал поребрики, что его развернуло. Растеряв преимущество, он быстро вернулся на трассу, но внезапно потерял скорость: в боксах выяснилось, что сломалась правая задняя полуось. Неудачу дополнил разлив топлива во время заезда на пит-стоп Брэбхэма, который едва не привёл к пожару. Потеряв на этом два круга, второй МакЛарен финишировал лишь на восьмом месте.

  И если бы какая-нибудь гонка могла свести на нет весь потенциал монструозных McLaren F1 GTR, так это медленная трасса в Суго. Но Шумахер опять занял поул-позишн, развеяв надежды гонщиков Тойоты и Порше на победу.

  Со старта Ральф рванул вперёд, на втором месте шёл Масанори Секия на Тойоте, преследуемый Брэбхэмом. На втором круге австралиец пытался протиснуться во внутреннюю часть поворота, но Секия захлопнул калитку, и Дэвида развернуло, причём он едва не захватил за собой и Секию. Ветеран гонок GT успел увернуться, но Эйчи Таджима на Порше-911 не мог не промахнуться. Таким образом, второй МакЛарен был разбит, а Шумахер, подписавший накануне контракт с Jordan в Формуле-1,пролидировав 45 кругов передал управление Хаттори. Его сменщик на непрогретых шинах тут же вылетел и возвращается на трассу лишь четвёртым, попрощавшись с надеждами на победу. Но он не думал сдаваться: быстро обойдя Кагеяму на Ниссане ему удалось достать дуэт, ведущий борьбу за победу: музыканта-актёра-гонщика и владельца команды в одном лице Масахико Кондо, и будущего пилота команды «Эрроуз» Педро де ла Росу. Испанец обошёл рок-звезду, но за 12 кругов его развернуло, и он пропустил этих двоих вперёд, потеряв шансы на победу. А ещё через три круга Хаттори пронесся мимо Кондо в секторе по S-образных кривых и ни разу не оглянулся.

 

   На пятом этапе снова в Фуджи, Брэбхэм занял поул, а Шумахер был только третьим, пропустив вперёд Тойоту Эрика Кома. Со старта экипаж №61 легко вырвался вперёд, однако Ральф его не отпускал и на девятом круге бросился в атаку и обошёл, но начал скользить при торможении и в конечном итоге врезался в гравий – точно так же, как это сделал Хаттори на той же трассе несколькими месяцами ранее. В середине гонки из-за долгого пит-стопа сменивший Брэбхэма Нильсен пропустил вперёд Nissan Skyline GT-R Хошино и Кагеямы, и финишировал вторым.

 

  За пять гонок на счету дуэта Шумахер-Хаттори было три схода и две победы, которые конвертировались в 40 очков. У их главных соперников и соседей по гаражу было 53. Оставалась последняя 78-круговая схватка на трассе Минэ, которую надо было выигрывать при условии, что экипаж Нильсен-Брэбхэм финишируют не выше шестого места.

  Шумахер только что победивший в Формуле-Ниппон занял поул; их главные соперники квалифицировались вторыми. Сразу оторвавшись от всех со старта немецко-японский тандем пролидировал всю гонку, одержав убедительную победу, но чемпионский титул ушёл к паре, выступавшей на МакЛарене #61. Они не были самыми быстрыми, однако в гонках GT для победы помимо скорости нужна надёжность и стабильность, а вот агрессивное вождение противопоказано.

  Для Хаттори единственным светлым пятном этого вроде удачного, но почему-то очень бесконечно разочаровывающего года был титул чемпиона в японском туринге. Наоки уже завоёвывал там титулы в 1993 и 1994-м годах на Honda-Civic выступая за команду Mooncraft, но… лишь в своём классе, а не в общем зачёте. В 1996-м Такуя Юра наконец-то подготовил к новому сезону Хонду-Аккорд, и Хаттори с пятью победами стал одержал победу в общем зачёте.

  В том сезоне гонщику не стоило было размениваться сразу на три чемпионата и тесты Dome F1, тогда возможно удалось-бы одержать победу в главном первенстве, но возможно сказалась традиционная японская трудолюбивость, или финансовый вопрос, или то, что все чемпионаты состояли из шести-восьми гонок, а не из двадцати, так что можно было за сезон успеть «посетить все ярмарки».

1996.jpg

 

1996-JTCC-2.jpg

Honda Хаттори, и завершение успешного сезона в японском туринге.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть 7.

 Потерпев неудачу везде где только можно 30-летний Наоки оставил надежду снова проехать по Судзуке на машине Формулы-1, и так как спонсоры из JACCS его не бросили, решил, как пишут обычно спортивные журналисты, «податься за океан». Только не за Атлантический как пилоты из Европы, а за Тихий. Такой вот географический каламбур.

 «За Океаном» тогда конкурировали между собой сразу два «индикаровских» чемпионата – CART и IRL, правда, чтобы туда попасть надо было набраться опыта в младшей серии Indy Lights, в отличие от своего нынешнего состояния переживавшей тогда небывалый подъём. Интересно, что вместе с ним в Indy Lights выступали тогда экс-пилот Формулы-1 Хидэки Нода и тёзка (не родственник!) главного героя - Шигеаки Хаттори.

 Договориться удалось с известным индикаровским коллективом «KOOL Green», который имел в «Инди Лайтс» свой филиал.

Сезон был уникальным: за чемпионский титул в тот год сражались три будущих легендарных бразильца – Канаан, Кастро-Невес и да Матта, занявших первые три места в турнирной таблице. Лучшими результатами Хаттори стали пятое место на уличной трассе в Саванне (штат Джорджия), и шестое на калифорнийском овале в Фонтане.

В следующем году на его счету были уже два третьих места и одно второе, завоёванное на этапе в Торонто, и по итогам года десятое в чемпионате.

990.jpg

994-Team-Kool-Green-Toronto.jpg

995.jpg

Хаттори в Team Cool Green

 

 Дальше сидеть в младшей серии не хотелось, и новые спонсоры Mitsuba и Alpine (имеются в виду японские производители запчастей и электроники), нашли ему место в команде Деррика Уолкера чемпионата CART. Деррик раньше был старшим механиком в Brabham, и на накопленные деньги организовал свой собственный бизнес в США, несколько лет выставляя собственную команду в «чампкарах». Первым пилотом команды его команды стал бразилец Жиль де Ферран, уже имевший к тому времени две победы на этапах CART, а на роль второго нашли японского рента-драйвера с неплохими спонсорами.

996-3-Feb-1999-Gil-De-Ferran-of-Brazil-a

Хаттори и Жиль де Ферран

 Из чемпионата только что ушёл единственный японец Хиро Мацушита, который гонялся на американских трассах 9 лет, и за эти годы не продемонстрировал абсолютно ничего сколь-нибудь выдающегося, заработав за свое не всегда адекватное поведение на трассе кличку «king Hiro», которая произошла от нелитературного прозвища «Fucking Hiro». Так что появление сразу двух его соотечественников вызвало соответствующий интерес, и некоторые опасения.

 Два тёзки открыли начало сезона CART’99 на флоридском овале в Хоумстеде просто на загляденье, полностью оправдав свою репутацию каких-то чертей с далёких островов и сразу же затмив даже «Короля Хиро». Уже на тренировках Шигеаки так сильно разбил машину, что в гонке участия не принял, а Наоки на старте устроил завал, сломав в нескольких местах себе левую ногу. Двукратный чемпион Эл Анзер-младший, машину которого японец впечатал в защитный барьер, при этом сломал правую ногу.

992-Homestead-Raceway-in-Homestead-Flori

991.png

997-Homestead.png

Флорида: квалификация, авария и Анзера-младшего грузят в вертолёт.

Перелом был сложным и выздоровление затянулось почти на полгода: снова сесть за руль Хаттори удалось только в августе в Детройте, где на городской трассе он стартовал последним, и финишировал предпоследним 16-м, отстав на один круг. Дальше была пара неудачных стартов, и этап в Лагуна-Секе, где на тренировке погиб уругваец Гонсало Родригес. Накануне гонки у Шигеаки, продолжавшего чудить весь сезон отобрали лицензию и отправили набираться опыта обратно в «Инди Лайтс», а Наоки в той гонке стартовал в хвосте и финишировал 14-м, опередив двоих пилотов. Это стало его лучшим результатом в сезоне: в оставшихся трёх гонках были только сходы и авария, но надо заметить, что в скорости он постепенно прибавлял, а на этапе в Хьюстоне даже стартовал седьмым! Но…. Разбил машину….

993-MONTEREY.jpg

Хаттори в Лагуна-Секе.

 Увы, но на следующий сезон вместо него за руль второго автомобиля Walker Racing спонсоры посадили экс-пилота Формулы-1 Шинджи Накано, а Наоки отправился домой в Японию. Если бы не злосчастная авария во Флориде, он мог-бы весь сезон набираться опыта, переместившись в разряд середнячков, и всё может сложилось-бы по-другому, а теперь с припиской «неудачник двух международных серий» он вернулся в родную Формулу-Ниппон, где его уже ждали. Заключить контракт удалось с неплохой командой «5Zigen» (читается как ФайфДзиген) – одноимённого производителя колёсных дисков из Осаки. Его напарником опять стал немец Михаэль Крумм, проводящий свой десятый сезон в далёкой Японии, и в отличие от Шумахера и Френтцена так и не нашедший возможности через японский чемпионат пробиться в Ф1.

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть 7.

 

  Первая гонка сезона’2000 была похожа на ту, где Наоки три года назад потерял шансы на титул: на Судзуке было туманно, лил небольшой дождик и пробившись с восьмой стартовой позиции он отобрал у Кацутомо Канеиши третье место. Поквитаться с Педро де ля Росой не удалось – он уже второй год был в Ф-1.

  В тот момент показалось, что сейчас Хаччан вкатится и начнёт побеждать, но этого не случилось – сезон 2000 года в целом получился весьма средним, а вторая половина вообще провальной. Итог: 8-е место в общем зачёте. При этом Крумм стал вице-чемпионом серии, а выиграл её с восемью победами из десяти возможных блистательный Тора Такаги, который ранее провёл три бесплодных сезона в командах-аутсайдерах Формулы-1.

 

suzuka000702.jpg

Афиша гонки на Судзуке. Ну и кто считает, что все японцы на одно лицо??

7-18-Hattori.jpg

Хаттори в 5Zigen

  В следующем году непобедимый Такаги умчался в США покорять серию CART, и это событие вернуло интригу в Формулу-Ниппон.

Всё началось как обычно на Судзуке, где Хаттори выиграл дождевую гонку с поул-позишн до финиша преследуемый Дзюичи Вакисакой. Приятным бонусом была новость о том, что главного фаворита Сатоши Мотояму смыло дождём. Отличное начало сезона!

Следующая гонка в Мотеги не предвещала ничего выдающегося: он занял на старте лишь восьмую позицию.

Со старта вперёд унеслись Мотояма и Вакисака, преследуемые Фирманном и Мацудой. Нода вылетел, и Хаттори вышел на пятое место. После пит-стопа ему удалось опередить Мацуду, а затем… Вакисака и Мотояма получают получили штрафы за фальштарт, что отбросило их в конец первой десятки. Фирман лидировал; Хаттори спокойно шёл вторым, но на 34 круге у Ральфа начались проблемы в топливной системе, и он сошёл с дистанции. Наоки был в тот день не самым быстрым, но зато имел надёжную машину, и не делал ошибок. Тактика принесла ему вторую победу в сезоне.

  Следующую гонку в Минэ выиграл Мотояма, а Хаттори пробился с 9-го места на пятое, после чего все поехали на четвёртый этап в Фуджи.

  Хаттори стартовал третьим, но после старта обошёл Вакисаку и вышел на второе место, вплотную преследуя Мотояму. Наконец, он пошёл на того в атаку на финишной прямой, и легко обошёл соперника. Но как выяснилось, к тому времени автомобиль Мотоямы был уже сломан, и он свернул на пит-лейн. Добравшись до боксов, гонщик сразу же снял руль и вылез из машины. Хаттори доехал до финиша первым, преследуемый до самой финишной черты своим товарищем по команде Михаэлем Круммом, который так и не дождался ошибки лидера гонки.

  По итогам четырёх гонок он набрал 32 очка, намного оторвавшись от всех в турнирной таблице.

Предстояла вторая часть чемпионата….

   И тут как обычно удача отвернулась от Хаччана: неприятности начались на восточном «укороченном» варианте автодрома Судзука, где Хаттори финишировал лишь восьмым. Скорости не было и на следующем этапе в Суго, где он с 15-го места пробился на седьмое, и в Фуджи, где после разворота приехал лишь 12-м.

  Если за первые 4 гонки он набрал 32 очка, то за следующие шесть гонок лишь одно. Разочаровывающе-кошмарная концовка чемпионата отбросила его на второе место в турнирной таблице, а чемпионом стал Сатоши Мотояма.

Сезон’2002 прошёл впустую: за титул боролись Сатоши Мотояма и набравшийся гоночного опыта Ральф Фирманн. Ирландец в итоге и выиграл чемпионат и ушёл в Ф-1 к своему соотечественнику Эдди Джордану. На вторых ролях весь сезон находилась недавняя молодёжь: Вакисака, Канеиши-младший, Цучия, Мацуда, Мичигами…. Хаттори регулярно набирал очки, но ничего более: на фоне лидеров ему просто не хватало скорости. Итогом стало восьмое место в общем зачёте.

Но не беда – у многих звёзд чемпионата бывали неудачные сезоны, и у него уже такие случались. Правда на следующий год договориться с «5Zigen» не удалось: на роль первого пилота пригласили протеже едва не попавшего в Формулу-1 Рюо Мичигами, а вторым взяли подающего большие надежды чемпиона французской Формулы-3 Рюо Фукуду. Фукуда год был протеже Хонды и целый год числился аж тест-пилотом команды Формулы-1 BAR-Honda, куда его взял Крейг Поллок. И хотя опыта работы на тестах у него было мало, звание «экс тест-пилот BAR-Honda» оценивалось высоко. Сразу скажу, что дебют будет для него неудачным, и потеряв спонсора после пяти гонок, он неожиданно вылетит из Формулы-Ниппон.

 

Naoki-Hattori-right-who-competed-in-Form

Хаттори и Киоши Мураока.

 

  Ну а Хаттори оказался в интересном коллективе DoCoMo-Dandelion Racing. Данделион (не Дораэмон и не Евангелион), была маленькой командой, основанной в 1989 году Киоши Мураокой на родине знаменитой анимешной школьницы Харухи Судзумии – городе Нишиномия. В 1993-м году спонсором команды становится японская сотовая компания NTT DoCoMo, и с тех пор вот уже почти 30 лет этот дуэт является неразлучным. Их сотрудничество длится и поныне, продолжаясь дольше чем непобедимый тандем «Мальборо-МакЛарен», и я не знаю в каком ещё гоночном чемпионате можно встретить более верного титульного спонсора. Надо сказать, что несмотря на его наличие, команда постоянно пребывала в традиционной для персонажей из Нишиномии меланхолии (моя последняя отсылка в нарисованный мир) и выступала весьма посредственно: например, двумя годами ранее там полностью провалился экс-пилот Формулы-1 Хидэки Нода. Но на сезон 2003 наконец-то подобрали хороший крепкий состав: первым пилотом стал североирландец Ричард Лайонс, выступавший в чемпионате третий год и постепенно улучшавший результаты, ну а вторым, как я уже заметил выше, стал опытнейший Хаттори.

  Лайонс выступил хорошо, выиграв одну из гонок, а вот Наоки снова потерпел неудачу: весь сезон он стартовал в середине пелотона, и финишировал вне очковой зоны. Единственным светлым пятном стала гонка в Минэ, иногда преподносящая сюрпризы. В этот раз неожиданностью стал прорыв Хаттори из середины пелотона на четвёртое место.

  С тремя очками в турнирной таблице он занял лишь 13-е место, но остался в команде и на следующий год.

  Сезон 2004 стал копией предыдущего, за исключением первой выездной гонки Формулы-Ниппон, проходящей в малайзийском Сепанге, состоявшей из двух спринтов. Хаттори впервые за три с половиной года занял в серии поул-позишн. На первом круге Андре Лоттерер, стартовавший пятым выбрался в лидеры и создал небольшой отрыв от Хаттори, идущего вторым. Лайонс, который квалифицировался вторым, опустился на 5-е место на первом круге, а в первом повороте 4-го круга у него возникла проблема с двигателем. За третье место боролись Идэ и Вакисака, который опередил своего оппонента на 14-м круге. После этого оставшиеся шесть кругов первая тройка ехала в одиночестве.

 

race-winner-andre-lotterer-pia-1.webp

Сепанг. Лоттерер уезжает от Хаттори

  Впереди был второй спринт, и как это почти всегда бывает, на Сепанге пошёл дождь.

  Чудом избежав завала, машины прошли первый поворот, и Лоттерер сразу же начал создавать отрыв. За ним шёл Хаттори, преследуемый Вакисакой, Цучией, Идэ и Мацудой, а Лайонс опять сошёл из-за проблем с двигателем.

  К середине гонки разрыв между 1-м и 2-м местом был уже 20 секунд, и в дальнейшем не увеличивался. Первая троица так и доехала до финиша, и благодаря двум вторым местам в спринтерских малайских гонках Хаттори занял 9-е место в чемпионате. Его товарищ по команде Лайонс выиграл Формулу-Ниппон, и провёл несколько тестов в Формуле-1 у своего соотечественника Эдди Джордана, но пойти по пути Ральфа Фирманна и заполучить место боевого пилота не получилось.

  В 2005-м дуэт Лайонс - Хаттори не распался. На первом этапе в Мотеги Хаттори квалифицировался четвёртым, и после старта, но на старте пропустил вперёд сначала Лайонса, потом Мацуду, а затем Когуре и Лоттерера. Однако позже Когуре столкнулся с Мацудой, а Лоттерер в повороте зацепил поребрик и повредил переднее антикрыло, откатившись назад. Потом начал терять позиции Бенуа Трелюйе, а Хаттори обогнав француза достал ещё и Мотояму, которого вскоре оставил позади. Итог: третье место.

 

2005-FN-R1-Drivers.jpg

Состав участников Формулы-Ниппон'2005. На снимке шесть пилотов Формулы-1. Угадайте кто где?

  Сразу подиум – прекрасное начало чемпионата, но увы, дальнейшие гонки были весьма средненькими, а концовку сезона Наоки, как всегда провалил, заняв в турнирной таблице двенадцатое место. Выиграл Формулу-Ниппон в том году снова Мотояма, но «путёвку в жизнь» получил серебряный призёр чемпионата – Юдзи Идэ, став вторым пилотом команды «Super Aguri» Формулы-1.

Изменено пользователем Satoru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Часть 9.

 

  Хаттори было почти сорок – он являлся самым «пожилым» гонщиком в весьма помолодевшем списке участников Формулы-Ниппон, и решил, что настало время уходить. Он принял от Киоши Мураоки предложение стать гоночным директором «ДоКоМо-Данделион», и согласился. Однако от гонок не отказался, уйдя вместе с Лайонсом в японский «Гран-Туризмо». Их места в команде заняли Кацуюки Хиранака и пытавшийся попасть в Королеву Автоспорта через японский чемпионат весьма быстрый швед Бьорн Вирдхайм.

  Надо сказать, что японский GT – чемпионат весьма представительный: в следующем сезоне оппонентами героя моего рассказа были восемь экс-пилотов Формулы-1, не считая гонщиков из Формулы-Ниппон, совмещавших участие сразу в двух чемпионатах.

  Замечу, что Наоки к тому времени уже несколько лет гонялся в этой серии, существующей в разных ипостасях ещё с конца 60-х годов, но после впечатляющего сезона’96 так и не одержал ни одной победы.  За рулём Toyota Supra команды KRAFT он выступал весьма средне.

  Но в 2006-м ситуация изменилась: теперь KRAFT стала наряду с LeMans и TOMS полузаводской командой всемогущей Тойоты, и предоставила своим гонщикам новый Lexus SC430. Первые две гонки команда безуспешно пыталась настроить новый для себя автомобиль, занимая последние места в своей категории, но на третьем этапе «500км Фуджи» всё наконец-то пошло как надо и экипаж Наоки Хаттори - Питер Дамбрек выиграл гонку. Борьба в чемпионате в тот год была просто невероятной: 9 этапов выиграло 9 разных экипажей, что для весьма предсказуемых гонок на выносливость кажется невозможным. Дуэт из KRAFT стал в том сезоне девятым.

 

Lexus.png

Lexus экипажа Дамбрек-Хаттори

 

 

  Но главная борьба была в другом чемпионате: в составе коллектива Hitotsuyama Racing Хаттори дебютировал в «Japan Le Mans Series» – японском аналоге популярной серии гонок на выносливость, которая ныне называется «Азиатская серия Ле-Ман».

 

Zytek-Hitotsuyama-1.jpg

Zytek-Hitotsuyama-2.jpg

Zytek-3.jpg

Фаворит чемпионата - Zytek 04S экипажа Хидэки Нода - Хироки Като.


 

  Первым этапом чемпионата были «1000км Суго», и главными фаворитами марафона являлся первый экипаж «Хитоцуямы Рэйсинг» под номером 21 - Хидеки Нода - Хироки Като на автомобиле Zytek 04S. Они-то и выиграли дождливую квалификацию; на второй позиции квалифицировалось трио Сакамото – Намекато - Фуджи из команды MYZ на Dallara GC-21. Это была довольно интересная японская переделка автомобиля Формулы-3 для гонок на выносливость. Знаменитый Такуя Юра из «Mooncraft Engineering» сделал для неё увеличенные топливные баки и спрятал всё это под типичный для спортпрототипов аэродинамический обвес.

 

Dallara-Yamazaki.jpg

Dallara-Yamazaki-2.jpg

Dallara GC-21 - Toyota экипажа Шинсуке Ямадзака - Юдзи Асо - Масару Томидзава.

 

  На третьем месте расположились Катаока – Хаттори - Ямада на «Ferrari 550 Maranello» и четвёртыми Асо – Томидзава - Ямадзаки на ещё одной «Dallara GC-21»

 

Ferrari-hattori.jpg

Hattori.png

Ferrari Хаттори. Машина категории GT-1 на фоне мощных спортпрототипов в чемпионате числилась обычным середнячком.

 

  Гонка проходила под солнечным небом, и Zytek сразу и создал огромный отрыв от остальных, но через полтора часа во время их второго отрезка двигатель начал глохнуть. Машину вернули в боксы и механики пытались ее починить, но как только они вернули Zytek обратно на пит-лейн и попытались снова завести, мотор больше не заработал. «Феррари», на котором стартовал Тацуя Катаока, был передан на попечение Наоки Хаттори - победителя гонки Super GT Fuji на прошлой неделе. Он вышел в лидеры, нагоняемый Далларой - по ходу дистанции она была быстрей, но так как у неё топливный бак был меньше, чем у «Ferrari», их пилоты потеряли время из-за многочисленных пит-стопов. Так продолжалось до пятичасовой отметки, когда Фуджи, увлёкшись погоней за лидирующим Ямадой разбил машину: гонщик не пострадал, но был вывешен красный флаг, и больше гонку не возобновляли. Катаока – Хаттори - Ямада выиграли первый этап.

 

Masayuki-Yamamoto-GC-21.png

Dallara Масаюки Ямамото. Посмотрите какой аэродинамический обвес у пит-гёрл!

Шучу конечно. Зацените сексуальное платьице, в которое модельер Такуя Юра облачил автомобиль Формулы-3.

 

Вторая гонка называлась «1000-км Мотеги».

  Фаворитами опять был №21 – Zytek 04S категории LMP-1 в составе Хидеки Нода – Хироки Като взявший поул, и №16 Courage LC70 с экипажем Сейджи Ара – Харуки Куросава, которые на квалификации были вторыми.

Но «Кураж» даже не добрался до стартовой решётки, и в общей сложности проехал только семь кругов: Куросава ненадолго появился в середине гонки, а Ара снова появился в конце, чтобы увидеть клетчатый флаг.

 

Courage-Ara-Kurosawa.jpg

Courage-Motegi.png

Сourage LC70 экипажа Сейджи Ара - Такуя Куросава.

 

 

  Как и прогонозировали, с самого старта лидировали фавориты на Zytek за ним шла Dallara GC-21, третьим шёл Ferrari Хаттори. Однако на 96-м круге лидер вдруг сходит из-за поломки трансмиссии. Лидерство перешло к GC-21, который продолжал отрываться от Ferrari. За это время им удалось оторваться на целый круг, но через пять часов гонки их двигатель взорвался, так как в субтропической Японии стояла июльская жара. Проблемы с перегревом в тот день были у всех: от жары страдали и машины, и гонщики. Неизвестно, чем бы всё закончилось, но гонку в итоге остановили после шести часов. За это время удалось пройти 864 километра, и экипаж Хаттори – Катаока - Таджима пролидировав всего 48 минут не упустил неожиданно свалившийся на них шанс победить.

 

Sakamoto-Namekato-Fuji.png

Dallara экипажа Сакамото - Намекато - Фуджи

 

  К третьей гонке «1000-км Окаямы» экипаж «Hitotsuyama Racing» подошёл в статусе главного претендента на чемпионство. Однако квалификация для них была разочаровывающей: дуэт Нода - Като занял поул, а Катаока стал лишь седьмым, проиграв целую пропасть – 11 секунд.

После старта Като начал отрываться, а за ним сражались Ямадзаки на «Далларе» и Сакагути на «Oscar-Toyota». Всё это закончилось столкновением, а на пятом круге лидирующий Zytek уже на 11 секунд опережал вышедший на второе место Courage. Ferrari Катаоки уныло тащился шестым среди автомобилей категории LMP2, следом за двумя Оскарами.

 

Oscar-KK-LM.png

Oscar RS KK-LM - Honda категории LMP 2

Немногочисленные ряды прототипов дополняли Оскары, с кузовами авторства местных умельцев.

 

  Через 31 круг, лидирующий Zytek уже опережал Courage на 26 секунд, а третьим по-прежнему шёл Ямадзаки на Dallara, который вдобавок отбыл 30-секундный штраф за нарушение процедуры старта, и теперь возглавлял сильно растянувшуюся по трассе группу преследователей, проигрывавшую лидерам уже на 2 круга.

  Далее Courage останавливается на плановый пит-стоп, и место за рулём занимает Сейджи Ара, Zytek тоже заезжает в боксы, но вместо традиционной замены резины и дозаправки механики открывают капот и пытаются отремонтировать систему охлаждения. Ара выходит вперёд.

  Потом начинаются проблемы с охлаждением и электрикой у соперников на Оскарах, а бывший лидер покидает боксы только через получасового пит-стопа.

  На 82 круге Courage за рулём которого вновь сидел Куросава лидировал, опережая на 5 кругов «Даллару» Фуджи; за ним в 35 секундах шёл «Ламборгини» Яманиши; на четвёртое место после проблем у двух «Оскаров» и «Даллары» Ямадзаки, вышел «Феррари» Хаттори. Но он проигрывал третьему месту целых два круга.

  На 122-м круге лидер уже опережал всех на семь кругов и более, а за руль «Феррари» сел Эйджи Таджима, который сразу откатился на шестое место.

  После четырёх часов гонки «Феррари» был уже десятым, однако усилиями Хаттори его удалось-таки вытащить на седьмое место на финише. Экипаж на автомобиле Courage LC-70 в составе Сейджи Ара - Такуя Куросава победил с преимуществом в семнадцать кругов, но несмотря на итоги марафона в Окаяме, с двумя победами из трёх возможных Катаока и Хаттори выигрывают чемпионат!

 

 

 

 

 

 

 

Изменено пользователем Satoru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эпилог

 

В следующем сезоне Хаттори по приглашению своего друга и соперника Сатоши Мотоямы ушёл менеджером в Hoshino-IMPUL, где постаревший Кадзуёши Хошино искал себе энергичного помощника, способного вести дела в команде, выступающей сразу в трёх чемпионатах. Параллельно Наоки на Lexus SC430 гонялся в японском GT, а вот выступить за Hitotsuyama в гонках на выносливость он отказался. Все понимали, что прошлогодняя победа была чистым фартом: они выиграли только за счёт надёжности и сходов конкурентов. Так в 2007-м и получилось: их прошлогодний Ferrari 550 Maranello регулярно проигрывал лидерам по 6-8 секунд на круге, что в итоге выливалось в отставание 10-12 кругов на финише.

В GT дела тоже шли плоховато: весь сезон дуэт Хаттори - Дамбрек держался в десятке, хотя их соперники на таких же автомобилях выигрывали гонки. Их лучшим результатом стало седьмое место на «500-км Фуджи» и 19-е в общем зачёте. Стало понятно, что «Лексус» относительно своих оппонентов быстро устаревал, а команда несмотря на поддержку Тойоты стагнировала. Наоки видя это вообще покинул чемпионат, решив сосредоточиться на административной работе: Сатоши Мотояма сменил конюшню, уйдя от Хошино в LeMans, и опять сманил за собой своего приятеля, который стал менеджером команды, совмещая этот пост с должностью консультанта Formula Challenge Japan (японская серия классом ниже F3, но выше F4). С 2005 года он появлялся в рекламных роликах Dunlop с дрифтером Кеном Номурой, являясь амбассадором Dunlop в Японии, тестируя кроме всего прочего для них спортивную резину. А также являясь автожурналистом сним

ается в телевизионных роликах с обзорами различных автомобильных новинок.

 

TOKYO-AUTO-SALON-2009-event-report.jpg

Хаттори на токийском автосалоне 2009 года.

 

001-o.jpg

002.jpg

003-o.jpg

010-o.jpg

Наоки подрабатывая телеведущим рассказывает о своём автомобиле.

 

C 2008 то уходя, то вновь возвращаясь Наоки участвует в серии Super Taikyu (японский чемпионат на машинах классах разных классов от GT-4 до туринга). В 2015 году он выиграл титул в категории ST-4 на Toyota GT 86 ZN6, а в прошлом (2022 году) как обычно провалив вторую часть чемпионата, занял в классе ST-3 второе место.

 

 

Saitama-Toyopet-Green-Brave.jpg

 

Презентация команды Saitama-Toyopet-Green Brave

 

img-8548.jpg

Наоки Хаттори, Такаюки Ои, и две очаровательные няши.

 

asimg-OGA16215-5b62c96226b26f3-1280x853.

Toyota Crown "зелёных храбрецов". Полагаю так переводится Green Brave?

 

02-topics-hattori-L.jpg

Время не щадит никого.

 

 

 

Изменено пользователем Satoru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

hattori.jpg

Вместе с Шигеаки Хаттори, Тошио и Агури Судзуки, Хидеки Нодой, Сатору Накаджимой, Кадзуёши Хошино и ещё двумя десятками гоночных знаменитостей, Наоки включён в клуб легендарных японских гонщиков.

 

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

2 Satoru.

 

Вы его сын?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Нет.

Наверное я просто любитель Формулы-Ниппон и автоспорта Страны Восходящего Солнца :))

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...