Jump to content
Sign in to follow this  
Esminetz

Приложение "J" и классификация ФИА

Recommended Posts

Приложение "J" к Международному спортивному кодексу - это широко известный в узких кругах документ ФИА, который описывает требования федерации к конструкции машин, допускаемых до гонок. Это важный документ для всех инженеров, подготавливающих технику для соревнований. Каждая машина, которая участвует в любой международной гонке, заранее проверяется на соответствие требованиям приложения "J", и это называется омологацией (или технической проверкой).

Требования касаются в основном двух аспектов: безопасности (машины должны быть оснащены вваренным каркасом, ремнями безопасности, дублирующими системами тормоза и газа, огнетушителями и т. д.) и соблюдения технического паритета (в целях справедливости многие технические аспекты ограничены). Но у современных машин столько технических особенностей, что приложение "J" безумно разрослось: сейчас оно занимает порядка 450 страниц, и при этом описывает лишь общие требования, а за конкретными отсылает к другим документам - техническим регламентам серий и чемпионатов, стандартам ФИА, омологационным формам, решениям комиссий ФИА, национальных федераций, признанных производителей, центров сертификации.

Для примера, сейчас невозможно с наскоку разобраться, что за машины участвуют в чемпионате WTCC. У этого чемпионата нет технического регламента, вместо этого чемпионат (как и многие другие чемпионаты ФИА) напрямую подчиняется техническим требованиям приложения "J". Но если взять и начать читать приложение "J", то обнаружить там машины WTCC или хотя бы класс TC1 нельзя. Нужно начинать искать с другой стороны: со спортивного регламента чемпионата. Именно он вводит такие понятия, как TC1 (раньше также TC2) и TCN. И дает им определения; TC1 - это машина класса Super 2000, подчиняющаяся параграфу 263 приложения "J". Этот параграф - адские таблицы, из которых можно вынести, что Super 2000 - машины группы A, которые доработаны в соответствии с данным параграфом. Доработок перечислено много, но в половине случаев таблицы просто отсылают к омологационной форме 200/01 KS (которую, видимо, нужно запрашивать в национальном автоклубе), без которой невозможно понять, каким образом можно дорабатывать, например, двигатель. Остается только посмотреть, что из себя представляют базовые машины группы A, которые регулируются параграфом 255, и понять, что это машины массового производства (не менее 2500 штук в год), подготовленные для гонок.

Это один из примеров, а вообще таким образом, при помощи приложения "J", болельщику можно более или менее разобраться в происхождении почти всех машин. В большинстве так называемых "кузовных" гонок (таких как кольцевой "туринг", ралли, ралликросс, ралли-рейды) участвуют доработанные машины группы A, то есть touring cars, что в советское время, помня об истоках названия, переводили как "туристические" или "туристские машины". В гонках серии Blancpain и чемпионата мира в гонках на выносливость участвуют машины класса GT3, прямо регулируемые параграфом 257A, то есть основанные на малосерийных двухместных "спорткарах" производителей. Гоночные прототипы LMP1 и LMP2 относятся к подгруппе спортивных машин, которая находится в группе "свободные формулы" (это специальная группа для машин, которые не попадают под требования основных групп). Кстати, как и машины серий DTM, V8 Suprecars и NASCAR Sprint Cup, которые относятся не к "кузовным", "сток-карам" или "турингу", а к подгруппе "силуэты" группы "свободные формулы" (а в случае выступления на территории своего национального клубавообще под международные правила не попадают). Машины молодежных гоночных серий - это чистой воды "свободные формулы", а машины "Формул-" 1, 2, 3 и 4 - это международные гоночные формулы.

Тут мы подходим к классификации. Все эти классы, подгруппы, группы и категории, существующие в приложении "J", созданы для того, чтобы классифицировать машины, участвующие в соревнованиях ФИА. А классифицировать, то есть упорядочить, машины нужно для того, чтобы разграничить их участие в различных соревнованиях, и предъявлять к ним разные технические требования (особенно в части безопасности). Сейчас международная классификация машин ФИА выглядит так (параграф 251 приложения "J"):

2b217099c54c.png

То есть все машины делятся на категории, которые делятся на группы, которые при необходимости делятся на подгруппы, которые делятся на классы по объему двигателя. В группах (подгруппах) находятся уже конкретные технические регламенты машин. Например, TC1 - это доработанный регламент Super 2000-Circuit, который входит в класс 9 (объем до 2 л.) группы A категории I. Машины формулы №3 находятся в классе 9 группы D категории II, а формулы №1 - в соседнем классе 10. А в регламенте серии Blancpain объем двигателя не ограничивается, и машины этого регламента могут находиться в различных классах группы GT3, их уравнивают между собой при помощи "Баланса производительности".

Вся эта классификация довольно запутана, но она не всегда была такой. Впервые международная классификация машин появилась в приложении "C" к первому Международному спортивному кодексу АИАКР, в 1926 году, и она была довольно проста:

1336635e1437.png

То есть групп тогда не было, а были только категории, в зависимости от типа кузова: гоночные машины (требований к кузову нет), спортивные (обязательное наличие крыльев колес, ветрового стекла, фар, двух сидений) и туристические (наличие крыши, дверей и багажника). Тогда в регламенте гонок так и писалось: на старт допускаются спортивные машины классов D, E и F. Или гоночные класса F, то есть "вуатюретт".

Но после войны автомобилестроение стало развиваться очень быстро, и появились новые виды машин. Например, машины "гран-туризмо", которые полностью удовлетворяли требованиям к туристическим машинам, и при этом могли быть быстрее некоторых спортивных машин. ФИА долго ломала голову над тем, по какому признаку можно классифицировать машины, и в конце концов в 1954 году был введен принцип классификации, основанный на количестве произведенных машин. Логично, что серийные машины для гонок не предназначены, и они априори медленее, чем специально построенные. Было введено также понятие серийной, но модифицированной для гонок машины. Так появилась омологация, то есть проверка, насколько серийно производится представленная машина, и в чем именно данная машина отличается от конвейерной.

a29652d041a5.jpgc3ca2b4c480c.jpg6058fc924d7a.jpg3bf1cff0db92.jpg

С развитием этого принципа классификация фактически разделилась на две крупных категории - машины более или менее серийные и машины единичного выпуска - между которыми продолжала болтаться категория спортивных машин, то есть машин, выпускавшихся малыми сериями и приближенных к гоночным. Принцип классификации по типу кузова и наличию его элементов также продолжал использоваться.

В зависимости от серийности и типа кузова машины начали разделять на более мелкие уровни классификации, названные группами, которые и стали основными. Самые медленные, серийные машины разделили на три-четыре группы, затем шли несколько групп серийных доработанных машин, затем спортивные машины, из которых в сторону гоночных выделилась группа двухместных прототипов, а затем уже шли самые быстрые машины, формулы, включая традиционную группу "свободные формулы", в которую относилось всё, что не влезало в предыдущие группы.

Что касается гоночных формул и, в частности, формулы №1, то какое-то время она оставалась категорией без выделенных в ней групп, и даже в приложение "C" (c 1954 года - приложение "J") не входила. Только в 1966 году в этой категории были выделены три группы, а регламент формулы №1, вместе с формулами №2 и №3, включен в приложение "J", в группу 8 "международные гоночные формулы".

Классификация в золотой период 1971-75 годов выглядела так:

ccb105b49752.png

Конечно, она разрослась, но всё еще выглядела логично. А вот потом, и особенно в эпоху Балестра, начались метания в желании бюрократизировать классификацию. Объем приложения "J" начал расти как на дрожжах, названия групп стали буквенными, категорий - численными, спортивные машины были причислены к гоночным, а формула №1 была выделена из приложения "J" в отдельный технический регламент. В общем, логику происходящего проследить стало уже трудно, и с тех пор приложение "J" стало очень запутанным документом.

Но разобраться в нем важно, и не столько ради WTCC, сколько для того, чтобы понимать исторические события. Описания и статьи 1970-х - 80-х годов пестрят названиями групп: например, в гонках чемпионата мира производителей (предка нынешнего WEC) участвовали машины групп 4, 5 и 6, причем побеждали в машины группы 4, пока их не ограничили, после чего инициатива перешла к машинам группы 6. Чемпионат BMW Procar был учрежден для того, чтобы BMW M1 можно было перевести в группу 4. Балестр запретил участие машин группы B в мировом ралли. До сих пор многие болельщики помнят группу С, блиставшую в гонках на выносливость на рубеже 90-х годов. В те годы эти названия были так же понятны, как сегодня LMP1 или GT3, они сразу говорили о типе кузова машины, её серийности, технических ограничениях. А сейчас поди разберись.

Пока я разбирался в приложениях "J" разных лет, я сделал схему эволюции групп. Это не для каких-то публикаций, это просто для того, чтобы визуально уложить в голове принципы классификации, понять, как эта сложная система работала в разные времена. Ну и раз сделал, надо выложить, может есть здесь кто-то, кто понимает в этом больше меня.

692c6f568a72.png

Edited by Esminetz

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отличное исследование, но я не могу найти в таблице Group 6 (two-seater Racing Cars) 1976-1982

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, действительно, на схеме она была обозначена как группа 7. Исправил.

Edited by Esminetz

Share this post


Link to post
Share on other sites

Насчет GT3 очень смущает слово "кубковые". Ныне существующие GT3 и GT4 основываются на серийных дорожных машинах, как омологаторах, позволяющих, как раз за счет своей "массовости" (помимо технической стороны вопроса), соответствовать группам. Мне кажется, что справедливей указать на привязку к выпуску дорожных версий.

Edited by Guderian

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, во-первых, мы всё еще не знаем точно, что такое машина GT3. Есть только определение из проекта правил, которому уже 10 лет. Во-вторых, это определение гласит, что GT3 - это или машина, произведенная для кубка производителя, или удешевленная машина GT2. В-третьих, в названии параграфа 257A приложения "J" указываются индекс группы и её название: группа GT3 называется "Cup Grand Touring Cars", и никаких гвоздей.

Edited by Esminetz

Share this post


Link to post
Share on other sites
может есть здесь кто-то, кто понимает в этом больше меня.

Это ключевая фраза. Всё, что я написал выше - это не статья, не исследование, не какое-то повествование. Это просто рассуждения. Я пытаюсь разобраться, каким образом обстоит дело с классификацией ФИА и правилами приложения "J". И описал свои первоначальные выводы. И разместил на форуме, чтобы привлечь внимание здешних специалистов. Наверняка здесь, на форуме, есть люди, которые уже сталкивались с теми же вопросами, что и я. Например, инженеры, которые рассматривали вопросы подготовки машин к международным соревнованиям, или механики, которые дорабатывали машину под требования приложения "J", или технические специалисты из организаторов соревнований, или даже люди из руководства автоклубов. Возможно, они знают, каким образом обстоит дело с классификацией ФИА и правилами приложения "J" на самом деле, а не в моих предположениях.

Share this post


Link to post
Share on other sites

GT3 берет начало в 1999? "Поршевские" справочники ссылаются на омологацию FIA GT3 1999 года. В 1999 этот класс был представлен в Belcar Endurance Championship, немецком и французском монокубке, а также Суперкубке, который предварял некоторые этапы Ф1. Требования омологации 1999 нигде не могу найти.

Share this post


Link to post
Share on other sites

По-моему, Стефан Ратель проводил гонки для GT3 ещё раньше, с 1995 или 1997 года.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это были соревнования в категориях GT1 и GT2. "Кубковые" GT3 базировались на дорожном выпуске. Если не ошибаюсь не менее 1000. По крайней мере первая омологационная партия 1999 была 1000 ед.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну, это не ко мне вопрос, а к автору того сайта. Я эту схему привел только ради того, чтобы показать, что я не один такой упертый, и над вопросами классификации ФИА бились и другие болельщики.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я не вижу ничего плохого в такой упертости. Лично, просто, никогда не задумывался об этой градации. В моем творчестве она имеет опосредованное значение. Однако, сам материал очень интересный. Спасибо вам за таблицу и сайту за его таблицу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Омологация "Лада Калина" в группе А ("Туристические машины"):

c176bb4cf028.jpg

Омологация "Форд Фиеста" в группе А ("Туристические машины") и классе S2000:

e36f753f7756.jpg

Омологация "КИА Рио" в группе А ("Туристические машины"):

c5c9aab74e60.jpgf4b5cfc8ba41.jpgd78ef3a49f75.jpg95ea7c810bd2.jpgdbb2fab581f5.jpg6bea1f43ead4.jpg

Бьется народ над требованиями КиТТ и приложения "J" - что в машине можно менять и дорабатывать, а что должно оставаться серийным: http://www.ралликлуб...c747/?PAGEN_1=4

Edited by Esminetz

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...