Jump to content
Sign in to follow this  
Fisicо

Сенна vs Шумахер 1993

Recommended Posts

Сенна vs Шумахер:

1993:

Содержание:

1.Южная Африка: Форум - PDF

2. Бразилия: Форум - PDF

3.Европа: Форум - PDF

4.Сан-Марино: Форум - PDF

5.Испания: Форум - PDF

6.Монако: Форум - PDF

7.Канада: Форум - PDF

8.Франция: Форум - PDF

9.Великобритания: Форум - PDF

10.Германия: Форум - PDF

11.Венгрия: Форум - PDF

12.Бельгия: Форум - PDF

13.Италия: Форум - PDF

14.Португалия: Форум - PDF

15.Япония: Форум - PDF

16.Австралия: Форум - PDF

1712a8f08d27.jpg

Межсезонье в McLaren и в Benetton протекало по-разному - если в команде Флавио Бриаторе люди четко понимали, чего они хотят, и выбрали для этого свой курс, сделав полную ставку на успех своей новой суперзвезды, то "царство" Рона Денниса лихорадило не на шутку - команда потеряла моторы Honda, один из символов ее недавних успехов, и едва не лишилась другого символа, Айртона Сенны. Отчаявшись перебраться в Williams, Сенна в какой-то момент даже обратил внимание на заокеанские гонки (не иначе как собирался продолжить там соперничество с Мэнселлом), съездил в декабре 1992-го в Финикс, на тесты IndyCar, но все же остерегся перебираться за океан и вернулся в "родные пенаты". Однако заключать полноценный контракт Сенна отказался, согласившись выступать лишь гонку за гонкой. Это означало, что в любой момент он мог покинуть McLaren... Впрочем, до этого дело не дошло. Сенна вышел на старт в Кьялами - и во всех остальных гонках сезона.

439110941d90.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап первый, ЮАР:

picturephpw.jpg

Как и в прошлом году, сезон стартовал в "стране алмазов" - не в первый уже раз, однако, так как на рубеже 60-х-70-х чемпионат уже начинался тут, но это было на старом варианте трассы (плюс еще 1982-й год).

McLaren на сей раз привез свой новый болид уже на первую гонку, и уже после пятничной квалификации Сенна, показавший второй результат, с удовлетворением отметил, что "команда очень многого добилась за зимний перерыв" - для Айртона, видимо, это и впрямь стало неожиданностью, по причине пропуска большей части межсезонных тестов. Что до Шумахера, то он в первой квалификации (за рулем модифицированного, но все же прошлогоднего В192) расположился на уже привычном третьем месте. Статус-кво сохранился и в субботу - правда, Сенне удалось резко прибавить, и в результате борьбу за поул он проиграл лишь на несколько сотых. Шумахер же отстал уже на все полторы секунды, хотя и этого ему хватило, чтобы остаться третьим, так как Хилл на втором Williams откровенно завалил свой дебютный Гран-При за команду - от начала до конца. Партнеры Сенны и Шумахера очутились в трех секундах отставания от поула - по разным причинам (Андретти даже вылетел с трассы в субботу, подскользнувшись на масле, а Патрезе с огромным трудом привыкал к новой для себя машине, далеко не столь идеальной, как Williams, которым он управлял предыдущие пять лет), но, к сожалению, вместе бесконечно далеко.

93sac195.jpg

Чем так озадачен Михаэль? Может, его беспокоят полторы секунды отставания от Сенны в квалификации?

Сенна выиграл старт, кроме него, отлично стартовал и Хилл - англичанин прошел и Шумахера, и Проста. Правда, Дэмон тут же достаточно глупо ошибся, его занесло прямо перед носом Проста, тот сбросил скорость, и Шуми воспользовался этим, нырнув внутрь. На первых кругах ему легко удавалось удерживаться впереди Проста, который страдал из-за того, что никак не мог прогреть резину. А затем резко сбросил темп Сенна - объяснить причину бразилец так и не смог, просто пожаловавшись, что "машина стала неуправляемой". Застрявший за ним Шумахер в конце 12-го круга ошибся на выходе из последнего поворота, позволив Просту "сесть себе на хвост". Атака прошла успешно, и теперь Михаэль следовал третьим, в то время как впереди разворачивалась "битва титанов". После нескольких попыток Ален прошел вперед - а расстроившийся Айртон тут же пропустил и Михаэля, проморгав его атаку изнутри в повороте Yellow Pages.

8ayrtonsennamarlboromcl.jpg

Но долго наслаждаться возвращенной второй позицией Михаэлю не довелось - уже в конце описанного выше круга, в течение которого Сенна пропустил двух соперников, Benetton и McLaren синхронно зарулили на пит-стоп. Работники Рона Денниса справились лучше, и Айртон вернул себе место, выехав с пит-лейн впереди Михаэля. Но свежие шины не помогли ему ехать быстрее - Шумахер давил, не желая отставать ни на йоту. На 39-м круге немец посчитал, что настал должный момент для атаки - на торможении он попробовал просунуть нос Benetton внутрь, однако Сенна решительно отжал его на поребрик. Памятуя о прошлогоднем Маньи-Кур, и явно не желая снова сталкиваться с Сенной, Михаэль заехал на поребрик (сам он утверждал, что Сенна все же задел его колесом), машину занесло, закрутило, мотор заглох - и гонка для него прекратилась.

0033893mini.jpg

Что до Сенны, то после этого эпизода угрожать ему больше было некому - шедший третьим Патрезе к тому моменту уступал ему почти полминуты. Айртон спокойно доехал вторым - даже начавшийся под конец дождик не помог ему приблизиться к Просту, наоборот, Сенна сбросил темп и на финише уступил Алену почти круг - ровно 80 секунд.

96042727.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 8.

Шумахер - 7,5.

93saa159.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап второй, Бразилия:

picturephpk.jpg

Родной этап не так и часто покорялся Сенне - свою первую победу тут он одержал лишь в год последнего своего чемпионства, то есть в 1991-м. И первая же квалификация вряд ли добавила ему оптимизма на повод повторения того успеха - отставание от Williams, такое незначительное вроде бы в Кьялами, здесь вновь выросло до прошлогодних значений - на коротеньком, в общем-то, кольце, Сенна проиграл Просту 1,8 секунды, и не сумел ничего отыграть от этого отставания в субботней квалификации, сетуя на недостаток мощности - тут, на Интерлагосе, с его энергоемкими прямиками и быстрыми поворотами, этот фактор действительно сказывался не на шутку.

93br019.jpg

Что до Шумахера, то его квалификационные амбиции были, разумеется, скромнее - немец не ставил себе задачу оказаться непременно на поуле, резонно полагая, что сумеет взять свое в гонке. В обеих сессиях он показал четвертое время, и если в пятницу отставание от Сенны были достаточно большим (около полусекунды), то в субботу Михаэль прибавил, и в результате уступил Айртону лишь одну десятую. Партнер Шумахера, Патрезе, показал шестой результат, при этом он уступил Михаэлю значительно больше, чем Андретти проиграл Сенне.

0033948m.jpg

Старт Шумахер провел не лучшим образом, не только не отыграв места, но и пропустив вперед Алези и Лехто. Впрочем, финн очень быстро остался позади, а Алези Шумахер обошел в начале второго круга, на торможении перед "S do Senna". Сам Сенна в этот момент шел вторым, расправившись с Хиллом на старте. Но машина у англичанина была явно быстрее, и к его чести, он сумел воплотить это преимущество в результативную контратаку, на 11-м круге.

0033943mini.jpg

Спустя несколько кругов Хилл умчался вслед за своим партнером, комфортно лидировавшим в гонке, а вот Сенне пришлось отражать уже атаки Шумахера - двигатели под капотом их автомобилей обладали одинаковым потенциалом, поэтому нет ничего удивительного в том, что немец активно давил на Сенну (как мы помним, борьба между ними была тут и в 1992-м, но тогда она была вызвана неполадками, существовавшими на борту McLaren, которые в итоге и вынудили бразильца сойти). На 20-м круге разрыв едва превышал две десятые (на прямой старт-финиш). Спустя четыре круга Айртон неожиданно получает приглашение в боксы отбыть штраф - как оказалось, причиной стал его обгон одного из круговых под желтыми флагами. Шумахер вышел вперед, но над "Интерлагосом" уже готовился следующий акт действия - тропический ливень. Как это обычно и бывает, пролился он быстро, и очень очень сильно. Сенна предусмотрительно заехал в боксы за дождевой резиной, на 27-м круге, а вот Шумахер промедлил, до 29-го круга, вдобавок, его пит-стоп прошел не без грешка - машина соскользнула с домратов, механикам пришлось ее поднимать вручную, к тому же, заклинило правое переднее колесо, и Михаэль потерял кучу времени - обратно он вернулся позади Сенны! Лидировавший Прост так и вовсе вылетел с трассы, потеряв контроль над машиной на стартовой прямой.

sennaschum1993brazil01p.jpg

Тем временем на трассе появился пейс-кар - дождь был настолько сильным, что без вмешательства машины безопасности обойтись было нельзя. Но он очень быстро прекратился - и вскоре уже вновь понадобилось возвращаться на слики. Сенна и на этот раз сделал это быстрее соперников - бразилец пожаловал за "сухими" покрышками на 40-м круге, в то время как лидировавший Хилл сделал это кругом позже. Шумахер заехал в боксы одновременно с Сенной, но это не позволило ему отыграться у бразильца.

93brc056p.jpg

Чуть ранее проведенный пит-стоп оказался удачным - Сенна опередил Хилла, красиво атаковав его перед Ferradura (на непрогретых покрышках англичанин не мог сопротивляться). А на Шумахера тут же свалилась другая напасть - он тоже схлопотал стоп-энд-гоу. Честно говоря, разобраться, за что он был-таки получен, я не сумел, но наказание жестоко ударило по Михаэлю, отбросив его на девятое место. Впрочем, Сенне тоже было несладко - адаптировавшийся к условиям Хилл изо всех сил давил на его, стремясь отыграться. Но Сенна так и не дал шанса англичанину, и где-то за десять кругов до конца гонки тот начал отставать. Одержать победу Айртону он уже не мог помешать.

imgp534d.jpg

Шумахер же в этот момент уже выбрался на пятое место, и приступил к атакам Ligier Бланделла. Но преодолеть его сопротивление немцу удалось лишь на 65-м круге. Оставалось еще 5-6 кругов, и перед Михаэлем появилась другая цель - еще один англичанин, Херберт на Lotus. Сражение с будущим партнером по команде вышло очень увлекательным - Шумахер атаковал на задней прямой, но Джонни технично сумел перекрестить траекторию и вернуть позицию. И все же напор Михаэля сделал свое дело - на предпоследнем круге он атаковал уже по внешнему радиусу, перед первым поворотом, и пусть даже с небольшой блокировкой резины, но вырвался вперед, добыв место на подиуме. Попутно Михаэль поставил быстрейший круг гонки - он стал десятым в истории команды Benetton.

64814452.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 9,5.

Шумахер - 9.

93brb148.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап третий, Европа:

74530272.jpg

Формула-1 прибыла в Донингтон почти что случайно - этот этап должен был состояться в Японии, на построенной годом ранее трассе в Аиде, однако неожиданное (впрочем, можно ли назвать это явление неожиданным для Японии?) землетрясение нарушило планы организаторов и Берни - трасса была повреждена, и пришлось в срочном порядке перебираться в Донингтон, не принимавший у себя гонки "Гран-При" с незапамятных времен - еще с 30-х годов.

0033994mini.jpg

Трудно было ожидать от Англии другой погоды, чем дождь (да еще и в апреле). Вся пятница прошла под аккомпанемент льющихся с небес потоков воды - сначала тренировка, а затем и квалификация. В этих условиях Сенна был впереди всех - как и в свои лучшие времена, он был просто вне конкуренции, привезя своему главному сопернику - Просту - около полусекунды в первой квалификации. Под конец сессии, правда, машина Сенны остановилась на обочине из-за проблем с гидравликой, но они не испортили настроение бразильцу - он надеялся и на дождевую субботу, и гонку. Шумахер в первый день вылетел с трассы на своей боевой машине, затем воспользовался болидом Патрезе, но показал лишь седьмой результат, так как трасса во второй половине сессии намокла еще сильнее.

93eub114.jpg

Но в субботу над Донингтоном уже светило солнышко, и вторая квалификация прошла в абсолютно нормальных условиях. И баланс сил тут же изменился - Сенна откатился назад, не только за спину двух Williams, но и даже проиграл Шумахеру. Немец был очень доволен этим, нахваливая свой новый В193В, привезенный командой в Донингтон, не упустив, правда, возможности подчеркнуть, что в медленных поворотах машина все еще не идеальна. Сенна надеялся на дождь, выражая опасение, что в обычную погоду обгоны на этой трассе будут весьма затруднены из-за отсутствия хоть сколь-либо длинной прямой.

93eua186.jpg

Молитвы Сенны были услышаны, и в воскресенье шел дождь. Но старт Айртон принял неудачно, пропустив вперед один из Sauber, после чего выдал один из самых красивых первых кругов за всю историю Ф-1 - сначала позади остался Шумахер, затем Вендлингер, потом Хилл, и, наконец-то, Прост. И все это - на одном коротеньком круге! Не теряя времени, Айртон тут же начал отъезжать от соперников - худо-бедно поспевать за ним старались лишь гонщики Williams, Шумахер же беспомощно застрял за Баррикелло и Алези.

93eua144.jpg

Старт, Сенна проходит Шумахера уже в первом повороте.

Примерно через полчаса после начала гонки дождь усилился, и на трассе начался настоящий бардак - кто-то вовремя поехал менять резину, кто-то невовремя, потеряв на этом время, кто-то сменил резину, но все равно вылетел и застрял в гравии - среди таковых, к сожалению, оказался и Михаэль, заблокировавший задние колеса на торможении и посему оказавшийся в ловушке.

Царившая на трассе нестабильность затронула почти всех пилотов - регулярно кто-то заезжал в боксы, для смены резины, возвращался на трассу, затем снова заезжал на переобувку. Пилоты Williams в общей сложности сделали это 13 раз, а единственным, кто обошелся лишь одной сменой резины (когда дождь усилился в районе 20-го круга) стал Джонни Херберт - англичанин извлек из своих правильных действий дивиденды, финишировав четвертым.

Выдающейся тактической мудрости Сенна не проявил, остановившись в боксах аж четыре раза, но он компенсировал это скоростью и своим напором на мокрой трассе. Характерно, что даже свой лучший круг в гонке бразилец поставил... во время одного из своих заездов на пит-лейн. Механики McLaren не были готовы к визиту бразильца, и тот проехал по пит-лейн не останавливаясь, на 57-м круге. В МсLaren могли себе позволить такую роскошь - к тому моменту Сенна опережал идущего вторым Баррикелло более чем на круг! Особенность пит-лейн (то, что заезд в боксы явно короче последнего поворота с выходом на стартовую прямую, очевидно, если взглянуть на схему трассы) позволила при этом поставить лучшее время на круге - случай, уникальный в Ф-1.

"Такой разный Сенна..."

В Донингтоне Айртон имел подавляющее преимущество над всеми соперниками - в какие-то моменты гонки в одном круге с Сенной не оставалось ни одного пилота! На коротком кольце это означало постоянные обгоны отстающих. Айртон, как и любой амбициозный пилот, вообще не очень-то толерантно относился к тем круговым, которые ему мешали. Но сравните его реакцию на два очень похожих эпизода - в первом объектом его гнева стал Джонни Херберт, недостаточно быстро, по мнению бразильца, уступивший ему дорогу (телекадры не позволяют согласиться с этим, впрочем, из кокпита виднее, наверное...), во втором "возмутителем спокойствия" стал Баррикелло, нерасторопно подвинувшийся в сторону и едва не выдавивший Сенну с трассы. Рубенс лишь в последний момент заметил соотечественника, и отвернул, вынудив того обгонять по мокрой части трассы. Даже трудно представить, как должен был разгневаться Сенна (историю с Ирвайном помните?), однако вместо этого Айртон миролюбиво поднял руку в знак благодарности - спасибо, мол, Руби! Ну как обидишь "своего" человека!?

0033988mini.jpg

Сенна обгоняет на круг Патрезе.

Оценки:

Сенна - 9,5.

Шумахер - 5,5.

ayrtonsennamclaren.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап четвертый, Сан-Марино:

b920919c9522.jpg

Набрав 26 очков из 30 возможных за три гонки, Сенна уверенно возглавил чемпионат - его главные соперники пока не сумели извлечь максимум из оказавшейся в их распоряжении техники, впрочем, надо признать, огромную важность в первых трех Гран-При имел погодный фактор. Обе победы Сенны практически в полной мере были добыты именно благодаря ему - Айртон поквитался за прошлогодние дождевые неудачи.

Однако в Имоле его поджидали новые - и начались проблемы уже с первого же дня, когда Сенна, излишне рьяно атаковав поребрик, потерял машину, и разбил ее о барьер. Айртон никогда не был похож на тех людей, которые бесконечно наступают на грабли - но в субботу это повторилось вновь (правда, уже в другом месте трассы).

dec22847585e.jpg

Все это привело к тому, что Шумахер оказался впереди Сенны на стартовой решетке - впрочем, возможно, как раз наоборот, Сенна так перестарался, стараясь выжать из машины большее, чем она могла дать, чувствуя, что молодому немцу на его новом В193 уик-энд удается лучше. Во всяком случае, Шумахер был впереди Сенны на пятничной тренировке, затем в квалификации, в субботу утром Сенна отыгрался было, но повторить свой почин в квалификации не сумел, даже несмотря на то, что Михаэль испортил себе одну из попыток, перетормозив и стерев резину. Два Williams на сей раз были абсолютно вне конкуренции, поэтому дуэль между Сенной и Шумахером, безусловно, была самым интригующим моментом того уик-энда.

a230869b81bd.jpg

Без дождя не обошлось и на этот раз - начиналась гонка по весьма влажной трассе. Необходимо заметить, что Шумахер предпочел настроить машину под сухие условия, ожидая дальнейшего просыхания, а вот Айртон наоборот, сделал уклон на мокрую трассу. Это сказалось в начале гонки - Сенна принял отличный старт, сразу же пройдя Шумахера, а затем и Проста. Несколько кругов он удерживал Алена за собой, в то время как Шумахер отставал все дальше и дальше - уже к пятому кругу немец уступал Сенне с Простом целых 12 секунд.

94adc08e2d57.jpg

Прогноз Benetton оказался проницательнее - трасса действительно скоро подсохла, и настало время менять резину на слик. В районе 8-го круга начались первые пит-стопы - и Сенна был в авангарде тех, кто предпочел быстрее сменить резину. Правда, Проста к тому моменту он все-таки пропустил. Шумахер отправился на пит-стоп кругом позже, на 9-м круге.

c5159bbf7fae.jpg

"Сухие" настройки Михаэля вскоре начали сказываться - он мог ехать быстрее Сенны, правда, особенно волноваться Айртон не должен был - к тому моменту у него уже был почти полуминутный задел над Benetton, Шумахер же "отщипывал" у бразильца совсем немного - примерно по две секунды за пять кругов, а этого, конечно, было слишком мало.

Но на Михаэля снова сыграла ненадежность McLaren - на 42-м круге у Сенны вышла из строя гидравлика, и он был вынужден припарковать свой болид на обочине. За круг до этого события, кстати, Шумахер поставил свой лучший круг гонки (на тот момент вообще быстрейший среди всех) - лучше, чем у Сенны почти на секунду. Немец вышел на второе место (Хилл сошел еще на 20-м круге), которое без никаких проблем удержал до самого финиша, заработав свои первые очки в Имоле - в прошлом году он покинул гонку по причине своей ошибки.

ac83943f3c5b.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 7.

Шумахер - 8,5.

afffe3cb5e09.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап пятый, Испания:

picturephp.jpg

Несмотря на сход в Имоле, Сенна все равно оставался лидером чемпионата, однако явно ненадолго - Williams набирали ход, и на техничном барселонском треке у McLaren явно было маловато шансов против них. На помощь, правда, мог прийти дождь, в дебютные для этой трассы 1991-1992 обе гонки обошлись не без вмешательства непогоды, а как уже было видно в предыдущих гонках, в дождь Сенна вполне мог потягаться с чересчур осторожным на мокром асфальте Простом, и претендовать на самые высокие места. Но и Шумахер уже доказал в прошлом году, что подобные условия ему очень подходят, в том числе и тут, в Барселоне, где он в первый и единственный на тот момент в карьере стартовал с первого ряда.

93esc075.jpg

Впрочем, напрасно столько о дожде - он так и не пошел ни на секунду. Весь уик-энд прошел посуху, и, естественно, под знаком абсолютного преимущества Williams, в первой квалификации Сенна, правда, сумел проиграть Просту "лишь" две трети секунды, но в субботу все встало на свои места - "дежурные" две секунды отставания. Соответственно, менялся и тон комментариев Айртона - если в пятницу он был всем доволен, то в субботу у него появились претензии к балансу автомобиля.

0034113m.jpg

Что до Шумахера, то его дела складывались еще менее гладко - в пятницу Михаэль ошибся с резиной, выбрав слишком жесткие покрышки, которые удавалось прогреть лишь на четвертом-пятом круге, вдобавок, в глаз Михаэлю еще на утренней тренировке попало что-то инородное, и немец уже после квалификации жаловался на вызываемый этим дискомфорт. И, аналогично Айртону, в субботу день прошел еще хуже - Михаэль горевал о внезапно утраченном с утра балансе машины (в квалификации он был медленнее своего результата на тренировке практически на 0,4 секунды), и о том, что третий, скоростной поворот Renault стало невозможно проходить на полном газу (надо полагать, гонщики Williams-Renault, а может, и Ligier-Renault имели на этот счет свое мнение), жаловался на потерю сцепления как в медленных поворотах, так и в быстрых - в общем, убедительно заставил поверить, что четвертое место действительно было максимумом в этой ситуации.

93esc017.jpg

Одна из таких вот "девушек поддержки Marlboro" - португалка Адриана Галистеу - в 1993-м закрутила роман с Айртоном.

Старт прошел без эксцессов, и Сенна, и Шумахер остались на своих местах, рокировка произошла впереди, где Хилл сумел выйти на первое место, обойдя Проста. Они и разыграли в дальнейшем борьбу за победу, а вот Айртону, и Михаэлю досталась лишь роль статистов, боровшихся, впрочем, за "малую победу" - подиум. В 1993-м, как и годом ранее, пилоты Williams чаще всего не оставляли иного выбора. Но тут уж Сенна выглядел несколько лучше - к 20-му кругу он оторвался от Шумахера ровно на столько, на сколько сам отставал от лидеров (Прост, кстати, отыгрался у Хилла к тому моменту). Сам Михаэль, в свою очередь, на те же 11 секунд опережал напарника Патрезе, наконец-то начавшего лучше понимать свой автомобиль.

0034111m.jpg

Но вскоре Сенна и Шумахер догнали плотный "пакет" круговых, и отрыв Сенны начал стремительно таять - Шумахер справлялся с этой ситуацией лучше, а Сенна едва не стал жертвой одного из отстающих на круг, когда Эрик Комас не заметил его и "захлопнул калитку" прямо перед носом пытавшегося выйти вперед Айртона. В итоге Михаэль подъехал менее чем на пять секунд, и казалось, скоро сможет и вовсе достать Сенну, однако в этот самый момент у него усугубились проблемы, досаждавшие ему еще с начала гонки, а именно - усилилась вибрация, которая начала сказываться и на работе коробки передач - время от времени передачи начало "выбивать". В попытке найти источник вибрации и устранить проблему немец зарулил за новым комплектом резины на 37-м круге, и поначалу это помогло, но через несколько кругов все вновь стало по-прежнему, более того - Benetton "потерял" вторую передачу, и управлять машиной стало труднее, ибо в поворотах, нуждавшихся во второй передаче, пришлось ехать на третьей, а машина в таких условиях начала проявлять склонность к недостаточной поворачиваемости.

imgp537b.jpg

Айртон тоже сменил покрышки несколько позже - по его признанию, резина пришла в полную негодность, и ее пришлось менять, несмотря на то, что первоначально бразилец планировал обойтись без пит-стопа. После его остановки Шумахер, естественно, приблизился к бразильцу - теперь его отделяло от него менее десяти секунд. Проблемы на Benetton то ли исчезли, то ли немец удачно приспособился к ним, но в последней трети гонки он был самым быстрым на трассе - начиная с 48-го круга, Михаэль четыре раза подряд улучшал быстрейший круг гонки (48-й, 50-й, 53-й и 54-й круги), Сенна ответил было на 56-м (на свежих покрышках), но уже на следующем, 57-м, Михаэль снял с его результата почти две трети секунды, затем выдал еще два быстрейших круга (59-й и 61-й), приблизившись к Сенне на расстояние всего лишь двух с половиной секунд (кстати, борьба между ними шла уже за второе место, так как Хилл снова, как и в Имоле, между делом сошел), но в попытке приблизиться еще ближе на следующем круге наткнулся на заливавший трассу маслом Lotus Занарди, подскользнулся в последнем повороте и "отпустил" Сенну на шесть секунд. До конца гонки оставались считанные круги, поэтому рисковать больше немец не стал, удовлетворившись третьим местом. Сенна финишировал вторым - но это не помогло ему сохранить лидерство в чемпионате, вперед вышел выигравший гонку Прост.

78895721.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 8,5.

Шумахер - 8.

schumi01199316001993.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап шестой, Монако:

picturephpw.jpg

В Монако Benetton привез порядком обновленную машину - на ней наконец-то появилась активная подвеска и - самое главное в условиях улочек княжества - антипробуксовочная система. Поэтому логично было бы ожидать от команды Флавио Бриаторе усиления своих позиций. И это действительно случилось - уже после первой же квалификации Шумахер излучал большой оптимизм относительно оставшейся части уик-энда, признав, правда, что ему сильно повезло закончить эту сессию. Оказывается, мотор на его машине заглох еще во время первого же круга немца, на спуске к Мирабо. Михаэль выжал сцепление, катясь вниз, и ему повезло - спустя несколько десятков метров мотор ожил, впрочем, до конца квалификации он еще не раз доставлял беспокойство пилоту Benetton, кроме того, он несколько раз задевал барьеры - но это можно объяснить тем, что трасса была мокрой, так как в четверг над Монте-Карло весь день шел дождь. В итоге Михаэль показал третье время дня, опередив Сенну на 1,3 секунды.

93esc164.jpg

Такое отставание Айртона объясняется жесткой аварией, в которую он угодил в первой же тренировке в Сен-Девот. Механики успели ее восстановить, однако явно неидеально, и в квалификации она вела себя весьма посредственно, кроме того, нарекания трехкратного чемпиона мира вызывали дождевые покрышки - они слишком неохотно набирали хоть сколь-нибудь сносную температуру, а следовательно, и сцепление колес с дорогой оставалось очень низким. В общем, пятое место Сенны в первый день еще выглядело очень приличным результатом.

montecarlo93sennacrashq.jpg

В субботу погода изменилась - яркое средиземноморское солнце не оставило и следа от хмурости четверга. Вместе с ним паддок освещала и улыбка на лице "солнечного мальчика" - Benetton вел себя безупречно, никаких проблем с педалью газа (именно они, как выяснилось, стали причиной заглохшего в четверг двигателя), все складывалось идеально, за исключением небольшой проблемы с траффиком, когда одна из Minardi помешала Михаэлю на его потенциально самом лучшем круге. Конечно, до Проста все равно не хватило две трети секунды, но и второе стартовое место вырисовывало отличные перспективы для немца.

93mcc048.jpg

А вот Сенна, хоть и квалифицировался третьим, снова умудрился попасть в аварию в квалификации - на выходе из туннеля он потерял машину и ее развернуло (очень похоже на аварию Вендлингера в 1994-м, кстати). Некоторым оправданием ему могла служить лишь побаливавшая еще с четверга рука - по признанию Айртона, в момент отдач от руля или наездов на поребрик боль давала о себе знать. В целом, показав третий результат, Сенна должен был быть счастлив - Хилл провалился, Патрезе, несмотря на прогресс Benetton, снова уступил Шумахеру почти секунду, поэтому на стартовой решетке Айртон оказался в очень выгодной позиции.

0034056m.jpg

На старте Шумахер и Сенна сохранили свои позиции, но через несколько кругов оба подвинулись на одно место выше - Прост, стартовавший с поула, допустил фальстарт и получил приглашение на "стоп-энд-гоу", на которое отправился на 12-м круге. Шумахер вышел в лидеры, причем лидерство его можно было назвать "безусловным" - к 15-му кругу он уже опережал Сенну более чем на 12 секунд, еще через пять кругов отрыв вырос уже до 19-ти секунд. Четыре раза за это время Михаэль улучшал лучший круг гонки, причем три раза еще тогда, когда в лидерах был Прост. Затем отрыв от Сенны несколько упал (15 секунд на 30-м круге), но это объясняется тем, что Шумахер угодил в гущу круговых, которую, естественно, Сенне предстояло проходить чуть позже. И в этот момент пилота Benetton неожиданно подвела машина - упало давление в гидравлической системе, и переключать передачи стало невозможно. Все, что оставалось - припарковаться у барьера и покинуть гонку. Михаэль потерял стопроцентную победу - его главный конкурент, Прост, наглухо застрял в траффике после своего штрафа и к моменту своего схода Шумахер опережал его более чем на круг.

93mc016.jpg

Для Сенны дальнейшая гонка стала легкой прогулкой - оба пилота, стартовавших перед ним, устранились по разным причинам, и довести гонку до победы для него не составило никакого труда. Даже заменив покрышки, Айртон не уступил лидирующей позиции Хиллу, и спокойно довел оставшуюся часть гонки до победы, своей шестой победы в Монако.

93803158.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 7,5.

Шумахер - 9,5.

93mca135.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап седьмой, Канада:

picturephpj.jpg

Benetton в Монако продемонстрировал свою возросшую конкурентоспособность, но извлечь выгоду из этого команде не удалось, обе машины не сумели финишировать, а вот Сенна, наоборот, удачно оказался в нужном месте, в нужное время, и победив, вернул себе лидерство в чемпионате, набрав после шести этапов 42 очка - это было ровно в три раза, или на 28 очков больше, чем у Шумахера в тот момент. Дуэль, начавшаяся еще в прошлом году, явно складывалась в пользу бразильца - причем в основном по итоговым результатам, так как на трассе Шумахер явно не выглядел настолько слабее Айртона.

93caa138.jpg

В Канаде у Шумахера изменилась раскраска шлема - Михаэль сохранит ее до конца года.

Первая квалификация раскинула Сенну и Шумахера достаточно далеко друг от друга - в Benetton, в принципе, особо к Williams не приблизились (правда, канадское кольцо требовательно к двигателям, а тут Renault явно превосходил Ford), но вот McLaren просто-таки провалился - Сенна показал лишь восьмой результат, и мог сетовать только на поломку в утренней тренировке, помешавшую ему накрутить необходимый тренировочный километраж. Для Шумахера день прошел абсолютно без проблем, хотя он не преминул пожаловаться на нечеткую работу коробки передач. Но сражаться с Williams он объективно не мог, уступив им почти две секунды. Статус-кво сохранился и в субботу - стало жарче, и ни Сенна, ни Шумахер улучшить свои времена так и не сумели. В итоге Михаэль сохранил за собой третье место, а Сенна так и остался восьмым - так далеко на стартовой решетке он не оказывался с 1986-го года, еще со времен своих выступлений за Lotus!

0033953m.jpg

Оба Benetton дружно просто-таки провалили старт, что наводит на мысль, что виной был не "человеческий фактор", а пресловутая электроника, которой усиленно вооружались команды в то время (как уже было отмечено, в Монако на В193 появились ПБС и активная подвеска, но тут инженеры явно перемудрили - Шумахер и Патрезе, вместе занимавшие второй ряд, едва тронулись с места). К первому повороту Шумахер подошел лишь 11-м, однако удачно разобрался в последующей связке, разом отыграв три позиции. Сенна тем временем красиво прошел Ferrari Алези, атаковав по внешнему радиусу в шпильке Casino. К концу первого круга он был уже четвертым, но и Шумахер тоже прорывался после стартовой неудачи - он обогнал и Брандла, и теперь шел седьмым. Еще четыре круга ему понадобилось, чтобы сломить сопротивление Патрезе и пилотов Ferrari - и вот он уже четвертый, за спиной у Сенны, который, правда, сумел оторваться к тому моменту на 7 секунд. Но, как это ни удивительно, эта фора вовсе не начала таять - Сенне удавалось удерживать хороший темп, и немец почти ничего не отыгрывал - к 25-му кругу он по-прежнему уступал Сенне достаточно много, пять с половиной секунд.

0033955m.jpg

Ситуация изменилась после пит-стопов - Хилл, шедший перед Сенной, стал жертвой заминки, что позволило и Сенне, и Шумахеру выйти вперед. Хилл после злополучного пит-стопа поддерживать их темп почему-то не мог, пожаловавшись на не очень удачный комплект резины и на высокие температуры, стоявшие в Монреале, которые якобы не подходили Williams (но которые не мешали Просту с комфортом лидировать). Так или иначе, но Сенна с Шумахером отъехали от него, а затем проблемы начались и у самого Айртона - и Михаэль тут же подъехал к нему вплотную, поставив между делом быстрейший круг гонки.

imgp539b.jpg

Какое-то время Сенна сдерживал Шумахера, но на 62-м круге его машина внезапно заглохла, посреди скоростного поворота, но даже несмотря на это, уступить траекторию Шумахеру Сенна не пожелал, и едва не "размазал" Benetton по стенке, когда немец проехал мимо McLaren. Болиды соприкоснулись, но к счастью, без последствий. Сенна сошел, а Шумахер поехал дальше, ко второму месту на финише.

90294829.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 8.

Шумахер - 9.

0033965m.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап восьмой, Франция:

picturephp.jpg

В Маньи-Кур Айртону предстояло провести свой 150-ю гонку - юбилейный Гран-При состоялся в Канаде, однако так как Сенна пропустил одну из гонок в 1984-м, не сумев квалифицироваться в Имоле, то 150-й старт выпал именно на Гран-При Франции. Для Шумахера, к слову, это был всего лишь 30-й Гран-При в карьере - тоже своего рода юбилей. Оба жаждали отметить это дело хорошим результатом (а для пилотов такого уровня, это, безусловно, только победа), но Маньи-Кур - очень хитрое кольцо, и для того, чтобы быть быстрее всех, нужно быть очень точным - как в управлении, так и в настройке автомобиля. И если с первым проблем никогда не было ни у Сенны, ни у Шумахера, то вот с настройками все куда сложнее - в пятницу оба в унисон жаловались на то, что они далеки от идеала, и нащупать верный баланс очень сложно. Шумахер при этом оказался чуть быстрее, опередив Сенну на шесть сотых секунды (третье-четвертое места), в Benetton быстрее сумели найти более-менее приемлемые настройки, и успели показать неплохой результат до того, как трасса прогрелась словно сковородка (высокие температуры в июле вряд ли удивительны, а асфальт Маньи-Кур имеет одну особенность - даже небольшие колебания температуры вызывают существенные изменения его характеристик, поэтому попасть в "правильное окно" тут весьма непросто).

93fre001.jpg

Но в субботу все пошло еще хуже, особенно для Шумахера. Немец продолжил экспериментировать с настройками, однако дело категорически не желало вливаться в нужное русло. Баланс машины стал еще хуже, особенно в скоростных поворотах, и Михаэль даже не сумел повторить времени, показанного на утренней тренировке, уступив самому себе без малого две десятых секунды. К сожалению, это означало и несколько шагов назад на стартовой решетке, где Шумми обнаружил себя аж седьмым - как и в случае с Сенной в Канаде, немец уже отвык от таких низких стартовых позиций, ведь ни в 1992-м, ни в этом сезоне ему не доводилось так плохо проходить квалификацию.

0034002m.jpg

Впрочем, не блеснул и Сенна - лидер чемпионата мира выразил удовлетворение подготовкой своей машины, заявив, что единственной проблемой, помешавшей ему за все время субботней квалификации, стала выброшенная кем-то из гонщиков пыль на трассу, сорвавшая ему одну из попыток. При этом Сенна, хоть и обставил Шумахера, пропустил вперед два Ligier-Renault, и вновь оказался далеко от привычного для себя первого ряда стартового поля. С учетом короткой стартовой прямой Маньи-Кур, это могло серьезно осложнить ему гонку...

9308f1infocz095757.jpg

На старте Сенна не сумел пройти ни одну из Ligier, о чем, наверное, еще не раз пожалел во время гонки. Шумахер же отыграл одно место у Алези, и приклеился к заднему антикрылу McLaren, который пытался справиться с Ligier Бланделла, в то время как Брандл на третьем месте постепенно отъезжал от этой группы. Так продолжалось до 20-го круга, когда Бланделл, уже обеспечивший своему партнеру 8-й секундный задел, вылетел с трассы. Сенна и Шумахер остались один на один...

imgp540a.jpg

Пит-стопы не изменили положения вещей - разве что оба сумели подобраться ближе к Брандлу. Шумахер шел в этой группе последним, и в Benetton решили рискнуть, зазвав его на исходе двух третей дистанции еще раз в боксы. Этот ход повторил и Брандл - но два круга, на которые Шумахер опередил англичанина, позволили ему вырваться вперед - на свежей резине Михаэль поехал очень быстро, поставив на 47-м круге лучший круг гонки (пит-стоп был проведен на 45-м). Сенна менять резину не стал и просчитался - его отрыв стал очень быстро таять, а самому Айртону становилось все тяжелее удерживать свой болид на трассе.

90990453.jpg

Михаэль очень быстро догнал Сенну, но догнать - одно дело, а вот обогнать - совсем другое. Но тут Шумахер оказался на высоте, и на 64-м круге (то есть за восемь кругов до конца гонки) умудрился обойти Сенну. К сожалению, операторы в это время отвлеклись на приключения Риккардо Патрезе, столкнувшегося с Minardi и сломавшего себе носовой обтекатель, поэтому момент атаки Шумахера на Сенну оказался вне поля зрения камер (он зато присутствует в официальном обзоре сезона), но она, атака, была, и позволила немцу подняться на третью ступеньку пьедестала почета. Айртону досталось четвертое место, и его отставание от Шумахера к концу гонки выросло до 11 секунд.

38977339.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 7,5.

Шумахер - 8,5.

0034009m.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап девятый, Великобритания:

picturephpt.jpg

Наметившееся было в последних двух-трех гонках техническое отставание McLaren в Сильверстоуне должно было если не ликвидироваться, то уж как минимум сократиться - команда Рона Денниса получила новый двигатель Ford, с пневматическими клапанами вместо обычных, пружинных, и с 20-тью лишними лошадиными силами. Benetton получил такой двигатель еще в Имоле, а вот McLaren - только сейчас. Впрочем, как это ни удивительно, отставание Сенны и Андретти только возросло. Если в пятницу под дождем Сенна проигрывал только Williams, то на сухой трассе в субботу дела его пошли еще хуже - десятое место в субботней тренировке, и тяжким потом добытое четвертое в главной сессии, квалификации, в полутора секундах позади Шумахера и в трех позади обладателя поула, Проста.

93gbb126.jpg

Дела же Шумахера тоже шли достаточно средне - он пропустил первую пятничную тренировку, но выехав на трассу сразу в квалификации, показал четвертое время, пожаловавшись на не совсем четкую работу трэкшн-контроля, в дождевых условиях. В субботу же Михаэль вылетел с трассы в Copse в самом начале квалификации, после чего команда решила воспользоваться для него машиной Патрезе. Она понравилась Михаэлю даже больше, чем его основной автомобиль - именно на машине Риккардо немец под конец сессии прошел свой быстрейший круг, принесший ему уверенное третье место на стартовой решетке - менее чем в полутора секундах от пары Williams. Патрезе, кстати, на этой же машине проиграл Михаэлю ровно две секунды... Даже Андретти, дебютант сезона, уступил своему партнеру Сенне куда меньше - чуть более секунды...

93gbb051.jpg

Сенна удачно стартовал, сразу же обойдя Шумахера, и в первом повороте - Проста. Это позволило лидировавшему Хиллу начать создавать себе отрыв - Сенна, хоть и старался изо всех сил, все же сдерживал Проста с Шумахером, особенно Williams - тот был намного быстрее. Семь кругов (за которые Хилл оторвался на те же 7 секунд) продолжалось сопротивление Сенны, а затем Сенна как-то разом "сдулся", пропустив подряд и Проста, и Шумахера.

0033973m.jpg

imgp541a.jpg

Вырвавшись на оперативный простор, Шумахер быстро убедился - преследование Проста, а тем более Хилла, бесполезно. Ален начал штамповать быстрейшие круги, и Михаэль принялся быстро отставать (впрочем, Сенна отставал от Шумахера еще стремительнее). К 25-му кругу настало время освежить резину, потрепанную в напряженной схватке первых кругов - сначала это сделал Сенна, кругом спустя - Шумахер.

93gbb103.jpg

После пит-стопов отставание Шумахера только продолжило расти - в какой-то момент оно дошло до отметки в 27 секунд. Но вдруг на трассе появился пейс-кар - судьи не могли откатить в безопасное место сошедшую еще десятью минутами ранее Lola Луки Бадоера, и предпочли выпустить пейс-кар. Он, естественно, ликвидировал все существовавшие отрывы. А сразу после его ухода с трассы отказал двигатель у Williams Хилла! Прост без борьбы вышел в лидеры, а Шумахер подвинулся на вторую позицию. Но Ален не желал давать Шумахеру ни единого шанса - он сразу начал отрываться от Михаэля, который застрял за круговыми. Сенна столкнулся с такой же проблемой, только в еще больших объемах - на момент нахождения пейс-кара на трассе Айртон, хоть и следовал вплотную за Шумахером по классификации, тем не менее, имел перед собой не менее семи отстающих на круг машин! Когда Айртон разобрался с ними, он отставал от двух лидеров уже на целую вечность (около полминуты). Михаэль тем временем начал приближаться к Просту - опасаясь за судьбу своего двигателя, француз несколько сбросил скорость. Но когда между ними оставалось всего лишь четыре секунды, Прост снова поднял ритм - и был таков. Немцу пришлось довольствоваться вторым местом, а вот Сенна даже своего третьего не сумел сохранить - бортовой компьютер обманул его инженеров, уверяя, что до конца гонки топлива должно хватить, и они не стали советовать Айртону экономить топливо (не исключено, что Айртон перерасходовал его самостоятельно на первых кругах, в принципиальной борьбе с Простом). И зря - оно иссякло на самом последнем круге, и Патрезе с Хербертом обошли бразильца. Итог - неутешительное пятое место.

26623730.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 8.

Шумахер - 9.

93gbb113.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап десятый, Германия:

picturephp.jpg

Последние успехи Шумахера позволили ему неплохо поправить свое турнирное положение - за три последние гонки он набрал больше очков, чем за предыдущие шесть, опередил Хилла в личном зачете, и сократил отставание от Сенны на 11 очков. Все это было весьма кстати накануне его домашнего этапа, несомненно поднимая ему настроение. А вот у Сенны было как раз наоборот - мечта о титуле становилась все призрачнее, Прост одержал три победы подряд, и оторвался уже на 20 очков. Конечно, это не те 58 очков, что были на эту же пору в прошлом году между ним и Мэнселлом (в тот момент Сенна даже уступал в личном зачете Бергеру!), но все же... В Хоккенхайме его неприятности только продолжились - Сенна вылетел с трассы в первой шикане в пятничной тренировке, осилив к тому моменту лишь пять кругов, так что о подготовке к квалификации можно было забыть... В итоге Айртон закономерно уступил Шумахеру в этот день ровно секунду, показав пятый результат - кроме немца и двух Williams, очень быстро выглядели тут и другие машины, оснащенные великолепным Renault, речь о Ligier.

93dec115.jpg

Но на второй день весы слегка покачнулись - и этого было достаточно, чтобы результаты Сенны и Шумахера практически сравнялись, чем Айртон определенно мог быть очень доволен, бразилец также выразил одобрение новой версии мотора Ford (той, что дебютировала в Сильверстоуне) - трудно придумать лучший экзаменатор для двигателя, чем немецкий Хоккенхайм... В итоге Айртон всего лишь несколько сотых уступил Шумахеру, добившись четвертой стартовой позиции - по ходу квалификации он претендовал на третий результат, но Шумахер сумел превзойти его на своем последнем круге.

93deb041.jpg

Впрочем, несмотря на локальный успех последних минут субботней квалификации, Шумахер имел все основания быть недовольным - со второго места в пятницу он откатился на третье, даже не сумев превысить свое утреннее тренировочное время. Объяснить причины неудачи сложно - Михаэль заявил, что не менял ничего в настройках автомобиля после утренней тренировки, тем не менее, баланс машины ухудшился (что можно объяснить возросшей к квалификации температурой воздуха, и, соответственно, асфальта), и лишь надев на свою последнюю попытку изношенный комплект резины, сумел превысить время Сенны и отстоять третье место на стартовой решетке.

93ded125.jpg

93ded058.jpg

Прост, как и в Сильверстоуне, стартовал крайне неважно, Хилл и Шумахер легко прошли его справа, а в первом повороте их маневр попробовал повторить и Сенна. Бразильцу удалось выйти вперед, однако на последовавшей прямой Прост легко отыгрался по внешнему радиусу. Сдаваться Айртон не пожелал, и увлекшись борьбой, пропустил точку торможения перед шиканой, McLaren вынесло на обочину, Сенна потерял контроль над болидом, и его развернуло, причем он едва не прихватил с собой и Williams Проста.

68459473.jpg

imgp542a.jpg

Опрометчивость Айртона привела к колоссальной потере позиций - в конце первого круга Сенна очутился аж на 24-й позиции. К пятому кругу Айртон поднялся на 15-е место, к десятому - уже на 10-е, а к 12-му он оказался за спиной пилотов Ferrari, шедших вместе на границе зачетной шестерки.

imgp542b.jpg

Шумахер же получил неожиданный подарок - прессинговавший его Прост вновь, как и в Монако, получил приглашение на десятисекундный стоп-энд-гоу, за срезанную шикану (чуть позже борьбы с Сенной). Отвлекаясь, следует заметить, что этот штраф трудно назвать обоснованным - Ален просто уклонялся от потерявшего контроль над машиной Брандла, который неминуемо протаранил бы Williams, войди тот в шикану по нормальной траектории. Ален, до штрафа прошедший последовательно и Шумахера, и Хилла, потерял не так и много - он вернулся на трассу пятым, все равно впереди Сенны. Шумахер вскоре тоже отправился на пит-лейн, но с целью сменить покрышки, и вернулся обратно Михаэль четвертым, позади Марка Бланделла. Практически сразу он обогнал англичанина. Сенна тем временем, отчаявшись пройти на трассе Бергера (12-цилиндровый мотор Ferrari позволял тому не опасаться любых поползновений со стороны бразильца) тоже зарулил на пит-стоп.

65496265.jpg

Освежив покрышки, Сенна с новыми силами бросился в погоню - он достаточно быстро вновь догнал Бергера, правда, теперь в их борьбе участвовал и Патрезе. На изношенных покрышках Бергер уже не мог сопротивляться как в первой фазе этого противостояния, и последовательно пропустил Сенну, а затем и Патрезе. Шумахер же тем временем поехал на еще один пит-стоп - шины на Benetton изнашивались достаточно сильно, на торможениях и на выходах из медленных шикан на них ложилась немалая нагрузка, но его отрыв от Бланделла был настолько велик, что даже после замены покрышек Михаэль вернулся на трассу в полуминуте впереди англичанина, которого теперь безуспешно терзал Сенна. В конце гонки у Сенны тоже начали проявляться проблемы с резиной, и Айртон еще раз заехал в боксы - на 41-м круге. Он сохранил свое пятое место, благо Патрезе тоже испытывал большие проблемы с покрышками, а лопнувшее у Хилла за два круга до конца гонки колесо (с резиной в Хоккенхайме случилась прямо-таки какая-то напасть) позволило Сенне подняться на четвертую позицию - Шумахеру же эта неудача Хилла принесла еще два лишних очка, и вместо третьего места он финишировал вторым.

85894284.jpg

График истории гонки.

Сенна - 7.

Шумахер - 8,5.

9305f1infocz095848.jpg

0034017mini.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап одиннадцатый, Венгрия:

picturephpl.jpg

Если дела Сенны в чемпионате шли все хуже, и каждый этап только отдалял его от заветной цели, то Михаэль, наоборот, поймал кураж, и постепенно становился реальной угрозой уже не только для Айртона, но и для пилотов Williams. В пятничной квалификации ему снова удалось обойти одного из них - уступив Просту полсекунды, Михаэль зато сумел опередить Хилла, и немец вовсю нахваливал трэкшн-контроль своего В193, подчеркивая, что команда сумела решить все проблемы с ним, досаждавшие ему на последних этапах (в частности, в Сильверстоуне). Сенна же, напротив, все больше тонул в них - прошлогодний победитель гонки перебрал все возможные решения, но даже снизив аэродинамическую нагрузку заднего антикрыла, не сумел добиться желаемой скорости на прямиках, а в поворотах машина скользила из-за огромного количества наносимой за год пыли - "Хунгароринг" всегда этим "славился". В итоге Айртон в пятницу уступил даже Патрезе, и менее чем на секунду опередил Minardi Мартини - вдумайтесь в это.

9305f1infocz095940.jpg

Правда, в субботу ситуация слегка выровнялась - Айртон сбросил со своего результата почти две секунды (Шумахер довольствовался одной), и сумел приблизиться к немцу, отыграв одно место на стартовой решетке - с пятой позиции Сенна поднялся на четвертую, но все равно, как и в Сильверстоуне, проигрывал Шумахеру неприлично много, в этот раз 1,3 секунды. Minardi Мартини, кстати, так и осталась менее чем в одной секунде от бразильца - это была одна из лучших квалификаций за всю историю команды из Фаэнцы.

9308f1infocz087360.jpg

Еще до старта из борьбы выбыл обладатель поула - Прост заглох перед прогревочным кругом и был вынужден стартовать с последнего ряда. Однако чистая сторона стартового поля, плюс отсутствие машины перед собой не помогли стартовавшему третьим (фактически - вторым) Шумахеру - Хилл не оставил ему шанса, но еще хуже, что по внешнему радиусу продрался Бергер, чего Михаэль явно не ожидал. Он опоздал с торможением перед первым поворотом, и его вынесло на грязную сторону стартового поля. Шумахер остался на трассе, но Бергер, Сенна, Патрезе, и чуть позже, спустя пару сотен метров - Алези - все они прошли немца. Сенна между делом проскочил мимо Бергера на выходе из первого поворота, выйдя на второе место.

0034115m.jpg

Алези продержался впереди Михаэля недолго - еще по ходу первого круга Михаэль отыгрался у пилота Ferrari, обогнав его за счет лучшего разгона на коротенькой прямой после третьего поворота, затем прошел Патрезе (итальянец, в отличие от Брандла тут же, год назад, абсолютно не стал создавать проблем, показав себя командным игроком, каким он был и в Williams) и приступил к атакам на Бергера.

93hua152.jpg

Шумахер атакует Бергера...

Первую из них Герхард отразил, но спустя круг Михаэль вновь был позади, и на сей раз атаковал по внешнему радиусу - великолепный маневр, в исполнении Михаэля выглядевший очень простым. Но радость длилась недолго - спустя каких-то 20 секунд Шумахер ошибся, слегка заблокировал колеса в пятом повороте, и Benetton вынесло на траву. Вперед проехало несколько машин, и откатился немец аж на 10-е место. Но Брандл с Мартини тут же остались позади, затем настал черед Уорвика, и вскоре Михаэль вернулся за спину Алези. Он вновь прошел француза, вновь объехал Патрезе, и снова настиг Бергера. Говорят, дважды в одну воронку снаряд не падает, но это случилось вновь - Михаэль атаковал по внешнему радиусу, снова в первом повороте и снова вышел вперед, еще проще, чем в начале гонки!

0034120m.jpg

...Шумахер обходит Бергера.

Тем временем Сенна, спокойно шедший вторым, внезапно сходит с трассы - McLaren съехал на обочину перед седьмым поворотом. Как поведал Айртон, вскоре после старта у него начались проблемы с дроссельной заслонкой, бразилец пробовал перезагрузить электронику на борту McLaren, но ситуация только усугубилась, мотор начал непредсказуемо сбоить, и в конце концов машина вовсе отказалась ехать дальше.

Но и гонка Шумахера не продлилась многим дольше - немец успел побывать на пит-стопе, на котором уступил позицию лишь Патрезе, а практически сразу же после него В193 отрулил на обочину - отказал топливный насос. Возможность приблизиться к Сенне использовать не получилось.

15316032.jpg

73642110.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 8,5.

Шумахер - 8.

93hu140.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап двенадцатый, Бельгия:

picturephpb.jpg

Выигрывавший тут пять раз Сенна по праву считался "Королем Арденнских Гор", однако теперь у него появился достойный конкурент - одержав тут свою дебютную победу в прошлом году, Шумахер наверняка мечтал повторить успех, вполне по праву причисляя Спа к своим домашним трассам. Правда, в пятницу вовсе не было похоже на то, что он сможет бросить вызов Просту либо Хиллу - немец жаловался, что машина непредсказуема и нестабильна, и ему не удается пройти знаменитую "Красную Воду" на полном газу, в отличие от двух предыдущих лет, и если гонщики Williams разменяли времена в 1,48, то Михаэль остался в 1,50. Сенна же показал четвертый результат, уступив Шумахеру более секунды, и свое выступление прокомментировал краткой фразой о том, что машина "не очень-то хороша" - мыслями Айртон, похоже, был уже "о хорошей машине", за рулем которой он надеялся оказаться в 1994-м сезоне...

93bec063.jpg

В субботу скорости выросли - и Михаэль, и Айртон добились схожего прироста в результатах, прибавив примерно по секунде с четвертью с пятницы, но столько же добавил и взявший поул Прост, а вот Алези прибавил целых 2,3 секунды, чего хватило, чтобы опередить Сенну - с четвертого места, завоеванного в пятницу, Айртон, хоть и остался на сей раз доволен поведением машины, отодвинулся на пятое. И Андретти, и Патрезе уступили партнерам без малого две секунды.

1993belgiummschumacher.jpg

Старт обоих Benetton, как и в Канаде, был просто катастрофой - Патрезе с 8-го места провалился чуть ли не в район 20-го, Шумахер же входил в первый поворот лишь 11-м, и синхронность такого неудачного старта вновь однозначно дает понять, что дело не в пилоте, а в машине, в ее электронике. Уже до конца первого круга Шумахер отыграл два места, на торможении перед первым поворотом второго круга обошел Херберта, а на длинной прямой после "Красной Воды" настиг и объехал другого своего будущего напарника - Лехто, защищавшего цвета Sauber.

9309f1infocz096044.jpg

Обгон Лехто, впереди финна - Уорик. Его Шумахер пройдет на третьем секторе.

Следующей целью немца стали два пилота Arrows (Footwork) - сначала Дерек Уорик, а затем Агури Сузуки, которого Михаэль прошел без никаких проблем, сразу же после Raidillon, а кругом спустя там же настиг и прошел Жана Алези - справедливости ради надо сказать, француз в конце круга прекратил гонку, заехав в боксы, так что не исключено, что у него уже были проблемы в момент атаки Шумахера.

picturephp.jpg

Обгон Алези.

Теперь впереди был Сенна. Бразилец отлично стартовал, благо, едва не заглохший Шумахер находился с другой стороны и никоим образом не помешал, но на втором круге не смог противостоять атаке Хилла, и начал быстро отставать - прямо под колеса накатывавшему Шумахеру. Исход их дуэли решили пит-стопы - Михаэль отправился за свежими покрышками раньше Сенны на один круг (12-й, и 13-й, соответственно), и этого вполне хватило, чтобы качнуть весы в свою пользу (Михаэль эффектно обошел Сенну, когда тот покидал пит-лейн) и уже на 15-м круге он опережал бразильца на 6,5 секунд. Дальнейшая гонка Сенны заключалась в спокойном шествии к финишу на четвертом месте, без шансов что-либо изменить. За десять кругов до финиша машина Айртона, по его словам, начала странно вибрировать, и Сенна стремительно стал сбрасывать скорость - если на 30-м круге гонки он отставал от Шумахера на 15 секунд, то всего лишь через 14 кругов, то есть в конце гонки, это отставание выросло до 96 (!) секунд, это отражено и на графике гонки.

19930829mrp025m.jpg

А вот Шумахер на достигнутом не остановился - машина позволяла ему рассчитывать даже на большее, чем третье место.Вскоре после второй смены резины (чуть раньше для Шумахера, чуть позже для Проста) он настиг Алена, и успешно атаковал его в своем "козырном" месте - в конце длинной прямой Kemmel, то есть после "Красной воды". Впоследствии Прост посетовал на некие минорные проблемы с машиной в заключительной части гонки, но поставленный им под конец гонки лучший круг несколько ставит под сомнение эти слова.

0033929m.jpg

Остаток гонки прошел без изменений - приблизиться к Хиллу Шумахер, несмотря на свои старания, не мог, но и Прост остался позади, даже несмотря на свой быстрейший круг. Сенна, как уже говорилось, на последних кругах сильно сбросил скорость, и снова проехал мимо подиума в Спа, второй раз подряд - после долгой серии побед и финишей на призовых местах (прерванной лишь сходом в 1987-м). В общем зачете чемпионата Михаэль отщипнул у Айртона еще три очка, а в Кубке Конструкторов Benetton даже сумел выйти вперед McLaren на четыре очка.

02f1936f6dd6.jpg

51344898.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 8.

Шумахер - 9.

beda00dba6f8.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап тринадцатый, Италия:

picturephpw.jpg

И в McLaren, и в Benetton вряд ли ожидали высоких результатов на специфичной итальянской трассе - несмотря на прошлогоднюю победу Сенны и двойной финиш пилотов Benetton на подиуме. "Трасса моторов" изначально урезала шансы машин, экипированных все же не самым мощным FordV8, десятицилиндровые Renault и уж тем более 12-цилиндровые Ferrari смотрелись тут явно предпочтительнее, что подтвердилось уже в первый день квалификации, когда впереди оказалась пара Williams и Ferrari Жана Алези. Сенна и Шумахер оказались в тени - но если Айртон вполне был доволен своим четвертым местом, подчеркнув, что все идет по плану, то Шумахер явно был озабочен поведением машины, отметив, что совершенно не может ей доверять, особенно досаждали немцу неровности трассы и поребрики - они усугубляли его проблемы.

93itc010b.jpg

Ничего, практически ничего не изменилось во второй день - состояние трассы улучшилось, и времена поползли вверх, но не результаты - Сенна так и остался четвертым, Шумахер, правда, отыграл одно место, хотя по-прежнему считал, что машина далека от идеала и сетовал на прошедший с утра дождь, отнявший ценное время тренировок. Впрочем, оставив позади одну из Ferrari, Бергера, он мог быть довольным итогами дня, и питать небезосновательную надежду продвинуться вперед в воскресенье, рассчитывая на свой традиционный козырь - в гонке В193 вел себя лучше, нежели в квалификации.

0033926mini.jpg

На старте Сенна не сумел пройти Алези, но зато попробовал атаковать Williams Хилла, правда, несколько переоценив свои силы. McLaren поздно затормозил в первом повороте и наскочил на не пожелавший уступать место Williams, контакт колесами не стал фатальным, но привел к серьезной потере позиций как Хиллом, так и Сенной - первый круг оба завершили, занимая 9-е и 10-е место. Риск оказался напрасным - Хилл все равно остался впереди.

19930913mrp126m.jpg

Шумахер же в результате этих перипетий без борьбы вышел на третье место. Ему тоже не удалось обойти Алези в момент старта - но вскоре выяснилось, что это вполне возможно сделать и на трассе. На четвертом круге Михаэль красиво атакует по внешнему радиусу перед Ascari - Жан уступать не хотел, но проиграв более выгодную траекторию, в последний момент совладал с досадой по этому поводу, притормозил и пустил Benetton вперед. Михаэль сразу же начал уходить вперед, спустя шесть кругов опережая Алези уже на 10 секунд - а тот тем временем пустил вперед и прорывавшегося Хилла. Сенна тоже пытался повторить решительные действия англичанина, однако с куда меньшим успехом - на восьмом круге он потерял машину на торможении и врезался в корму Ligier Брандла, которого пытался опередить уже несколько кругов. Для обоих это означал сход с дистанции.

imgp545b.jpg

Сенна проходит Патрезе на 4-м круге. Единственный светлый момент в этой гонке бразильца.

Но и для Шумахера гонка продлилась недолго. Он уверенно шел на втором месте, ничуть не подпуская Хилла, который, даже вырвавшись на оперативный простор, стабильно держался позади Benetton в 9-10 секундах. Так продолжалось до 21-го круга, когда мотор Benetton "приказал долго жить" - по словам Михаэля, он услышал громкий грохот, после которого мотор потерял тягу, и немцу пришлось преждевременно прекращать так многообещающе (тем более с учетом грядущего схода лидировавшего в тот момент Проста) складывавшуюся гонку.

13625702.jpg

f6e3b1461fa7.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 5.

Шумахер - 8,5.

3176dbe360ae.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап четырнадцатый, Португалия:

picturephpk.jpg

Benetton и Шумахер в этом году имели несколько шансов выиграть гонку (не менее трех раз), однако доселе каждый раз что-то обязательно мешало - дважды поломки, а один раз, в Спа, подвела электроника на старте. Но в Португалию Шумахер ехал, вряд ли рассчитывая на победу, и уже первый день заездов только подкрепил его опасения - машина снова с трудом "привыкала" к трассе, к тому же в коробку передач Benetton вселились какие-то демоны, и она снова досаждала нечеткой работой (надо полагать, все дело снова было в электронике). У Сенны дела шли получше, бразилец был очень доволен поведением машины в медленных поворотах, но сетовал на избыточную поворачиваемость в быстрых. Утром в тренировке у него сгорел мотор, но механики успели все отремонтировать к квалификации - и Айртон показал третье время (Михаэль был пятым).

3ab8d597c204.jpg

Сенна и его новый товарищ по команде - Мика Хаккинен, следующий чемпион Рона Денниса.

В Эшториле у Сенны появился новый напарник - даже подиум в Монце уже не мог спасти карьеры Майкла Андретти, и Рон Деннис распрощался с совершенно не прижившейся в McLaren заокеанской звездой, выпустив на трассу "голодного до скорости" Хаккинена. Финн не подкачал - в пятницу он уступил Сенне эфемерные две тысячные секунды, а в субботу и вовсе переиграл бразильца - ненамного, но все же. Айртон лишь озадаченно крутил головой, не понимая, какое так могло случиться. В конце концов, было найдено подходящее объяснение - "Сенне помешал траффик". Ну, что ж... У Шумахера, следует заметить, дела шли еще хуже - в субботней сессии он тоже умудрился уступить напарнику, и оказался выше на стартовом поле лишь благодаря лучшему результату, показанному в пятницу. Под конец сессии Михаэль и вовсе ошибся и вылетел с трассы. Стартовать ему предстояло шестым - если не считать Францию, это был его самый скромный результат в 1993-м.

05schumacherbenettongpp.jpg

Но в гонке все начало, как по мановению волшебной палочки, складываться в пользу Шумахера. Прежде всего, перед стартом прогревочного круга вновь, как и в Венгрии, один из Williams остался на стартовой решетке - на этот раз это был уже Дэмон Хилл, потерявший, таким образом, всяческие надежды на продолжение своей победной серии из трех гонок. Дальше - больше, пока Сенна, Прост и Хаккинен спорили, кому из них возглавить пелетон, мимо них, ко всеобщему удивлению, проскользнул Алези на своей давно уже не принимаемой в расчет Ferrari, и возглавил гонку - впервые за последние почти два года. Сенна одержал локальную победу в сражении с Простом и Хаккиненом - но и ему пришлось лицезреть корму Ferrari, влоть до самого своего схода.

imgp546.jpg

А сошел Айртон на 19-м круге, из-за внезапного, по словам бразильца, отказа двигателя. Для Шумахера это означало отыгрыш еще одной позиции, затем Михаэль заехал за свежей резиной на 21-м круге, и за счет этого маневра опередил Алези с Хаккиненом, и стратегически переиграл Проста. Дело в том, что Ален счел, что эта остановка наверняка не станет последней для Шумахера в этой гонке, памятуя о том, что В193 всегда высказывал склонность к чуть большему износу резины, нежели его прямые конкуренты, и с учетом очень раннего пит-стопа, логично было бы предположить, что Михаэль остановится еще раз - ведь гонка длится 71 круг, а заезжал в боксы Шумахер, как уже было сказано, на 21-м.

0034074mini.jpg

Но Ален просчитался. Он не стремился во что бы то ни стало остаться впереди Шумахера, после того как в свою очередь зарулил на смену резины, и спокойно выпустил Михаэля вперед, твердо будучи уверенным, что тот не продержится до конца гонки. Но Шумахер продержался - ему хватило одного комплекта резины, чтобы растянуть его на целых 50 кругов, и сохранить его в достаточной степени, чтобы успешно обороняться от преследователей до самого последнего круга. В Benetton не ждали победы - но своими ошибками и техпроисшествиями соперники сами подарили ее Шумахеру.

imgp546d.jpg

50140606.jpg

63777212.jpg

Оценки:

Сенна - 8.

Шумахер - 8.

0034072m.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

Этап пятнадцатый, Япония:

picturephpa.jpg

То ли приход сильного напарника подстегнул Сенну, то ли его вдохновило скорое будущее в виде места в Williams, но под конец сезона McLaren неожиданно сумел поднять свою конкурентоспособность: это было заметно еще в Португалии, и подтвердилось тут, на Сузуке, уже в первый же день квалификации, когда оба McLaren вновь оказались на первом ряду виртуального стартового поля, правда, Хаккинен вновь впереди Сенны, более чем на одну десятую. Шумахер же и вовсе сумел опередить их обоих, всего лишь две тысячных уступив Просту.

19931024mrp010mini.jpg

Суббота тоже прошла в жесткой конкуренции между гонщиками McLaren - на сей раз Сенна опередил Хаккинена, но лишь на несколько сотых, и оба добились отличных стартовых позиций - Сенна во второй раз в сезоне завоевал место на первом ряду, Хаккинену же снова предстояло стартовать третьим, Мика повторил свой эшторильский успех. В конце сессии McLaren Сенны остановился на трассе из-за каких-то проблем, но это уже не повлияло на его результат. Что до Шумахера, то улучшив свое пятничное время на секунду, он откатился назад аж на две позиции, однако все же оставшись впереди Williams Хилла, в год дебюта на Сузуке так и не сумевшего подобрать к ней ключики.

93japb193brh0.jpg

Сенна стартовал уверенно и вновь воспользовался неважным стартом Проста, чтобы выйти в лидеры - все было решено еще задолго до первого поворота... Шумахер же на стартовой прямой пропустил Бергера, а затем и Ирвайн неожиданно объехал немца по внешнему радиусу в первом вираже. Правда, ирландца Михаэль вскоре обошел, и тут же "сел на хвост" Бергеру. Довольно быстро к ним присоединился и Хилл.

imgp547c.jpg

Атакуя Бергера, Шумахер ошибся с переключением передач на стартовой прямой, и позволил Хиллу выйти вперед. Спустя два круга Хилл решил пройти и Бергера - он поравнялся с ним перед заключительной "эской", но оставшись на внешнем радиусе, завершить маневр не сумел, зато резко подрезал Шумахера, пытаясь грамотно вписаться в поворот. Немец к такому маневру оказался не готов - и заднее колесо Williams стесало левое переднее у Benetton. Продолжать гонку дальше Шумахер, естественно, уже не мог.

Сенна же вскоре почувствовал, что настал момент для пит-стопа - резина износилась, и Прост подъехал практически вплотную, хотя на первых кругах Ален особо не беспокоил гонщика McLaren. Сменив резину, Сенна, тем не менее, остался 2-м. А вскоре начался дождь. Сенна мигом сократил свое отставание от Проста, подъехал к нему вплотную, и коршуном набросился на соперника, вернув себе первое место. Тут же последовал пит-стоп для перехода на дождевую резину, и Айртон остался вне конкуренции - спустя каких-то два круга после пит-стопа Прост проигрывал Сенне аж 27 секунд! Дальнейшая часть гонки должна была стать для Сенны легкой прогулкой - и она действительно выдалась бы такой, если бы не Эдди Ирвайн...

0034046mini.jpg

Острый момент в середине гонки - Патрезе развернуло прямо перед Сенной. А перед ними идет Эдди Ирвайн...

Дождь вскоре прекратился, хотя трасса высыхала очень медленно. Дэмон Хилл рискнул надеть слики одним из первых, но выигрыша в скорости не получил, скорее, наоборот. Сразу же после пит-стопа он оказался перед Сенной и Ирвайном - ирландец перед этим пустил бразильца вперед, на круг. Обходить же Хилла Сенна почему-то не спешил, да и англичанин не проявлял никакой воли к сотрудничеству в этом вопросе. Ирвайн устал ждать, пока Айртон решится пройти вперед, неожиданно сам обогнал Сенну, и прямо перед его носом устроил азартную борьбу с Хиллом, при этом оба не обращали на лидера гонки ровным счетом никакого внимания.

9308f1infocz095796.jpg

Сенна и Ирвайн.

В итоге Сенна все же вышел вперед этой парочки, а Ирвайн несколько позже тоже отправился на пит-стоп за сликом. Но, как хорошо известно, эта история имела свое продолжение уже после финиша гонки - но останавливаться на них не будем, к гонкам они уже имеют мало отношения. Что до событий на трассе, то дождь сделал Сенну прямо-таки недосягаемым, позволив ему создать солидный полуминутный задел от основного соперника, и отнять у него юбилейную, 40-ю победу в карьере просто было некому - все отстали на целую вечность.

66203511.jpg

24472447.jpg

График истории гонки.

Оценки:

Сенна - 9,5.

Шумахер - 7.

0034052m.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
This topic is now closed to further replies.
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...