Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Merry Christmas

А. Аэродинамика

1 post in this topic

А. Аэродинамика

Аэродинамика - наука о силах, действующих на обтекаемое газом тело. Применительно к Формуле-1 - одна из главных наук, используемых при проектировании болидов. Конструктор, проектируя болид, пытается добиться компромисса, между аэродинамическим сопротивлением болида и прижимной силой. Также нельзя забывать про охлаждение двигателя. Воздуха, попадающего в двигатель должно быть достаточно для того, чтобы двигатель не "задыхался" на медленных трассах, но не слишком много, чтобы не ухудшать аэродинамическое сопротивление.

Носовой обтекатель гоночной машины первым принимает на себя удар потока встречного воздуха. Это понимали еще в далекие пятидесятые, на заре Формулы-1. Поэтому, несмотря на то, что в те времена серьезные аэродинамические исследования гоночных болидов еще не проводились, нос старались сделать как можно более обтекаемым. В 50–60-х он представлял собой некое подобие трубы, в которой располагался радиатор (чем дальше, тем более плоской эта «труба» становилась).

Обеспечить нормальное охлаждение двигателя и не создавать излишнего аэродинамического сопротивления – других задач перед носом машины не ставилось. Все изменилось, когда владелец и конструктор команды Lotus Колин Чэпмен предложил использовать антикрылья. Первые антикрылья крепились к рычагам подвески передних и задних колес. С конструктивной точки зрения это решение было самым правильным: ведь крылья действовали непосредственно на колеса, без демпфирующего влияния рессор. Однако такое крепление антикрыльев было ненадежным, они отрывались, приводя к авариям, и вскоре в правилах появился пункт, запрещающий крепить антикрылья на неподрессоренных деталях машины. Конструкторы быстро выяснили, что теперь антикрылья лучше всего расположить впереди передней и позади задней оси. Таким образом, на носу появилось «украшение» в виде двух крылышек, прижимавших переднюю часть машины к земле. По тем временам это была настоящая революция, хотя эффективность двух небольших аэродинамических поверхностей была не очень высокой.

post-14661-1196362445_thumb.jpg

Brabham BT34 – одно из свидетельств поиска решения этой проблемы. У этой машины центральная «труба» с радиатором была разделена на две отдельные секции, расположенные перед колесами – а между ними располагалось довольно большое антикрыло. В дальнейших разработках команды Brabham антикрыло интегрировалось в корпус и вся передняя часть машины стала выполнять его функцию. Но это был тупиковый путь – потому что громоздкие «коробки» с радиаторами создавали слишком большое аэродинамическое сопротивление.

Все изменилось, когда конструкторы догадались поместить радиаторы в специальные боковые понтоны за передней осью – где они и по сей день располагаются у машин Формулы-1. С этого момента появилась возможность подвешивать антикрыло над носовым обтекателем – там оно работало в оптимальном режиме. Теперь плоскость крыла встречала ровный воздушный поток, не завихрявшийся из-за громоздких деталей по соседству.

post-14661-1196363996_thumb.jpg

Еще одну революцию в облике носового обтекателя произвел конструктор Харви Постлтуэйт, работавший в тот момент в команде Tyrrell. Он придумал так называемый «вздернутый носик» – иначе говоря, носовой обтекатель, приподнятый над антикрылом на кронштейне. При такой конфигурации носа часть воздушного потока устремлялась под днище машины, а часть с помощью специальных дефлекторов направлялась к боковым воздухозаборникам. Ускорение воздушного потока под днищем создавало разрежение, дополнительно «присасывающее» болид к асфальту.

Share this post


Link to post
Share on other sites

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.