Перейти к контенту

В архиве

Эта тема в настоящий момент находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

wild elf

Полёт сквозь время

Recommended Posts

ГРОЗА (первая половина)

А.Н.Островский отдыхает

"На гонку Вильневу не хватало одного свежего комплекта резины - такую цену пришлось заплатить за победу в квалификации, ведь в Хересе почти невозможно обгонять, и поул-позиция может стать залогом победы в гонке. Все лидеры запланировали по две дозаправки, поэтому один из трех отрезков дистанции предстояло проехать на изношенном комплекте. Жак выбрал первый. Он надеялся сохранить первое место, отбить все атаки Шумахера, а после дозаправки, получив свежую резину, наращивать темп.

Это был хороший замысел, но он не сработал. Пока потертая резина Вильнева буксовала, мимо него пронеслись Шумахер и Френтцен. Позади пара МакЛаренов обогнала Хилла, а Ирвайн так и не сумел протолкнуться сквозь них и остался седьмым. Итак, первая смена декораций закончилась убедительной победой Шумахера. В боксах Уильямса стало тихо, а многотысячная толпа болельщиков, собравшихся в Маранелло, в штаб-квартире Феррари, взорвалась овациями: теперь остановить отрывающегося Михаэля могло только чудо.

Теперь предстояло пройти первую треть дистанции. Уильямс поначалу бросил вперед хорошо стартовавшего Френтцена, но, как только стало ясно, что немец догнать Феррари не в состоянии, ему дали приказ пропустить партнера. На 8-м круге Вильнев вышел на 2 место, а Френтцен начал тормозить МакЛарены, а вместе с ними и Ирвайна. Примечательно, что более быстрые МакЛарены демонстрировали удивительную терпимость и не предпринимали никаких попыток разобраться с помехой. Это была самая сложная часть гонки для Вильнева, ведь он ехал на несвежой резине, но все-таки канадец сумел не отстать от Шумахера, более, чем на пять секунд.

Затем началась первая волна дозаправок. Сначала это сделал Шумахер, и ему не хватило запаса, чтобы выехать вторым. Темп Френтцена был рассчитан абсолютно точно, и Феррари выехала аккурат между МакЛаренами. Вильнев после пит-стопа выехал еще дальше - позади Култарда, но шотландца сразу же зазвали в боксы. Так Шумахер лишился своего небольшого отрыва: Френтцен и Хаккинен старательно его тормозили, а сзади накатывался Вильнев. Итогом этой сцены стала и потеря Френтценом гонки, потому что, тормозя сначала Ирвайна, а потом Шумахера, он потерял слишком много времени и откатился на 5 место, зато опять впереди Ирвайна. Проиграл также и Хаккинен, который из-за медленно едущего впереди Френтцена тоже потерял время и вернулся с дозаправки позади Култарда. Итак, после второй смены декораций порядок в гонке был такой: Шумахер, Вильнев, Култард, Хаккинен, Френтцен, Ирвайн, причем первые двое оторвались от остальных уже почти на полминуты."

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

МОЛНИЯ

"Всю вторую часть дистанции претенденты на титул ехали ноздря в ноздрю, и лишь нелепый инцидент с отставшим на круг Фонтаной довел отставание Вильнева до трех секунд. Теперь предстояла вторая и последняя волна дозаправок, которая и должна была решить исход гонки. Пит-стоп Вильнева прошел быстрее, но Шумахер все равно сохранил лидерство. А выезжавшего из боксов Жака успел обогнать еще и Култард. Дейвид упрямо не пускал более быстрого канадца, и МакЛарен сразу же зазвал своего пилота на дозаправку. Между Шумахером и Вильневом теперь было более двух секунд, и, казалось, что судьба гонки ясна - третья смена декораций ничего не изменила в расстановке сил. В Маранелло тифози уже начинали празднество, а вот Жак сдаваться отнюдь не собирался. Его последняя остановка в боксах произошла на 44-м круге, а к 46-му он сократил отставание до 1,026 с. Канадец пошел в последнюю атаку и вскоре догнал Шумахера. Пару раз он пробовал показать себя в зеркалах заднего вида Михаэля, но тот защищался четко. Но на 48-м круге Уильямс чуть-чуть отстал, и это сыграло с немцем злую шутку. За два сезона, проведенных в Ф1, Вильнев несколько раз очень красиво обгонял Шумахера, и происходило это всегда в тот момент, когда немец был не готов. Вот и сейчас в конце прямой Михаэль не ожидал никакого подвоха и просто не заметил атаку Вильнева. И, когда он вдруг обнаружил сбоку от себя проходящий его Уильямс, нервы чемпиона мира сдали. Денно и нощно обещавший честную борьбу Шумахер, видя, что титул уплывает, не нашел в себе сил проиграть красиво, и изо всех сил ударил своим правым колесом в левый боковой понтон Уильямса."

я очень часто слышу, мягко говоря, упреки в адрес МШ, относительно этого инцендента и вот что я хотел вам сказать подчеркивая фразы в тексте - никто, из участников событий в Хересе, не вышел из них в "ослепительно белом костюме". Разве что ДиСи упрекнуть нельзя он единственный в той ситуации оказался до конца честен.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ЛИВЕНЬ

Больше всех за свой поступок был наказан сам МШ! Причем тут же, на глазах у всех. Редкий случай когда Всевышний не отложил свое дело в долгий ящик.

"Феррари улетела в гравий, где и завязла, а Вильнев как ни в чем ни бывало поехал дальше! Шумахер стоял у бровки и напряженно вглядывался, проедет ли Вильнев еще раз. Три года назад он делал точно так же, и, когда Хилл не появился, он понял, что стал чемпионом. Но Вильнев проехал раз, другой, и Михаэлю не осталось ничего другого, как направиться в боксы.

Однако, и у Вильнева были проблемы

Жак Вильнев: "Я был не особенно удивлен, когда он в конце концов решил столкнуться со мной, это было предсказуемо, и я знал, что серьезно рискую. Когда он стукнул меня, мы соприкоснулись колесами, и моя машина подпрыгнула в воздух. Я почувствовал, как что-то сломалось при столкновении. К счастью, он ушел с дороги, но моя машина начала вести себя очень странно."

Шумахер выбыл, но, чтобы стать чемпионом, Жаку нужно было набрать хотя бы 1 очко. А первые круги после удара он проходил на 2-3 секунды медленнее, чем обычно: в правых поворотах задняя часть машины теряла устойчивость. Через несколько кругов все наладилось, и Жак прибавил, но разбалансированная машина начала пожирать передние покрышки. Пришлось опять сбросить скорость.

Вот теперь и вступил в действие план с МакЛареном. Серебристые машины стремительно сокращали отставание и неминуемо шли на дубль, но вдруг неожиданно тоже сбросили скорость, зафиксировав отрыв на уровне десяти секунд. Дело было в том, что на второй дозаправке Ирвайн прошел Френтцена и теперь тоже догонял Вильнева. После того, как первый пилот Феррари не постеснялся пойти на ничем не прикрытый таран, в намерениях второго можно было не сомневаться. Ирвайну было достаточно догнать Вильнева и добить его, чтобы Шумахер вновь стал победителем. Именно поэтому МакЛарены не обгоняли Жака, а поджидали Феррари, чтобы надежно ее запереть позади. План теперь состоял в том, что Ирвайном должен будет заняться Култард, а Хаккинену Вильнев подарит победу в гонке. В общих чертах так и вышло за исключением того, что Ирвайну не хватило скорости, чтобы догнать Вильнева. В конце гонки ему пришлось думать не о погоне, а об обороне от наседавшего сзади Бенеттона Бергера, и на последнем круге Герхард его обогнал. Проблема с Ирвайном отпала сама собой, и Вильнев пропустил не только Хаккинена, но и Култарда. Так канадец занял 3 место стал чемпионом мира.

Жак Вильнев: "Это прекрасно - чувствовать себя чемпионом. В этом сезоне были взлеты и падения, и мы были наиболее конкурентноспособной командой с начала года. Однако, на большом числе гонок мы не выполняли задачу. Я сделал немало ошибок, команда тоже, каким-то образом все шло не так, когда должно было идти хорошо. Я чувствую себя великолепно, выиграв титул здесь, особенно после дисквалификации в Сузуке."

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

После дождя так пахнут .... розы ©

"Однако на этом сезон для Уильямса не закончился, и виновата в этом оказалась опять Феррари. После гонки только ленивый не плюнул в Шумахера.

Деймон Хилл:"Он показал свое истинное лицо!"

Лука ди Монтедземоло (президент Феррари): "Михаэль навредил сам себе, потеряв, таким способом, то, что должно было стать его 3-м титулом."

Берни Экклстоун: "Не ожидал, что он пойдет на такой прием, и чемпионат завершится таким образом. Я разочарован. Шумахер утратил право называться джентльменом."

На пресс-конференции в Маранелло.

Михаэль Шумахер: "Я совершил ошибку. Я не думал, что в тот момент у него будет возможность совершить обгонный маневр. Я был очень, очень удивлен. Очевидно, что я сделал неправильный вывод и неправильный маневр, который выбил меня из гонки. Я отреагировал неправильно, но больше не сделаю так в будущем. Первоначально я считал, что это вина Жака, что я выбыл из гонки. Я был по-настоящему расстроен, и пересматривал повтор целых два часа прежде, чем понял, что же произошло. Если я кого-то вынес из гонки, то это было бы видно, и у ФИА есть сила забрать очки обратно. Если у тебя есть такие намерения, то это тебе не поможет. Это не сделает тебя чемпионом, ты будешь выглядеть тупым. Это была неправильная реакция. В тех обстоятельствах я переборщил, потому что был заряжен на сохранение своей позиции. Я человек и, к несчастью, совершаю ошибки. Их не много, но я извлекаю из них уроки."

Мосли и Экклстоун оказались в очень сложной ситуации. Произнося свои грозные речи перед гонкой, они вряд ли догадывались о том, что после за них придется отвечать. Таран Шумахера здорово испортил спортивный имидж Формулы-1, однако совсем дисквалифицировать его было жалко: ведь тогда все начало сезона-98 пройдет без самого популярного гонщика и осложнит шансы Феррари завоевать-таки этот злополучный титул. Было назначено разбирательство, а пока что Мосли ждал, какие аргументы предъявит Феррари в защиту своего пилота. Любопытно, что идею подкинули как раз обвинители Шумахера. Многие называли реакцию немца "инстинктивной", в том числе и

Жак Вильнев: "Он сделал это скоpее инстинктивно. Да вы и сами, навеpное, все видели. Я уже почти обошел Михаэля, так что в его действиях не было особого смысла. Hо я на него зла не деpжу. В конце концов пpоигpал-то он. А мой болид постpадал не настолько, что бы я не смог завеpшить гонку. Как чемпион я должен быть великодушным."

Френк Уильямс тоже не особенно желал устраивать послегоночные разборки, ведь победа была одержана, а дальнейшая судьба Шумахера его мало интересовала

Френк Уильямс: "Надо обязательно дать оценку его действиям, но, когда полощут чье-то грязное белье, это неизбежно пачкает и других. Разочарование неизбежно."

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лучшая защита – нападение!

итальянская народная мудрость

"Именно на этом принципе Феррари и построила свою защиту. Во-первых, нужно было охарактеризовать маневр Шумахера не как намеренный, а как "инстинктивный", а во-вторых, отвлечь внимание общественности другим скандалом, чтобы собственное грязное белье не казалось таким отвратительным. Так появились две аудиокассеты с записью радиопереговоров Уильямса и МакЛарена со своими пилотами. Оказывается, Феррари во время гонки шпионила за своими соперниками и теперь обвиняла их в сговоре. Президент ФИА немедленно вызвал в Лондон руководителей всех одиннадцати команд на беседу, в которой указал на недопустимость любого рода договоров между разными командами, направленных на решение судьбы гонки. Берни Экклстоун же по поводу сговора Уильямса и МакЛарена сказал: "В это трудно поверить..."

Первая пленка была записью переговоров Жака Вильнева и его гоночного инженера Джока Клиа. Скандальная часть диалога была такой (речь ведет Джок): "Знай, что Хаккинен сейчас на второй позиции. Hаверное, он хочет выиграть. Очень полезен." Через некоторое время он сказал: "DC (Дейвид Култард) контролирует Ирвайна." Hа последнем же круге Клиа сказал: "Хаккинен прямо позади. Хаккинен был очень полезен. Позиция два. Hе расстраивай меня, Жак. Мы это обсуждали." Именно последняя фраза дала повод для обвинений команд в сговоре, тем более, Патрик Хэд во время гонки много перемещался по пит-лейн и, среди всего прочего, побывал в боксах МакЛарена. Вторая пленка содержала приказ Рона Денниса Дейвиду Култарду пропустить вперед Мику Хаккинена и касалась, скорее, внутренних взаимоотношениях в МакЛарене.

Феррари виртуозно разыграла свой последний козырь, и Мосли получил возможность сделать так, как хочется ему. Если судить строго и по закону, то получалось, что теперь дисквалифицировать нужно не только Шумахера, но и Уильямс с МакЛареном. Сразу возникал вопрос, как наказывать эти команды, потому что таких прецедентов в истории Ф1 еще не было. Вся ситуация требовала найти какой-то компромиссный выход, потому что дисквалификация сразу трех команд из Большой Четверки выглядела бы настоящим абсурдом. Вот тогда Мосли и нашел гениальный выход: "поверить" аргументам Уильямса и МакЛарена, простить их, но... в обмен на прощение Шумахера! Уильямс и МакЛарен, боясь за свои раскрытые грешки, вынуждены были согласиться с любым решением ФИА, лишь бы не пострадать самим. А Шумахера можно было наказать декоративно, только для галочки, потому что главным для боссов Ф1 было то, чтобы на старте гонки в Мельбурне в 1998 году стояли все основные участники чемпионата нынешнего."

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

"Соломоново" решение

в интерпритации Макса Мосли.

"11 ноября Всемирный Совет ФИА разобрал дело Уильямса вместе с делом Феррари. Как и ожидалось, все были прощены, включая и Шумахера. У него отняли все очки в чемпионате и провозгласили вице-чемпионом Хайнца-Харальда Френтцена. Однако очки в гонках пересчитаны не были, все победы и кубки остались за Шумахером, он не пострадал финансово, а главное - не был дисквалифицирован на предстоящие Гран При. Получилось, что чемпионский титул он и так потерял на трассе, а остальное у него осталось. Что же касается отнятого вице-чемпионского титула, то для пилота калибра Михаэля Шумахера потеря это пустяковая. Так же легко отделались и Уильямс с МакЛареном. Позиция Уильямса заключалась в том, что Джок Клиа боялся за состояние болида Вильнева, поэтому настоятельно советовал своему подопечному не лезть на рожон и не сопротивляться Хаккинену. Жаку хватило бы и 1 очка за 6 место, поэтому глупо было потерять чемпионат в схватке за уже ненужную победу. Слова же насчет полезности Хаккинена были истолкованы в том смысле, что МакЛарен любезно (как их и призывала ФИА) не вмешивался в борьбу Шумахера и Вильнева. Автоспортивные чиновники с необыкновенной лояльностью отнеслись к аргументам обвиняемых и провозгласили их невиновными.

Довольный своим "соломоновым" решением президент ФИА Макс Мосли провозгласил: "Всемирный Совет удовлетворен тем, что на самом деле никакого сговора относительно исхода гонки между командами Уильямс и МакЛарен не было. Все, что произошло - это только то, что Уильямс связался с МакЛареном и некоторыми другими командами и попросил их не вмешиваться в борьбу Вильнева и Шумахера, с чем те согласились. Когда гонка подходила к концу, единственной заботой Уильямса был финиш Вильнева в очках. Этого ему было достаточно для того, чтобы выиграть чемпионский титул, и они напоминали ему, чтобы он не вмешивался в безнадежную борьбу с МакЛареном на своей поврежденной машине." Относительно Шумахера он сказал: "Первой реакцией у каждого было - это серьезное оскорбление, дисквалифицируйте его на следующий сезон или несколько гонок! Но потом, начиная обдумывать ситуацию, приходишь к другому выводу. Каждый гонщик мечтает о чемпионате. Если ему предложить выиграть чемпионат-97, но получить дисквалификацию на сезон-98 или хотя бы несколько гонок, он немедленно скажет 'да', потому что его главная цель - стать чемпионом. <...> Что было бы, если машина Вильнева не смогла добраться до финиша? Помогла бы ему дисквалификация Шумахера на следующий сезон? Наша цель состояла в том, чтобы показать, что и в этом случае чемпионом бы стал Вильнев."

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Славец., вот почитай ...

наверное это тоже с Альянса и автор скорее всего тот же.

у меня почему-то пометок в архиве не осталось,

но не суть:

без эпиграфа

"с 1 июля (1993 г we) к работе в качестве нового спортивного директора команды приступил француз Жан Тодт, известный своими успехами вместе с Peugeot в чемпионате прототипов: "Я вижу свою роль как дирижера оркестра: мне не нужно уметь играть на каком-нибудь инструменте, мое дело, чтобы виртуозы играли вместе. Сейчас, я считаю, Феррари необходима стабильность. Как только мы ее нащупаем, вся команда будет работать более раскованно и слаженно." Наверно, именно это и был ключевой момент для Феррари образца 1993 года - с него началось реальное возрождение команды. Вот что рассказал о переменах, произошедших в Феррари, Жан Алези: "С ним каждый почувствовал собственную значимость. У нас теперь нет незначительных дел или второстепенных ролей. Чтобы Феррари существовала, ему нужны все - и он умеет каждому об этом сказать. А в результате я теперь не знаю ни одного человека у нас, кто бы делал свою работу без удовольствия. Изменился менталитет? Нет. Изменилась атмосфера. Раньше каждый заботился лишь о том, чтобы его не выставили на улицу, а сегодня всякий знает - даже если ты ошибся, тебя никто не погонит сквозь строй."

Очень интересные слова о том, что было и что стало в Скудерии.

Несомненно, превращение в по-настоящему крепко организованную команду стало важнейшей ступенью в возрождении Феррари и явилось главной задачей итальянцев в этом сезоне. Cамо собой, процесс объединения раздираемой политическими интригами команды не мог завершиться быстро, да и вообще, вся история Скудерии вместе с особенностями итальянского менталитета делали ее крайне уязвимой для жестко организованных английских гоночных конюшен типа МакЛарена или Уильямса, не тратящих время на эмоции и умеющих использовать деньги с толком. Итальянский же механик, попав в Феррари, был счастлив уже хотя бы тем, что оказался как бы приближенным к божеству, к легенде, к мечте каждого мальчишки, это могло породить и самоуспокоенность, и самовлюбленность, и нервозность, и неуверенную робость - любое из чувств, мешающих сосредоточиться на работе.

Тодт пытался все поставить на рациональную основу, как бы это ни было трудно с такой командой. Единственной его ошибкой было то, что он забыл о национальном менталитете, о факторе "бога". Бога, на которого будет молиться вся команда, ради которого каждый отдаст последнее, бога, который выведет их в победители."

дальше понятно, да?

многие упрекают Ферров в том, что МШ возвели в ранг идола,

но дело в том, что итальянцам без этого никак.

кстати русским тоже. в этом ментальности совпадают практически тютелька в тютельку.

и еще кстати ... именно поэтому у МШ есть не только "филы", но и "фобы" -

именно из-за русской ментальности ... духа противоречия и неприятия ...

любви к русским сказкам, емеленого счастья и победы добра над злом в них ...

и еще самомнения непомерно раздутого.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уйти, что бы вернуться.

"О чемпионском титуле в этом году я не думаю.

Однако у Феррари теперь есть человек, способный

справиться с этой задачей. Это фантастический

Шумахер!"

Джанни Аньели

Гран При Италии 1996 года, болельщики Феррари ждали с особенным нетерпением. В последний раз Феррари выигрывала в далеком 1988 году. Это был дубль Бергера и Альборето. В последние два года Алези и Бергер были в каком-то шаге от выигрыша, но каждый раз технические неполадки оставляли их ни с чем. Говорили даже о злом роке. Теперь Феррари выходила на старт с новой парой пилотов, и их удача должна была быть другой, лучше, чем раньше. И Судьба, как бы извиняясь перед тифози за все прошлые измывательства над ними, на этот раз сделала все, чтобы успех был с пилотами Феррари. И с нынешним, Шумахером, и с прежним, Алези, который все еще был дорог итальянским болельщикам.

Жан совершил просто идеальный выстрел на старте, перескочив с шестого места на первое. К сожалению, он ошибся в Lesmo-1 и на входе в Lesmo-2 был обогнан Хиллом, вернувшим себе лидерство. У Шумахера же плохо сработало сцепление, и он первый круг закончил лишь на шестом месте. Чтобы отвадить пилотов от срезки первого каскада поворотов, организаторы Гран При выложили преграды из отработанных покрышек. Теперь, задевая за это препятствие, гонщики выбывали из гонки один за другим. Hа втором круге потерял темп и начал отставать ударившийся о покрышки Вильнев, одновременно с этим, избегая контакта с барьером, улетел в гравий Култард. Шумахер переместился на 4-ю позицию. Hа 3-м круге о покрышки надломил свое переднее антикрыло Хаккинен и вскоре поехал в боксы. Шумахер стал третьим. Hа 6-м круге произошла и вовсе невероятная вещь. Hа этот раз жертвой уложенных столбиком покрышек стал лидер - Хилл, который развернулся и заглох прямо посередине дороги. За круг до этого сошел Бергер, а на 24-м о барьер из покрышек сломал подвеску выбравшийся на 3 место Ирвайн.

В итоге уже в самом начале гонки из лидеров в строю остались только Алези и Шумахер. Между ними было три секунды, но постепенно Михаэль ликвидировал зазор. Он ехал быстрее Бенеттона, но преимущество было слишком маленьким, чтобы пытаться атаковать его на трассе. Впереди была дозаправка и, по мере облегчения баков, машины шли все быстрее и быстрее. Тот, кто заедет в боксы раньше, должен был проиграть, так как будет терять время с полным баком. Понимали это и дуэлянты, поэтому держались на трассе до последней капли бензина. Hа середине дистанции, на 26-м круге, механики Феррари и Бенеттона приготовились обслужить своих пилотов. Hа 30-м круге в боксы поехал Алези. Михаэль протянул еще два круга и за это время сумел отыграть у потяжелевшего Бенеттона целых пять секунд! Судьба победы решилась - с дозаправки Шумахер вернулся лидером. Перед ревущими от восторга трибунами немец не переставал атаковать даже, оторвавшись от Алези более, чем на десять секунд. В один момент он тоже чуть перестарался, но его Феррари, в конечном итоге, только коснулась барьера из покрышек и не получила повреждений. В этот день Михаэль Шумахер стал автомобильным богом Италии, преподнеся тифози победу в стенах легендарной Монцы. Этой победой он выполнил план ди Монтедземоло о трех выигрышах и спас сезон-96. Он сделал тифози счастливыми, и тифози приняли и полюбили его . Многие говорят, что именно с этого момента началась “Эра Шумахера” в истории Феррари.

Максимализм Шумахера-победителя, проявившийся в том, что он атаковал даже, опередив Алези и обеспечив себе победу, так притягивает к нему болельщиков. В Италии Михаэль настолько верил в себя и в свою удачу, что ударился о покрышки в ситуации, когда рисковать было совершенно незачем. При этом он продолжил гнать, как будто ничего не произошло, даже после инцидента. За это его и любят болельщики - Шумахер не сдается даже в самой безнадежной ситуации.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

эпиграф:

"Золото ценится не столько за блеск, сколько за чистоту."© МужЫк

Гран-При Австралии 1986 год:

Ход чемпионата:

Безусловно, сильнейшим автомобилем пелотона в этом сезоне располагала команда Williams.

Но ещё весной в британской "конюшне" начались проблемы. Фрэнк Уильямс пострадал в тяжёлой дорожной аварии, навсегда приковавшей его к инвалидному креслу, и в отсутствие выздоравливающего босса заместители Фрэнка не могли справиться с ситуаций в команде.

Ни Найджел Мэнселл, ни Нельсон Пике не был официально объявлен первым номером команды, и в итоге каждый из пилотов посчитал таковым именно себя.

И тем не менее, до Гран-При Великобритании (девятый этап) только Мэнселл спорил с Аленом Простом из McLaren и Айртоном Сенной из Lotus за звание чемпиона мира.

После каждого этапа отрывы между лидерами составляли два-три очка.

Но после Гран-При Австрии Сенна попал в полосу неудач, и Мэнселл начал стремительно отрываться. После первого в истории венгерского Гран-При (одиннадцатый этап) Найджел опережал Сенну на семь, Пике на восемь, а Проста на одиннадцать очков.

Следующий этап в Австрии Прост выиграл и сократил отставание от Мэнселла до двух очков. Но на Гран-При Италии Алена дисквалифицировали за замену машины после старта, зато Пике и Мэнселл принесли Williams дубль. В Португалии побеждает Мэнселл, но Прост второй, а Пике третий. В Мексике первую победу команде Benetton и себе лично приносит Герхард Бергер, Ален Прост вновь второй, Пике четвёртый, а Мэнселл всего-навсего пятый.

В итоге перед последним этапом сезона троих лидеров разделяет семь очков, Сенна проигрывает лидеру чемпионата пятнадцать очков, а затем целая пропасть между Айртоном и Кеке Росбергом - 33 очка...

Турнирное положение претендентов на титул перед последней гонкой:

1. N. Mansell 70 (максимум 7)*

2. A. Prost 64 (максимум 8)

3. N. Piquet 63 (максимум 9)

* - В зачёт чемпионата мира шло одиннадцать лучших результатов сезона. Лишь Пике пока не преодолел эту планку и мог набрать максимум очков. Прост и Мэнселл же имели на своём счету по двенадцать результативных финишей, поэтому на последнем этапе Ален получал на одно, а Найджел на два очка меньше. Больше всего побед по ходу сезона завоевал Мэнселл - пять, дважды Найджел финишировал вторым и дважды - третьим. У Пике было четыре победы, два вторых и три третьих места. Самые скромные показатели у Проста: только три победы, четыре вторых и три третьих места...

Перед гонкой:

Найджел Мэнселл лидирует в чемпионате мира весьма комфортно, поэтому для завоевания титула англичанину допустимо:

•сойти, если соперники не наберут очков;

•финишировать впереди соперников;

•финишировать третьим при любом исходе гонки.

У Пике и Проста только один шанс - и тому, и другому нужно побеждать, при условии, что Мэнселл финиширует не выше четвёртой позиции...

Перед гонкой в британской прессе развернулась целая полемика на тему "Если в гонке будет такой порядок: Прост - Сенна - Пике - Мэнселл, то пропустит ли Пике Найджела вперёд?". Ответом стало "Нет!", хотя мало кто сомневался, что Мэнселл одержит победу в Гран-При. Даже Соичира Хонда лично приехал в Аделаиду, чтобы увидеть триумф своих моторов в чемпионате мира.

В McLaren прекрасно понимали, что в открытом бою справиться с супермощными Williams-Honda не удастся. Следовало применить какую-то уловку, причём ею должно стать нечто, что связывает две британские "конюшни". И ничего лучше покрышек GoodYear придумать было просто невозможно! Задолго до решающей гонки Рон Деннис и другие представители команды начали распространять слухи о новых сверхпрочных покрышках, способных выдержать полную дистанцию гонки без замены. Шинники из GoodYear поспешили опровергнуть эти заявления и клятвенно заверили Williams, что поставляемые им покрышки ничем не отличаются от тех, что использует McLaren. Но в Формуле-1 есть негласное правило, что все опровержения следует читать справа налево, поэтому в Williams клюнули на уловку Денниса.

Ситуации добавляло пикантности и то, что для претворения плана Денниса в жизнь нужна была разменная карта, которой должен был стать напарник Проста Кеке Росберг. Однако чемпион мира 1982 года проводил свой последний в карьере Гран-При, и перед гонкой не уставал заявлять прессе, что борьба Проста за титул его не касается и помогать французу финн не намерен...

Наконец, Формула-1 прибыла на решающую гонку в Австралию. В командах царила крайняя нервозность, все контролировали друг друга, никто не хотел проиграть. Мэнселл объявил свой план на гонку - контролировать соперников и идти к победе. В квалификации Найджел берёт поул, довольно серьёзно (на треть секунды) опережая Пике. Прост четвёртый, Росберг седьмой. Было заметно, что Мэнселл находится в прекрасной физической и психологической форме, и Британия замерла в предвкушении первого титула со времён Ханта...

Ход гонки:

Лучше всех стартовал Мэнселл, вслед за которым устремились Пике, Прост, Сенна... Айртон, впрочем, был очень активен, и уже к первому правому повороту прошёл соперников, выдавил Мэнселла с оптимальной траектории и возглавил гонку. Впрочем, Сенна не пролидировал и круга - на длинной прямой его проходит Нельсон Пике, который и заканчивает круг первым. Позади Нельсона идут Сенна, Росберг, Мэнселл, Прост, Бергер... Позади лидеров, в первом же повороте первого круга, происходит массовое столкновение, в котором сильно страдают Ferrari Микеле Альборето и Ligier Рене Арну. И если Арну отделался сменой покрышек, то Альборето вынужден прекратить гонку...

Но вернёмся к лидирующей группе. На первых же кругах у Айртона Сенны начинаются проблемы, и на четвёртом круге его проходит Росберг. Финн идёт очень быстро, и на седьмом круге проходит Пике и возглавляет пелотон. Первая часть плана McLaren выполнена.

Едва Росберг выходит в лидеры, активизируется Ален Прост. Француз активно атакует и последовательно проходит Сенну (11 круг) и Мэнселла (12 круг). На 23 круге разворачивается идущий вторым Пике, и Прост с Мэнселлом отыгрывают по одной позиции. Пара McLaren лидирует, но Мэнселл идёт третьим и пока что ситуация складывается именно в его пользу. Однако на 32 круге начинается главное действо, заготовленное McLaren.

При обгоне на круг Герхарда Бергера Прост якобы ошибается, и автомобили двух пилотов соприкасаются. Шины на болиде Алена повреждены, и француз возвращается в боксы. Механики команды выглядят совершенно неготовыми к этому "незапланированному пит-стопу" и целые 17,13 секунд меняют Просту шины. Специалисты GoodYear изучают покрышки, снятые с McLaren, и делают вывод, что шины действительно могут пройти полную дистанцию Гран-При без замены. Прост же возвращается в гонку четвёртым, и всё идёт к титулу Мэнселла - машина шла отлично, двигатель был надёжен, топлива достаточно, и шины, как выяснилось, должны выдержать...

Кульминация Гран-При наступает на 63-64 кругах. Сначала в конце длинной прямой останавливается лидирующий в гонке Росберг, и все видят, что одна из шин на его McLaren порвана в клочья. В боксах начинается переполох. В этот момент Мэнселла опережает Прост, но главная трагедия Найджела происходит кругом позже, когда на скорости 290 км/ч левая задняя шина на его Williams буквально взрывается. Вырывается сноп искр, машина начинает вилять, и пилот, борясь за свою жизнь, всё же останавливает болид за пределами трассы... Кадры этой аварии обошли весь мир, их и сейчас показывают как пример живописного несчастного случая в гонках. А тогда... "В таких ситуациях человек прекращает размышлять и действует. В тот момент я не думал о том, что упустил титул", - скажет после гонки Мэнселл. В Williams скажут, что планировали пит-стоп именно после 64 круга, но Найджел заметит, что никакого указания от команды на сей счёт он не получал...

До конца гонки остаётся 16 кругов, и специалисты GoodYear настойчиво рекомендуют Williams зазвать в боксы Пике. В этот момент Нельсон лидирует и идёт на чемпионский титул, но ещё одна подобная авария может закончиться не столь удачно, как в случае с Росбергом и Мэнселлом. На 66 круге Пике совершает быстрый пит-стоп и бросается догонять вышедшего в лидеры Проста. Бразилец выдаёт серию быстрейших кругов, догоняет француза, но все атаки Нельсона мастерски отбиты Аленом. Прост доводит гонку до победы.

План McLaren удался!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

еще немного о "блеске" и "чистоте" ...

Зимой 88-го Сенна принимал солнечные ванны у себя на фазенде в Ангра-душ-Рейш, Прост, как старожил МакЛарена, в Эшториле, на Сузуке и в Сильверстоуне занимался тяжелым и малоприятным делом - в компании японских инженеров во главе с Осаму Гото подгонял друг к другу мотор и шасси.

7 марта 1988 года. Жакарепагуа.

В этот день тестов здесь была вся без исключения формулическая пресса. Сотни фотографов и операторов оккупировали подступы к боксам МакЛарена, где в этот момент произошло первое свидание новых партнеров. Сенна в комбинезоне - в кокпите автомобиля, Прост в цивильном костюме - на боковом обтекателе. Короткий взгляд, несколько вопросов Айртона - и точные, полные ответы Алена.

Прост: "Айртон пришел в команду, в которой я уже занимал определенное положение. Ему требовались некоторые усилия, чтобы найти свое место. И манера, в которой ему с первых же дней удалось навязать команде свое мнение, свое влияние, была офигительной! (Прост и по прошествии лет, говоря об этом, не в состоянии скрыть ошеломления и... восхищения.) Однако я чувствовал, что у нас одинаковый взгляд на гонки, и не собирался менять ни стратегию, ни стиль пилотирования".

Сенна: "Моя стратегия в том, чтобы учиться у него, так как он лучше знает МакЛарен, а потом превзойти его".

3 апреля 1988 года. Гран-при Бразилии.

Первый поул Айртона в МакЛарене - и... дисквалификация в гонке. Победил Ален - в пятый раз в Бразилии.

1 мая 1988 года. Гран-при Сан-Марино.

Первая победа Сенны в МакЛарене - и первый дубль легендарного дуэта из десяти.

Сенна: "Ален - единственный пилот, у которого я еще чему-то могу научиться. Опытнейший, превосходный партнер - и опаснейший соперник на любой трассе в любую погоду. Совершенный гонщик, лучший в сегодняшнем цирке. Это величайший вызов и большая честь для меня - соперничать с ним".

Прост: "Соперничество, по-видимому, будет между нами всегда. И, возможно, мы не всегда будем хорошо справляться с давлением, которое оказывает на нас наше же окружение. Но я все же хочу верить, что соперничество это не будет чересчур острым. Лауда и Росберг были моими партнерами на закате карьеры и мирились с тем, что я - впереди. С Айртоном нам будет сложнее. Ведь он хочет стать чемпионом мира. Но он совершенный гонщик, - я не рискну искать в нем недостатки - и лучший, самый профессиональный партнер из всех, с кем мне приходилось делить команду. Лучше, чем даже Лауда. Правда... Я счел бы своим большим достижением, если бы сумел убедить его, что на свете есть немало вещей не менее интересных, чем автогонки".

15 мая 1988 года. Гран-при Монако.

Поул - за Сенной. С полуторасекундным преимуществом над Простом!

Сенна: "Я без конца улучшал собственное время, пока не понял, что составил одно целое с машиной. Вместе мы были на пределе. Я отдавал ей всего себя - и она отвечала мне тем же. (...) Я вернулся в боксы и понял, что поднимался по спирали, которая могла бы никогда и не кончиться. Все быстрее, все ближе к совершенству - и все уязвимее. Граница безопасности уменьшалась с каждым кругом. (...) Это мой предел. Я его знаю. Я его испробовал ".

На 66-м круге гонки Сенна, утратив контроль над событиями, попал в аварию на входе в тоннель и сошел. Вылез из кокпита - и отправился... домой, благо авария случилась метрах в двухстах от небоскреба, где была его квартира. В боксах царила паника - гонщик пропал! Лишь через три часа после финиша Деннис дозвонился до Сенны, который пробурчал, что досмотрел гонку по телевизору и ушел спать... Прост, проигрывавший около 50 секунд, стал первым - четвертый, и последний, раз в Монте-Карло.

Прост: "Я не намерен играть в эти игры с Сенной в квалификации. Он подвергает себя такому риску, которого я стараюсь избегать. Он всегда любил коллекционировать поулы, я же отвечал: посмотрим, кто кого, в гонке!"

29 мая 1988 года. Гран-при Мексики.

Прост выигрывает у Сенны 15 очков в общем зачете, и они оба понимают, что честное, равное соперничество на одинаковых машинах не принесет ни одному из них желанного результата: ничьих никогда не было предусмотрено в их обоюдном регламенте. Гонку на автодроме имени братьев Родригес Прост выиграл, лидируя со старта и до финиша, уверенно удерживая своего единственного соперника - Сенну - на дистанции. Они обменивались рекордами круга, как при дуэльной стрельбе: победу и поражение отделяли друг от друга тысячные доли секунды. На подиуме Ален получил искренние поздравления от Айртона: "Ты был сегодня неподражаем!"

Прост: "Я хотел абсолютной победы, чтобы развеять байки о том, что проигрываю ему в скорости. Это бред!"

В Монреале и Детройте победы одержал Сенна.

Прост: "Если Айртон быстрее и лучше мотивирован, что ж... я признаю это".

3 июля 1988 года. Гран-при Франции.

Первый поул Проста после Монако-84 - плюс победа, плюс рекорд круге. Хет-трик!

10 июля 1988 года.Гран-при Великобритании.

Ливень. 24 круга - как 24 часа. Сенна -лидер. Прост - только 16-й. Он заезжает в боксы, вырубает мотор, снимает шлем и перчатки и, ни слова не говоря, скрывается в моторхоуме. Вернувшись в боксы в цивильной одежде, говорит персоналу Хонды и Деннису: "Продолжать гонку в таких условиях - безумие. Полагаю, что с пятнадцатью очками преимущества в чемпионате могу позволить себе этот сход. В конце концов, это привилегия лидера. Я не надеюсь, что механики и инженеры Хонды меня поймут, но хочу провести этот вечер с женой и детьми. Живым." И, не дожидаясь окончания гонки, улетел на вертолете в аэропорт Лутон, а оттуда - частным рейсом компании Аэролизинг в Женеву. Это было началом конца Проста в МакЛарене: японская самурайская психология не могла простить подобного...

Четыре подряд победы Сенны - в Великобритании, Германии, Венгрии (где оба сравнялись по очкам - по 66 у каждого) и Бельгии.

Прост: "Айртон уже чемпион, и с этим ничего не поделаешь. Для меня же все кончено..."

Сказал - и... выиграл две подряд следующие гонки, в Эшториле и Хересе (в Монце оба МакЛарена сошли - это было единственное поражение команды в сезоне).

25 сентября 1988 года. Гран-при Португалии.

Прости Сенна - на первой линии. Именно в таком порядке. Гонке потребовались три старта: сначала заглох мотор у Де Чезариса, потом Уорвик спровоцировал столкновение Де Чезариса, Накаджимы и Сало. На третьем старте Прост, якобы ища чистую дорогу, резко вырулил налево - и буквально выпихнул тоже здорово стартовавшего Сенну на полосу безопасности: два его колеса были на траве - на сумасшедшей скорости! Кругом позже Сенна первым вырвался из Параболики, но Просту удалось сравняться с ним на прямой старт-финиш. МакЛарены неслись, почти соприкасаясь колесами. Прост - внутри, рядом с отбойником. Сенна неожиданно крутанул руль вправо, почти вплотную притирая партнера к стене - и это на скорости больше 270 км/ч! Француз почти столкнулся с рельсами. У очевидцев волосы встали дыбом... После финиша на обоих - победителя Проста и финишировавшего 6-м Сенну - за объяснениями накинулись журналисты.

Прост: "Это дело касается только нас двоих. Айртон имел повод, чтобы отреагировать таким способом. Это все".

Сенна: "Ален притер меня на старте, и я просто отомстил за тот маневр".

Позже последовало объяснение при закрытых дверях. "Если для того, чтобы выиграть чемпионат, ты готов рисковать чужой жизнью, что ж... Бери - я уступаю", - сказал Прост. Сенна признал, что в своей мести зашел слишком далеко, - и попросил извинения.

Накануне двух финальных гонок сезона сложилась уникальная ситуация: обоим нужна только победа, причем Просту - как воздух, ведь, по существовавшей тогда системе начисления очков, вторые места уже ничего ему не давали.

Фрагмент из телевизионного интервью:

Сенна: "Борьба в чемпионате еще не окончена".

Прост: "А нет ли возможности уравнять наши шансы?"

Сенна (быстро):"Нет!"

Прост (смеясь): "Черт!"

Сенна: "Победитель может быть только один". (ничего не напоминает? we)

Долгий встречный взгляд - глаза в глаза - и улыбка. Да, тогда между ними победитель мог быть только один. Впрочем, победителя-то как такового ни разу не было, просто один получал временное преимущество над другим, при этом оба отчетливо сознавали, что самый логичный исход их звездной драки - ничья. Хм, ничья... Ничья?! Да вы с ума сошли!

30 октября 1988 года. Гран-при Японии.

Прост: "Айртон приехал на Сузуку еще более целеустремленным, чем обычно. Два поражения подряд отнюдь не деморализовали его, а лишь до предела завели. Да, Айртон - он такой."

МакЛарен Сенны заглох на старте. Но он не убрал ногу с педали акселератора и заставил движок ожить. Прост лидировал. Сенна ушел в гонку 14-м.

Сенна: "Я делал особенные, нечеловеческие усилия, чтобы приблизиться к Алену, когда мы обгоняли отставших. Это та единственная возможность отнять у него лидерство, о которой я так мечтал!"

На 27-м круге, когда Прост начал обгон Де Чезариса, Сенна, воспользовавшись заминкой лидера, прошел обоих на спуске к боксам по внутренней стороне, рядом со стеной, не дав французу возможности ответить. До титула чемпиона мира Айртону оставалось всего 23 круга. Прост сдался.

Сенна: "Я поверил в это только когда опустился клетчатый флаг. Хотелось плакать и кричать. И я заплакал. Это был самый прекрасный момент в моей карьере, самая красивая гонка и самый красивый чемпионат, 88-й - это была великая битва двух людей".

Прост: "У меня словно гора свалилась с плеч, когда Айртон стал чемпионом мира. Это лучшее, что могло случиться, - для него, и для команды, и для меня. Отныне цель его существования достигнута. Надеюсь, титул изменит его гоночную, да и жизненную, философию, и верю, что у нас останутся хорошие отношения друг с другом. Мы продолжим борьбу в 89-м, но в более дружеском стиле".

А позже добавил: "Я помню, Айртон удивил меня своей реакцией - он был во много раз спокойнее, чем люди из Хонды, которые просто фонтанировали от счастья. Они все хотели его победы больше, чем моей. На Сузуке Осаму Гото занимался только Айртоном и совсем не обращал внимание на меня".

После той гонки Сенна подарил Гото свой легендарный желтый шлем...

Сезон-88 финишировал счастливо и спокойно: Айртон Сенна - чемпион мира, Ален Прост - вице-чемпион, у их команды, Макларена, - абсолютный рекорд результативности, не побитый по сей день (15 побед в 16 гонках, 15 поул-позишн, 10 дублей на подиуме и в итоге 199 очков из 240 возможных). Рон Деннис, которому принадлежит патент на создание "дьявольского дуэта", благодушно нежился в лучах полной, абсолютной и вполне заслуженной славы.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... продолжение.

сезон 1989.

23 апреля 1989 года. Грая-при Сан-Марино.

День, в который сумасшедшие отношения двух звезд окончательно взорвали Макларен. Между гонщиками существовал своего рода негласный "пакт о ненападении": еще в 88м по предложению Проста они договорились, поскольку Макларены так сильны, то нет смысла затевать драку друг с другом уже в первом же повороте.

Старт и Сенна с поулпозишн уходит в гонку первым. Но на 4м круге в Тамбурелло факелом полыхнула сорвавшаяся с трассы Феррари Бергера. Гонку остановили, чтобы заново сформировать стартовое поле. Сенна сам напомнил Просту об их уговоре. Снова старт и теперь уже в Тамбуреллло первым входит Прост. Но Сенна рядом и почти касается колеса! В Тосе бразилец прошел опешившего француза и выиграл гонку... На подиуме Прост и Сенна впервые не подали друг другу рук, Ален не пришел на пресс-конференцию (за что заработал от FIA штраф в 5000 долларов), а в боксах обвинил партнера в предательстве...

Сенна: "Да, это я был тем, кто предложил Просту не драться в первом же повороте. Но... Я не забыл того, что он сделал мне год назад в Эшториле. Да, он стартовал лучше, но на прямой я его достал слип-стримом, и было бесспорно, что могу легко пройти. И что он хотел от меня?! Что бы я, только ради того, чтобы уважить соглашение, оторвал ногу от педали газа и позволил кому-нибудь другому пройти нас обоих?! И потом - это ведь был уже пятый круг, считая с первого старта, да и первый поворот (Тамбурелло) мы прошли бок о бок..."

Деннис, напуганный первой серьезной ссорой своих пилотов, организовал им встречу на тестах в Пембри.

Прост: "Это был единственный случай в истории наших отношений, когда мы перешли на открытую ругань, в Пембри, на тестах, через три дня после гонки... Мы поругались и каждый закрылся в своей скорлупе. Айртон со мной больше не разговаривал".

Сенна: "Уступая настойчивости Денниса, я согласился объясниться с Аленом, при этом твердо предупредив, что подобное вовсе не означает, что стану просить прощения. Я плакал тогда, но не потому, что чувствовал ответственность за происшедшее. Лично мне было плохо в той ситуации, и, что главное, я видел, что Ален расстроен, рассержен и ничего не хотел понимать. Кто должен был что-то сделать, так это Рон..."

Деннис потребовал полного благоразумия в том, что касалось этой встречи. Но несколько дней спустя, накануне Гран-при Монако, французская пресса со слов Проста растиражировала подробности рандеву.

Сенна: "Что он наделал! Раскрыв содержание нашего разговора, он все разрушил. Между нами никогда больше не будет того, что раньше... Я не хочу больше иметь никаких отношений с этим человеком!"

7 мая 1989 года. Грая-при Монако.

Одумавшийся, слегка остывший от обиды француз попытался заговорить с бразильцем. Тот попросил оставить его в покое. Но так, что Деннис почел за благо увести француза. От греха.

29 мая 1989 года. Гран-при Мексики.

Они снова стартовали с первой линии, но в гонке Прост, великий и непревзойденный мастер стратегии пит-стопов, ошибся со сменой резины, и Сенна вырвался вперед и в гонке, и в чемпионате. Раздосадованный Прост впервые вслух обвинил Макларен и Хонду в том, что ему и его сопернику предоставляют неравноценную материальную базу. Взбешенный поведением Алена, Рон Деннис поставил ультиматум - неделя на размышления с тем, чтобы решить свою судьбу на 90-й: взять свои слова назад и остаться в Макларене или... Сенна же объявил миру о том, что между ним и Простом все кончено.

Прост: "Мы больше совсем не разговаривали. Но на гонках или тестах, во время брифингов с инженерами обменивались всей имевшейся у каждого информацией. В этом никогда не возникало ни малейшей загвоздки и это было даже странно. Мы делились деталями, спорили - словом, разговаривали друг с другом так, словно ничего не произошло. Но стоило нам покинуть моторхоум, как всед прекращалось".

9 июля 1989 года. Гран-при Франция. Ален Прост объявил о своем решении в конце года покинуть Макларен.

Прост: "Это был самый тяжелый период в моей жизни. Я не могу его забыть. Я не знал,что буду делать, не было никаких проектов, никаких контрактов. Мне казалось, что жизнь кончена..."

27 августа 1989 года. Гран-при Бельгии. Апокалиптическая дождевая гонка: Сенна, лидировавший со старта до финиша, опередил Проста и Мэнселла всего на полторы секунды, а двоих последних разделили меньше чем полсекунды. Это была 50я победа Хонды. Власть бразильца над мотористами Макларена стала абсолютной и полной.

После этой фантастической гонки Сенна провел несколько дней дома, в Бразилии, а вернувшись в Европу, узнал, что Прост подписал двухлетний контракт с Феррари. Они больше не были партнерами даже фиктивно - это стало просто невозможным после того, как в прессе оба обменялись серией ядовитых высказываний: горечь от разрыва, которую не скрывали оба, превратилась в глухую злобу.

11 сентября 1989 года. Граи-при Италии.

Как встречала обезумевшая толпа фанов "Феррари" своего нового кумира, свою надежду - Проста! А у Сенны что-то не ладилось. Но к субботе он сумел победить свой Макларен и на самом финише квалификации отобрал таки у француза поул! Это было 10 сентября, в день... Святого Алена. Сей факт немало позабавил Айртона. После же гонки, в которой Сенна лидировал, но за 9 кругов до финиша сжег мотор, Прост-победитель швырнул победный кубок в толпу болельщиков.

Прост: "Что подтолкнуло меня к разрыву отношений с Маклареном? Протекционизм Хонды. То, как японцы без малейшего стеснения отдавали предпочтение Сенне. Я боролся за титул чемпиона, а им было на это плевать! Монца стала вершиной пережитого мною ужаса. Вся команда занималась только Айртоном. В моей половине бокса были лишь два механика и мой гоночный инженер, да изредка заглядывал кто-нибудь из Хонды. Это было невероятно до такой степени, что даже Айртон, с которым мы больше не разговаривали, сказал мне потом, что все происходящее было возмутительным" .

22 октября 1989 года. Граи-при Японии.

Судьба короны чемпиона мира решалась именно здесь. Обоим нужна была только победа - Алену потому, что никакие другие места по тогдашней системе подсчета ничего ему не давали, Айртону потому, что только первое место оставляло ему шанс в Австралии побороться за титул. Но тоже лишь при условии победы.

Это была гонка на грани их возможностей и за гранью возможностей их машин. Круг за кругом два Макларена, слившихся в едином ритме, неслись, словно привязанные друг к другу. На 47м круге, на длинном левом повороте перед петлей, между Простом и Сенной было меньше полсекунды. И Сенна, максимально задержав торможение, сунул нос своего Макларена внутрь поворота, пытаясь пройти Проста, уверенный, что француз отступит. Но Прост не отступил и, как выражаются гонщики, захлопнул калитку, вывернув руль вправо. Два красно-белых болида-двойняшки, медленно, сцепившись колесами, выкатились на противоположную сторону трассы. Прост, искоса глянув на Сенну, развел руками. Сенна схватился за голову. Француз, чей мотор заглох, вышел из кокпита, бразилец же, отчаянно жестикулируя, заставил стюардов вытолкать его Макларен обратно на трассу, после чего, срезав петлю по газону, ринулся в боксы. Ему заменили поврежденный носовой обтекатель - и он вырвал победу у Сандро Наннини на Бенеттоне. Он прошел итальянца за три круга до финиша в той самой петле - точно так, как хотел пройти Проста. Тормоза визжали, когда Наннини пытался не врезаться в Макларен...

Прост: "Сенна не мог не знать, что совершает маневр самоубийцы. Он мог пройти меня только на торможении в петле, но даже вопрос не стоял о том, чтобы я дал ему дорогу. Сенна считает, что быть чемпионом смысл его жизни. Со мной не так. Если титул ускользает от меня, я не делаю из этого трагедии, но сражаюсь всегда до конца. На финише прием Денниса нельзя было назвать теплым, но мне на это плевать. Сезон закончен, а что там произойдет в личных отношениях - неважно" .

Сенна: "Исход этой гонки никак не соответствует реальной расстановке сил. Ему было нечего терять. Я не мог поверить в то, что он мне сделал! Позор - так выигрывать чемпионат".

После гонки решением FIА и президента Жана-Мари Балестра Сенна был дисквалифицирован - в вину ему вменили сразу несколько нарушений правил, в том числе опасную езду и возвращение на трассу с посторонней помощью. Бразилец был разгневан, и Деннис, уникальный случай, подал протест против одного из своих гонщиков в пользу другого. Иск не был удовлетворен - Проста назвали чемпионом мира.

Прост: "Ничего не хочу комментировать. В дирекции, когда мы разбирали инцидент с комиссарами, я протянул ему руку он не ответил. Этот человек отвратителен мне во всем. Я не добьюсь чести, соперничая с ним, потому что он не человек чести".

Сенна: "Поднявшись в судейскую башню, я обнаружил там Проста и Балестра, которые не должны были там находиться! Мне объявили, что я дисквалифицирован. Прост подошел, положил руку на плечо со словами:"Я желал бы, чтобы Чемпионат финишировал иначе, но был почти уверен, что все случится именно так."Я почувствовал, что готов сожрать его живьем! Помедлив, рявкнул прямо в лицо: "убирайся, исчезни из моей жизни, видеть тебя больше не хочу! Это я выиграл эту гонку и этот чемпионат, но их у меня украли." Мне нанесли сильнейший удар. Это вероломно и невероятно. Это произошло потому, что люди, обладающие властью, решили, что именно так должно быть. Балестр (француз) все это организовал по политическим мотивам, или из соображений личной дружбы, или по другой причине, которую я предпочитаю не упоминать. Я на самом деле готов все бросить к чертовой матери! Я Почти готов не ехать в Австралию".

Сенна не выбирал выражений, сыпал обвинениями направо и налево, на глазах Балестра, искавшего примирения, порвал и отправил в корзину для мусора официальное приглашение FIA на чествование победителей... Представ же перед Всемирным Советом, разбиравшим "дело Сенны", попросил таки прощения, но... "за те ошибки, которых я не совершал!" Он вывел власть из равновесия и целую зиму был вынужден выдерживать фактическую травлю. Но ни в какую не уступал уговорам Рона Денниса и руководства "Филипп Моррис", пытавшихся прекратить бурю. Балестр пригрозил: штраф в 100 000 долларов и официальные, через прессу, извинения, иначе строптивого бразильца лишат суперлицензии. 16 февраля 1990 года, в предварительной заявке на предстоящий чемпионат, в листе Макларена рядом с фамилией Бергер стояло имя Джонатана Палмера... Но Деннису удалось таки урегулировать дело.

Сенна: "После того как я подписал письмо с незначительными уступками и отправил его по факсу, Рон изменил в нем все формулировки! Разве это честно?"

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... продолжение.

сезон 1990

11 марта 1990 года. Гран-при США.

Прост и Сенна, теперь гонщики Феррари и Макларена, впервые встретились в Финиксе. Прост, поймав Сенну возле моторхоума Макларена, протянул бразильцу руку. Тот не принял жеста примирения.

Сенна: "Не желаю иметь ничего общего с тем, кто говорит, что он друг, но сам таковым не является".

26 марта 1990 года. Гран-при Бразилия.

Впервые после десятилетнего перерыва бразильский этап вернулся в Сан-Паулу, родной город Айртона, на Интерлагос, на котором в 73м он провел свою первую гонку на карте. Это был 43й поул в карьере бразильца, поул, вызвавший форменное помешательство. С несколько истеричной надеждой публика ждала непременной победы своего идола - победы, которая дома ему еще ни разу не доставалась(никого не напоминает :)we). А выиграл гонку... Прост. У француза после награждения случилась истерика в боксах Феррари...

24 июня 1990 года. Гран-при Мексики.

Сотый Гран-при Сенны. У Проста на Феррари, 13-е место на старте. И впереди - двенадцать пилотов: Наннини, Де Чезарис, Мартини, Уорвик, Доннели, Алези, Бутсен, Пике, Мэнселл, Сенна, Патрезе и Бергер. Француз обогнал их всех - методично, целенаправленно, одного за одним. Из них не сошел никто, кроме Сенны, который, лидируя и затеяв нон-стоп без смены резины, на 60м круге взорвал покрышки, отражая настойчивые атаки Проста. У последнего это тоже был нон-стоп, но победный! Это была 41я победа Проста, которую он никогда не называл самой красивой, но всегда самой выстраданной. Спустя три часа после финиша на борту Боинга 747 компании ЭйрФранс Прост, сидя едва ли в десятке метров от своего бывшего босса, Рона Денниса, с усмешкой комментировал события для пары особо приближенных французских журналистов. Рон и Ален не обменялись ни словом: это было нелегкое испытание для обоих.

9 сентября 1990 года. Гран-при Италии.

Авария Дерека Уорвика в конце первого круга заставила дать гонке повторный старт. На протяжении всей дистанции шла плотнейшая схватка Сенны и Проста, стартовавших с первой линии. Француз совершил ошибку в самом конце, несколько ослабил хватку и бразилец внешне легко одержал свою первую победу в Италии. А после награждения состоялось экспресс-примирение заклятых "друзей", спровоцированное журналистом из газеты La Reppublica Карло Маринковичем. Они как-то очень быстро остались на пресс-конференции одни - Бергер, третий призер, сбежал... Дальше рассказывает Лионель Фруассар, француз, биограф "братьев-врагов": "Маринкович, задавая какой-то малозначительный вопрос, вдруг ввернул: "а почему бы вам, воспользовавшись этим случаем, не пожать друг другу руки? " В зале повисла напряженная тишина. Ни Прост, ни Сенна не были готовы к такому повороту событий и чувствовали неловкость. Молчание нарушил Прост: "Я протянул Айртону руку весной, в Финиксе. Он не принял ее. Пусть попробует объяснить, почему?" Сенна ответил без паузы: "Я не протянул ему руку потому, что не чувствовал искренности. То,что случилось в прошлом году,не может быть забыто так лег- ко. Но Ален и я разделяем одну страсть в жизни. Вот почему, если он перед всем миром подтвердит чистосердечие своих намерений по отношению ко мне и я этому поверю, то первым протяну руку".

Прост: "Мне не доставляет никакого удовольствия прошлое. Если Айртон готов к примирению, то я - тоже. Думаю, нашему спору пойдет на пользу. если остаток сезона мы пройдем рука об руку". Снова молчание повисло в зале. Ален помедлил, встал - и протянул Айртону руку раскрытой ладонью вверх. И Айртон не смог не принять ее. Последовало рукопожатие - многозначительное, короткое и могучее, которому аплодировал забитый журналистами зал. Двое,соединившие руки, не обма- нывались по поводу друг друга. И не обманывали других. В тот момент оба искренне верили, что этот простой жест поможет .

30 сентября 1990 года. Гран-при Испании.

Накануне, в квалификации, в Хересе страшно разбился ирландец Мартин Доннели. Это потрясло всех. Особенно Сенну. Но... Спустя всего несколько минут после аварии он показал впечатляющее время на круге, а через день еще улучшил его, установив свой 50-й в карьере поул!

21 октября 1990 года. Гран-при Японни.

Сенне, завоевавшему поул, необходимо, чтобы его положение на стартовом поле перенесли - оно на грязной половине трассы, что лишает обладателя поулпозишн всех преимуществ. Убедить комиссаров сделать это не удается. Прост, стоявший на старте вторым, успевает войти в первый поворот впереди Сенны. И тот решился: как показали данные телеметрии, он не снял ногу с газа и, как по рельсам, въехал в Феррари Проста! Два болида в тучах пыли и искр замерли на противоположной стороне трассы. А ведь после старта прошло едва ли секунд пятнадцать, и позади на полной скорости шел весь пелотон! Сенну этот обоюдный сход устраивал как нельзя более: он стал двукратным чемпионом мира - FIА не посмела дисква лифицировать его второй год подряд...

Сенна: "Нет никакой разницы в том, как становиться чемпионом мира - за шесть кругов до финиша или через 100 м после старта. Я посвящаю этот титул тем, кто год назад отнял его у меня! Когда я вышел из машины после столкновения, я был взволнован и холоден одновременно".

А после в боксах рыдал на плече Рона Денниса: "Прост же знает меня, знает мой образ мыслей, он должен был предвидеть, что будет, если он окажется впереди меня! Но он пошел на это..." Лишь год спустя, в Аделаиде, став трехкратным чемпионом мира, Айртон открыто перед всем миром признал, что то столкновение было умышленным: "Ситуация была очень зыбкой, но еще накануне, когда не удалось перенести поул, я дал себе слово: если Прост войдет в первый поворот раньше меня, он из него не выйдет! Я буду беспощаден. Это была моя стратегия, и он должен был это понять. Наши разногласия - результат нашего соперничества, нормального для людей нашей профессии. Их ухудшение в 89м было плохо отслежено командой, особенно Роном. Не было сомнений, что титул уйдет либо к нему, либо ко мне. Но когда ты весь сезон сражаешься за корону с одним человеком, эта борьба должна приносить огромную радость. Так было в 88м. А в 89м и 90м в награду победителю ... да и проигравшему тоже, достались лишь тоска и слезы".

Прост: "Единственная большая, почти непростительная, пакость между нами - это то столкновение 90го на Сузуке. Много позднее я пытался заговорить с ним об этом, но он тихо попросил не трогать эту тему. Ладно, я думаю, что он сделал это, скажем так, процентов на десять против меня, на остальные 90 - против Балестра и спортивных властей. После Монцы-90 мне казалось, что мы оба, и я, и Айртон, о многом передумали. Он очень чувствительный человек, еще более чувствительный, чем я. И он изменился к лучшему по сравнению с теми двумя годами, что мы прожили вместе в Макларене. Он стал сильным, и я почти не опасался никаких антиспортивных действий с его стороны. Но... Есть разница между "нормальным" столкновением и пинком под зад сопернику. Если так, то этот спорт не для меня. Мне далее пришла в голову мысль врезать ему по морде, но какого-то порыва не хватило".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

... продолжение.

сезон 1991.

В сезоне-91 в соперниках у Сенны ходил Уильямс Мэнселла, Феррари же Проста не тянула. Но даже в условиях практически полного отсутствия почвы для конфликта они не могли не сделать исключения друг для друга.

В канун Гран-при Германии Умберто Аньели, вицепрезидент группы Фиат, заявил в прессе, что "лучший пилот, конечно, Сенна. И только он тот единственный, кто достоин сидеть в кокпите Феррари. А весь этот французский мусор (Прост и Жан Алези) пора отправить на помойку". Прост, и так взведенный до последней степени глухими неудачами команды, взбеленился - дело пришлось урегулировать с участием самого Джованни Аньели, президента Фиата, Пьеро Фузаро, президента Феррари, и адвокатов. Можете себе представить, с каким настроем приехали Сенна и Прост в Хоккенхайм...

28 июля 1991 года. Гран-при Германии.

Сенна был впереди, Прост следом. Он шел сильно, легко и расчетливо и не отставал, хотя речь шла лишь о Зем месте. Восемь кругов до финиша. Эту нелепую и страшную схватку видели миллионы телезрителей. Вместе в легком правом повороте, вместе на прямой, вместе и в следующем, тоже правом, вираже. Два гения не берегли, не щадили друг друга - как только Прост, имитируя атаку, ушел влево Сенна перекрыл его. Француз приближался, нервируя бразильца, тот неожиданно тормозил, выкручивая руль, заставляя француза буквально уворачиваться от столкновения. Прост не уступил, пошел дальше, двое сравнялись. У Проста для маневра оставалась полоска асфальта едва ли в метр шириной, между колесами двух автомобилей было и того меньше - от силы несколько миллиметров! Вот уже два колеса Феррари на траве - Макларен не уступает. Напротив, невероятным броском сунув нос впереди Феррари, в вираже подрезает соперника! Прост, тормозя, вылетает на полосу безопасности. Сход... Но Сенне повезло не больше на последнем круге у него иссякло топливо.

Прост: "Сегодня Сенна выкинул меня. И я больше не буду уступать. В следующий раз я выкину его. Я помогу Мэнселлу стать чемпионом мира!"

Балестр, всерьез напуганный перспективой открытой войны на дорогах, немедленно наложил на потерявшего всякое самообладание Проста так любимый FIA во все времена отложенный штраф, дисквалифицировав на гонку.

9 августа 1991 года. Гран-при Венгрии.

В пятницу, после первой квалификации, функционеры FIA во главе с Балестром, все в парадной бордовой униформе, переоборудовав моторхоум Эльф в нечто вроде передвижного зала суда, вызвали на разбирательство обоих виновников поединка в Хоккенхайме. Просмотр видеозаписи. Ни Сенна, ни Прост не отрицают вины, оправдываясь лишь тем, в какой обстановке находились. Вдвоем, попеременно принимая вину на себя, они разряжают обстановку. А потом...Просят оставить их наедине.

Больше часа десятки журналистов изнывали перед наглухо запертыми дверями моторхоума, за которыми двое изливали друг другу душу. Наконец вышли. Лица и глаза ясно говорят о том, каким нелегким было это объяснение. Рука Сенны на плече Проста. Все ясно без слов.

Сенна: "Нет, это не повторение на бис монцевского примирения годичной давности. Все было совсем иначе сейчас. Все шло от сердца, по нашей собственной воле. Мы поговорили как мужчина с мужчиной и вернули друг другу свое доверие".

Прост: "Это было очень нужно нам обоим. Все происшедшее не было очередным дежурным примирением, все было глубже и чище на этот раз. Мы с Айртоном сказали друг другу вещи, которые поклялись больше никогда не повторять".

Журналисты, доискивались подробностей как только могли, но ни Прост, ни Сенна так никогда и не рассказали о том, что же происходило между ними за закрытыми дверями моторхоума Эльф. Этот час с небольшим их жизни принадлежал только им двоим...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Однажды Берии Экклстоун, президент FOCA и самый главный промоутер Формулы-1, произнес такие слова: "Прост? Сенна?! П-ф-ф... Стоит Шумахеру выиграть еще пару-тройку гонок, как о них напрочь забудут" С тех пор как Берни потряс мир зтим откровением, Шумахер успел выиграть уже не пару-тройку Гран-при. Но разве от этого что-нибудь изменилось? Разве кто-нибудь из тех, кто знал н видел, какой была Формула-1 до Шумахера, забыл великих Сенну и Проста ?

Формула-1 уже "завтра" (в следующем сезоне) будет другой...

но забудут ли МШ те кто это видел эту улыбку и такую искреннюю радость побед?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Возможно Мэнселл, со своим единственным титулом, как-то не очень вписывается в концепцию "поколения великих"?

Возможно, беда Найджела заключалась в том, что слишком много "великих" гонялись вместе и слишком тесно им было на вершине? Кто-то непременно должен был оказаться крайним. Крайним стал Мэнселл.

Четыре раза британец был всего лишь в шаге от титула, но трижды оступившись, Найджел снискал себе славу "великого неудачника Формулы-1", Стирлинга Мосса 80х годов. Как бы то ни было, но человек, чьи действия шесть раз за семь лет решали судьбу чемпионского титула, четырежды сам оспаривавший корону, достоин того, чтобы его имя было вписано в историю золотыми буквами.

История о трех ГП или ХХХ (три икса)

Гран При Португалии, Эшторил, 24 сентября 1989 г.

Весь сезон Найджел, выступавший уже за Ferrari, наблюдал за соперничеством Сенны и Проста за чемпионство. Техническое отставание Scuderia от McLaren лишь эпизодически позволяло ему вмешиваться в борьбу за победу. Одним из таких эпизодов и стал Гран При Португалии, завершившийся в итоге скандалом. На 39м круге гонки Мэнселл заехал на пит-стоп, но проскочил мимо боксов и вернулся на них задним ходом. Через несколько кругов маршалы вывесили ему черный флаг - движение по пит-лейн разрешено только в одном направлении. Однако британец флаг проигнорировал ( ничего не напоминает? :Dwe). "Я был слишком увлечен борьбой с Сенной и не заметил черного флага", - клялся Мэнселл после финиша. Как бы то ни было, но в начале 49го круга, сразу после стартовой прямой, Найджел попытался обогнать Сенну и вытолкнул того с трассы.

Случается такое в гонках, конечно, но два факта наводят на некоторые размышления. Во-первых, победу в гонке в итоге одержал товарищ Мэнселла по Ferrari Герхард Бергер, а во-вторых... Во-вторых, в тот момент было уже известно, что в 1990м партнером Найджа будет Прост, а Scuderia ох как хотела получить в команду действующего чемпиона мира. По сути, это столкновение предопределило судьбу титула в пользу Алена и спровоцировало знаменитую аварию на Сузуке между Сенной и Простом. Ведь выиграй бразилец гонку в Португалии, и между ним и французом перед Сузукой было бы не 16ть, а лишь 5ть очков разницы в чемпионате, и Прост врядли решился бы на столкновение.

Гран При Португалии, Эшторил, 23 сентября 1990 г.

Найджел вновь наблюдал за борьбой за титул со стороны, с той только разницей, что теперь "корону" оспаривал его партнер по команде. Эта гонка была почти так же важна для Проста, как и прошлогодний Гран При Португалии для Сенны. Квалификацию Scuderia откатала просто блестяще, и впервые в сезоне обе Ferrari стояли на первой линии, но на старте Мэнселл допустил роковую ошибку.

Мэнселл:"К сожалению тогда я совершил один из худших стартов за всю мою карьеру. Колеса провернулись, и меня снесло направо, где был Прост."

В итоге британец чуть было не впечатал Алена в бетонный отбойник, отделявший стартовую прямую от боксов, пропустив вперед двух пилотов McLaren. И если Мэнселл потом все-таки сумел опередить красно-белых и выиграть гонку, то Прост финишировал лишь третьим, уступив Сенне.

Так Мэнселл спровцировал вторую японскую аварию бразильца и француза. Именно те несколько очков, отвоеванные Сенной у Проста в Португалии, и позволили Айртону через месяц с легким сердцем совершить "таран века" в первом повороте на Сузуке и стать двукратным чемпионом мира.

Гран При Португалии, Эшторил, 27 сентября 1991 г.

В какой-то мере символично, что именно португальская гонка предопределила поражение Найджела в чемпионате мира 1991 г. Два года до этого ни Сенна, ни Прост не были виноваты в португальских неудачах, они не совершали ошибок, за них ошибался Мэнселл. В 1991м Найдж наделал кучу ошибок - в Интерлагосе, Имоле, Монреале, но только не в Эшториле. Теперь за него ошиблись механики Williams.

Мэнселл: "Это был обычный пит-стоп. Получив сигнал "to go", я отпустил сцепление и рванул вперед. Меня охватил ужас, когда я увидел, как мое правое заднее колесо отделилось от машины и покатилось по пит-лейн. Гайка не была прикручена, и все... конец всем моим чемпионским надеждам."

Механики догнали "искалеченную" машину, на руках приподняли ее и привинтили таки злосчастное колесо, но поздно, обслуживание было произведено вне боксов. Найджел выскочил обратно на трассу 17м, и умудрился подняться уже на шестое место, когда увидел перед собой черный флаг.

Шансов выиграть чемпионат после неудачи в Португалии у британца уже практически не оставалось. Чемпионом вновь стал Сенна.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...