Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Диверсант

К. Купер

1 post in this topic

Команда Cooper является одной из легендарных в Формуле-1, командой, которая произвела революцию в гонках Гран При ,выведя первой на старт автомобиль с заднемоторной компоновкой.

Команда была основана в 1946,а зарегистрирована - в декабре 1947 года как Cooper Car Company Ltd отцом и сыном Куперами - Чарльзом и Джоном. Это было сделано после успехов автомобилей в горных гонках. По итогам выступлений, Cooper Type 3 был назван лучшим гоночным автомобилем в классе 500 см3.

Купер –старший был прижимистым хозяином, но понимал, что без профессионального конструктора дальше обходиться невозможно. на работу был принят Оуэн Мэддок, который и осуществил заднемоторную революцию.

1950

Класс 500 см3 получил название Формула-3, и автомобили Cooper победили в 13 из 16 гонок этого класса. К этому времени Куперы стали оснащать свои машины также литровыми моторами и достигли весомого результата и на международном уровне: в 1949 году Мосс пришел третьим в Италии, уступив лишь Ferrari. Впереди была главная цель -только что учрежденная Формула-1,и, хотя до появлеия заводской команды оставалась пара лет, автомобиль Cooper T12 появился уже на втором этапе самого первого чемпионата, на Гран При Монако'50. На старт его вывел Харри Скелл, который, впрочем выступил не очень удачно -он попал в стартовый завал в повороте Tabac на первом круге гонки. Больше в этом и следующем году машины Куперов в Ф-1 не появлялись.

1952-1953

После изменений в правилах на 52-й и 53-й год, открывшим дорогу в чемпионат мира машинам Ф-2, Куперы приняли участие в Ф-1. Мэддок спроектировал новое шасси и оснастил его шестицилиндровым рядным мотором Bristol мощностью 130 л.с., который из-за его больших размеров пришлось разместить спереди. Cooper T20 уступал 30-40 л.с. тогдашним грандам Ф-1, но был значительно легче, что давало надежду на успех. Но Куперы решили, что выводить на старт заводскую команду рановато и машины были проданы частникам. Одну купил Джимми Ричмонд для Эрика Брэндона и Алана Брауна, другую -Боб Чейз для Майка Хоторна. Именно Хоторн и добился на этой машине наивысшего успеха, поднявшись в Сильверстоуне на третью ступень пьедестала, рядом с Аскари и его партнёром по Ferrari Пьеро Таруффи. Правда в Ferrari же его и переманили на следующий сезон, зато в 1953 году на старт ЧМ вышла заводская команда Cooper Car Co.

Новая команда выставила новые машины -более мощные и более легкие. В отличие от шасси Т20 в конструкции которого были традиционные лонжероны, шасси Cooper T23 было построено на трубчатой раме, а мощность мотора довели до 140 л.с. Но успехов это не принесло и первый сезон вышел провальным- Cooper не набрал ни одного очка. В добавок ко всему, правила на следующий сезон опять изменили- объём двигателей возрос до 2500см3. Команда решила не выставлять машины на старт и уйти «в отпуск».

1955

Команда участия в сезоне не принимала, но на Гран при Великобритании'55 на автомобиле Cooper T40 на старт выехал молодой австралиец Джек Брэбэм, который впоследствии сыграет заметную роль в истории команды.

1956

В 1956 году на базе Т40 Мэддок построил Т41, машину для участия в Ф-2 и равных ей в этом не классе было. В Формуле-1 команда участия не принимала.

1957

В 1957 году началась история подлинного успеха Cooper, с модели Т43. Конструкция этого автомобиля основывалась на той же идеологии: максимальное снижение веса, дающее выигрыш в скорости при меньшей мощности мотора и сокращающее тормозной путь, и заднее расположение мотора, обеспечивающее лучшее сцепление колёс с трассой, особенно на выходе из поворотов. Двигатель был заказан Coventry Climax. Объём был увеличен до 1960 см3, а мощность составляла 175 л.с. при гораздо меньшем весе(370 кг.) Cooper мог соперничать с 300- сильными Ferrari и Maserati(650 и 680 кг. соответственно). Едва ли не случайно нащупав идею заднемоторную компоновку, Куперы, доведя её до ума задали жару переднемоторным тяжеловесам. На ГП Монако'57- своем втором Гран При «маленькие божьи коровки» показали свою силу. На первом круге гонки Джек Брэбэм прорвался с 16 на 6 место, а затем и на 3, преследуя Фанхио на Maserati и Тони Брукса на Vanwall. Однако верная бронза «уплыла»- на последнем круге на его машине отказал бензонасос, и Джеку пришлось в первый раз свой Cooper к финишу вручную. в результате он финишировал 6-м, но тогда за 6-е место очков не давали, и первые два очка команда заработала три гонки спустя- на ГП Великобритании, Рой Сальвадори финишировал пятым.

1958

В 1958 году была завоёвана первая победа для Cooper, завоевал её Стирлинг Мосс на ГП Аргентины.правда победа досталась не заводской команде, а команде Роба Уокера, за которую и выступал Стирлинг. На следующую гонку команда привезла новый автомобиль Т45, который был обновлённой версией Т43. Был увеличен объём мотора до 2,2 литра, поставлена современная пружинная подвеска, хотя сзади по прежнему оставалась старая рессора. На этой машине победу одержал вновь гонщик Уокера- Морис Тринтиньян. А заводской гонщик Рой Сальвадори взял треть место на Нюрбургринге. По итогам сезона Куперы заняли весьма достойное третье место в учрежденном кубке конструкторов.

1959

Скоростные трассы по прежнему были не по зубам машинам Куперов, по этому к сезону 1959 года был вновь увеличен объём двигателя до 2,5 л., а мощность до 240 л.с. мотор по прежнему уступал Ferrari, но был надёжней и значительно легче. Плюс к этому сама машина получилась легче за счёт революционной рамы из гнутых труб. Появились дисковые тормоза, но по прежнему сзади оставалась рессорная подвеска. В команду вернулся Стирлинг Мосс, ушёл Сальвадори, едва не утянув Брэбэма. В Первой же гонке сезона ожидания оправдались: Мосс уверенно лидировал, пока не сошёл из-за поломки оси, и гонку выиграл Брэбэм. После ухода Vanwall, главными соперниками Куперов стали Ferrari, её гонщики и выиграли гонки в Реймсе и на немецком АФУСе. Правда потом настал звёздный час Cooper: Брэбэм победил в ГП Великобритании, Мосс принёс две победы Уокеру в Порту галлии и Италии, а Мак-Ларен завершил сезон эффектной победой в Гран При США- в той самой гонке, в которой Брэбэм во второй раз прикатил к финишу свой автомобиль на 4-м месте, чего хватило для завоевания чемпионского титула в добавок к завоёванному Куперами Кубку Конструкторов.

1960

В 1960-м году преимущество Куперов над соперниками было ещё более подавляющим. На ГП Аргентины, Мак- Ларен финишировал первым, напомнив соперникам о превосходстве Cooper. В Монако он финишировал вторым, уступив Моссу, который по прежнему выступал за команду Уокера, но на Lotus 18. Зато в Монако дебютировала новая модель- Т53, которая была ещё более приземистой, чем предыдущая модель., была оснащена новой пятиступенчатой коробкой передач и пружинной задней подвеской. После Монако последовали пять подряд побед на ГП Голландии, Бельгии, Франции, Великобритании и Португалии, как правило подкрепленных вторыми и третьими местами Мак- Ларена. Тем самым второй подряд титул чемпиона мира Брэбэму был обеспечен, как и Кубок Конструкторов. Британские «ремесленники дважды уделали «спецов» из Ferrari. Именно этот ремесленный подход и погубил команду Cooper.

1961

В 1961 году Куперы опять были застигнуты врасплох сменившимся регламентом. объём двигателей был ограничен 1,5 л. и старый 4-х цилиндровый мотор Climax FPF не мог выдержать конкуренции с новеньким Ferrari V6. Новый Т55 представлял собой лишь эволюцию устаревшей Т53. Новый мотор V8, появившийся к концу сезона на машинах с обозначением Т58 положения не спас. Результат- ни одного победного финиша и даже второго места за сезон, и лишь четвертое место в КК. В довершение ко всему ушёл из команды Брэбэм.

1962

В 1962 году дела Cooper пошли на лад: одна победа, два вторых и три третьих места Мак- Ларена плюс ещё одно третье место Тони Мэггза обеспечили Cooper третье место в КК. В то время как остальные команды сделали ставку на монокок, Куперы продолжали придерживаться устаревшей рамной конструкции, вдобавок Джон Купер попал в аварию, когда испытывал прототип Mini- Cooper. У руля команды стал Кен Тиррел.

1963

В первой гонке сезона Мак- Ларен и Мэггз финишировали неплохо- на третьем и пятом местах, но дальше дела не заладились и команда откатилась на пятое место в КК.

1964

Для спасения положения в команду был приглашён Фил Хилл, но ни он, ни новая модель Т73 с передовой по тем временам подвеской положения не спасли, хотя одну победу Мак- Ларен упустил- на последнем круге ГП Бельгии. Разочарованный неудачами- Брюс подумывает об основании своей команды. В конце сезона становится известно о смерти Купера- старшего, да и Джон еще не оправился после аварии, и у руля становится Рой Сальвадори.

1965

В 1965 году Cooper был приобретён компанией Chipseat Motor Group Ltd. Но ни это, ни мотор Maserati , ни новые конструкторы шасси, ни молодое дарование- Йохен Риндт ситуацию не улучшило: вновь ни одной победы и пятое место в КК.

1966

Команду покидает Мак- Ларен. Вместо наго приходит сначала Ричи Гинтер, затем Джон Сертиз. Он-то и выиграл последний ГП сезона, принеся долгожданную победу. И это был несомненный успех, развить который помешали в том числе и шины Dunlop, которые отлично работали в дождь, но уступали Firestone посуху. Лишь когда команда поменяла поставщика шин дела пошли на лад: Риндт и Сертиз привели свои машины второй и третьей на ГП США, а затем Сертиз выиграл в Мехико, подняв команду на третье место.

1967

Достигнутый в прошлом сезоне успех удалось повторить. Единственную победу, даже дубль удалось одержать на ГП Южной Африки. Первым финишировал Педро Родригес, вторым Джон Лав. но… ни слишком тяжелая Т81, ни её модификация Т81В, оснащённая мотором Maserati V12 , ни очередная «новая» модель Т86 оказались не способными на что то большее.

1968

Последний сезон в истории заводской команды Cooper. Было решено отказаться от моторов Maserati. Сальвадори убеждал коллег использовать мотор Ford- Cosworth, но большинство настаивало на использовании моторов BRM. Но ничто не могло спасти агонизирующую уже команду. Последними очками, заработанными Cooper стали два очка за пятое место Вика Элфорда на ГП Канады'68 после чего грозная когда то команда окончательно испустила дух. 22 мая 1969 команда Cooper официально объявила о своём уходе из Ф-1 и автоспорта вообще.

В Январе 2000 года Джон Купер был удостоен звания кавалера ордена Британской империи за заслуги перед британским автоспортом и автомобильной индустрией, а в самом конце этого же года, 26 декабря Джон Купер скончался.

при подготовке использованы материалы из журнала Формула-1

Share this post


Link to post
Share on other sites

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.