Перейти к контенту

В архиве

Эта тема в настоящий момент находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

Butters Stotch

Х. Хилл Грэхэм (Грэм) (Hill Graham)

Recommended Posts

Graham Hill

Родился: 15.02.1929 Хэмпстед, Лондон, Великобритания

Умер: 29.11.1975 Аркли, Барнет, Хартфордшир, Великобритания

Грэм Хилл, без всякого сомнения, является одним из величайших пилотов своего времени. Возможно, он уступал в таланте тому же Кларку, но брал свое невиданной работоспособностью и упорством. Хилл довольно долго не увлекался автогонками, а вот в гребле он был довольно удачливым. Именно из гребли он пришел в "Формулу-1" с крепкими руками и раскраской гребного клуба на шлеме.

За руль Грэм впервые сел в 24 года, что невероятно по сегодняшним меркам, да и в пятидесятые годы было поздним стартом для карьеры автогонщика. Но Хилл задался целью, и ничто не могло остановить его. Он работал механиком, чтобы скопить денег на собственные старты. Его заметил Колин Чепмен, после того как Хилл несколько раз показал впечатляющие результаты в младших сериях. Дебют Хилла в серии Гран При пришелся на Монако-58. Трасса, королем которой Грэм станет впоследствии, сейчас отнеслась к нему как к еще одному новичку - сход в гонке после 15-го места в квалификации. Следующий год также не принес каких-либо дивидендов. И Хилл уходит в "БРМ".

Команда Альфреда Оуэна была одной из самых обеспеченных, но пока не могла добиться громких успехов. И именно с Хиллом связаны лучшие страницы истории этой британской "конюшни". За два сезона Хилл набирает лишь 7 очков при одном быстрейшем круге. Большего добиться не позволило техническое преимущество "Куперов" и "Феррари". Но уже в 1962-м году ситуация в корне поменялась. Перед началом сезона владелец команды Оуэн поставил ультиматум - выиграть хотя бы две гонки. К тому времени энтузиазм англичанина, вкладывающего большие деньги и не получающего обратной отдачи, стал иссякать.

Грэм Хилл более чем перевыполнил поставленную задачу. Победа в голландской гонке, открывающей сезон, стала первой в карьере Грэма. Победы в Германии и Италии сделали Хилла одним из вероятных кандидатов на звание чемпиона мира. Но его соперник - пилот "Лотуса" Джим Кларк - не собирался сдаваться. Хилл и Кларк открыли череду дуэлей в 62-м, соперничество соотечественников и друзей закончилось лишь со смертью Кларка… Годы спустя дуэты Прост-Сенна и Алонсо-Гамильтон также станут феерическими парами в "Формуле-1".

Пилот Чепмена побеждает в Уоткинс-Глене и сохраняет шансы на титул. Но Хилл продемонстрировал устойчивую психику. И за 2 дня до конца 1962-го года выиграл Большой Приз Южной Африки и весь сезон. Грэм стал первым британцем, победившем в сезоне на британской машине. "БРМ"также выиграла Кубок Конструкторов. На следующий год Кларк взял реванш, победив в чемпионате с солидным отрывом. Хилл был вторым. Тогда же Хилл впервые побеждает в Монако.

В 64-м году сразу трое британцев - Хилл, Кларк и Сертиз из "Феррари" - спорили между собой за звание лучшего. Хилл побеждает на перовом этапе сезона в Монако, Кларк отвечает триумфами в Нидерландах и Бельгии, во Франции первенствует американец Гарни, который не упускал случая испортить настроению своим более именитым соперникам. А потом началась очередь "Феррари". Команда из Маранелло заметно подтянулась, и три подряд победы Сертиза и Бандини позволили "Скудерии" стать еще одним претендентом. Хилл побеждает в США, и перед заключительной гонкой в Мексике наблюдается следующая ситуация - лидирует Хилл с 41 очком, из которых только 39 идут в зачет, у Сертиза 34, но все зачетные, у Кларка - 30.

В Мехико Кларк завоевывает поул, Сертиз 4-й, Грэм Хилл - 6-й. Проблемы с техникой (что не было редкостью для "Лотуса") лишают шансов Кларка победить, а значит, он выбывает из борьбы за чемпионат. Незадолго до финиша Хилл идет на месте, обеспечивающем ему титул, но сходит в столкновении с Лоренцо Бандини. Хилл снова вице-чемпион, хотя он и набрал очков больше Сертиза. Тогдашние правила сыграли не на руку Грэму.

На следующий год в "БРМ" появляется новый напарник Грэма - молодой шотландец Джеки Стюарт. Он удивил всех, сумев в первом сезоне победить в Гран При и стать третьим призером чемпионата. Но главная борьба развернулась между друзьями-соперниками - Хиллом и Кларком. Вновь победа остается за Кларком, хотя Хилл и одержал 3 победы. Таким образом, трижды подряд Грэм останавливается в шаге от своего второго звания быстрейшего пилота на Земле.

После столь успешных сезонов наступает некоторый спад, вызванный в первую очередь новым "Брэбэмом". Хилл и Кларк на своих "БРМ" и "Лотос" остаются за чертой призеров. Грэм ни разу за сезон не побеждает. Некоторым утешением служит победа в легендарной гонке "Инди-500" за рулем "Лолы-Форд". Причем, эта первая попытка Хилла в Индианаполисе! Подобное лишь спустя три с половиной десятилетия удаётся повторить Хуану-Пабло Монтое.

После 7 лет в "БРМ" Хилл покидает команду и возвращается в "Лотус". Дуэт Кларк-Хилл обещает стать самой сильной парой пилотов в сезоне. Увы, команду преследуют технические проблемы. Как это часто бывало в "Лотусе" перед появлением революционной модели, гонщики страдали от ненадежной техники. И если Кларк сумел четыре раза привести болид к финишу первым и занять третье место в чемпионате (Джим одержал столько же побед, сколько и триумфаторы сезона Халм и Брэбэм вместе), то Грэм провел посредственный сезон, не сумев довести до триумфа ни один из трех поулов в сезоне.

Наконец Чепмен довел до ума 49-ю модель и, вкупе с получившим распространение двигателем "Косворт", английская команда обещала вернуться на вершину автоспорта. Первый этап сезона 1968-го года прошел 1 января в Южной Африке. Кларк довольно легко победил, став первым человеком, побившим рекорд Фанхио (24 победы). Увы, шотландцу не суждено было стать трехкратным чемпионом - в апреле он погибает в гонке "Ф-2". Команда "Лотус" находится на грани ухода из "Формулы-1". Колин Чепмен, для которого Кларк был роднее сына, не видит смысла продолжать борьбу. И тут сказывается железная воля и характер Грэма Хилла. Именно его упорство заставило Чепмена поменять решение. Несмотря на гибель друга, Грэм продолжает бороться. И в противостоянии с бывшим напарником, а теперь пилотом "Матры" Стюартом, становится двукратным чемпионом мира.

Следующий сезон для действующего чемпиона сложился неудачно. Джеки Стюарт на "Матра-Форд" был неудержим и не имел конкурентов. Хилл по традиции одерживает победу в Монако, пятую в княжестве и последнюю в карьере. Но это единственный успех в сезоне. В Уоткинс-Глене Грэм попадает в очень тяжелую аварию, когда его выбросило из кокпита. У пилота сломаны обе ноги, и это кажется концом карьеры Хилла, которому тогда было 40 лет. Но непотопляемый британец уже в пером Гран При следующего сезона принимает участие в сезоне, выводя на старт частный "Лотос" Роба Уокера. Шестое место Хилла в ЮАР вызывает бурю радости на Туманном Альбионе. Хилл вернулся! Но в целом тот сезон не стал удачным. Грэм не мог конкурировать с заводскими "Лотосами".

Стоит, кстати, сказать об отношениях Хилла и Чепмена. Последний относился к Грэму с большим уважением, именно по его протекции Хилл получил место в команде Уокера. Но при том у обоих был тяжелый характер и уважение не переросло в любовь, как было в случае с Кларком. Широко известна фраза Хилла: "Если я вижу, что меня обгоняет собственное колесо, то знаю, что сижу в "Лотосе"".

Поэтому, нет ничего удивительного в том, что в 1971-м году Грэм пилотирует "Брэбэм". Но два сезоне в "Брэбэме" не дали ветерану автогоночного цеха дивидендов. В то же время, Хиллу уже тесна роль только гонщика и в 1973-м он пилотирует собственный "Шэдоу". Впервые с 59-го года Хилл не набирает ни одного очка в зачет чемпионата. Но это не останавливает целеустремленного англичанина. Он создает собственную команду и меняет "Шэдоу" на "Лолу".

На Гран При Испании-75 дебютирует заводской автомобиль "Хилл". Дебют получился многообещающим: немец Рольф Штоммелен занял в квалификации 9-е место и какое-то время возглавлял пелотон в гонке. Но поломка задней стойки антикрыла привела к вылету и гибели четырех зрителей, при множестве раненых, одним из которых был сам немец. В Монте-Карло, на самой успешной для себя трассе, Грэм Хилл не проходит квалификацию и решает завершить пилотскую карьеру, сконцентрировавшись на команде. Хилл решает сделать ставку на молодого соотечественника Тони Брайза.

29 ноября 1975 года случилась трагедия. Самолет команды "Хилл" летел с тестов в Англию, за штурвалом был сам Грэм и при посадке на аэродром, затянутый туманом, самолет разбился. Вместе с Хиллом погибли Брайз и еще 4 человека - члены команды.

На этом закончилась жизнь опытного пилота и молодой команды. Грэм Хилл долгое время оставался рекордсменом по проведенным гонкам (176), а его железная воля вошла в историю автогонок. То, что другие добивались благодаря природному таланту, Хилл получал своей целеустремленностью и здоровому фанатизму. И именно его смерть дала толчок к карьере до того несколько безразличного к гонкам сына - Дэймона Хилла.

Гран При: 179

Старты: 176

Победы: 14

Подиумы: 36

Поул-позиции: 13

Первый ряд: 42

Быстрейшие круги: 10

Дубли: 4

Хет-трики: 2

Большие шлемы: 0

Лидирование старт/финиш: 1

Пройдено кругов: 8792

Круги лидирования: 1102

Очки: 289,00

ГодКомандаСтартыПобедыПоулыПодиумыБКОчкиМесто
1958Lotus Climax900000-
1959Lotus Climax/Ferrari700000-
1960BRM80011415
1961BRM Climax80000315
1962BRM94163421
1963BRM102240292
1964BRM102151392
1965BRM102463402
1966BRM90030175
1967Lotus BRM/Lotus Ford110322715
1968Lotus Ford123260481
1969Lotus Ford101020197
1970Lotus Ford110000713
1971Brabham Ford110000221
1972Brabham Ford120000415
1973Shadow Ford1200000-
1974Lola Ford15[/cell][cell]000118
1975Lola Ford/Hill Ford200000-

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...