Перейти к контенту

В архиве

Эта тема в настоящий момент находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

March On

М. Масса, Фелипе

Recommended Posts

М. Масса, Фелипе (Felipe Massa)

84704b11f94b.jpg

Сезонов: 7

Гонок: 116(115 стартов)

Побед: 11

Подиумов:28

Поул-позиций: 14

Очков за карьеру: 320

Быстрейших кругов: 12

Доформульная история:

1990 4-е место в чемпионате Сан-Паулу по микрокартингу в классе A

1991 6-е место в чемпионате Сан-Паулу по микрокартингу в классе А

1992 3-е место в чемпионате Сан-Паулу в классе Minor Junior

1993 4-е место в чемпионате Сан-Паулу в классе Minor Junior

Вице-чемпион Бразилии в классе Minor Junior

1994 6-е место в чемпионате Сан-Паулу в классе Minor Junior

4-е место в Супер Кубке Шинкариол в классе Junior

Победитель Кубка Парилья в классе Junior

7-е место в чемпионате Бразилии в классе Junior

1995 3-е место в чемпионате Сан-Паулу в классе Формула-Kart

1996 Не участвовал в соревнованиях

1997 3-е место в чемпионате Бразилии в классе Graduados

Победитель гонки "500 миль Гранья-Вианы".

1998 Формула-Chevrolet. 5-е место.

1999 Формула-Chevrolet. Чемпион.

2000 Формула-Renault. Итальянская серия. Чемпион. Европейская серия. Чемпион.

2001 Формула-3 Европейская серия. Чемпион.

Родился 25 Апреля 1981 года в Сан Пауло, гоночной столице Бразилии. Его дед приехал из Италии. Его отец выступал в Formula-Fiat и часто возил Фелипе с собой на автодромы. На счету Массы-старшего была всего одна победа в этой серии, однако он надеялся на то, что сын добьется более успешной карьеры в автоспорте. Часть своих скромных гонораров за гоночные выступления он потратил на покупку карта для Фелипе и тот с восьми лет начал участвовать в местных картинговых чемпионатах.В 8 лет Масса увлекся картингом, и до 16 лет он катался в бразильских и интернациональных чемпионатах.

Бразилец сходу заявил о себе как о быстром и перспективном пилоте, показав несколько достойных результатов в самом младшем чемпионате по микрокартингу (серия А). Дедушка (который также был довольно известным автогонщиком у себя на родине) и отец стали его первыми наставниками. Мама поначалу была против и боялась за свое любимое чадо, но после первых успехов сына стала гордиться им и относиться к рискованным занятиям спокойней.

Следующие три года прошли переменчиво. Фелипе удачно перешел на следующую ступеньку в картинге, добившись в 1992 году бронзовой медали в классе «младших юниоров», но дальше его выступления пошли на спад. «В моем распоряжении не было по-настоящему хорошего двигателя и шасси», - вспоминает гонщик. – «Этот факт сильно расстраивал меня, но я прикладывал все усилия для того, чтобы в каждой гонке держаться в пятерке лучших. Иногда стабильность результатов оказывалась важнее скорости, и я опережал соперников, однако часто они были намного быстрее, и я оказывался за пределами подиума».

Его героический сезон 1995 в «Формула-Карт» вызвал восхищение не только родных и друзей, но и первых появившихся болельщиков. Имея в руках технику, уступающую конкурентам и с трудом собирая деньги для участия в заездах, юный бразилец большую часть сезона выступал на самом высоком уровне. «Если бы не вечная нехватка денег, которые я мог бы вкладывать в оснащение карта, то я, скорее всего, выиграл бы титул», – сокрушался Фелипе. – «Иной раз, просыпаясь утром, я даже не знал, смогу ли выйти на старт сегодняшнего этапа! Средств нашей семьи и немногочисленных спонсоров всегда было недостаточно. Довольно трудно бороться на равных с парнями, которые имеют возможность оптимально подготовиться к гонке…»

По-настоящему тяжелые времена наступили для Массы в 1996 году, когда из-за отсутствия необходимого спонсорского пакета он вынужден был на время прекратить карьеру в автоспорте. Денег заплатить за право участия в чемпионатах среднего уровня просто не нашлось. Парню оставалось с грустью наблюдать за другими пилотами с трибун автодромов и смотреть гонки по ТВ.

В следующем 1997-ом году Масса смог вернуться в гонки, проведя последний сезон в картинге и завоевав бронзовую медаль в высшем классе. Пауза в выступлениях никак не отразилась на его гоночном таланте – юноша побеждал на отдельных этапах и набирал очки. Ряд блестящих гонок (включая триумф в 500-мильном заезде Гранья-Виана) привлек к Фелипе внимание нескольких спонсоров и, несмотря на то, что он опять не выиграл титул, появился шанс попробовать себя в серьезных, «взрослых» гоночных сериях.

Встреча Массы с импресарио Риккардо Тедески, который раньше помог Рубенсу Баррикелло пробиться в Формулу-1, оказалась для юного бразильца судьбоносной. «Я сразу увидел, что у него врожденный дар пилотирования машины» – комментирует предприниматель свое тогдашнее решение пригласить Фелипе выступать за свою команду в Formula-Chevrolet. – «Он обладает тонким восприятием и способностью к быстрой адаптации, поэтому с ним очень легко работать. Он вообще очень позитивный парень, открытый и коммуникабельный».

Масса подписал контракт, когда сезон уже был в самом разгаре и окунулся в самый разгар гоночный баталий. Пилоту удалось набрать отличную скорость с первых заездов и, наконец, продемонстрировать истинный потенциал. Бразилец выиграл последний этап чемпионата и благодаря этому поднялся на 5-ю строчку личного зачета. Для дебютного сезона в престижной национальной серии – прекрасный результат. Тедески, недолго думая, подписал контракт с Фелипе на следующий год, обещав предоставить достойную технику и возможность сразиться за титул. Гонщик в свою очередь пообещал выиграть его, и сдержал обещание, победив в трех гонках из десяти в сезоне. «Первый раз в жизни я выиграл чемпионат и испытал невероятные чувства!», – широко улыбается Масса. – «Именно тогда я по-настоящему поверил – моя спортивная карьера может сложиться удачно! Я решил, что не должен останавливаться на достигнутом. Имея в кармане один национальный титул, я уже мог лететь в Европу и договариваться с менеджерами команд о выступлениях в международных гоночных классах».

Долгожданный успех в бразильском чемпионате словно прорвал долгую плотину невезения. Молодой чемпион после переезда в Европу решил дебютировать в итальянской серии «Формула-Рено». Как обычно, Фелипе мог предоставить команде весьма скромный спонсорский пакет и оплатил участие только в первой половине гонок чемпионата. В случае неудачи его мог заменить другой пилот. Ситуация кардинально изменилась после двух побед на старте сезона в Мьюджелло и Имоле. Команда CRAM Competition бросила основные силы и средства на поддержку талантливого новичка. Параллельно отрылась возможность выступить в еще более престижной европейской серии «Рено», хотя раньше из-за отсутствия денег Масса об этом даже и не мечтал. «Я очень благодарен пилоту Формулы-1 Педро Диницу, который помог мне договориться о контракте с Red Bull», - поясняет Фелипе. – «Сначала они оплатили один мой заезд в Донингтон-парке, дабы посмотреть, что из этого выйдет и остались довольны. Далее я на равных боролся с соперниками в двух чемпионатах и выиграл два титула в один год

Казалось, теперь уж карьера великолепного бразильца будет расти как тесто на дрожжах (в переводе с португальского «massa» - это тесто). В 2000 году он 18 раз выходил на старт этапов и добился восьми побед – очень высокий показатель для парня, имевшего не очень большой опыт управления формульными болидами. Тем не менее, на счету Массы по-прежнему числилось ограниченное число денежных знаков, и попасть в действительно конкурентоспособную конюшню Формулы-3000 ему опять помог счастливый случай…

«Зимой наступил критический период в моей жизни», – вспоминает Фелипе. – «Я подумывал над тем, чтобы вернуться на родину, потому что даже репутация победителя не гарантировала мне солидной финансовой поддержки. Неожиданно меня пригласил на тесты европейской Формулы-3000 владелец команды Draco Адриано Морини. Мое время на круге послужило отличным аргументом для дальнейших переговоров. Он сделал мне удивительное предложение и подписал контракт, не взяв с меня ни центаво

Масса сполна оправдал доверие босса, просто разгромив всех конкурентов. Большинство трасс являлись незнакомыми для него, но с болидом все было в порядке, и бразилец максимально использовал его скорость и мощность, выиграв 6 гонок из восьми, а также завоевав 6 поул-позиций и показав 5 быстрейших кругов. Победы в Валлелунге, Пергусе, Монце, Имоле, Нюрбургринге и Валенсии произвели большое впечатление на многих людей из мира «королевских гонок» и в первую очередь на Петера Заубера, шефа одноименной конюшни Sauber. Швейцарец пригласил новоиспеченного чемпиона на сентябрьские тесты в Мьюджелло. Сам Фелипе рассматривал это приглашение как первую пробу пера, с расчетом в перспективе получить место тест-пилота на сезон-2002. В его планах были выступления в международной Формуле-3000 за одну из самых сильных команд этого первенства. Бюджет чуть ли не впервые позволял свободно выбрать наилучший вариант для продолжения карьеры. Однако Заубер искал не просто тестера, он искал пилота, способного заменить Кими Райкконена, который к этому времени уже объявил, что переходит на место Мики Хаккинена в McLaren.

«Мне очень понравилось на базе конюшни в Хинвиле, куда я приехал снять мерку для сиденья кокпита», – рассказывает Масса. – «Персонал принял меня радушно, а с Петером Заубером мы долго говорили о гонках и о жизни. В первый день тестов машина слишком нервно вела себя в поворотах и виляла носом, поэтому я попросил инженеров изменить настройки. На второй день я полетел, время круга навечно отпечаталось в моей памяти – 1.23.792! Это было почти на три секунды быстрее, чем накануне и команда мне аплодировала

За сентябрь и октябрь бразилец откатал около 1600 км, адаптируясь к болиду Формулы-1. Фелипе долго не мог привыкнуть к эффективности тормозов, и ему не удавалось найти правильную точку торможения в повороте. Это стало причиной частых вылетов гонщика с трассы и положило начало насмешкам над слишком аварийным «парнем из джунглей». Но досадные ошибки, моментально попадавшие в громкие заголовки прессы, не повлияли на решение Заубера подписать с Массой контакт боевого пилота на сезон-2002.

Вилли Рампф (технический директор Sauber) так объяснил выбор своего босса: «В квалификационном режиме он даже быстрее Кими. Да и в гонках не знаю, кто бы был впереди, гоняйся они в одной команде. В общем, думаю, мы нашли отличную замену ушедшему от нас Райкконену». Петер был более сдержан: «Сравнивать их нельзя. Кими холоден, как климат Финляндии, а у Фелипе латиноамериканский темперамент. Одно могу сказать – талант этих парней бесспорен. Я в очередной раз сделал ставку на молодое дарование, предоставив Массе право управлять нашим автомобилем».

Масса получил контракт с Sauber сроком на один год с возможностью продлить его еще на два в случае успешных результатов. Кредит доверия шефа Петера Заубера необходимо было оправдать. Фелипе показывал очень быстрые времена на зимних тестах, в один из дней даже опередив Михаэля Шумахера. Мелочь, а приятно. В Валенсии гонщик угодил и в первую аварию за рулем формульного болида. На скорости под 300 км\ч сломалось крепление переднего антикрыла, и Масса со всей силы врезался в барьер из покрышек. Бразильцу повезло – он отделался легким испугом и на следующий день продолжил усердно наматывать тестовые километры.

«Напряженная испытательная работа требует максимальной физической формы. Очень большие нагрузки принимают на себя мышцы шеи. Еще на ознакомительных тестах я испытал серьезные перегрузки и специально занялся этим вопросом. Сейчас я могу уже провести имитацию гонки и ехать десятки кругов, не чувствуя усталости. Крайне важно также не терять концентрацию и уметь выдать несколько квалификационных кругов, воплощающих в себе всю скорость и мощь болида », - описывал свои впечатления Фелипе после окончания одной из тестовых сессий в БарселонеВ конце января команда Sauber в одном из музеев Цюриха презентовала свой новый болид С21. Четвертое место в Кубке Конструкторов, завоеванное в сезоне-2001 общими усилиями Хайдфельда и Райкконена стало высшим достижением конюшни за все время выступлений в «королевских гонках». Новая машина являлась эволюцией прошлогодней модели и, хотя был улучшен каждый узел и каждая деталь, внешне почти не отличалась от своей предшественницы С20. Мотор Ferrari сентябрьской модификации, переименованный в Petronas 02А продолжал логику здорового консерватизма. Руководство четко обозначило цели нового года – остаться лучшей командой второго эшелона.

Перед Массой поставили задачу стабильно набирать очки уже в первой половине сезона. Бразилец удачно квалифицировался на дебютном этапе в Австралии, заняв 9-ю строчку протокола. Его напарник Ник уступил ему почти полсекунды и составил компанию на пятом ряду стартовой решетки. Массовый завал на старте мгновенно вычеркнул треть участников из борьбы. Физикелла (8-й) резко затормозил и получил удар от резво тронувшегося позади него Хайдфельда. Джанкарло в свою очередь вынесло на второй болид Sauber, который пилотировал бразильский новичок. Гонка для Фелипе закончилась, по сути, не начавшись.

«Я увидел машину Ральфа Шумахера, взлетевшую в воздух (прим. - немец врезался в Баррикелло) и сразу попытался изменить направление движения, как в меня тут же въехали сзади», – описывал свой первый Гран-При гонщик Sauber – «Болид сильно повредился при столкновении и я наделся на рестарт. Его так и не дали, к моему удивлению. Жаль, но, по крайней мере, я неплохо выступил в квалификации и знаю, что и в гонке имел шанс набрать очки».

Уже на следующем этапе в Малайзии Масса вошел в призовую группу, проведя всего лишь второй в своей жизни «формульный» уик-энд. В субботу на С21 не выдержало правое переднее колесо, и бразилец вынужден был пересесть на запасную машину. Лишь 14-е место на старте и почти секунда проигрыша напарнику вызывали сомнения в удачном итоге гонки. Однако тактика поздних дозаправок и заминка на пит-стопе у Алана Мак-Ниша, замыкавшего очковую зону, позволила Фелипе вырваться на 6-е место, подкрепив успех Хайдфельда, финишировавшего 5-м. Петер Заубер разгуливал по паддоку Сепанга, улыбался как чеширский кот и отметал беспочвенные слухи о том, что Массу может по ходу сезона заменить опытный голландский пилот Йос Ферстаппен.

Несмотря на поддержку со стороны босса, следующие две гонки сложились для гонщика Sauber неудачно. На домашнем этапе в Бразилии Фелипе рискнул в квалификации, решив использовать комбинацию из свежих задних и уже прикатанных передних шин, показав не слишком убедительный результат. На 41-м круге дистанции, пытаясь отыграть максимум позиций, он столкнулся с Марком Веббером и на пару с соотечественником Рубенсом Баррикелло (который и вовсе сошел, лидируя!) грустно досматривал гонку на обочине. Уже добившийся славы и признания пилот Ferrari, ни разу не побеждавший у себя на родине и 20-летний дебютант, мечтавший в первый раз завоевать здесь очки. Тогда вряд ли кто-то мог предположить, что через четыре года Масса займет его место в Скудерии…

Трасса в Имоле была одной из самых любимых в календаре для Фелипе, еще со времени выступлений в Formula-Renault. Но, как назло, гоночный уик-энд сразу не заладился. На тренировках импульсивного бразильца несколько раз разворачивало поперек трассы, а в субботу отказала гидравлика. Гонщик Sauber неудачно стартовал из середины пелотона и застрял за спиной двух машин Renault и своего партнера, теряя драгоценное время. Ближе к финалу гонки Масса на торможении совершил блестящий обгон Трулли в Rivazza, отобрав у того 8-е место. «Жаль, что победа в этой красивой дуэли не принесла ни одного очка нашей команде», – вздохнул он.

Гран-При Испании стал самым удачным для Фелипе в сезоне-2002. Помарка в квалификации в повороте Repsol не позволила ему пробиться в первую десятку, но гонку он провел очень зрело. Благодаря сходу Баттона и Трулли бразилец поднялся на 5-е место и уверенно защитил свою позицию от опытного Хайнца-Харальда Френтцена. Второй комплект шин Bridgestone стал хуже держать сцепление с треком. Это не помешало Массе эффективно обороняться от немца, и он довел дело до победного конца. Восторженная пресса, еще недавно иронично оценивающая способности новичка, теперь восхваляла пилота и предрекала ему блестящее будущее. Петер Заубер только усмехнулся и сказал: «Если одна из топ-команд пожелает его принять, я не буду чинить Фелипе препятствий на карьерном пути».

Бразилец, стараясь соблюсти не присущее его темпераменту хладнокровие, в интервью газете Autosport (май, 2002) довольно скромно оценивал свой прогресс по ходу года: «О победах и даже подиумах говорить еще рано. О своей мечте вообще не стоит кричать на каждом углу, иначе она так и не сбудется. У меня мало опыта для борьбы за лидирующие позиции, хотя мне и удалось несколько эффектных обгонов. Я не люблю хвалить себя, но мой главный козырь – не тянуть с принятием решений в пылу борьбы. Если я вижу хоть малейшую возможность опередить соперника, я предпочитаю взять весь риск и ответственность на себя, чем потом сожалеть о том, что так и не решился сделать».

Масса не зря гасил волну комплиментов в свою честь. Эйфория вокруг гонщика Sauber поугасла после трех сложных этапов в Австрии, Монако и Канаде. На А1-ринге еще на 7-м круге не выдержала задняя левая подвеска (скорее всего из-за контакта с Райкконеном и вылета на гравий). В Монте-Карло Фелипе бесславно провалился на последнее место после старта с 14-й позиции, а незадолго до окончания гонки покорежил С21, ударившись об отбойник в Sainte Devote и до крови разбив себе нос. В Монреале бразилец много проиграл Хайдфельду в квалификации, а в гонке был очень недоволен настройками дифференциала. После радиообмена с инженерами Масса смог скорректировать их сам и болид сразу же поехал быстрее, однако все испортил штраф, полученный за превышение скорости на пит-лейн (кстати, не по вине пилота, а из-за сбоя в электронике) и он финишировал только 9-м.

На Гран-При Канады Фелипе завоевал последнее очко в сезоне-2002, обставив напарника в витиеватых поворотах Нюрбургринга. До сих пор он приезжал в призовой шестерке в каждой третьей гонке, практически не уступая Нику в результативности. Очевидным минусом молодого гонщика являлись слабые квалификации, негативно влиявшие на ход всей гонки. В Великобритании бразилец постарался сконцентрироваться на этом аспекте, проиграв Хайдфельду жалкие 0,004 тысячные в субботу. Партнер тут же ответил спокойной и удачной гонкой перед домашними трибунами. Масса же, желая достать Жака Вильнева, допустил разворот и двумя колесами вылетел на траву. Позже он совершил еще несколько помарок в пилотировании и, в отличие от Ника не заработал очки, вызвав неудовольствие Петера Заубера.

После фальстарта во Франции шеф швейцарской конюшни провел воспитательную беседу с юным пилотом, особо упирая на то, что излишний риск мешает добиться стабильных результатов. Фелипе воспринял конструктивную критику слишком быстро к сердцу, а в Германии его попросили не создавать проблем напарнику на последних кругах гонки. Хайдфельд финишировал на родине 6-м, набрав очередное очко, а бразилец предельно жестко высказался по этому поводу в прессе:

«Очень трудно привыкнуть к тому, что на итоги гонки влияет командная тактика. Я не был бы против, если бы Ник действительно был способен прорываться вперед и обогнать соперников, но этого не происходит. Он довольствуется малым. Его гоночный темп не выше моего, так какая разница, кто заработает очки для команды? В Хоккенхайме он шел медленнее меня и, если уж на то пошло, мог сам попросить Петера пропустить меня и не чинить мне препятствий».

Заубер не скрывал раздражения тем, что Масса решил вынести сор из избы. Напряжение нарастало. В Венгрии бразилец опередил Хайдфельда в квалификации, и долгое время шел на 5-м месте в гонке, преисполненный желания доказать, кто в команде лучший. Увы, Фелипе не удалось закрепиться в первой шестерке из-за быстро изнашивающегося второго комплекта шин и он финишировал на пороге очковой зоны. Возможно, это стало последней каплей, переполнившей терпение шефа Sauber, потому что перед Гран-При Бельгии стало известно: в сезоне-2003 в его конюшне будет выступать дуэт немцев Хайдфельд-Френтцен, а Массе Петер предложил стать тест-пилотом.

«Я удивлен его решением, так как считаю, что дебютный сезон в целом складывался для меня хорошо», - развел руками бразилец. – «К слову сказать, многие эксперты придерживаются этого же мнения. Я молод и талантлив и уверен – мне удастся найти оптимальный вариант для продолжения карьеры в следующем году». В итоге Фелипе согласился на предложение Ferrari стать испытателем красных машин в сезоне-2003. В любом случае, за отсутствием мест в достойных конюшнях, переход в топ-команду, пусть и в ранге тестера, был шагом вперед.

Оставшиеся гонки за Sauber Масса откатал без особого воодушевления, ни разу не закончив гонку. В Бельгии его подвел двигатель после невыразительного пилотажа в конце пелотона; в Италии он инициировал аварию с Педро де ла Росой, получив штраф с потерей 10 мест на старте Гран-При США (Петер Заубер заменил его на этот этап Френтценом); а в заключительной гонке в Японии бразилец вылетел уже на 4-м круге, слишком широко зайдя в поворот Degner. Печальное окончание сезона… И, тем не менее, Фелипе нашел в себе силы довольно оптимистично оценить итоги года и выразить искреннюю благодарность команде, давшей ему возможность стать пилотом Формулы-1:

«Опыт, полученный в этом сезоне, просто бесценен. Я иногда ошибался, но это было частью моего обучения. Мои отношения с Ником были не так уж и плохи, как со стороны могло показаться. Мы обменивались информацией, и он иногда давал мне ценные советы, помогая осваиваться на незнакомых трассах. Спасибо Петеру за шанс, предоставленный мне. Команда Sauber была наилучшим вариантом для дебюта. Теперь пора двигаться дальше. Работа в легендарной чемпионской конюшне Ferrari должна многому меня научить. Вы знаете, что Михаэль Шумахер в детстве был мои кумиром и сейчас я испытываю особые чувства, когда я думаю, что мне предстоит сотрудничать с ним».

Оставшись без места боевого пилота, Масса долгое время надеялся продолжить выступления в одной из команд Формулы-1. Приняв в декабре предварительное предложение Ferrari стать тестером, бразилец тянул с подписанием полноценного контракта. Во-первых, еще не была ясна судьба второго испытателя Скудерии Лучано Бурти (первым тест-пилотом уже несколько лет являлся Лука Бадоер), а во-вторых, после ухода Такумы Сато в BAR-Honda образовалась свободная вакансия в Jordan.

Фелипе начал затяжные переговоры с конюшней Эдди Джордана. Менеджер гонщика Рикардо Тедески в конце 2002 года заверял прессу, что все практически решено и скоро его подопечный примерит желтый комбинезон: «Руководство команды показало мне список тех пилотов, которых она хочет видеть в своем кокпите в следующем сезоне и Фелипе там первый. Мы обо всем договорились, и осталось лишь подписать нужные бумаги». Эти самые бумаги и стали главным камнем преткновения…

Jordan потеряла давнего титульного спонсора, табачную компанию Benson&Hedges, и необходимо было чем-то залатать большую дырку в бюджете. Тут как чертик из табакерки выскочил британец Ральф Ферман, поднеся на блюдечке три миллиона фунтов стерлингов. Масса не обладал столь солидной спонсорской поддержкой и оказался за бортом. Снова на его пути, как и на ранних этапах карьеры, встали эти злосчастные деньги! Почему он, обладая несомненным талантом, должен был остаться на скамейке запасных, уступить право пилотировать болид великовозрастному новичку, явному рента-драйверу, выложившему солидную сумму за право покрасоваться в элите автоспорта?!

Тем не менее, так и случилось. В начале февраля бразилец, смирившись с тем, что на старт первой гонки в Австралии он, при всем желании, не выйдет, заключил годичный контракт с Ferrari. «Внезапный отказ Эдди Джордана ­– не первая неприятность в моей жизни, я справлюсь с этим», – прокомментировал случившееся Фелипе. – «Работа в Скудерии – достойная альтернатива. Они располагают лучшей техникой и интеллектуальными ресурсами, и я надеюсь вырасти там, как гонщик. Спасибо руководству, они терпеливо ждали, пока я определюсь со своим будущим».

Возможно, Жан Тодт уже тогда видел в Массе отличную замену Рубенсу Баррикелло. И, хотя воспитание молодых кадров никогда не было приоритетной задачей Ferrari (конюшня предпочитала приглашать проверенных пилотов), 21-летнему бразильцу в Скудерии обеспечили большую поддержку. Год, проведенный на тестах, явно пошел Фелипе на пользу. Он присутствовал на всех важных совещаниях команды, следил за работой Михаэля Шумахера и Рубенса Баррикелло, часами разбирался в настройках болида с инженерами и наматывал бесконечные тестовые круги на двух личных трассах Ferrari – Фьорано и Мьюджелло.

Почти всегда жизнерадостный и легкий в общении Масса быстро вошел в доверие. Наравне с Бадоером, который уже завоевал безоговорочное уважение персонала, бразилец выполнял самые ответственные поручения. Незадолго до начала сезона-2003 он занимался проверкой шасси Ferrari F2002, помогая конюшне в подготовке к Гран-При Австралии. Когда Лука попал в тяжелую аварию, Фелипе в одиночку тестировал составы Bridgestone, вместе со Скудерией пытаясь преодолеть отставание на шинном фронте. Незадолго перед этапами в Испании и Италии он обкатывал новую аэродинамику для F2003-GA (кстати, по интересному совпадению, Шумахер победил в Барселоне и в Монце).

Петер Заубер, тесно контактировавший с Ferrari по вопросам поставки моторов, в течение года наблюдал за прогрессом своего бывшего гонщика. Еще в середине сезона он решил заменить ветерана Френтцена на Физикеллу и теперь искал в пару к итальянцу сильного пилота. Хайдфельд выступал удивительно слабо, с трудом выцарапывая очки и рассудительный босс и глазом не моргнув, попросил немца из команды, взяв на его место… ранее уволенного Массу.

«Я уже работал с Фелипе, он был очень быстр, но молод и неопытен. Сейчас, после года работы в Ferrari он здорово прибавил, освоился с техникой и я рад объявить о том, что следующие два сезона он проведет в Sauber. Убежден, что теперь он в состоянии оптимально использовать свой потенциал», - так объяснил Петер свое решение. Позабывший обиды бразилец с радостью согласился подписать двухлетний контракт, в надежде затем вернуться в основной состав Скудерии. Любопытно, что Жан Тодт сохранил за собой право время от времени привлекать бразильца на тесты. Заубер не возражал против такого параллельного сотрудничества.

«Я попал в необычную ситуацию и фактически буду работать на две команды», - улыбался Масса. – «Обучение в Ferrari принесло мне много пользы, если говорить образно, то я будто закончил гоночный университет. Сейчас я совершенно не жалею, что провел год вне гонок. Пройти 15 тысяч километров за рулем чемпионских болидов – это на самом деле уникальный опыт. Я мечтаю однажды вернуться за руль этой великолепной красной машины и бороться за титул. Ну а пока я в Sauber и у этой конюшни также весьма амбициозные цели. Я сделаю все, чтобы помочь реализовать их

Обучение в Ferrari стало для Массы гоночным университетом, но сдавать главные экзамены и доказывать «профпригодность» ему вновь предстояло в команде Sauber. Напарником молодого бразильца стал опытный Джанкарло Физикелла, имевший за плечами уже 8 сезонов в Формуле-1 (1996-2003), поэтому перед Фелипе стояла сложная задача выдержать внутреннюю конкуренцию и дать достойный отпор партнеру по конюшне. «Чем сильнее тот парень, который выступает рядом со мной, тем лучше», - убежденно говорил Масса. – «Я смогу многому научиться у Физи. Мы отлично поладили, он – прекрасный человек. Думаю, мы сможем сохранить в Sauber баланс сил, я ожидаю равной поддержки от команды».

Презентация нового болида С23 состоялась 12 января в одном из ангаров аэропорта Зальцбурга. Даже неискушенные наблюдатели могли заметить очевидное визуальное сходство между разработкой швейцарской команды и прошлогодним болидом Скудерии F2003-GA. Плюс ко всему C23 оснастили семискоростной коробкой передач (модификация сезона-2003) и новеньким мотором Ferrari 053. Партнерские отношения между конюшнями стали до предела тесными и острые языки не стеснялись именовать Sauber дочерней командой Скудерии. У Фелипе, мечтающего в ближайшие два года надеть красный комбинезон, этот факт вызывал не раздражение, а улыбку.

Петер Заубер, учитывая присутствие в чемпионате семи крупных автопроизводителей (Ferrari, McLaren-Mercedes, Williams-BMW, Renault, BAR-Honda, Jaguar и Toyota), не хватал звезд с неба и целью-максимум считал возвращение своей конюшни в пятерку лучших. Значительные финансовые средства, потраченные на постройку нового аэродинамического полигона, не могли быстро окупиться, ведь продувка С23 проходила еще в старой трубе. Однако в самой машине был заложен хороший потенциал для дальнейшего развития, что позволяло надеяться на постоянный прогресс в течение сезона.

Технический директор Sauber Вилли Рампф, располагая весьма ограниченным бюджетом, максимально практично подошел к постройке нового болида. «Мы смогли увеличить надежность всех компонентов машины без увеличения их массы», – рассказал он. – «Правильное распределение балласта позволило снизить центр тяжести, улучшить управляемость машины. Оптимальная развесовка С23, помимо прочего, положительно повлияла на эффективность использования резины Bridgestone».

На зимних тестах Масса остался удовлетворен работой С23, прежде всего, отметив увеличение прижимной силы. Бразилец, заезжая на пит-лейн, по привычке начинал притормаживать перед боксами Ferrari, немало повеселив персонал Sauber. В начале февраля Фелипе успел и напугать свою команду. На испытаниях в Барселоне при входе в первый поворот от его болида отскочило колесо, и он на большой скорости врезался в барьер из покрышек. Гонщика на медицинском вертолете отправили в госпиталь, но все обошлось. Причиной аварии стала конструктивная недоработка шасси, и спецам Sauber пришлось в спешном порядке устранять ее к следующей сессии в Хересе.

К первой гонке в Австралии удалось значительно улучшить машину, но существовала нерешенная проблема с усилителем руля. Масса честно признался, что ему едва хватало сил уверенно удерживать болид с высокой прижимной силой на трассе, особенно на новых комплектах резины. Физикелла также был не в восторге. Поэтому в дебютных гонках пилоты Sauber не рассчитывали на слишком большие дивиденды, хотя очковая зона с недавних пор расширилась до 8 мест.

В Мельбурне Фелипе отлично поборолся на первых кругах с Кими Райкконеном. Финн шел в достаточно низком темпе, мучаясь с хрупким и медленным МР4-19 и бразилец опередил его, максимально поздно сбросив газ в первой «эске». В дальнейшем дала о себе знать недостаточная поворачиваемость С23 и Масса, скорее всего, просто устав бороться с машиной, вылетел на 19-м круге с трассы. Итог неудачному уик-энду подвел отказ двигателя.

Гран-При Малайзии также начался не вполне удачно. С самого старта забарахлило сцепление болида, да еще руль норовил вырваться из рук, как раненый зверь, и на 42-м круге у гонщика не хватило сил удержать его. Бразильца развернуло на входе в Sunway Lagoon и лидирующий в гонке Михаэль Шумахер слегка понервничал, уворачиваясь от неуправляемой машины. Масса, тем не менее, продолжил гонку и незадолго до финиша получил подарок в виде сгоревшего мотора Honda у Такумы Сато, набрав первое очко в сезоне-2004.

К Бахрейну пилоты Sauber получили переделанный усилитель руля, сложности с управлением С23 снялись сами собой. Обрадованный Фелипе стал сильнее атаковать, но это вышло ему боком – на квалификационных заездах в Сахире он слишком резко налетел на бордюр и испортил свою попытку. Излишняя ретивость бразильца сказалась и на старте, когда он широко зашел в первый поворот и пропустил пару соперников. Впрочем, С23 в Бахрейне в целом не хватало скорости. Число технических сходов у лидеров в этом году сократилось до минимума, на подачки конкурентов особо рассчитывать не приходилось.

Гран-При Сан-Марино Фелипе провел очень ровно и спокойно. Шины Bridgestone изнашивались очень медленно и Петеру Зауберу даже пришла в голову мысль сократить до минимума число пит-стопов. Поразмыслив, швейцарец решил этого не делать и, как выяснилось, зря. Физикелла и Масса финишировали 9-м и 10-м соответственно. А при более гибкой стратегии вполне могли отхватить от топ-команд пару очков. Урок Имолы в Sauber усвоили хорошо и в Барселоне сознательно выбрали тактику двух остановок в боксах. В отношении Джанкарло она сработала (7-е место), а вот Фелипе заблокировал передние колеса в La Caixa и из-за вибрации болида не сумел поддержать темп напарника.

Великолепно сложился для бразильца следующий уик-энд в Монако. Невысокое время в квалификации явилось для него благом, он не участвовал в стартовой заварушке, в которой пострадал его партнер по команде и медленно, но верно прорывался вперед. Масса шел в оптимальной темпе, сохраняя предельную концентрацию, фиолетовым штопором ввинчиваясь в медленные повороты Монте-Карло. Гонку не испортила ему даже появившаяся из-за аварии Алонсо машина безопасности, он бережно использовал последний комплект шин и смог сдержать опасные атаки Кристиано да Матты в заключительной трети дистанции. 5-е место и 4 очка в копилку Sauber – о большем Петер Заубер и мечтать не мог!

Фелипе также был весьма доволен собой: «Одна из лучших гонок в моей карьере! Да Матта оказывал на меня серьезное давление и несколько раз пробовал подловить меня на позднем торможении. Провести удачный маневр здесь непросто, и я успешно оборонялся, так что у него ничего не получилось. Все знают, что быстрые автодромы нравятся мне значительно больше, однако на сей раз пилотаж в Монако доставил мне истинное удовольствие. Кроме того, мы поднялись на 5-ю строчку в Кубке Конструкторов и теперь опережаем McLaren!»

После успеха в Монте-Карло начался затяжной период засухи – семь Гран-При и ни одного результативного финиша! Физикелла в этот период, напротив, основательно прибавил и взял на себя роль лидера команды, став основным добытчиком очков для Sauber. Стратегия команды с максимально оттянутыми пит-стопами больше подходила итальянцу, чем бразильцу – Джанкарло лучше умел беречь топливо и не рисковал понапрасну. На Гран-При Европы он после замены мотора и потери 10 стартовых позиций все же был на три строчки впереди Массы в итоговом протоколе.

В Канаде Фелипе стал жертвой отказавшего рулевого управления, но остался невредим после тяжелой аварии на 62-м круге дистанции. Бразилец отделался ушибом левого локтя и согласно вердикту медиков допущен к этапу в США. Эта трасса являлась для него незнакомой (в 2002 году замена на Френтцена лишила его возможности освоить трек в Индианаполисе). Столкновение с Кристианом Клином не позволило узнать, насколько хорошо Массе удалось адаптироваться к профилированному бэнкингу.

На Гран-При Франции С23 катастрофически не хватало темпа. К Сильверстоуну в Sauber полностью переработали аэродинамику задней части болида, что не замедлило сказаться на результатах. Физико набрал три очка (стартовав с последнего места!). Хорошо мог выступить и Фелипе, если бы не застрял за Веббером в первой части гонки. Блеклые гонки в Германии и Венгрии не добавили ему репутации, а Джанкарло продолжал зарабатывать очки. 14 против 5 – все говорило о том, что внутренней конкуренции с итальянцем бразилец не выдерживает. Петер Заубер недоумевал, что происходит с его гонщиком, ведь Масса с каждым этапом все больше вникал в технические тонкости, все больше проводил времени с инженерами и нередко помогал подбирать правильные настройки не только себе, но и напарнику.

Наконец, долгие усилия Фелипе вознаградились ярким выступлением на легендарной Спа. Экстремальный поединок с Райкконеном на входе в первый поворот La Source и два заезда в боксы для устранения повреждений и замены переднего и заднего антикрыла совершенно не охладили его латиноамериканский темперамент. Бразильцу посчастливилось вернуться на трассу впереди машины безопасности, в одном круге с лидером. Красиво и упорно он поднимался все выше и выше, оставив не у дел самого Хуана-Пабла Монтою! Их невероятный поединок в Eau Rouge стал, наверное, главным украшением Гран-При Бельгии.

«Я разгонялся в La Source, когда Монтоя покинул боксы, - вспоминает Масса. – «Он оттеснял меня влево и ждал моего торможения, а я не хотел поддаваться. В результате мы вместе заехали в Eau Rouge на скорости в 300 км/ч! Поверьте мне, это было страшновато, но я не собирался уступать и Хуан-Пабло отказался от атаки. Незабываемый момент! Я пересматриваю его на видео снова и снова…». Лучший результат в своей карьере Фелипе посвятил дедушке, скончавшемуся в субботу вечером. «Он никогда не пропускал трансляции Гран-При. Уверен, он видел и эту на небесах и сейчас гордится мной», - сказал бразилец, едва сдерживая слезы.

Физикелла подкрепил достижение партнера 5-м местом и девять очков, набранных Sauber в тот уик-энд, позволили команде оторваться на безопасное расстояние от титанов с большим бюджетом (Toyota и Jaguar). Тем временем в конюшне произошли перемены пилотского состава: Джанкарло подписал двухлетний контракт с Renault, а на его место Петер Заубер пригласил… чемпиона мира 1997 года Жака Вильнева. «Это будет большая честь, гоняться рядом с пилотом, выигрывавшим титул», – прокомментировал данное событие Масса. – «Конечно, вы понимаете, он будет первым парнем, которого я захочу одолеть…»

Концовку сезона Фелипе провел довольно удачно, еще пару раз заработав очки – в Китае и Бразилии. На домашнем этапе после впечатляющего старта со второй линии стартового поля ему даже удалось впервые возглавить гонку! Два круга бразилец красовался перед своими соотечественниками – болельщики немедля запустили «волну поддержки», когда увидели, что скромный С23 лидирует на Интерлагосе. Поддержал Массу и собственный шеф: «Он – настоящий боец. В этом году я не видел другого гонщика, столь часто обгонявшего соперников в открытой борьбе на трассе. В то же время его результаты стали стабильней, во многом благодаря кропотливой работе в боксах и вниманию к техническим аспектам».

Проигрыш Физикелле по очкам не сильно отразился на турнирном положении Фелипе (11-я строчка с 22-мя очками против 12-й строчки с 12-ю очками). Кроме того, не будем забывать и о том, что молодой бразилец проводил всего лишь второй полноценный сезон в Формуле-1. Подводя итоги выступлений Массы в 2004 году, наиболее уместным будет вспомнить слова его гоночного инженера Жака Экелярта: «Я с нескрываемым интересом наблюдал за превращением мальчишки в мужчину…».

Несмотря на проигрыш Физикелле во внутрикомандной дуэли 2004 год в целом прошел для Массы хорошо. «Я могу гордиться проведенным сезоном», - считал бразилец. – «Я помог команде набрать 12 очков и завоевать 6-е место в Кубке Конструкторов. В Бразилии я даже два круга лидировал в гонке и мне не терпится испытать это ощущение вновь!». Между тем многое говорило о том, что чемпионат 2005 сложится для Sauber непросто, сложно было рассчитывать даже на повторение прежних результатов. Команда зимой пережила тяжелый удар, потеряв одного из важнейших спонсоров – Red Bull. Концерн энергетических напитков предпочел полностью выкупить команду Jaguar и создать собственную конюшню. Для и так невеликого бюджета Sauber потеря в 10 млн. долларов стала весьма ощутимой и поставила крест на многих перспективных разработках.

Презентация болида С24 была сорвана из-за цунами, обрушившегося на тихоокеанский регион. Все торжественные мероприятия по случаю десятилетнего партнерства нефтяной компании Petronas (которая, в отличие от Red Bull, сохранила верность Sauber) отменили и новую машину скромно представили публике на тестах в Валенсии 13 января. «С24 мы строили, ориентируясь на столь успешную С23. Перемены коснулись всех узлов, эффективность которых являлась недостаточной», – вкратце охарактеризовал свое детище технический директор Вилли Рампф.

В поисках дополнительной скорости Петер Заубер в конце прошлого года принял решение сменить поставщика шин. Переход на Michelin стал попыткой дистанцироваться от слишком тесного партнерства с Ferrari, от которого команда стала уж слишком зависимой. Отказ от использования Bridgestone в Маранелло восприняли болезненно, ведь данные по работе с резиной, передаваемые Sauber в «главный штаб», в последние годы помогали Скудерии лучше понять и работу своей машины. «Еще посмотрим, выиграют ли они от таких перемен, ведь болид надо адаптировать под новый технический регламент», - веско заметил Жан Тодт.

Возможно, швейцарская конюшня пережила бы период реформирования относительно безболезненно, однако случилось так, что на нее обрушился целый ряд практически непреодолимых трудностей. На январских тестах новый С24 показал довольно низкий темп и на то были конкретные технические причины. При разработке нового болида конструкторский штаб Sauber допустил фундаментальные просчеты, особенно в проектировании передней подвески. Запланированные февральские тесты в Барселоне не состоялись, вместо этого команда отправилась в Имолу, где на Массу и Вильнева возложили ответственность выбрать наилучший из вариантов переднего антикрыла.

Ситуацию удалось улучшить, но Петер Заубер признался, что на решение самых ключевых проблем у его конюшни просто нет средств и исправить все ошибки, допущенные при разработке С24, не представляется возможным: «Мы сделаем все, что в наших силах, чтобы модернизировать машину по ходу сезона, и все же не знаем, удастся ли нам сделать большой прорыв. Резина Michelin потребовала иного распределения веса, других настроек подвески. Идеальным решением была бы смена коробки передач, но у команды нет денег на столь коренные перемены».

Трезвая оценка нынешнего положения Sauber со стороны ее шефа стала фактически приговором перспективам конюшни в сезоне-2005. Выходя на старт первой гонки, гонщики уже знали, что их мечты о подиумах так и останутся мечтами и их задачей в лучшем случае будет борьба внизу очковой зоны. Главной положительной чертой С24 являлась надежность, но наверняка Фелипе и Жак предпочли бы бороться в первых рядах, рискуя сойти с дистанции, чем гарантированно доезжать до финиша, безнадежно отставая от лидеров.

Первая же гонка в Австралии подтвердила пессимистичные прогнозы руководства Sauber и стала холодным ушатом воды для обоих пилотов. Вильнев хоть и показал почти сенсационное 4-е время в субботу, рискнув поставить сухую резину, в гонке растерял все свое преимущество. У Массы же выдалась сложной и квалификация и гонка. Он ушел в бой, под завязку заправленный топливом, и единственным из всего пелотона выбрал стратегию одного пит-стопа. На финише бразилец замкнул десятку, опередив Жака (лучший круг в гонке он прошел почти на секунду быстрее канадца).

В Малайзии Фелипе выдал отличный квалификационный круг, едва не превысив результаты двух пилотов Ferrari, обескураженных формой своего болида F2005. В гонке он мог поддерживать стабильный темп, хотя и не хватал звезд с неба. В конце дистанции он ехал на 9-м месте, втайне надеясь на сход кого-нибудь из призовой восьмерки, но вместо этого не смог противостоять напору Райкконена и потерял еще одну позицию. При этом Заубер оценил выступление Массы на Сепанге выше работы Вильнева, глупо вылетевшего в гравий.

Первые очки удалось заработать в песках Бахрейна, на юбилейном для команды Sauber Гран-При (200-м по счету). Жак выглядел в квалификации ужасно, уступив ему добрых полторы секунды, а Фелипе, выбрав жесткий тип шин, оказался совершенно прав. Пусть на первой трети дистанции он и уступал поначалу гонщикам на мягких комплектах, зато потом полетел как на крыльях, не допустив ни одной помарки в пилотаже и финишировал 7-м. «Как вовремя пришли к нам эти два очка! Они помогут скрасить разочарования от трудного начала сезона. Теперь важно сохранить этот позитивный импульс!», - радовался бразилец.

Увы, следующего попадания в призовую группу Массе пришлось ждать довольно долго, так как следующие его гонки изобиловали неприятностями и гоночными инцидентами. В Сан-Марино из-за обидной смены мотора он получил штраф, потеряв 10 позиций на старте. В гонке, активно пробиваясь наверх, бразилец сцепился с Култхардом и повредил переднее антикрыло. В Барселоне на С24 полетел диск заднего левого колеса. На Нюрбургринге Фелипе шел на 8-м месте, однако отлетевший элемент аэродинамики незадолго до конца гонки пропорол ему левую переднюю шину.

В Монако же произошел поистине анекдотичный случай – оба пилота Sauber шли на гарантированные очки и потеряли их из-за несогласованных действий друг друга! Масса отлично стартовал, но постепенно терял темп из-за сильного износа резины. Вильнев видел, в каком состоянии находятся шины, и запросил по радио разрешения атаковать его. Канадцу дали добро и тот, недолго думая, попытался обогнать напарника в повороте Ste Devote по внутренней бровке. Фелипе, пытаясь избежать неминуемого столкновения, вывернул руль в сторону и пропустил трех соперников, а Жак повредил носовой обтекатель.

Петер Заубер, донельзя раздраженный итогами уик-энда, вызвал пилотов на ковер. «В этом сезоне мы не избалованы хорошими гонками, и очки в Монако могли стать благом для нас! Их очень будет не хватать в конце года, когда распределят места в Кубке Конструкторов». Масса так описал свои мысли по поводу инцидента с Вильневом: «Я не сержусь на него, просто он выбрал неудачный момент атаки. Уже через несколько поворотов я бы спокойно пропустил его вперед, зачем мне вредить команде? Моя гонка все равно была испорчена грандиозными проблемами с резиной, хотя даже в таких условиях я мог отстоять 7-е или 8-е место».

Неудачи Монте-Карло Sauber удалось частично компенсировать на Гран-При Канады, где Фелипе провел одну из лучших гонок в своей карьере, абсолютно затмив Жака (канадец по традиции с грехом пополам выступил на домашнем этапе). Бразилец мгновенно поднялся с 11-го места на старте на 9-е и затем со швейцарской точностью печатал идеальные круги, максимально воспользовавшись проблемами лидеров. Сход пары Renault, отказ тормозов у Трулли, авария Баттона и дисквалификация Монтои позволила Массе подняться до 5-го места, а красивая и результативная атака на Марка Веббера позволила отыграть еще одну позицию. Вот уж где сочетание скорости гонщика + надежность С24 реально помогли выдать хороший результат!

Нет смысла подробно рассказывать о второй половине сезона, где замедление прогресса Sauberи все увеличивающееся техническое отставание от других конюшен напрямую отразились на выступлениях Фелипе. Он выжимал из машины все, но наградой ему были 9-ые, 10-ые и 11-ые места на финише, не приносившие ничего, кроме морального удовлетворения. Да, бразилец почти не пополнял очковую копилку команды (исключая Гран-При Германии), однако полностью затмил своего напарника, чемпиона мира 1997 года. Стоит только вдуматься, в тех 12 гонках сезона, где они вместе добрались до финиша, Масса 10 раз из 12-ти был на финише впереди! Вильнев поборол напарника только в Имоле и Бельгии и это при его колоссальном опыте!

Возможно, в Ferrari не оставили этот факт без внимания, потому что когда стали искать логичную замену Рубенсу Баррикелло (на старости лет решившему попытать счастья в Honda и распрощаться с ролью верного оруженосца Шумахера) свой выбор остановили именно на Фелипе, предложив тому годичный контракт. Петер Заубер к тому времени продал свою конюшню концерну BMW, смирившись с тем, что в современной Формуле-1 у частников почти нет перспектив и решив передать Sauberв надежные руки. Вполне вероятно, что и новый босс команды Марио Тайссен был бы рад видеть Массу в рядах своих гонщиков, но тот, конечно же,предпочел немедленно согласиться на приглашение Скудерии.

«Моему счастью нет предела!» - восклицал эмоциональный бразилец. – «Я готов принять новый вызов в моей карьере! Конечно, это возлагает на меня огромную ответственность, однако я не боюсь выступать вместе с Михаэлем. Гоняться с ним бок о бок – прежде всего эталонный тест, позволяющий понять твой истинный потенциал. После сезона вместе с величайшим гонщиком современности я пойму, чего я стою на самом деле. И если я смогу хотя бы несколько раз опередить его, то буду считать это исключительным успехом

Многие эксперты скептически обосновывали причины выбора Массы вторым пилотом Скудерии. «Удобная затычка на короткое время», - предельно жестко высказался один из них, имя которого мы здесь не будем называть. Внутри Ferrari ситуацию оценивали иначе. Сам Шумахер заявил, что восхищается Фелипе как человеком и уважает того, как гонщика, а также готов помочь тому быстрее адаптироваться в конюшне и даже помочь с настройками болида. Жан Тодт заявил, что заключение долгосрочного контракта с Массой не исключено, главное бразильцу хорошо проявить себя в следующем сезоне.</h1> <h1 style="margin: auto 0cm;">На прощанье бразилец отблагодарил команду Sauber отличным результатом в Китае, дописав последнюю главу в долгой истории этой маленькой, но славной команды. Возможности С24, как и прежде, были весьма ограничены, и Фелипе шел на 9-м месте, когда на трассу вследствие аварии одного из аутсайдеров выпустили пейс-кар. Вилли Рампф, посоветовавшись с гонщиком, принял рискованное решение повременить с заездом на дозаправку, благодаря чему бразилец на время даже вошел в призовую тройку.

«Впереди меня шли только Фернандо Алонсо и Ральф Шумахер, а позади находились опасные соперники, поэтому я постарался создать максимальный задел перед неминуемым вторым заездом на пит-лейн. Левая передняя шина повредилась на резком торможении в одном из поворотов, и болид хуже держал трассу, чем в начале дистанции, но на последних кругах мне удалось отбить все посягательства Марка Веббера и принести команде три ценных очка!».

В боксах Sauber царило веселье, смешанное со светлой грустью, весь персонал облачился в специальные красные майки с флагом Швейцарии и надписями: «Дорогой Петер, спасибо тебе! С наилучшими пожеланиями!». Заубер в знак благодарности за отлично проведенный сезон подарил Массе болид С24, на котором тот безупречно провел финальный Гран-При. На праздник Sauber пришел и будущий напарник бразильца Михаэль Шумахер, который похлопал Петера и Фелипе по плечу и сказал: «Знаете, ребята, а ведь Вам удалось провести несколько действительно феноменальных гонок в этом

В 2006-ом Фелипе запрягал не долго - уже в первой гонке в Бахрейне он квалифицировался вторым, но финишировал лишь 9-ым из-за проблем с задним правым колесом. В Малайзии Масса показал, что умеет прорываться из глубины пелетона: стартовав 21-ым, бразильский гонщик финишировал на 5-ой позиции. В Австралии, правда, не все шло так гладко - в квалификации Фелипе попал в аварию, а в гонке при старте с 15-го места столкнулся с Клином и Росбергом в первом же повороте и был вынужден закончить гонку. После этой ужасной гонки, которая для него и не успела толком начаться, Фелипе сделал необходимые выводы, и продемонстровал несколько уверенных гонок: в Сан-Марино и в Испании финишировал 4-ым(в Испании заодно поставил и лучший круг), а на Гран-При Европы заработал свой первый подиум. После этих успехов у Массы не заладилось на следующих гонках: старт в Монако с 21-ой позиции и финиш на 9-ой, 5-ые места в Канаде и Великобритании. Оправившись от неудач, Масса провел серию из трех подиумов: в США, Франции и Германии, причем во Франции он финишировал 2-ым. Казалось, что и первая победа не заставит себя ждать, так и случилось. После неудачной гонки в Венгрии Масса выиграл в Турции. На Гран-При Италии он смог квалифицироваться 4-ым, несмотря на то, что его блокировал Фернандо Алонсо, но финишировал лишь 9-ым из-за проблем с покрышкой. Гонка в Китае также была неудачной - из-за столкновения с Култардом Фелипе сошел. В Японии Фелипе стартовал с поула, но финишировал вторым. В Бразилии Масса сделал то, что не удавалось никому из бразильских гонщиков с 1993-его года - выиграл домашний Гран-При. После окончания сезона бразилец оказался на третьей позиции в личном зачете с 80-ью очками, позади Фернандо Алонсо и своего напарника Михаэля Шумахера.

Благодаря тому, что Шумахер объявил о своем уходе из гонок Ф1, Фелипе остался в Феррари боевым пилотом, поскольку еще в 2005-ом был подписан контракт с финским гонщиком Кими Райконненом.

Сезон 2007 Фелипе начал в формальном ранге первого номера в команде. Проблемы у него начались в первой же гонки и преследовали весь сезон: в Австралии сломалась коробка передач, и Фелипе вновь был вынужден прорываться наверх через весь пелетон, финишировав 6-ым. На следующей гонке, в Малайзии, Масса неудачно стартовал, и упал на 5-ую позицию. Но он уже освоился с машиной, и продемонстрировал две уверенные победы с поул-позиций: Бахрейн и Испанию. В Монако доминировала команда Макларен, и Фелипе смог лишь финишировать третьим. На следующей гонке, в Канаде, Фелипе был вместе с гонщиком Рено Джанкарло Физикеллой дисквалифицирован за выезд из пит-лейн на красный свет. В США снова доминировала команда Макларен, и Масса не смог подняться выше третьего места. Во Франции Фелипе попал в трафик после выезда из второго пит-стопа, и проиграл первую позицию своему напарнику Кими Райконнену. В Великобритании у бразильского гонщика Феррари на старте заглох двигатель, и он вынужден был стартовать с конца пелетона вместо 4-ой позиции, на которой был квалифицирован. Снова вынужденный прорываться с конца, Фелипе финишировал 5-ым, то есть по сравнению со стартом проиграл всего одну позицию. Затем следовало Гран-При Европы, на котором Масса уверенно ехал к победе, пока не начал капать дождь. После быстрого пит-стопа у Фелипе возникли проблемы с дождевой резиной, которая излишне вибрировала, и он начал проигрывать догоняющему его Фернандо Алонсо по 2-3 секунды на круге. Испанский гонщик быстро догнал Фелипе и обогнал его. После финиша между этими двумя гонщиками произошла небольшая перебранка в крошечной комнатке возле подиума. Следующая гонка - Гран-При Венгрии - прошла отвратительно. В квалификации команда забыла залить топливо Фелипе, и он не смог пройти в третью часть квалификации, и вынужден был удовлетвориться лишь низким 14-ым местом. Тактика также была выбрана явно неверно, и благодаря до предела заполненым бакам Фелипе смог подняться лишь на одно место вверх, финишировав на 13-ой позиции. На Гран-При Турции Масса, наконец-то, не испытывал ни малейших проблем, и провел блестящую победу с поула. Но счастье длилось недолго - уже в следущей гонке, в Монце на Гран-При Италии из-за проблем с задней подвеской Фелипе был вынужден сойти, после чего его шансы на чемпионство были похоронены. На следущей гонке, в Бельгии, он финишировал вторым после своего напарника Кими Райконнена, который все еще сохранял шансы на титул в личном зачете. На Гран-При Японии Фелипе был наказан за обгон под желтым флагом штрафным проездом по пит-лейн. На этой гонке бразильский пилот продемонстрировал свой борцовй характер, в борьбе за шестое место на последнем круге под дождем обогнав польского гонщика Роберта Кубицу. Этот обгон стал лучшим в сезоне, если не самым лучшим. В Китае Масса финишировал на подиуме, заняв третье место, а в Бразилии взял поул, и после этого продемонстрировал удивительный старт, оттормозив Хэмилтона назад, чтобы напарник Массы по Феррари Кими Райконнен смог обогнать его. После второй серии питстопов Масса отдал лидерство Кими Райконнену, которые таким образом приехал к своему чемпионству. После гонки, на пресс-конференции, новый чемпион благодарил Фелипе за помощь в получении этого чемпионского титула. Помощь бразильца оказалась решающей, в случае его ошибки или схода титул мгновенно переходил в руки испанца Алонсо. Фелипе закончил этот сезон на 4-ой позиции, с 94-ью очками.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сезон 2008 начался для Фелипе Массы очень непросто, достаточно сказать, что в первых двух гонках он не набрал ни одного очка.

В Австралии, квалифицировавшись на неплохом 4-ом месте, бразилец мог рассчитывать на результат, но гонка сложилась для него крайне неудачно. На старте попытка атаки на Ковалайнена закончилась разворотом и сломанным передним антикрылом, из-за чего Массе пришлось заезжать в боксы.

Откатившись в конец пелетона, Фелипе последовательно обогнал Пике, Накаджиму и Сато, но при обгоне Култхарда в первом повороте произошел контакт, а затем тех. проблемы на борту болида Фелипе окончательно поставили крест на надежде набрать хоть какие-то очки в этой гонке. На 30 круге Масса сошел.

В Малайзию команда Феррари приехала с твердым намереньем взять реванш за нерезультативную гонку в Австралии.

Фелипе уверенно завоевал свой 10-ый поул в карьере, опередив ближайшего соперника – Кими Райкконена почти на полсекунды. Отстояв поулпозишн на старте, Масса попытался создать отрыв, но во время первой волны пит-стопов Кими за счет более поздней остановки в боксах, удалось опередить бразильца.

Отчаянная попытка догнать партнера по команде и вернуть утерянное первое место закончилась вылетом на 31 круге. Болид Фелипе застрял в гравии - еще один обидный сход для Массы и ноль очков после первых двух гонок в личном зачете чемпионата.

Однако уже в Бахрейне Масса показал всем своим недоброжелателям, что его рано списали со счетов.

Заняв второе место в квалификации и уступив лишь Роберту Кубице, Фелипе тем не менее возглавил гонку уже на первом круге, обогнав поляка на старте и довел дело до победного финала, одержав шестую в карьере победу.

Следующий этап чемпионата состоялся в Испании и в целом сложился удачно для Фелипе. Квалифицировавшись на третьем месте, бразилец опять порадовал своих болельщиков отличным стартом, обойдя Фернандо Алонсо, и финишировал вторым, проиграв лишь своему напарнику по команде.

За Испанией последовала Турция, где Масса был традиционно силен. Не было равных ему и в сезоне 2008. В третий раз подряд Фелипе стартовал с поула и в третий раз выиграл гонку на стамбульской трассе. Благодаря этой победе бразильский гонщик Феррари переместился на вторую строчку в личном зачете чемпионата.

Гонка в Монако сложилась для команды Феррари не очень удачно. В субботу Фелипе опередил всех своих соперников в квалификации и завоевал поул-позишн. Перед стартом пошел дождь, но это не помешало бразильцу создать немалый отрыв за первые круги гонки. Однако появившийся на трассе сейфти-кар «съел» все отрывы. А потом ошибся и сам Фелипе: поскользнувшись на дорожной разметке в Ste Devote, Масса пропустил вперед Кубицу. После пит-стопов ему удалось вернуть себе первую позицию, но команда, понадеявшись на возобновление дождя, просчиталась с тактикой для Фелипе, и финишировал он только третьим.

Этап в Канаде начался для Фелипе Массы с неудачной квалификации, где он занял только шестую позицию, наихудший для него результат в квалификации с начала сезона. Сама гонка тоже сложилась непросто. Во время первого пит-стопа из-за вышедшей из строй заправочной машины, команда не смогла заправить болид Фелипе. Повторный визит в боксы отбросил его в конец пелетона. Однако затем бразилец продемонстрировал впечатляющий прорыв с последнего на пятое место, совершив множество обгонов и заработав для команды важные очки в КК.

Гран-при Франции принес Массе третью победу в сезоне. В квалификации он уступил своему напарнику по команде, но в гонке из-за тех. проблем Райкконена сумел выйти на первое место и довести гонку до победного завершения. После этого этапа бразилец впервые в сезоне возглавил личный зачет чемпионата.

Английский Гран-при стал настоящим испытанием для Фелипе. В первой пятничной практике он разбил свой болид, поскользнувшись на масле, появившемся на трассе после отказа двигателя у Фернандо Алонсо.

В субботу Фелипе стал лишь девятым, не успев совершить решающую попытку из-за заминки на пит-стопе.

А в гонке, которая прошла под проливным дождем Масса не смог показать достойного результата, совершил несколько разворотов на мокрой трассе и финишировал последним.

Следующий этап в Германии сложился не очень удачно для бразильца. Он квалифицировался вторым, но в гонке ему не хватало скорости, машина была нестабильна, а начавшиеся на последнем отрезке проблемы с тормозами не позволили подняться выше третьего места на финише.

Европейскую серию Формулы 1 продолжил Гран-при Венгрии, который стал для Фелипе одним из самых больших разочарований в сезоне. В квалификации доминировали пилоты МакЛарена, Масса занял третье место на стартовой решетке. Однако, проведя великолепный старт, бразилец последовательно обогнал оба серебристых болида и возглавил гонку. Создав стабильный отрыв от Льюиса Хэмилтона, Фелипе уверенно лидировал, но сгоревший за три круга до финиша мотор на его Феррари, похоронил все надежды на победу.

Одиннадцатый этап чемпионата прошел на новой трассе в Валенсии. Проведя великолепную квалификацию и завоевав поулпозишн, Фелипе и в гонке не оставил никому шансов, одержав четвертую победу в сезоне.

Этап в Бельгии принес Массе еще одну победу. В квалификации он был только вторым после Льюиса. Гонка также сложилась непросто. Долгое время Фелипе шел на третьей позиции позади Хэмилтона и Райкконена, но начавшийся на последних кругах гонки дождь, смешал все карты лидерам. Борьба за первую позицию между Хэмилтоном и Райкконеном окончилась аварией финна. Хэмилтон победил, но решением судей был оштрафован за нарушение правил при обгоне напарника Фелипе. Таким образом, бразилец переместился на первое место.

Домашний Гран-при для команды Феррари сложился не самым удачным образом. В квалификации дождь смешал все карты фаворитам и Фелипе с большим трудом прошел в Q3, и завоевал шестую позицию на старте. Гонка также прошла под дождем в довольно сложных условиях, и Масса финишировал только шестым.

Первый ночной Гран-при в Сингапуре начался для Фелипе с победы в квалификации. На абсолютно новой трассе ему удалось показать потрясающее время и завоевать поулпозишн, опередив ближайшего соперника больше чем на полсекунды. Со старта Масса постепенно наращивал свой отрыв от преследователей, но на 14 круге гонке из-за аварии Пике на трассе появляется машина безопасности и бразильца зазвали на пит-стоп, где команда допустила ошибку, разрешив своему гонщику тронуться с места до окончания дозаправки. Фелипе вырвал несколько метров заправочного шланга, и ему пришлось остановиться в конце пит-лейна, чтобы механики извлекли шланг из его машины. Масса возвратился в гонку последним и получил штраф в виде проезда через пит-лейн за опасный выезд из боксов после дозаправки. Отбыв штраф, на 31 круге Фелипе вынужден был опять заехать на пит-стоп из-за прокола. После всех этих неприятностей случившихся с ним, бразилец практически потерял шансы заработать хоть какие-то очки в этой гонке и финишировал только на тринадцатом месте.

На трассе в Фудзи Фелипе занял в квалификации только пятое место. Он неплохо стартовал, обошел Ковалайнена и Алонсо, но всеобщая неразбериха на старте не позволила ему улучшить свою позицию. На втором круге Хэмилтон попытался обогнать Массу, бразилец контратаковал, и в результате произошло столкновение. Болид Льюиса развернуло, и судьи усмотрели в этом эпизоде вину пилота Феррари, наказав его проездом по пит-лейн. После штрафа Фелипе откатился в конец пелетона и вынужден был прорываться в очковую зону, совершив несколько красивых обгонов. Масса закончил гонку восьмым, но впоследствии поднялся на седьмое место, благодаря штрафу Бурдэ.

Ему удалось отыграть два очка в борьбе за чемпионство, и перед двумя решающими гонками Льюис опережал его всего на пять очков.

В Китае команда Феррари не смогла ничего противопоставить МакЛарену Хэмилтона, и Фелипе финишировал только вторым. Перед решающим этапом в Бразилии разрыв между ним и Льюисом опять увеличился до семи очков.

Чтобы попытаться отыграть отставание от Хэмилтона, Фелипе необходима была победа в Бразилии. Первый шаг он сделал, завоевав третий раз подряд поулпозишн на домашней трассе. Льюис квалифицировался лишь четвертым.

Масса уверенно возглавил гонку и лидировал большую часть дистанции. Хэмилтон шел пятым, этого ему вполне хватало, чтобы завоевать титул.

Но за несколько кругов до финиша опять начался дождь и Льюис переместился на шестую строчку, позволив обойти себя Феттелю.

Масса пересек финишную линию чемпионом, Льюис был только шестым, но в последнем повороте последнего круга, ему все-таки удалось обойти Тимо Глока и стать чемпионом.

В сезоне 2008 Фелипе Масса одержал 6 побед, 6 раз стартовал с поулпозишн и 3 раза показывал БК в гонках.

97 очков и второе место в личном зачете чемпионата.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фелипе Масса был выбран в качестве первого испытателя F60 на тестах в Муджелло 12 января 2009.

В Ferrari подтвердили, что F60 будет оборудована KERS за несколько дней до начала Гран-при Австралии. Пятничные практики начались не самым лучшим образом — Масса показал только седьмое и десятое времена. В субботней квалификации он показал седьмое время (но передвинулся на шестое после дисквалификации Глока на болиде Toyota). В гонке Ferrari из-за плохой работы болида с шинами выбрала агрессивную стратегию и использовала сверхмягкий/средний/средний составы, и это принесло некоторые дивиденды после 6 кругов (где Ferrari продвинулась в первые ряды). Хотя Масса оставался в первой тройке в первой половине гонки, быстрое гранулирование сверхмягких шин заставило перейти на стратегию пит-стопов, перед тем, как он сошёл из-за механическим проблем.

В Малайзии ошибочное решение Ferrari оставило Массу в первой части квалификации. В интервью Globo TV Масса заявил, что он и команда верили, что установленное время будет достаточно быстрым для прохождения в следующую часть квалификации и это было сделано для сохранения мотора. Однако это ничего не принесло, и бразилец стартовал шестнадцатым.[28][29] В гонке Масса был классифицирован девятым, в шаге от очковой зоны, после того как гонка была остановлена на 33-м круге из-за ливня. Масса также не заработал очки в двух следующих гонках и сошёл на Гран-при Китая из-за проблем с электрикой, и финишировал четырнадцатым в Бахрейне.

В Испанию Ferrari привезли новую версию болида, исправив большинство недоработок в предыдущих гонках. С новым болидом Масса квалифицировался четвёртым. Большую часть гонки он шёл третьим перед тем как ему сообщили, что болид недостаточно заправлен, поэтому ему пришлось экономить топливо на последних 10 кругах, что позволило Феттелю и Алонсо его пройти. Обновлённое шасси показало темп болида установкой третьего быстрейшего времени позади двух болидов Brawn и впереди обоих болидов Red Bull.

Монако более убедительно показало улучшения болида, Масса финишировал четвёртым и установил быстрейший круг. На следующих гонках в Турции и Великобритании Масса также заработал очки.

После разочаровывающей квалификации на 8-м месте, Масса смог добиться первого подиума в сезоне, финишировав третьим на Гран-при Германии проходившем на Нюрбургринге. После великолепного прорыва на старте до четвёртого места, топливная стратегия помогла защитить его позиции.

На Гран-при Венгрии во время второго сегмента квалификации в голову Фелипе попала пружина амортизатора, отвалившаяся от болида Рубенса Баррикелло. Фелипе потерял сознание и врезался в барьер из покрышек. Спустя несколько минут его достали из машины и перенесли в карету скорой помощи. Хотя Фелипе и махал рукой во время транспортировки, на этом Гран-при Венгрии для него закончилось. Пилот получил открытую трещину в черепе, рассечение брови и сотрясение мозга. Ему была сделана срочная операция. После 9 дней проведённых в Венгерском военном госпитале, был отправлен в Сан-Паулу для прохождения дальнейшей реабилитации.

Реабилитация гонщика длилась около четырех месяцев. В начале октября 2009 года Фелипе Масса вернулся на базу команды Ferrari в Маранелло и постепенно начал возвращаться в прежную форму, но до конца сезона в гонках участия не принимал.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Фелипе Масса. Личная жизнь

Фелипе Масса женат на Анне Рафаэле Басси. Их свадьба состоялась 30 ноября 2007 года в Сан-Паулу. 31 ноября 2009 года на свет появился их первенец: Фелипе Басси Масса (Фелипинью)

Николя Тодт, сын бывшего босса Ferrari Жана Тодта, является менеджером Фелипе.

Масса болеет за бразильский футбольный клуб «Сан-Паулу», а также турецкий футбольный клуб «Фенербахче», который в прошлом тренировал Зико. 24 августа 2007 года Масса сказал следующее: «Зико был моим кумиром с детства, Роберто Карлос был моим лучшим другом. Я фанат „Фенербахче“, как и бразильской команды. Я люблю Турцию, поскольку именно здесь я выиграл свою первую гонку и это имеет особенное значение для меня.»

Масса проводит ежегодную благотворительную картинговую гонку Desafio Internacional das Estrelas (Международное соревнование звёзд), начиная с 2005 года. Примечательно, что многие бразильские гонщики самого высокого уровня участвовали в этой гонке. Пилоты Формулы-1 Рубенс Баррикелло и Нельсиньо Пике, а также гонщики принимающие участие в американских сериях с открытыми колёсами — Тони Канаан, Марио Мораес, Фелипе Джаффоне, Витор Мейра, Роберто Морено и Жиль де Ферран, а также чемпион Stock Car Brasil Кака Буэно. Вместе с ними также выступал бразильский мотогонщик Алекс Баррос. В 2007 году к бразильцам присоединились Михаэль Шумахер и Лука Бадоер.

Фелипе - весьма разносторонний человек и автогонки не являются его основным занятием. Вот как он рассказывае о себе своим поклонникам: «Я думаю, что я обычный человек. В то время, когда я не занят в Формуле 1, что бывает не так часто, я предпочитаю слушать музыку или хожу в театр. Мой любимый актер — Роберт де Ниро. Это потрясающий актер и мне нравятся все его фильмы. Это фильмы про Моба и мафию, «Однажды в Америке», «Казино». Кроме этого, мне также нравится «Хоффа» с Джеком Николсоном, я открыл серию «24Н» и мне это нравится.

У меня нет определенных предпочтений в музыке. Мне нравятся разные стили. Я не ношу на трек с собой много CD-дисков. Есть некоторые, которые я беру с собой на время отдыха, когда я дома или когда я вожу свою туристическую машину.

Я люблю играть на игровой приставке Playstation, и, как и большинство гонщиков, я играю в симулятор Формулы 1. Можно сказать, что иногда это помогает, но хорошо изучить трассу таким образом нельзя. Также и умению делать кривую нужно обучаться в реале. Одно из моих самых любимых занятий — это занятия спортом, таким как футбол или водное поло. Мне это очень нравится.

Еще я люблю ходить по магазинам. Там я покупаю одежду, а также я очень люблю покупать часы».

Любовь Фелипе Массы к часам была отмечена мировыми дизайнерами — известный швейцарский производитель часов Роберт Милль, друг Фелипе, посвятил гонщику несколько моделей своих часов (RM 005-FM, RM-011).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...