Перейти к контенту

В архиве

Эта тема в настоящий момент находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

Butters Stotch

Б. БАР (BAR, British American Racing)

Recommended Posts

Команда получила свое название от табачной компании British American Tobacco plc (BAT), которой принадлежал контрольный пакет акций команды, и которая продвигала таким путем в Формуле 1 свои бренды Lucky Strike и 555.

batuc7.th.jpg

Как таковая BAT уже давно была активно задействована в Формуле 1, продвигая различные свои бренды, к примеру JPS (John Player Special) спонсировала команду Лотус в 1980 гг.

Команда была создана усилиями Крейга Поллока, урожденного шотландца, бывшего преподавателя престижного швейцарского колледжа в Базеля, впоследствии успешного бизнесмена и личного друга и менеджера Жака Вильнева, который убедил корпорацию BAT сделать

крупное вложение в Формулу 1 и приобрести команду Tyrrell. Но начнем с истоков.

Жак Вильнев и Крейг Поллок впервые встретились в 1982 году в Швейцарии. Но это был еще не тот союз, который в конечном итоге

и привел к появлению BAR. Тогда Поллок был всего-навсего директором престижного колледжа-интерната, а Вильнев – одним из самых непоседливых его подопечных. Вскоре пути их разошлись – Жак после окончания колледжа начал свою гоночную карьеру, а Крейг занялся бизнесом и сумел наладить деловые отношения с Honda, чему, помимо всего прочего, был обязан частым визитам в Японию. Вильнев тем временем, не особо успешно проведя пару сезонов в итальянской Формуле-3, также отправился в 1992 году в Страну восходящего солнца – попробовать себя в местной Формуле-3000. Поэтому не стоит удивляться, что бывший директор встретился со своим воспитанником снова. Тогда-то Поллок и стал менеджером Вильнева. Эта пара в том же 1992 году появляется в американской Формуле-Атлантик. А уже в следующем сезоне Вильнев становится в этой серии третьим. В связи с чем Поллок решает, что пора двигаться дальше – в серию ИндиКар. Он заключает спонсорский контракт с табачной маркой Player's (филиалом концерна BAT), добивается поставки шасси от фирмы Reynard.

Результат известен – в 1994 году Вильнев становится шестым в чемпионате Indycar, а на следующий год выигрывает его, победив, в частности, на легендарной "старой кирпичнице" в Индианаполисе. Поллок уже в середине 1995 года ведет переговоры с Фрэнком Вильямсом, и в 1996 году Жак Вильнев становится гонщиком Williams в Формуле-1. Но отдавать канадца в чужую команду насовсем Крейг не собирался. Ибо, пока Жак потрясал всю "формульную" общественность своим дебютом, Поллок тщательно готовил фундамент для осуществления своей главной цели – создания собственной команды в Формуле-1 для Жака Вильнева.

_39414990_pollock_gi_200x245.jpg

Крейг отлично понимал, что создать конкурентоспособную команду в современной Формуле-1 на пустом месте практически невозможно. Тогда в дело пошел тот же рецепт, по которому была изготовлена в 1994 году индикаровская Player's Forsythe-Green Team. Во-первых, Поллок возобновил связи с BAT, убедив руководство концерна вложить деньги в создание собственной команды. Во-вторых, сподвигнул Эдриана Рейнарда еще раз попытать счастья в Формуле-1 (после того, как на редкость неудачный Pacific-PR01 в 1994 году ни разу не смог даже просто закончить гонку, Рейнард поклялся больше не соваться в "высший свет" автогонок). В-третьих, нашел базу для создания новой команды – команду Tyrrell, слава которой, принесенная Джеки Стюартом, за двадцать лет неудач постепенно подзабылась.

2 Декабря 1997 года было объявлено о продаже команды Tyrrell концерну BAT (сумма сделки составила около 30 миллионов фунтов стерлингов). В контракте было оговорено, что в 1998 году в Tyrrell все останется по-старому. Деньги, полученные за свою команду, Кен Тиррелл решил целиком истратить на последний в ее истории сезон, чтобы хотя бы его провести с честью: за руль нового, очень удачного Tyrrell-026 должен был в 1998 году сесть Йос Ферстаппен. Но тут вмешался Поллок, уже фактический хозяин Tyrrell. Таким образом, вместо Ферстаппена пилотом стал Рикардо Россет – один из слабейших гонщиков Формулы-1 последних лет. Однако он принес с собой большие спонсорские деньги, на которые у Поллока уже были планы. Тиррелл еще до начала чемпионата понял, что только номинально стоит у власти, и покинул команду.

Поллок просто пустил в ход деньги и вместе с Рейнардом начал переманивать в BAR нужных людей: конструктора Малькольма Остлера, коммерческого директора Рика Горна, менеджера Грега Филда, бразильского гонщика Рикардо Зонту и других. Первые тесты с чемпионом серии Формула-3000 бразильцем Рикардо Зонта были проведены на перекрашенной машине Tyrrell 026, но в дальнейшем BAR отказались от услуг конструкторского штаба «Тиррелл» во главе с Харви Постлтуэйтом.

С самого начала команда обнародовала амбициозные планы. Новый болид был заказан компании Reynard, чьи машины много лет выигрывали чемпионат «Индикар». Поскольку регламент Формулы-1 предписывает командам конструировать шасси самим и запрещает использование сторонних производителей, Эдриан Рейнард был включен в состав BAR в качестве технического директора. Третьим соучредителем команды стал конструктор и предприниматель Рик Горн. BAR был оснащен популярными в то время двигателями Supertec (Renault). Поллок обратился в поисках мотора для BAR к Флавио Бриаторе – в то время Флавио являлся президентом концерна Supertec. Два бизнесмена быстро нашли общий язык – BAR получил право первым использовать все новинки от Supertec и, таким образом, дебютант обрел привилегированный статус по сравнению с титулованными Williams и Benetton.

Поллок изначально строил команду под Жака Вильнева. А чтобы Жак не раздумывал, переходить в BAR или нет, Крейг предложил ему часть акций команды.

23 Июля 1998 года BAR объявила о подписании контракта с действующим Чемпионом Мира Жаком Вильневым, который доезжал (не слишком удачно) сезон за Вильямс. В напарники к Чемпиону взяли новичка Рикардо Зонту.

Чтобы сильнее привлечь титульного спонсора и владельца, BAT, к финансированию комады, Поллок собирался покрасить две машины BAR в разные цвета: одну в синюю рекламу марки сигарет 555, другую — в бело-красную Lucky Strike. Это еще приведет к конфликту с ФИА, но о нем ниже.

1999

BAR_logo.gif

Австралиец Малькольм Остлер – главный конструктор BAR – ранее никогда не занимался разработкой шасси для Формулы-1. Может быть, именно поэтому BAR-01 выглядел весьма уродливо: широкий сгорбленный носовой обтекатель, угловатый капот двигателя, боковые понтоны в форме коробки и общая несуразность форм. Несмотря на это, Остлер громогласно провозгласил машину "вершиной технической мысли Формулы-1". Когда же это создание совершило свои первые тестовые круги в Барселоне, оказалось, что до истинной вершины далеко – Вильнев катастрофически проигрывал не только лидерам, но даже аутсайдерам вроде Arrows и Minardi. Поллок и компания, обеспокоившись, просили Жака постараться. Тот, мобилизовав все свои возможности, выдал второй результат, но BAR-01 не потерпел столь жестокого и противного его характеристикам обращения и в неприглядном виде был отправлен обратно на вновь построенную суперсовременную фабрику в Брэкли.

Но, пожалуй, главным событием межсезонья для BAR стал конфликт, разгоревшийся с ФИА, по поводу окраски автомобилей. На презентации автомобиль Вильнева нес сине-желтые цвета State Express 555, а Зонты – бело-красные Lucky Strike. ФИА тут же запретила Поллоку применять подобные ухищрения, хотя сам Макс Мосли в конце семидесятых выпускал на трассу March, окрашенные в цвета разных спонсоров. Крейг не сдался и обратился за защитой своих прав в арбитраж Международной торговой палаты. Процесс он с треском проиграл, но решил попытать счастья еще раз, теперь уже в Еврокомиссии. У этой инстанции с Берни Экклстоуном были давние счеты, и здесь ФИА легко могла проиграть. Берни тут же пригрозил Крейгу крупными штрафами или даже дисквалификацией на несколько этапов. Поллок решил не нарываться на неприятности и, будучи вызванным на заседание Всемирного совета ФИА (на котором руководители других команд единогласно проголосовали за правло о единой раскраске для каждой команды),отказался от всех претензий, подписав соответствующий документ, и заявил, что обе машины будут окрашены одинаково. Свое слово он сдержал, но в то же время от заманчивой идеи одновременной рекламы двух торговых марок отказываться не захотел. Дизайнеры BAR нашли остроумный выход: правая половина болида была раскрашена в синий цвет, а левая — в бело-красный, между ними была нарисована застежка-молния. Эти машины затмили даже разные по цвету ботинки Александра Вурца.

1691136661635qe8.th.jpg

Перед началом чемпионата Крейг Поллок не скрывал, что уже в этом году команда рассчитывает на победы. "Может быть, даже на чемпионский титул!" – гордо заявлял Поллок.

Первый сезон команды оказался катастрофически нерезультативным. При том, что болиды BAR показывали на трассе скорость, не уступающую конкурентам из Sauber и Benetton, ненадежность машины была такова, что ее пилоты редко доезжали до финиша. Жак Вильнёв сошел с трассы в первых одиннадцати гонках чемпионата подряд, установив своеобразный рекорд, и доехал до финиша всего в четырех гран-при из шестнадцати. В Испании Жак квалифицировался шестым и со старта повел борьбу с лидерами, пилотами «Феррари» и «МакЛарен», но на втором пит-стопе его болид просто не смог стронуться с места из-за поломки коробки передач.

На тренировке перед домашним Гран-при Рикардо Зонта попал в аварию и получил травму ноги. Его сменил Мика Сало (который в тот же год позднее подменял травмированного Михаэля Шумахера). Но ни Вильнёв, ни Зонта, ни Сало не смогли принести команде ни единого очка. Лучшим результатом стало седьмое место Сало в Имоле, по очковой системе того времени не дававшее баллов.

Общие данные по сезону - BAR 01-Supertec V10-Bridgestone-0 очков-11 место

2000

barlogohg3.gif

Главной новинкой BAR в 2000 году стал мотор Honda. Весной 1999 года Поллок убедил руководство японской компании не стартовать в чемпионатах мира собственной командой, как планировалось ранее, а стать партнером BAR по поставке двигателей. Новый мотор Honda-RA000E получился довольно удачным и хорошо вписался на место Supertec-FB01. Шасси BAR-02 мало отличалось от прошлогоднего – основное внимание конструкторский штаб команды уделил вопросам надежности, так донимавшим команду в 1999 году. Большую роль в этой работе сыграли и японцы из Honda Research & Development. Нельзя не отметить и тот факт, что с пестрой клоунской раскраской машин было теперь покончено – BAR Honda-02 был окрашен в белый и серебристый цвета, неся на себе эмблемы только Lucky Strike.

bra20001zj2.th.jpg

Результаты БАРа-Хонда стали намного стабильнее. Чемпионат 2000 года был завершен командой на пятом месте, вровень с четвертым местом «Бенеттона» и на три очка впереди принципиальных соперников из «Джордан».

И все же весь 2000 год команда прожила как на вулкане. Этим вулканом было все продолжавшееся и разгоравшееся соперничество Поллока и Рейнарда за главенствующую роль в "конюшне". В начале года обе противоборствующие стороны вроде бы пришли к соглашению, но, по всеобщему мнению, проблема не была решена, а просто отложена на неопределенный срок. В ходе сезона из кратера "вулкана" постоянно вырывались языки пламени, которые вполне могли предвещать близкое извержение. В довершение ко всему команду сотрясали и другие "подземные толчки", не связанные с конфликтом Поллок – Рейнард: то Вильнев "задумается о перспективах", то Honda понесет финансовые убытки, то BAT объявит о намерении продать свой пакет акций. Стихийного бедствия в полном объеме удалось избежать, но все же кое-какие неприятные для BAR события произошли: Honda, одно время вроде бы помышлявшая о покупке команды, не только не осуществила своих намерений, но и решила в 2001 году поставлять свои двигатели, кроме BAR, еще Jordan, и, причем, так же бесплатно. Затем в январе 2001 года из команды ушел Горн, что, скорее всего, было еще одним проявлением борьбы Поллока с Рейнардом. Вильнева, правда, удалось удержать, а пару ему в новом сезоне составил Оливье Панис, вернувшийся в гонки после года пребывания на должности тест-пилота в McLaren.

Общие данные по сезону - BAR 002-Honda V10-Bridgestone-20 очков-5 место

2001

barlogohg3.gif

В сезоне 2001 года "вулкан" вроде бы поутих. Во всяком случае, о конфликте Поллок – Рейнард ничего не было слышно. Но даже если допустить, что он закончился, разрешившись сам собой, то на увеличение скорости BAR это никак не повлияло. И хотя Вильнев дважды (в Испании и Германии) поднимался на подиум, собрал он в общей сложности только 12 очков. Панис открыл сезон четвертым местом в Австралии, однако был оштрафован и лишился своих трех очков; в дальнейшем ему удалось завоевать одно четвертое и одно пятое места. Итог сезона – седьмая (Вильнев - лучший из не-представителей трёх команд-лидеров (Феррари, МакЛарен-Mercedes, Вильямс-BMW) и четырнадцатая (Панис) строчки в протоколе личного зачета и шестая – в Кубке Конструкторов. Так что, вопреки обещаниям (перед началом сезона Поллок заявил: "Мы рассчитываем на третье место в Кубке Конструкторов и на победы в нескольких Гран При"), 2001 год тоже принес одни лишь разочарования, особенно если сравнивать расходы BAR Honda с бюджетом команды Sauber.

Общие данные по сезону - BAR 003-Honda V10-Bridgestone-17 очков-6 место

2002

barlogohg3.gif

По мере того, как все большее число стран запрещали рекламу сигарет во время гонок, для BAT оставалось все меньше возможности продвигать свою продукцию при помощи своей гоночной команды. В то же время, в «Хонде» начали склоняться к постоянному сотрудничеству именно с БАР. В 2002 году Honda продолжает участвовать в жизни команды, хотя и в ущерб другому партнеру Jordan, не обращая при этом никакого внимания на толки и пересуды у себя за спиной.

В результате, влияние Крэйга Поллока в команде ослабло. Сообщение о том, что директор команды Крей Поллок был бесцеремонно отстранен от работы буквально за день до старта сезона 2002 года, потрясло весь "Большой цирк". Вильнев же сохранял спокойствие, сосредоточившись на работе. И это несмотря на то, что многие предполагали уход чемпиона 1997 года из команды в конце сезона, если не раньше. В 2002 году BAR отказывались от всего старого, внедряли новинки, но все же звезд с неба по-прежнему не хватали. А новый босс команды Дэвид Ричардс, раллийный экс-чемпион, прежде некоторое время возглавлявший «Бенеттон», вообще, казалось, просто наблюдал за событиями в первые месяцы своего правления. Затем он вдруг словно очнулся, результатом чего стала практически полная смена персонала. Что же касается, технического директора Малькольма Остлера и конструктора Энди Грина, то они решили не дожидаться увольнения и ушли сами. Проблем у BAR было более чем достаточно: нестабильная политика руководства, нехватка денег, постоянные взрывы и поломки моторов, да и шасси зачастую не выдерживало напряжения гонки. В итоге первые очки в сезоне команда заработала только на 10-м этапе – Гран При Великобритании.

Общие данные по сезону - BAR 004-Honda V10-Bridgestone-7 очков-8 место

2003

BAR_logo.png

С начала 2003 года BAR стал эксклюзивным представителем «Хонды» в Формуле-1.

Вопреки предположениям, Жак Вильнев остался в команде еще и на 2003 год. Важным приобретением для команды стал англичанин Дженсон Баттон, сменивший неудачно выступавшего Паниса. В 2003 году Дженсон набрал большую часть очков команды, в то время как Вильнёв начал заметно отставать от партнера. После ухода Поллока (который оставался его личным менеджером), связи чемпиона с командой ослабли, он продал свой пакет акций. Дэвид Ричардс был недоволен результатами канадца, зарплата которого в 10 миллионов долларов составляла значительную часть бюджета команды и не соответствовала результатам Жака в 2003.

В результате Вильнёв порвал с БАР еще до конца сезона, перейдя сначала в Рено, а затем в Заубер. Его сменил протеже японских автопроизводителей Такума Сато.

Общие данные по сезону - BAR 005-Honda V10-Bridgestone-26 очков-5 место

2004

Сезон 2004 года стал лучшим в истории команды. После ухода Вильнева Дженсон Баттон стал первым пилотом, и многие считали, что этот год станет решающим в его карьере. Такума Сато занял место второго призового пилота команды, а Энтони Дэвидсон – третьего и тест-пилота.

Вскоре стало очевидно, что ситуация в BAR Honda, похоже, и впрямь стабилизировалась. Машина вела себя блестяще, а Дженсон был именно на своем месте, став настоящим лидером в команде. Баттон занял третьи места в Малайзии, впервые в карьере поднявшись на подиум, и в Бахрейне. Затем были вторые места в Сан-Марино и Монако. В общей сложности Дженсон выходил на подиум 10 раз в этом сезоне, что и позволило команде занять второе место в Кубке Конструкторов. Сато тоже был неплох, но его агрессивность на трассе стоила ему нескольких финишей: он досрочно выбывал из гонки. Баттон же обладал особо мягкой манерой езды, чем очень походил на Алена Проста.

Такума Сато стал вторым в истории японским гонщиком, поднявшимся на подиум, заняв третье место на Гран-при США 2004 года. В Кубке Конструкторов BAR завоевал серебро.

Ложкой дегтя в бочке меда для BAR стал неприятный процесс против Williams из-за попытки Дженсона Баттона перейти в эту команду в 2005 году. Суд вынес решение в пользу BAR Honda.

Неприятным звоночком стала покупка в середине ноября, уже после окончания чемпионата, 45% акций команды концерном Honda, который заявил при этом, что не собирается продлевать контракт с Дэйвом Ричардсом. Получив компенсацию в размере 15 миллионов долларов, Ричардс ушел, а его место занял управляющий директор Ник Фрай.

Общие данные по сезону - BAR 006-Honda V10-Michelin-119 очков-Вице-Чемпионы

2005

И вновь, как и прежде, накануне нового сезона, руководство команды заявляет, что BAR 007 – это еще один грандиозный шаг вперед. Но теперь, памятуя об успехе команды в 2004 году, мало кто в этом сомневается. Баттон уже заставил говорить о себе, у Сато все еще впереди. В то же время Дэвидсон остался тест-пилотом, и к нему присоединился Бернольди из Arrows. Так же, похоже, в BAR простили Баттону попытку уйти в Williams. И в последних гонках сезона английский пилот показал, что на все сто процентов верен команде, за которую выступает, пусть даже и мечтая о месте в другой.

Однако сезон 2005 года был омрачён для команды дисквалификацией и лишением всех очков, заработанных в первых гонках чемпионата. Инженеры БАР своеобразно интерпретировали правило о минимальном весе болида в 605 килограммов. Они сделали машину значительно легче, добиваясь необходимой тяжести за счет заливаемого на последнем пит-стопе большого количества топлива, которое не расходовалось к финишу и позволяло болидам проходить взвешивание без проблем. В дополнение к лишению очков, команда была вынуждена пропустить следующие два этапа из-за дисквалификации. При этом многие говорили, что команда еще очень легко отделалась. Затем, в Канаде, двойной сход, и это при том, что Дженсон завоевал поул. Далее последовал отказ (наряду со всеми клиентами Michelin) от участия в Гран При США. Таким образом, команда, ставшая открытием сезона-2004, после девяти этапов не только не имела на своем счету ни одного очка, но и опустилась в Кубке Конструкторов на последнюю строчку, выпустив вперед двух аутсайдеров Jordan и Minardi.

Только стабильность Баттона в конце чемпионата спасла сезон для команды. Такума Сато провел неудачный сезон: он пропустил одну гонку из-за травмы (его заменил тест-пилот Энтони Дэвидсон) и в итоге набрал всего одно очко. Хонда разочаровалась в своем протеже и отправила его в дочернюю команду Super Aguri, заменив на следующий год на опытного Рубенса Барикелло.

Ввиду вступления в действие закона о запрете на рекламу табачной продукции, логично было бы предположить, что автоконцерн Honda выкупит 55% акций у компании BAT, став единоличным владельцем команды. Именно так и произошло под занавес сезона. Команда BAR прекратила существование.

Общие данные по сезону - BAR 007-Honda V10-Michelin-38 очков-6 место

Согласно договоренности в сезоне 2006 года новая команда все еще носила название титульного спонсора - Lucky Strike Honda Racing F1 Team, а в сезоне 2007 исчезла и эта последняя связь с BAT.

Материал скомпонован на основе статей:

1) Команда Формулы 1 Honda F1 Racing - история создания. Сайт http://www.f1-live.ru Ссылка на статью

2) материалов wikipedia Ссылка на сайт

3) Статья о BAR Honda Ссылка на сайт

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...