Перейти к контенту

В архиве

Эта тема в настоящий момент находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

Lady In Red

П. Пит-стоп

Recommended Posts

П. Пит-стоп

Пит-сто?п – это остановка гонщика возле боксов своей команды во время гонки для выполнения дозаправки, смены резины, изменения настроек или быстрого ремонта машины.

Работа команды

Согласованная работа всех членов команды обеспечивает успешное выполнение пит-стопа. Многочисленные тренировки помогают команде оттачивать мастерство их безупречного проведения.

Как правило, при проведении пит-стопов бывает задействовано не менее 21 члена команды. Все члены бригады должны быть одеты в специальные огнестойкие комбинезоны и должны носить защитные шлемы. Обязанности распределяются следующим образом:

  • 12 чел. – осуществляют смену колес (по три на каждое колесо);
  • 3 чел. – выполняют дозаправку;
  • 1 чел. – вытирает пролившееся топливо;
  • 2 чел. – работают с передним и задним домкратами;
  • 1 чел. – протирает забрало гонщика;
  • 1 чел. – стоит наготове с огнетушителем;
  • 1 чел. – отвечает за работу всей бригады – главный механик, именно в его руках находится "леденец".

Стратегия пит-стопов

Стратегия пит-стопов разрабатывается заранее перед гонкой, в субботу, поэтому гонщик всегда знает, на каком круге у него должен состояться плановый пит-стоп (или несколько пит-стопов - в зависимости от выбранной стратегии). Однако, как это часто происходит, некоторые обстоятельства во время гонки могут вносить свои коррективы: погодные условия, выезд машины безопасности, поломка или что-то другое - могут вынудить команду изменить стратегию проведения пит-стопов. Поэтому бригада механиков в течение всей гонки находится в полной боевой готовности.

Порядок проведения пит-стопа

Сообщение о проведении пит-стопа:

  • Команда информирует гонщика по радиосвязи о том, что готова принять машину, или сам гонщик сообщает команде о необходимости проведения пит-стопа.
  • В это же время бригада механиков получает команду начать подготовку к пит-стопу (вынести шины, подготовить заправочную машину)

Подготовительный этап

  • Бригада механиков выходит на пит-лейн со всем необходимым оборудованием;
  • Гонщик сворачивает на пит-лейн:

    В этот момент самое главное для гонщика не превысить допустимую скорость на пит-лейн. Соответственно, пилот должен сбавить темп ещё до пересечения белой линии, которой заканчивается заезд на пит-лейн. Для этого он путем нажатия соответствующей кнопки на
    активирует так называемый лимитатор – предварительно отрегулированную систему ограничения оборотов, которая не позволит
    разогнаться выше положенной скорости.


  • При въезде на пит-лейн открывается крышка бензобака.
  • Механик с помощью «леденца» указывает место поворота к боксам команды.
  • Остановка в положенной точке:

    Пилот должен остановиться максимально точно в отведенном пространстве перед своими механиками, иначе они потеряют драгоценные секунды, меняя позицию.


post-16169-1195511046_thumb.jpg

Пит-стоп

  1. стадия
    • Гонщик включает нейтральную передачу и держит ногу на педали тормоза.
    • Механики с гайковертами начинают действовать прежде, чем автомобиль поднимут на домкраты. Отвинтив гайки, они отклоняются назад.
    • Заправщик присоединяет шланг к горловине бензобака. На своем плече заправщик держит заправочный шланг (вместе с топливом он весит около 40 кг). Заправщику помогает еще один механик, который поддерживает шланг сзади.

[*]стадия

  • К работе приступают механики, снимающие колеса. За ними идет очередь механиков, одевающих свежую резину.
  • В это время один их механиков протирает забрало шлема гонщика, и еще два механика прочищают воздухозаборники болида.

[*]стадия

  • Механики, сменившие колеса, в свою очередь, уступают место людям с гайковертами, и те затягивают гайки, после этого они поднимает руку вверх, сигнализируя об успешном завершении работы.
  • В это время другие механики могут выполнять дополнительные операции, например: изменение угла атаки антикрыльев, снятие датчиком характеристик шин и т.д.

[*]стадия

  • После установки свежего комплекта резины болид опускают с подъемников на асфальт.
  • Все ждут, когда завершится процесс дозаправки. Стоящий позади механик следит за заправочным оборудованием, готовый прервать операцию при возникновении каких-либо проблем.

[*]стадия

  • Механик переворачивает «леденец» стороной, на которой написано «1st Gear», «Ready» или что в этом роде (нет общего стандарта для надписей на «леденце»)
  • Гонщик переключается на первую передачу и ждет команду «Старт!»

[*]стадия

  • Механики извлекают заправочный шланг.
  • К работе приступает механик, вытирающей топливо с машины. В его распоряжении считанные доли секунды.
  • Как только он завершает свою часть работы, другой механик поднимает «леденец» вверх.
  • Гонщик стартует.

Возвращение на трассу

  • Движение по пит-лейн

    На главном механике лежит ответственность за выпуск пилота на трассу. Перед тем, как поднять «леденец», подав таким образом сигнал гонщику о завершении пит-стопа, он должен убедиться в следующем:
    • все работы над гоночной машиной завершены;

    • на пути движения болида нет никаких препятствий;

    • вблизи боксов не проезжают другие гоночные машины.

    В конце пит-лейн, перед белой линией, отменяющей ограничение, пилот отключает лимитатор, при этом крышка бензобака закрывается.

    [*]Выезд с пит-лейн

    Выезд с пит-лейн отделен от трассы белой линией, которую пилот, выезжающий с пит-стопа, не имеет права пересекать во избежание аварийных ситуаций для более быстрых болидов.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Анатомия пит-стопа

23/01/2008. По материалам январского номера F1Racing

У команды есть десять секунд, чтобы сменить резину и дозаправить машину во время пит-стопа. Десять секунд, за которые нужно выполнить множество операций, одни из которых очевидны зрителям, другие - подчас незаметны, но не менее важны. Журналист британского F1Racing Джеймс Робертс приехал на один из финальных уик-эндов прошлого сезона, чтобы пройти процедуру пит-стопа вместе с его непосредственными участниками, сотрудниками Renault: менеджером Стивом Нильсеном, главным механиком Гэвином Хадсоном (тот самый парень "с леденцом на палочке"), заправщиком Пьеро Паллавичини и Хейкки Ковалайненом, пит-стоп которого и стал основой этого материала.

За сорок секунд до пит-стопа 28 механиков Renault покидают боксы и начинают готовить стандартную процедуру, которую они отрабатывают от сорока до шестидесяти раз за уик-энд. Если в пятницу и субботу можно говорить о рутине, то в часы гонки команда работает под невероятным прессингом, когда от небольшой задержки или ошибки зависит не только результат Хейкки, но и успех напряженной работы всей команды - инженеров, техников, механиков и гонщиков.

Начало пит-стопа: 0"00

post-16169-1201174412_thumb.jpg

Хейкки Ковалайнен, гонщик

"Останавливаясь в боксах я смотрю на ноги механиков, чтобы даже случайно их не задеть. Нужно заехать ровно в середину зоны обслуживания, правда из кокпита гонщик не видит разметки - переплетение рук, ног и шлангов здорово мешает, но механики, обслуживающие передние шины, вытягивают руки точно на линии, где должна находиться передняя ось. У остальных руки убраны - это мой ориентир. Я подъезжаю к боксам, нажимаю кнопку нейтральной передачи и в нужный момент жму на тормоз. Остановиться чуть раньше - это катастрофа, придется снова двинуться с места и снова остановиться, здесь нужно все делать точно".

Стив Нильсен, менеджер

"Мы стараемся, чтобы после свободных заездов около боксов образовался слой отработанной резины, он улучшает сцепление с трассой, динамику торможения и последующего старта. Важна максимальная точность, когда Хейкки заезжает на место обслуживания, механик, обслуживающий заднее правое колесо вставляет пневматический гайковерт фактически еще до того, как машина полностью остановилась".

От начала пит-стопа прошло 1"45

post-16169-1201174617_thumb.jpg

Стив Нильсен, менеджер

"В этот момент передние и задние гайковерты находятся в гнездах, подсоединен шланг заправочной машины".

Гэвин Хадсон, главный механик

"Как только машина остановилась, я смотрю на шланг заправочной машины - если он находится точно напротив бака и бак открыт, все хорошо. Дозаправка - самая длительная процедура на пит-стопе, она занимает от шести до десяти секунд, а механики, если не возникает проблем, меняют шины за четыре секунды. Самое главное в этот момент - открывшаяся крышка бака и соединение со шлангом топливной машины".

Пьеро Паллавичини, заправщик

"Парни помогают держать шланг - он весит больше сорока килограммов и без посторонней помощи у меня будут проблемы с подключением. Механики следят за моими ногами - я делаю шаг в сторону, они делают шаг в сторону, я иду вперед, они идут вперед - как в балете. Мы подключаем шланг и, как только он фиксируется, автоматика включает насос. Зеленая лампочка - система готова, желтая - топливо поступает в машину, красная - заправка окончена".

От начала пит-стопа прошло 3"24

post-16169-1201174672_thumb.jpg

Гэвин Хадсон, главный механик

"По ходу гонки инженеры спрашивают гонщика о балансе машины, об избыточной или недостаточной поворачиваемости. Мы можем компенсировать ее, удалив или добавив один из элементов резервного переднего спойлера, изменив давление в шинах, но обычно все ограничивается регулировкой угла атаки антикрыла. Если эта процедура необходима, ее проводит механик, меняющий переднюю правую шину, а его функции берут на себя два оставшихся механика".

Стив Нильсен, менеджер

"После того, как механики вставили гайковерты, машину необходимо зафиксировать - если она сдвинется в сторону, соединение с креплением колеса может нарушиться. Разумеется, у нас есть резервная пневматика, на случай, если что-то пойдет не так - все дублируется, как в авиации. Каждую шину меняют трое механиков, эти парни конкурируют между собой, что идет на пользу делу. Эти люди, как правило, не меняются, работают в одной бригаде. Вы видели их сегодня, вы увидите их вместе и через несколько лет.

Если повреждена передняя часть машины и её нужно поменять, то мы не можем использовать стандартный подъемник - четверо парней поднимают машину, а пятый подсовывает под днище специальный подъемник (красный, на фотографии сверху). Его нужно поместить в точно в определенное место, механики делают это с закрытыми глазами".

От начала пит-стопа прошло 4"67

post-16169-1201174700_thumb.jpg

Гэвин Хадсон, главный механик

"Когда машина заезжает в боксы, я оглядываю пит-лейн, чтобы убедиться в отсутствии помех. Непосредственно перед пит-стопом я смотрю на тайминг - если в пределах десяти секунд от Хейкки есть другой гонщик и он еще не заезжал на пит-стоп, значит у нас есть шанс и его нельзя упустить".

Стив Нильсен, менеджер

"У механиков целый арсенал дополнительного оборудования. К примеру - острые резаки, на случай, если придется отрезать кусок от доски, потерявшей крепление на днище машины. Мы не использовали их в последние семь лет, но однажды, еще до того, как я перешел в Renault, ножи пригодились, и с тех пор они в арсенале механиков".

Гэвин Хадсон, главный механик

"На конце "леденца" два индикатора, красный и желтый. В момент, который мы сейчас обсуждаем, очевидно горит красный, но перед гонкой я примерно знаю, сколько продлится пит-стоп - это просчитывается заранее, слежу за действиями механиков и в определенный момент включаю желтый индикатор. Гонщик поднимает обороты, а я ищу глазами четыре поднятых руки - сигнал к тому, что я могу выпустить Хейкки".

Хейкки Ковалайнен, гонщик

"Я держу ногу на тормозе и включаю первую передачу, когда машина еще стоит на подъемнике. Главное - следить за огнями на конце "леденца", в нужный момент поднять обороты, зажать левой рукой переключатель сцепления и отпустить его, когда леденец поднимется вверх".

От начала пит-стопа прошло 6"12

post-16169-1201174728_thumb.jpg

Пьеро Паллавичини, заправщик

"Чтобы отсоединить заправочный шланг, я делаю шаг назад и тяну красную ручку, которая дает команду механизму замка. Со стороны это выглядит, как непрерывный процесс, на самом деле - две разных функции, которые не дают топливу шансов пролиться на машину. Разве что упадет пара капель..."

Стив Нильсен, менеджер

"Если вы посмотрите на заправщика, то увидите у него на поясе пластиковую крышку. Топливный бак машины открывается автоматически, когда гонщик нажимает кнопку ограничения скорости на пит-лейн. Если механизм отказывает и люк не открывается, его нужно оторвать. Вместо него, после пит-стопа, ставится крышка. Прежде подобного у нас не происходило, но нужно быть готовым ко всему. У нас есть отдельный механик, который при необходимости заменит руль или прочистит воздухозаборники".

Гэвин Хадсон, главный механик

"Как только я вижу, что четыре руки механиков подняты вверх, то смотрю на заправщика. Если он окончил работу, машину можно выпускать на трассу".

От начала пит-стопа прошло 8"98

post-16169-1201174747_thumb.jpg

Гэвин Хадсон, главный механик

"Очевидно, как только вы отпускаете гонщика, нужно быть готовым к тому, что на его машине может заглохнуть мотор. Если это происходит, то леденец опускается вновь и механик заводит мотор стартером".

Стив Нильсен, менеджер

"Когда парень, который снимает левое заднее колесо, заканчивает свою работу, он берет стартер и готов к тому, чтобы при необходимости завести заглохшую машину. Другой механик подхватывает тележку с приводом стартера, чтобы сохранить мобильность - между ними короткий двухметровый кабель, а машина может заглохнуть, уже двинувшись с места".

Гэвин Хадсон, главный механик

"Одна из важнейших заповедей - главный механик, "человек с леденцом", ни при каких условиях не должен покидать свой пост. К примеру, если возникают проблемы с левым задним колесом, то ничего не могу сделать, даже если вижу, в чем причина. Если я двинусь в сторону, гонщик может подумать, что ему разрешают вернуться на трассу.

Гонщики всегда спешат. Хуже всего, когда они наблюдают за ходом дозаправки в зеркалах. Однажды Фернандо Алонсо отпустил сцепление, увидев, что дозаправка закончена, но в тот момент механики еще не сменили резину. К счастью, машина еще стояла на подъемнике и все обошлось".

Хейкки Ковалайнен, гонщик

"Нужно доверять парням, которые работают с вами во время пит-стопа. Они не выпустят машину, если есть помехи на пит-лейн или любые другие проблемы. Это их зона ответственности, до тех пор, пока "леденец" не поднят вверх, я отключаюсь и стараюсь не думать о том, что происходит вокруг".

Опубликовано на f1news.ru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...