Dominic Greene

Трибуна Доминика

6 posts in this topic

Некролог.

Сегодняшняя гонка навеяла такую скукоту, что я не раз переключал канал в поисках чего-то более интересного. Такие сумбурные и в то же время скучные гонки стали нормой за последние 3 года, так что можно с полным правом констатировать факт кончины Формулы-1 как спорта. Об этом говорили и 5 и 10 лет назад, но тогда это употреблялось в контексте сговора FIA, FOM и Ferrari. Но если мысленно выбросить это из расчётов, то итоги каждой гонки и чемпионата в целом вполне отражали расклад сил. Сейчас же они вообще ничто не отражают.

Вот что можно сказать о сравнительной скорости Ferrari, Lotus, Mercedes и Red Bull? Поэтому и появляются такие командные пресс-релизы, где каждая говорит о том, что уступает лидерам сколько-то. А лидеры-то кто?

Прежде всего, в этом виноваты шины, но такие низкокачественные шины заказывает FIA. Сегодня более поздняя (на 1 круг) смена шин убила гонки Массы, Грожана и Росберга. Ехали они в 1-2 позициях позади напарников, вернулись на трассу в 3-4, при этом попав в трафик. Это же ждало Переса и Уэббера, стартуй те вместе с напарниками на мягких шинах.

Обгонов как таковых тоже больше нет - из-за DRS их сменили объезды на прямой. И, самое главное, что эти объезды не носят решающий характер, как это было раньше. Ну, объехал один пилот другого, на следующем круге надо третьего объезжать или ещё кто-то объедет несчастного как в компьютерной игре. Это не сравнится ни в коей мере с напряжением Гран-при Китая 9 лет назад, когда Баттон изо всех сил пыжился и обгонял сначала Массу, а потом Алонсо после неудачного старта, чтобы не потерять драгоценное время в борьбе за победу, как оказалось.

Вчера поймал себя на мысли, что футбол, где крутятся гораздо большие деньги и который тоже является шоу, сейчас более интересен для просмотра. Он нисколько не страдает от недостатка голов. Скорее, как и в Формуле-1, избыток голов свидетельствует о низком качестве игры и отсутствии напряжения. Образно говоря, Формула-1 с шинами из хлебного мякиша и двигающейся дощечкой упала с уровня Реал - Манчестер Юнайтед до Зульте-Варегем - Стандард. Для полноты аналогии не хватает только ухудшения качества трасс. Впрочем, оно тоже есть, если вспомнить как в Турции и Индии по автодрому бегали собачки, подвеска Ferrari Фелипе Массы развалилась от банального проезда по индийскому бордюру, а McLaren Хуана-Пабло Монтойи испустил дух из-за того, что китайский канализационный люк пробил ему радиатор.

Вот в футболе выбор, что смотреть из этих двух матчей, есть. Формула-1 его не предоставляет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Выборы-выборы, кандидаты...

Подобное в определённой степени можно сказать про любые выборы. Выборы президента FIA тому не исключение. Почему же в правящей группировке произошёл раскол и что будет в случае победы каждого из кандидатов?

Первый вопрос имеет довольно простой ответ и кроется он в нарушении статуса-кво, устоявшегося за 16 лет правления Макса Мосли. Жан Тодт элементарно сосредоточен на других проектах, как следствие, на этих проектах сосредоточены и финансы. Понятно, что некоторым людям в FIA такое перераспределение пришлось не по душе. Претензии к Тодту как к слишком мягкому руководителю и как финансово нечистоплотному человеку, возможно, справедливы, но не они стали причиной внутрипартийной борьбы. Это домохозяйка может восклицать что-то вроде: "Он был таким обаятельным человеком, купил Милан, два Кубка Чемпионов выиграл, а оказался простым жуликом и вором". Она выбирает кандидата на основе информации по телевизору, люди, выдвинувшие Тодта в 2009, не могли не знать, допустим, о таких вещах как менеджмент Фелипе Массы и Себастьяна Бурдэ его сыном и продвижение этих же пилотов в команды с моторами Ferrari. Более того, они обладают гораздо большей информацией, чем мы, а потому имели возможность изучить француза досконально.

Для ответа на второй необходимо сравнить деятельность Жана Тодта и его предшественника на посту президента FIA. С этой точки зрения не так важно, кто будет альтернативным кандидатом: Уорд или бен Сулайем, оба поддерживаются кланом Мосли и обещают проводить ту же политику. Поэтому сравнение деятельности Тодта и Мосли - это не только что было до 2009 года и что после, это один из вариантов того, что нас ждёт после 2013 года.

Жан Тодт совершил очень много действий, направленных на опопсевание Формулы-1. Введение DRS, шин, на которых я не смогу от дома до работы доехать, и теперь рядную шестёрку, ну чтоб гоночные болиды совсем на дорожные автомобили походили. Если последнее я могу принять (как спокойно воспринял отпиливание болгаркой двух цилиндров в 2006 году), то убийство спорта в угоду шоу - нет. Нет, нет и нет. Никогда ни победа в гонке ни чемпионский титул в этих условиях не будут равны тому, что было до 2011 года. Если хотите, они идут с коэффициентом 0.7. Ряд случаев, когда шоу надо было закрывать, Индия-2011 или Британия-2013, но этого сделано не было, так же говорят против Тодта. С другой стороны, не факт, что Мосли не был бы столь же мягок в отношении шоу: все они зависят от денег, получаемых от телетрансляций. Подумаешь, убьёт Хэмилтона авария из-за взорвавшейся покрышки. Да, досада, но остановка гонки значит большие финансовые потери. А актёры... ну в своё время и трёхкратные чемпионы гибли, не беда, новых гонщиков полно на подходе. Звучит цинично, но если бы это было не так, то Уайтинг бы гонку остановил, а не рассказывал после неё о том, что хотел остановить.

Тодт мягче Мосли - с этим, думаю, мало кто будет спорить. Но всегда ли нужна эта жёсткость? Да, безопасность не требует компромиссов. Мосли уже говорил о том, что при нём в Бахрейн Формула-1 бы не поехала (она, конечно, и так не поехала, но после двойной перекройки календаря). Но есть вещи, где лучше идти на определённые компромиссы. Например, взаимодействие FIA-FOM-FOTA. Этот факт говорит однозначно за Тодта. При Мосли последние 8-10 лет шли непрекращающиеся разговоры об альтернативном чемпионате, был бойкот Индианаполиса (под предлогом безопасности, но имевший политическую подоплёку), преследование неугодных и свист в одни ворота, а команды-конкуренты объединились в FOTA. При Тодте эта организация фактически потерпела крах, у команд нет претензий на предвзятое судейство, а в гораздо более опасных условиях болиды ездят по трассе. Как сказал кто-то про Тодта: "Он не мешает нам работать". И если роль того, кто его заменит, будет заключаться в обратном, извините, но я против.

Нечистоплотность Тодта, о которой зашла речь, если всё это соответствует действительности, это нормальное явление. FIA - структура, неподконтрольная никому. А поэтому коррупция там совершенно естественна как в российской политике. В конце концов, тот же бен Сулайем, убеждая поддержать Макса Мосли 5 лет назад, наверняка действовал долларом и добрым словом, это всегда работало лучше чем просто доброе слово. Понятно, что противники Мосли перешли все границы, зайдя в личную жизнь, и сторонникам также пришлось не стесняться в методах, но именно это и говорит, что особой разницы между ними нет. Отсутствие контроля порождает коррупцию всегда, и если сейчас я вдруг получу должность в FIA, то, конечно же, найду способ пополнить свой банковский счёт. Я лох что ли?

Также стоит посмотреть, как развивались остальные проекты, ведь не Формулой-1 единой жив автоспорт. Ф1 как Москва - она будет развиваться при любом руководстве исключительно из-за того, какие деньги там вертятся. Для того, чтобы показать, на что ты реально способен, надо проявить себя в условиях ограниченных ресурсов. При Жане Тодте сделала шаг вперёд Формула-3. Вместе с тем была в очередной раз закрыта Формула-2, но это скорее следствие того, что он решил не лезть туда, где место уже занято. Решение FIA времён Мосли видится больше эмоциональным и спонтанным, и это подтверждается итогами: GP2 и WSR оказались известны такими пилотами как Себастьян Феттель, Льюис Хэмилтон, Пастор Мальдонадо, Ромен Грожан, Нико Росберг. Ф2 прославилась разве что гибелью Генри Сёртиза. Кстати, ровно то же можно сказать про предшественницу GP2 - международную Формулу-3000: очень многие пилоты пришли в Ф1, минуя её, а результаты оставшихся в Ф3000 были редко релевантны тому, что они позже показывали в Ф1. Трулли, Баттон, Физикелла, Райкконен: много ли их гонок вы видели в Ф3000?

Из всего этого поневоле складывается впечатление, что Тодт реально был занят развитием автоспорта на всех уровнях, а его предшественник совершал какие-то необдуманные поступки и скорее с целью поиграть мышцами. Но, как известно, необходимость играть мышцами есть только тогда, когда тебя не воспринимают как руководителя.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Silly Season

Пока Silly Season в самом разгаре, самое время написать о нём. Задним-то числом все горазды писать о том, что, как и почему. Да, некоторые важные переходы уже были совершены, но именно сейчас ситуация будет развиваться молниеносно, ведь Гран-при – это единственное место, где собираются представители всех команд.

Если с Мерседесом, Феррари, Ред Буллом, Маклареном и Торо Россо всё ясно, то вот серединка ещё не определилась. И, в отличие от топ-команд, преимущество далеко не всегда получает самый быстрый. Камень преткновения – место в Лотусе, причём, как видим, одно место для таланта Хюлькенберга и денег Мальдонадо. Хотели бы двоих, давно бы подписали контракты вне зависимости от сделки с Квантом Милосердия. А поскольку ни один контракт не объявлен, то речь, скорее всего, идёт о том, что Грожан продолжит выступления в команде, а место второго зависит от того, кто заплатит команде.

То, что ещё не всё решено, подтверждается и тем фактом, что Мальдонадо побывал на базе Заубера – стало быть, он рассматривает и запасной вариант. Запасным вариантом является для Заубера и он сам – в команде пока не дождались денег от спонсоров Сергея Сироткина. А, учитывая тот факт, что в следующем году в Торо Россо будет выступать Даниил Квят, есть вероятность, что их так и не будет в достаточном количестве – россиянин на старте Гран-при России будет в любом случае, поэтому просто так тратиться смысла нет.

Внезапно освободился и Серхио Перес, за которым тоже стоят немаленькие деньги. Будем откровенны, на замену Льюиса Хэмилтона он не потянул, хотя, такая задача и не ставилась, и переговоры с другими пилотамт не велись. Всё шло к тому, что Серхио получит второй сезон, но тесты Магнуссена смешали все карты. Необходимо было застолбить участок, как в случае с Хэмилтоном 7 лет назад. Однако Серхио не бросают, а стараются пристроить в другую команду. Это можно расценивать как благородство, чувство вины за увольнение, но это же Формула-1: есть вероятность, что в 2015 либо Дженсон уйдёт в другую команду, либо Кевин окажется не столь хорош, поэтому Серхио можно будет пригласить обратно. И лучше бы, чтобы он в таком случае сезон не пропускал, тем более, это будет первый сезон с абсолютно новыми машинами.

В пасьянс с Хюлькенбергом, Мальдонадо, Пересом добавляются также Сергей Сироткин, а также действующие пилоты: Гутьеррес, Сутиль и Ди Реста. На всех этих пилотов в 3 командах 5 мест. Мониша, видя, что может вернуться Перес, уже дала задний ход, сказав, что цель вывести Сироткина в Ф1, но необязательно в 2014 году. Хюлькенберг пытается усидеть на трёх стульях, и есть вероятность, что не усидит ни на одном. К этому добавляются ещё слухи о переходе Ди Ресты в Индикар. Это тоже можно понять: есть пилоты, которым просто достаточно того, что они в Формуле-1, Ди Реста же уже 3 года в одной команде, и его карьера не движется. Если уж пилот, одолевший его, безуспешно обивает пороги топ-команд, то что делать самому Полу? А тут предложение из топ-команды Индикар, из которой только что выбыл навсегда его дядя.

Не стану далее ходить вокруг, да около, а назову мой прогноз составов этих 3 команд:

Лотус: Грожан – Мальдонадо

Форс Индия: Сутиль – Перес

Заубер: Хюлькенберг – Гутьеррес

Что касается топ-команд, то их решения абсолютно оправданы. Феррари получила Кими Райкконена, который, может, не будет столь быстр как Фернандо Алонсо, но будет хотя бы более стабилен, чем Фелипе Масса. Масса за эти годы был не столь медленен, сколь авариен и нестабилен в результатах: у него была очень хорошая концовка 12 года и такое же начало 13, но на большее его, увы, не хватило. В Уильямсе, кстати, это не так важно: для середняка важно несколько раз выстрелить, Серхио Перес знает, именно это и сделало ему репутацию быстрого пилота, которая так сильно пострадала в этом сезоне.

Консерватизмом отличились и Ред Булл с Мерседесом. И если у Мерседеса нет причин искать замену, то у Ред Булла причина была самой естественной. И тут они вместо того, чтобы прикидывать уровень Кими, взяли своего, которого знают по работе. Им проще понять уровень, чем нам: мы-то видим конечный продукт в виде сражения с напарником (а он у Дэна только один). В любом случае, в случае неудачи не надо будет платить миллионные неустойки, а просто взять другого пилота из программы.

Аутсайдеры тоже не отличились какими-то экстравагантными шагами: Бьянки продлён, возможно, вернётся Хейкки Ковалайнен, я даже бы поставил на это, ибо, как мы видели на тренировках и в квалификации перед ГП США, его уровень достаточно высок. Это было бесполезно в сезоне-13, но в сезоне-14, где все начинают с нуля, можно заработать много очков.

Подытоживая все перипетии трансферного рынка, можно сказать, что удивил, по большому счёту, всех только Макларен. Никто всерьёз не ожидал, что они могут рискнуть так с Магнуссеном. Да, в Форс Индию приходил Ди Реста, в Лотус Грожан, но их приходы готовились за год. Здесь же банально увидели скорость, и в последний момент решили переиграть ситуацию. И я надеюсь, что они в своём риске окажутся правее, чем все те, кто остался консервативным.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest
This topic is now closed to further replies.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.