Перейти к контенту
Егор

Легенды отечественного автоспорта

Recommended Posts

Владислав Викторович Барковский

род. 12.10.1944 г., Москва

1978.jpg

Двукратный (1974, 1976) чемпион СССР, второй призер Кубка Дружбы социалистических стран 1975 г., мастер спорта международного класса. В настоящее время – каскадер, постановщик трюков, член Профсоюза каскадеров России (снялся примерно в четырехстах фильмах), а также комментатор автогонок.

Тишина сурдокамеры и рев гоночных двигателей; искореженные во время исполнения каскадерских трюков на киносъемках автомобили и сверкающие свежей краской "формулы" собственной постройки; веселость неутомимого рассказчика и балагура перед стартом и предельная сосредоточенность в сочетании с отчаянным риском во время гонки; километры разбитых проселков и лесных дорог, изъезженные на армейском "газике", и не меньшее число километров гладкого асфальта гоночных трасс; кисть художника-любителя и гаечный ключ механика… Все эти, казалось бы, несовместимые вещи неожиданным образом сочетаются в биографии Владислава Викторовича Барковского.

1963-1965 – проходит срочную военную службу в Научно-исследовательском испытательном институте авиационной медицины (НИИИАМ). Участвует в испытаниях систем жизнеобеспечения для космонавтов, проходит подготовку по программе пилотируемого облета Луны и выполняет полную имитацию облета Луны в барокамере.

1966 – поступает на работу в московский 10 таксомоторный парк, начинает заниматься автоспортом (кольцевые гонки группы Г на спортивных автомобилях А. Шувалова и В. Бабкина).

1968 – переходит на работу в 4 комбинат Мосавтолегтранса. Участвует в кольцевых и ипподромных гонках на ГАЗ-21.

1969 – занимает второе место в гонках на приз памяти Ю. А. Гагарина и третье – в гонках на приз газеты "Смена". Получает звание кандидата в мастера спорта.

1970 – кольцевые и ипподромные гонки в классе "Волг". Также принимает участие в чемпионате СССР в классе формула 4 (сход).

1971 – переходит в класс гоночных автомобилей ("Эстония-16" формулы 2); занимает восьмое место в чемпионате СССР и второе – в чемпионате общества "Спартак". Начинает работать в кинематографе в качестве каскадера.

1972 – чемпионат СССР формулы 2 ("Эстония-16"), 5 место (победа на таллинском этапе).

1973 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-18"), 4 место.

1974 – побеждает в чемпионате СССР формулы 3 ("Эстония-18"), выиграв два этапа в Риге. Становится мастером спорта.

1975 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-18"); чемпионат СССР формулы 1 ("Эстония-16М" с двигателем FIAT, не получил очков). Победы в гонках на приз открытия сезона и в чемпионате общества "Спартак". Занимает второе место в Кубке Дружбы социалистических стран и первым среди советских гонщиков получает звание мастера спорта международного класса.

1976 – совместно с механиком В. Попловым строит на стандартном шасси "Эстония-18М" гоночный автомобиль собственной конструкции "БПС-Эстония" (БПС – "Барковский-Поплов Спорт"). Становится на нем чемпионом СССР в классе формула 3 (победы на двух рижских этапах). Занимает 12 место в Кубке Дружбы социалистических стран.

1977 – на усовершенствованной "БПС-Эстонии" становится серебряным призером чемпионата СССР в классе формула "Восток" (победа на первом ленинградском этапе). Выигрывает гонки на приз "Золотая осень". 7 место в Кубке Дружбы социалистических стран.

1978 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("БПС-Эстония"), 3 место; победа на киевском этапе. Кубок Дружбы социалистических стран, 5 место. Подготавливает второй автомобиль "БПС-Эстония" для А. Кучеренко.

1979 – находится в рабочей командировке в Сан-Томе и Принсипи.

1980 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-19"), 3 место. Победа в чемпионате министерств автомобильного транспорта республик СССР. 27 место в Кубке Дружбы социалистических стран (участвует в одном этапе в Киеве).

1981 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-20"), 4 место. 30 место в Кубке Дружбы социалистических стран (участвует в одном этапе в Киеве).

1982 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-20"), 6 место. 31 место в Кубке Дружбы социалистических стран (участвует в одном этапе в Киеве). В конце сезона переходит в формулу 3 и выигрывает чемпионат министерств автомобильного транспорта республик СССР.

1983 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 7 место. Занимает 12 место в финале VIII Спартакиады по техническим видам спорта.

1984 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 5 место.

1985 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 10 место.

1986 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 12 место. В конце сезона получает "Эстонию-21М", на которой выигрывает гонки на приз "Янтарная «Волга»".

1987 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-21М"), 2 место; победа на финальном этапе.

1988 – чемпионат СССР формулы "Мондиаль" ("Эстония-21.10"), 4 место.

1989 – начинает уделять основное внимание работе в кино. Продолжает участвовать в отдельных гонках (чемпионат СССР формулы "Мондиаль", 18 место).

1990 – чемпионат СССР формулы 1600 ("Эстония-21.10"), 22 место. Окончательно завершает гоночную карьеру.

Материал подготовлен при содействии В. В. Барковского.

pic012.jpg

С Виктором Ивановым – другом и коллегой как по гонкам, так и по работе в кино (около 1980 г.).

pic015.jpg

Заезд формулы "Мондиаль" в гонках на приз "Янтарная «Волга»" 1988 г. Номер 83 – С. Мироненко, 52 – А. Еремеев, 65 – В. Барковский, 7 – П. Лакия, 50 – А. Дмитриев, 79 – В. Пятых.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сергей Юрьевич Белозеров

род. 18.10.1954 г., пос. Ильинка Актюбинской обл., Казахская ССР

1990.jpg

Двукратный (1980, 1990) чемпион СССР по кольцевым гонкам, вице-чемпион СССР 1988 г. по ипподромным гонкам, мастер спорта международного класса.

1955 – переезжает в Кабардино-Балкарскую АССР: до 1960 – станица Александровская, с 1960 – Нальчик.

1970 – начинает заниматься картингом в спортивно-техническом клубе "Луч" в Нальчике. Получает первый разряд по автоспорту.

1972-1974 – проходит службу в Вооруженных силах. В декабре 1974 г. переезжает в Тольятти.

1975 – начинает работать в Управлении главного конструктора ВАЗ.

1976 – впервые участвует в кольцевых гонках (группа 1, класс VIII) в составе заводской команды: приз "Киевское кольцо", 3 место.

1977 – чемпионат СССР класса IV (ВАЗ-21011), 12 место. Победа в гонках на приз "Золотая осень". Становится кандидатом в мастера спорта. В конце сезона впервые принимает участие в ипподромных гонках.

1978-1979 – участвует в отдельных соревнованиях по ипподромным гонкам и кроссу.

1980 – победы в чемпионате СССР, чемпионате РСФСР, гонках на приз открытия сезона, гонках на приз газеты "Труд" (ВАЗ-21011, класс I).

1981 – чемпионат СССР (ВАЗ-21011, группа A2/1, класс 7), 3 место. Победа в чемпионате РСФСР. Участие в советском этапе Кубка Дружбы социалистических стран (9 место), 21 место в общем зачете Кубка.

1982 – чемпионат СССР (ВАЗ-21011, группа A2/1, класс 7), 4 место. Победа в гонках на приз открытия сезона. Становится мастером спорта.

1983 – чемпионат СССР (ВАЗ-21011, группа A2, класс 7), 5 место. 3 место в финале VIII Летней Спартакиады народов СССР.

1984 – чемпионат СССР (ВАЗ-21011, группа A2/1, класс 7), 6 место.

1985-1987 – в связи с закрытием подразделения кольцевых гонок на ВАЗ участвует в отдельных соревнованиях по кроссу, ралли, ипподромным гонкам.

1988 – 2 место в чемпионате СССР по ипподромным гонкам (группа A2, класс 8). В том же сезоне возвращается в кольцевые гонки: 3 место в чемпионате СССР (ВАЗ-2108, группа A2/1, класс 8).

1989 – чемпионат СССР (ВАЗ-2108, группа A2/1, класс 8), 3 место. Победа в гонках на приз "Янтарная «Волга»".

1990 – победы в чемпионате СССР группы A-1600, чемпионате РСФСР, гонках на приз "Таллинн-САБ", "Пярну-Ринг", чемпионате Минавтотранса. Выполняет норматив мастера спорта международного класса.

1991 – участвует в отдельных кольцевых гонках на ВАЗ-2108 группы A-1600.

Материал подготовлен при содействии С. Ю. Белозерова и Д. С. Белозерова.

pic004.jpg

Перед стартом чемпионата Минавтотранса 1982 г.: С. Белозеров (70), М. Каюмов (29), Я. Алликс (73).

pic015.jpg

Награждение победителей гонок на приз газеты "Труд" 1990 г. Слева направо: А. Воронин, С. Белозеров, Р. Дуда.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Рудольф Исаакович Гольдин

01.04.1931, Мурманск – 25.04.1965, Москва

1957.jpg

Чемпион СССР 1961 г., мастер спорта.

Спортивная карьера Рудольфа Исааковича Гольдина была короткой, но яркой. Путь от первой неуклюжей спортивной самоделки 1958 г., прозванной "бульдозером", до звания чемпиона СССР занял всего три года. А еще четыре года спустя "Мелькус" Гольдина во время гонки в Лужниках на полной скорости сорвался с мокрой трассы и ударился о дерево. Что послужило причиной этой аварии, сейчас можно только догадываться – заклинившая ли коробка передач, изношенные ли шины… К сожалению, факт остается фактом: она оборвала жизнь и успешную карьеру гонщика, и именно после нее проведение автомобильных гонок в Лужниках было прекращено почти на сорок лет.

1953-1956 – проходит срочную военную службу.

1957 – поступает на работу в московский второй таксомоторный парк. Начинает заниматься автоспортом, принимает участие в чемпионате СССР по кольцевым гонкам (сход).

1958 – принимает участие в гонках на спортивном автомобиле собственной конструкции.

1959 – строит второй спортивный автомобиль собственной конструкции "Москва" на агрегатах ГАЗ-20 и ГАЗ-21.

1960 – принимает участие в чемпионате СССР по кольцевым гонкам (группа В).

1961 – выигрывает чемпионат СССР группы В (третье место в Ленинграде, победа в Каунасе). Становится чемпионом Москвы по кольцевым гонкам.

1962 – чемпионат СССР группы А, 10 место (второй на этапе в Каунасе). Получает звание мастера спорта.

1963 – участвует в гонках на автомобиле формулы 5 (свободной), выигрывает чемпионат Белорусской ССР.

1964 – переходит на работу в третий таксомоторный парк и начинает участвовать в гонках формулы 3 на "Melkus-63". Принимает участие в чемпионате СССР, выигрывает чемпионаты общества "Спартак" и Белорусской ССР.

1965 – во время гонки в честь тридцатилетия общества "Спартак" попадает в смертельную аварию.

Материал подготовлен при содействии В. Р. Гольдиной и А. И. Матвеева.

pic011.jpg

Первый этап чемпионата СССР 1961 г. на Неманском кольце Гольдин за рулем обновленного автомобиля закончил на третьем месте.

pic022.jpg

На Невском кольце, 1964 г.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис Моисеевич Динерштейн

12.04.1921, Минск, Белорусская ССР – 20.01.2012, Москва

1959.jpg

Чемпион СССР по кольцевым гонкам 1959 г., вице-чемпион СССР по ралли 1961 г., мастер спорта.

В автомобильный спорт Борис Моисеевич Динерштейн, по его собственным словам, попал случайно. Поступив на работу в московский седьмой таксопарк в результате случайного стечения обстоятельств в переломный момент жизни, он, как и многие тогдашние водители такси, вскоре решил попробовать себя в автомобильных соревнованиях. Закономерно начав с наиболее массовых и доступных из них – на экономию бензина, – Борис Моисеевич за девять лет во многом неожиданно для себя самого прошел путь от скромного новичка до мастера спорта и чемпиона СССР.

1941-1945 – военная служба. Участник обороны Москвы и Курской битвы; закончил войну в районе острова Рюген (Германия). Награжден орденами Отечественной войны и Красной Звезды, девятнадцатью медалями.

1945 – после демобилизации начинает работать водителем.

1950 – поступает на работу в московский седьмой таксомоторный парк, начинает заниматься автоспортом (соревнования на экономию бензина, кросс на первенство ДСО "Труд").

1951-1959 – участвует в различных соревнованиях на мастерство и экономичность вождения, а также кроссах.

1956 – участвует в чемпионате СССР по кольцевым гонкам.

1957 – участвует в многодневных соревнованиях по маршруту Москва-Рига-Москва и чемпионате СССР по кольцевым гонкам. Выполняет норматив второго спортивного разряда.

1958 – участвует в чемпионатах СССР по кольцевым гонкам и ралли; получает первый спортивный разряд.

1959 – на базе серийной "Победы" строит спортивный автомобиль собственной конструкции, на котором вместе с М. Мотиным побеждает в чемпионате СССР по кольцевым гонкам (в классе спортивных автомобилей свыше 2500 см³) и гонках на призы ДСО "Калев". Становится мастером спорта.

1960 – занимает второе место в чемпионате РСФСР по ралли; участвует в чемпионате СССР по ралли.

1961 – занимает второе место в чемпионате СССР по ралли (финале III Всесоюзной Спартакиады по техническим видам спорта) в классе ГАЗ-20 (вместе с Е. Парфеновым).

1962-1966 – принимает участие в основном в ралли (чемпионат СССР, "Русская зима", первенство ДСО "Спартак").

1967-1971 – участвует отдельных соревнованиях в Москве и Подмосковье.

1971 – прекращает участие в соревнованиях.

Материал подготовлен при содействии Б. М. Динерштейна и А. И. Матвеева.

pic007.jpg

В должности судьи на соревнованиях, начало 1960-х гг.

pic003.jpg

Подготовка к соревнованиям, 1958 г.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Александр Олегович Катенев

род. 25.12.1948 г., Москва

1974.jpg

Гонщик московской автобазы №12, кандидат в мастера спорта.

1969 – начинает заниматься автоспортом (фигурное вождение, ралли) в спортивном клубе автобазы №12 (позже – автокомбинат № 1).

1970 – получает первый спортивный разряд.

1972 – впервые участвует в кольцевых гонках (формула 3) на "Melkus-Wartburg".

1973 – участвует в чемпионате Москвы по ипподромным гонкам (14 место). Кольцевые гонки на "Москвиче-412" (лучший результат – 5 место в гонках на приз "Золотая осень"). Получает звание кандидата в мастера спорта.

1974 – участие в ипподромных и кольцевых гонках ("Москвич-412"); 11 место в чемпионате СССР.

1975 – начинает выступать в национальной формуле 3 на "Эстонии-18". Лучший результат в чемпионате СССР – 5 место на первом рижском этапе. Победа в гонках на приз газеты "Смена".

1976 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-18"), 9 место.

1977-1981 – участие в отдельных кольцевых гонках в классе формула "Восток" ("Эстония-18М"). Победа в гонках на приз открытия сезона 1980 г.

1982 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-18М"), 10 место.

1984 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-20"), 17 место. Заканчивает спортивную карьеру.

Материал подготовлен при содействии А. О. Катенева.

pic003.jpg

1975 г., один из первых стартов в формуле 3 на "Эстонии-18".

pic011.jpg

Предпоследняя гонка в карьере: второй этап чемпионата СССР 1984 г. в Бикерниеки.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Иван Андреевич Кобылянский

08.12.1942, Гомель, Белорусская ССР – 18.12.2005, Гомель, Белоруссия

1985.jpg

Второй призер чемпионата СССР 1976 г., третий призер чемпионата СССР 1975 г., двадцатикратный чемпион Белорусской ССР, мастер спорта.

Иван Андреевич Кобылянский был, безусловно, одним из лучших и наиболее разносторонних гонщиков Белорусской ССР, о чем красноречиво свидетельствуют двадцать его побед в республиканских чемпионатах по самым разным видам автоспорта: кольцевым гонкам, ралли, кроссу, трековым гонкам, многоборью. Своими двумя медалями чемпионатов СССР по кольцевым гонкам и вкладом в победу белорусских гонщиков в командном зачете в чемпионате 1976 г. он добился признания и на всесоюзном уровне. Иван Андреевич стал единственным спортсменом из Гомельской области, получившим звание мастера спорта СССР по автомобильному спорту, а в качестве тренера параллельно с участием в гонках и после завершения гоночной карьеры он подготовил семь кандидатов в мастера спорта и одного мастера спорта.

1970 – участвует в автокроссе; победитель первенства Гомельской области в классе ГАЗ-51.

1971 – победитель республиканского конкурса профессионального мастерства в классе "Волга" среди молодых водителей и второй призер всесоюзного конкурса профессионального мастерства. Чемпион Гомельской области и Белорусской ССР по автомногоборью в классе "Волга".

1972 – победитель первенства Гомельской области по автокроссу в классе ГАЗ-51, чемпион Белорусской ССР по автомногоборью в классе "Волга". Начинает участвовать в кольцевых гонках на ГАЗ-21.

1974 – 7 место в чемпионате СССР по кольцевым гонкам в классе 7 группы 1, третий призер чемпионата Белорусской ССР по ралли в классе X группы 1.

1975 – третий призер чемпионата СССР по кольцевым гонкам в классе 7 группы 1, второе место в чемпионате Белорусской ССР в этом же классе. Чемпион Белорусской ССР по ралли в классе X группы 1. Выполняет норматив мастера спорта.

1976 – второй призер чемпионата СССР и чемпион Белорусской ССР по кольцевым гонкам в классе 7 группы 1. Чемпион Белорусской ССР по ралли в классе X группы 1.

1977 – чемпион Белорусской ССР по кольцевым гонкам в классе I, победитель гонок на приз ежемесячника "За безопасность движения". Чемпион Белорусской ССР по ралли в классе X группы 1.

1978 – чемпион Белорусской ССР по кольцевым гонкам в классе I, вице-чемпион Белорусской СССР по ралли в классе III.

1979 – 14 место в чемпионате СССР и 1 место в чемпионате Белорусской ССР по кольцевым гонкам в классе I. Чемпион Белорусской ССР по ралли в классе III.

1981 – 10 место в чемпионате СССР по кольцевым гонкам в классе 7 группы A2/1, чемпион Белорусской ССР в этом же классе.

1983 – чемпион Белорусской ССР по кольцевым гонкам в классе 8 группы A2/1.

1987 – чемпион Белорусской ССР по ралли и по ипподромным гонкам в классе 10 группы A2/1. 15 место в чемпионате СССР по ралли в этом же классе.

Материал подготовлен при содействии С. И. Кобылянского и А. С. Кобылянского.

pic004.jpg

Гонки на приз открытия сезона 1972 г. И. Кобылянский (под номером 6) преследует москвича В. Петрова.

pic022.jpg

Чемпионат СССР 1982 г. Под номером 1 – автомобиль И. Кобылянского.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Александр Федорович Красовский

09.08.1908, Москва – 29.06.1984, Минск, Белорусская ССР

1958.jpg

Четырнадцатикратный чемпион Белорусской ССР по мотоспорту, бронзовый призер чемпионата СССР по кольцевым автогонкам 1958 г., мастер спорта по автомобильному и мотоциклетному спорту.

Александр Федорович Красовский был одним из тех людей, кто в послевоенные годы стоял у истоков автомобильного спорта в Белоруссии. Титулованный мотогонщик, конструктор, успешный организатор и тренер, Александр Федорович впервые попробовал свои силы в автомобильном спорте уже в возрасте сорока с лишним лет. Это, однако, не помешало ему достаточно быстро достигнуть заметных успехов, и лишь тяжелая авария во время одной из гонок заставила его уйти на покой.

1929-1936 – военная служба, в том числе на должности командира взвода по технической части, а также заместителя начальника автослужбы артиллерийской дивизии.

1934 – начинает участвовать в мотоциклетных соревнованиях, становится победителем и призером ряда всесоюзных соревнований.

1941-1945 – после ранения попадает в немецкий плен, позже направляется на принудительные работы в Германию.

1945-1956 – продолжает заниматься мотоспортом, становится серебряным призером чемпионата СССР; четырнадцать раз выигрывает чемпионаты Белорусской ССР по различным видам мотоспорта. Получает звание мастера спорта.

1950 – принимает участие в первом чемпионате СССР по автомобильному спорту в классе "Победа" (вместе с Ф. Черноиваном), занимает 11 место.

1951 – поступает на работу в минский Центральный автомотоклуб.

1953 – переходит на работу на Минский мотовелозавод (ММВЗ).

1956 – вне зачета принимает участие в чемпионате СССР по кольцевым автогонкам на спортивном автомобиле собственной конструкции (вместе с В. Майбородой).

1957 – строит гоночный автомобиль собственной конструкции, на котором занимает седьмое место в чемпионате СССР (группа Б).

1958 – становится бронзовым призером чемпионата СССР в группе Г; получает звание мастера спорта по автомобильному спорту.

1959 – занимает второе место в гонке чемпионата СССР класса гоночных автомобилей до 2500 см³, однако из-за недостаточного количества участников гонка не получает статуса чемпионата.

1960 – принимает участие в чемпионате СССР формулы "Юниор"; на первом этапе на Невском кольце попадает в тяжелую аварию, после которой вынужден прекратить участие в гонках.

1961 – строит первые два карта в Белорусской ССР для всесоюзного первенства в Ленинграде.

1964 – принимает участие в организации минского старта "звездного сбора" международного ралли "Монте-Карло".

1978 – удостаивается звания ветерана автомобильного и мотоциклетного спорта СССР.

Материал подготовлен А. И. Матвеевым при содействии А. В. Лапина.

pic002.jpg

На дистанции всесоюзных соревнований по мотоспорту, 1938 г.

pic004.jpg

Самодельный гоночный автомобиль Красовского в "промежуточном" варианте – уже без крыльев над колесами, но еще с хвостовым стабилизатором (1957 г.).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эдгард Львович Линдгрен

род. 10.12.1935 г., Москва

1986.jpg

Чемпион СССР 1983 г., второй призер Кубка Дружбы социалистических стран 1983 г., трехкратный (1993, 1994, 1995) чемпион России, победитель Кубка АСПАС 1998 г., мастер спорта международного класса. В настоящее время – старший преподаватель кафедры физического воспитания МАДИ.

В одной из недавних публикаций Эдгарда Львовича Линдгрена назвали "человеком на все времена". Более удачный эпитет придумать трудно: с начала его спортивной карьеры прошло уже более пятидесяти лет, из которых сорок отданы автоспорту. Как и сколько раз кардинально менялись отечественные кольцевые гонки за это время, объяснять вряд ли необходимо. Неизменных вещей оставалось очень мало, и одна из них – номер 71 на носу гоночных автомобилей, на которых "Дед", как уважительно называли Линдгрена коллеги, одерживал свои многочисленные победы. Помимо достижений в автоспорте, куда он пришел уже в тридцатипятилетнем возрасте, в его активе значится звание мастера спорта по мотоциклетному спорту и известность большого специалиста по гоночным двигателям практически всех отечественных классов – от формулы 4 до формулы 1600.

1955 – поступает в МВТУ им. Н. Э. Баумана; начинает выступать в мотокроссе за команду училища.

1955-1970 – участие в различных соревнованиях по мотокроссу за команду МВТУ (вначале на Иж, затем на мотоцикле собственной конструкции). Выполняет норматив мастера спорта по мотоциклетному спорту.

1970 – переходит на работу в лабораторию скоростных автомобилей МАДИ. Получает первый разряд по автоспорту, выступая в картинге. Начинает участвовать в кольцевых гонках в классе формула 4 на "Эстонии-15".

1971 – чемпионат СССР формулы 4 ("Эстония-15"), 4 место. Участвует в отдельных ипподромных гонках и ралли на "Москвиче-412".

1972 – формула 4 ("Эстония-15"). Участие в чемпионате СССР, победа в гонках на приз открытия сезона.

1973-1975 – занимается подготовкой двигателей для сборной СССР по картингу. В гонках участвует эпизодически на собственноручно усовершенствованной "Эстонии-15".

1976 – начинает выступать в национальной формуле 3 на "Эстонии-18М": 10 место в чемпионате СССР, победа в гонках на приз газеты "Труд". Выполняет норматив кандидата в мастера спорта.

1977 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-18М"), 5 место. Включен в национальную сборную для участия в Кубке Дружбы социалистических стран, 28 место в общем зачете Кубка.

1978 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-19"), 7 место. Кубок Дружбы социалистических стран, 13 место. Становится мастером спорта.

1979 – совместно с механиком В. Дорониным строит автомобиль собственной конструкции "Эстония-МАДИ-02" формулы "Восток", занимает 28 место в чемпионате СССР и 26 место в Кубке Дружбы социалистических стран.

1980 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-МАДИ-02"), победа на рижском этапе, 2 место в общем зачете. Победы в гонках на призы газеты "Труд" и "Янтарная «Волга»". Кубок Дружбы социалистических стран, 35 место.

1981 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-МАДИ-02"), 2 место. Кубок Дружбы социалистических стран, 6 место.

1982 – совместно с В. Дорониным разрабатывает новую конструкцию "Эстония-МАДИ-03". Занимает 2 место в общем зачете чемпионата СССР формулы "Восток", выиграв этап в Риге. 7 место в Кубке Дружбы социалистических стран.

1983 – выигрывает чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-МАДИ-03"), победа на рижском этапе. 7 место в финале VIII Летней Спартакиады народов СССР. 2 место в Кубке Дружбы социалистических стран.

1984 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-МАДИ-03"), 14 место. Кубок Дружбы социалистических стран, 15 место.

1985 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-МАДИ-03"), 8 место.

1986 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-МАДИ-03"), 10 место. 4 место в финале IX Летней Спартакиады народов СССР. Победа в гонках на приз "Янтарная «Волга»". В конце сезона меняет автомобиль на "Эстонию-21М".

1987 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-21М"), 8 место. Победа в гонках на приз "Таллинн-САБ".

1988 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-21М"), 6 место. Победа в гонках на приз "Киевское кольцо".

1989 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-21М"), 3 место.

1990 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-21.10"), 17 место, победа на втором киевском этапе. Победы в гонках на призы "Таллинн-САБ", "Янтарная «Волга»", "Киевское кольцо", чемпионате Минавтотранса. Участвует в отдельных гонках в Польше и Чехословакии.

1991 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-21.10"), 2 место, победа на первом киевском этапе. Победы в гонках на призы газеты "Труд" и "Киевское кольцо". Участие в чемпионате Польши.

Материал подготовлен при содействии Э. Л. Линдгрена.

pic014.jpg

Испытания в Бикерниеки, 1979 г.: В. Климанов (12), Э. Линдгрен (71), А. Кучеренко (91).

pic026.jpg

Бикерниеки, 1988 г. Сзади – И. Круминьш.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Борис Васильевич Маслов

род. 20.12.1957 г., Бийск, Алтайский край, РСФСР

1986.jpg

Двукратный (1988, 1991) вице-чемпион СССР по кольцевым гонкам, двукратный (1987, 1991) чемпион СССР по трековым гонкам, чемпион Прибалтики (1994) и Украины (1995), победитель Кубка "Rothmans"-АСПАС 1996 г., мастер спорта международного класса.

1970 – начинает заниматься картингом.

1975 – получает первый спортивный разряд.

1978 – переезжает в Тольятти. Работает электриком на Волжском автомобильном заводе, позже переходит на должность водителя-испытателя.

1980 – участвует в кроссах и ралли местного значения.

1981-1982 – участвует в кроссах.

1983 – начинает участвовать в кольцевых гонках (класс 8 группы A2/1), становится чемпионом РСФСР, занимает 19 место в чемпионате СССР. Получает звание кандидата в мастера спорта.

1984 – занимает 3 место в чемпионате РСФСР по кольцевым гонкам в классе 8 группы A2/1. Также участвует в трековых гонках, кроссах и ралли (преимущественно в Тольятти).

1985 – кольцевые гонки класса 7 группы A2/1: чемпион РСФСР, 6 место в чемпионате СССР. Также участвует в трековых гонках и ралли в Тольятти.

1986 – первым из советских гонщиков стартует в кольцевых гонках на переднеприводном ВАЗ-2108 (класс 7 группы A2/1); занимает 6 место в чемпионате СССР. Становится мастером спорта.

1987 – занимает 16 место в чемпионате СССР по кольцевым гонкам группы А. Побеждает в чемпионате СССР по трековым гонкам в классах 7-8 группы A2.

1988 – вице-чемпион СССР по кольцевым гонкам в группе А (победа на киевском этапе). Занимает 4 место в чемпионате СССР по трековым гонкам класса 8 группы A2, побеждает в традиционных соревнованиях на приз журнала "За рулем". Становится членом сборной СССР по кольцевым гонкам для участия в Кубке Дружбы социалистических стран.

1989 – бронзовый призер чемпионата СССР по кольцевым гонкам группы А. 13 место в чемпионате СССР по трековым гонкам в классе 8 группы A2.

1990 – кольцевые гонки: 5 место в чемпионате СССР группы А-1300, 3 место на этапе Кубка мира и дружбы в Риге и 4 место в общем зачете Кубка. Участвует в чемпионате Италии по кольцевым гонкам (10 место в своем классе). Трековые гонки: чемпион РСФСР, 7 место в чемпионате СССР в классе 8 группы A2.

1991 – вице-чемпион СССР по кольцевым гонкам в группе А-1600 (победа на первом киевском этапе). Участвует в чемпионате Италии по кольцевым гонкам. Чемпион СССР по трековым гонкам в классе 8 группы A2, победитель трековых гонок на призы газеты "Вечерняя Пермь". Получает звание мастера спорта международного класса.

Материал подготовлен при содействии Б. В. Маслова и Д. С. Белозерова.

pic008.jpg

ВАЗ-21011 Маслова во время гонок на приз открытия сезона 1984 г. в Бикерниеки.

pic015.jpg

Отборочные соревнования Центральной зоны чемпионата СССР группы A2/1 1986 г., Киев.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Александр Викторович Потехин

род. 20.03.1953 г., Москва

1990.jpg

Двукратный (1986, 1991) чемпион СССР, победитель Кубка мира и дружбы 1990 г., двукратный (1994, 1997) чемпион России, мастер спорта международного класса. В настоящее время – технический директор гоночной команды "АртЛайн".

1964 – начинает заниматься картингом в секции Московского городского Дворца пионеров.

1971 – призван на службу в Вооруженные силы, выступает в картинге за спортивный клуб Московского военного округа.

1973 – начинает работать в КБ А. Н. Туполева.

1978 – становится механиком лаборатории скоростных автомобилей МАДИ.

1979 – начинает участвовать в составе команды МАДИ в кольцевых гонках на "Эстонии-18М" формулы "Восток".

1980 – чемпионат СССР формулы "Молодежная" ("Эстония-15М"), сход. Участие в гонках на "Эстонии-18М" и МАДИ-0213, в испытаниях МАДИ-052.

1981 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 6 место. Победа в гонках на приз "Янтарная «Волга»" в формуле 3. Получает звание кандидата в мастера спорта.

1982 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 2 место, победа на рижском этапе. Становится мастером спорта.

1983 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), не классифицирован. Победы в гонках на приз "Янтарная «Волга»" и в чемпионате Минавтотранса в формуле 3.

1984 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 2 место, победа на этапе в Киеве. Победа в гонках на приз "Янтарная «Волга»" в формуле 3. Выступая вне конкурса, финишировал первым в чемпионате Минавтотранса.

1985 – чемпионат СССР формулы 3 ("Эстония-20"), 2 место. Победа в чемпионате Минавтотранса в классе формула 3.

1986 – чемпион СССР в классе формула 3 ("Эстония-20"), победа на киевском этапе. Победа в гонках на приз "Таллинн-САБ" в формуле 3. В конце сезона переходит в формулу "Восток". Единственное выступление в зимних трековых гонках ("Гонка звезд"), 15 место.

1987 – чемпионат СССР формулы "Восток" (модернизированная "Эстония-21М"), 2 место.

1988 – чемпионат СССР формулы "Восток" ("Эстония-21.10"), 5 место. Победа в гонках на приз "Янтарная «Волга»" в формуле "Мондиаль".

1989 – включен в сборную Советского Союза для участия в Кубке Дружбы социалистических стран; 3 место в общем зачете Кубка. Чемпионат СССР формулы "Мондиаль" ("Эстония-21.10"), 3 место. Победа в чемпионате Москвы.

1990 – победитель Кубка мира и дружбы (победа на этапе в Шляйце). Чемпионат СССР формулы 1600 ("Эстония-21.10"), 4 место. Победа в гонках на приз "Таллинн-САБ" в классе формула 1600. Получает звание мастера спорта международного класса.

1991 – чемпион СССР в классе формула 1600 ("Эстония-21.10"), победа на этапе в Риге.

Материал подготовлен при содействии А. В. Потехина.

pic014.jpg

Чемпионат министерств автомобильного транспорта и шоссейных дорог республик СССР, 1984 г.

pic027.jpg

Оригинальная раскраска "Эстонии-21.10" (Киев, 1990 г.).

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Георгий Павлович Шаронов

24.03.1926, Ленинград – 11.02.1972, Ленинград

1957.jpg

Чемпион СССР 1960 г., вице-чемпион СССР 1958 г., мастер спорта.

Можно ли выиграть чемпионат, заняв на всех его этапах последние места? Да, можно, и это удалось в 1960 г. ленинградскому гонщику Георгию Шаронову. Из-за малого количества участников в формуле "Юниор" и большого процента сходов среди них оказалось достаточно двух третьих мест, чтобы в итоговой классификации оказаться первым. Но думать, что своим чемпионским званием Шаронов был обязан только удачному стечению обстоятельств, было бы неверно: его спортивный автомобиль "Ленинградка" был исключительно быстр и способен конкурировать с гоночными автомобилями соперников, а сам Шаронов убедительно доказал свои способности гонщика двумя годами ранее, завоевав серебряную медаль чемпионата СССР на гоночном автомобиле ГМ-20.

1943-1944 – проходит срочную военную службу на Забайкальском фронте (Забайкальском военном округе).

1947-1952 – работает водителем в различных организациях.

1952 – поступает на работу в ленинградский таксопарк № 1 и начинает заниматься автомобильным спортом (соревнования на мастерство вождения, кросс).

1956 – переходит на работу в грузовой таксопарк; занимает второе место в чемпионате Ленинграда по кроссу.

1957 – второе место в чемпионате Ленинграда по кроссу в классе ЗИС-150.

1958 – выступая за команду Ленинградского военного округа, становится вторым в чемпионате СССР по кольцевым гонкам (группа Г, гоночный автомобиль ГМ-20).

1959 – участвует в чемпионате СССР по кольцевым гонкам в классе спортивных автомобилей до 2500 см³ в составе команды второго легкового таксопарка. Строит на агрегатах серийного "Москвича-407" спортивный автомобиль "Ласточка" (позже "Ленинградка").

1960 – заявляет "Ленинградку" в чемпионате СССР формулы "Юниор" и становится чемпионом, на обоих этапах заняв третьи места и набрав 10 очков.

1961 – участвует на "Ленинградке" в чемпионате СССР группы Г.

1962 – начинает участвовать в ралли; занимает первое место в первенстве ЛУАТ и вторые – в чемпионате Ленинграда и первенстве ленинградского городского совета ДСО "Спартак" в классе ГАЗ-51.

1963 – участвует в местных ралли в классе ГАЗ-51, становится вторым в первенстве Ленинграда в классе ГАЗ-51 (вместе с Ю. Лисицыным).

1964 – второе место в первенстве Ленинграда по ралли в классе грузовых автомобилей.

1965 – становится чемпионом Ленинграда по ралли в классе грузовых автомобилей (вместе с Е. Цигильницким).

1966 – прекращает выступления в соревнованиях.

Материал подготовлен при содействии Г. Г. Шаронова.

pic004.jpg

Законченная постройкой "Ласточка", 1959 г. Своим названием автомобиль был обязан геометрическому узору, формой напоминавшему ласточкин хвост, на задней части кузова. Обратите также внимание на узкий кузов, оставлявший колеса почти целиком открытыми.

pic006.jpg

Г. П. Шаронов на "Ленинградке" на Неманском кольце во время первого этапа чемпионата СССР 1961 г. В том сезоне он стартовал уже в классе спортивных автомобилей (группа Г), но чемпионат сложился для него неудачно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Виктор Алексеевич Щавелев

21.10.1928, Москва – 14.01.2011, Москва

1968.jpg

Чемпион СССР 1965 г. по кольцевым гонкам, трехкратный (1961, 1964, 1969) чемпион СССР по ралли, вице-чемпион СССР 1966 г. по ипподромным гонкам, участник марафонских ралли "Лондон-Сидней" и "Лондон-Мехико", заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер РСФСР.

Виктор Алексеевич Щавелев принадлежал к прославленному поколению "гонщиков-универсалов" заводской команды МЗМА/АЗЛК, которым в шестидесятые и семидесятые годы равно покорялись и асфальт гоночных трасс, и каменистые дороги раллийных спецучастков, и лед ипподромов. Сам Виктор Алексеевич, вспоминая свою гоночную карьеру, считал себя прежде всего раллистом. И это справедливо: он являлся первоклассным штурманом, фактически одним из пионеров штурманского дела в отечественном ралли, в этой роли трижды побеждал в чемпионатах СССР и много раз стартовал в международных соревнованиях. Отдельная (и, наверное, наиболее широко известная) страница гоночной биографии Щавелева – участие в марафонских ралли. Куда менее известно, однако, что Виктор Алексеевич с успехом выступал и в кольцевых гонках, в этом виде автоспорта также получив золотую медаль чемпиона СССР…

1949 – заканчивает автомеханический техникум ЗИС; преддипломную практику проходит на Московском мотоциклетном заводе.

1949-1951 – работает на Московском мотоциклетном заводе, участвуя в проектировании двигателей для гоночных мотоциклов. Принимает участие в различных мотоциклетных соревнованиях.

1951-1958 – служба в Вооруженных силах. Заканчивает авиационное училище по специальности "бортовой техник". Продолжает участие в мотоциклетных соревнованиях, в 1958 г. становится чемпионом Красноярского края по мотокроссу.

1958 – поступает на работу в отдел главного конструктора МЗМА, начинает заниматься автоспортом.

1960 – 7 место в международном ралли "За мир и дружбу" (вместе с Е. Веретовым).

1961 – чемпион СССР по ралли в классе "Москвич" (вместе с Н. Сучковым). Получает звание мастера спорта.

1962 – впервые участвует в кольцевых и ипподромных гонках на "Москвиче-Г1" и "Москвиче-407".

1963 – вице-чемпион СССР по ралли в классе IV (вместе с Э. Лифшицем). Победа в гонках московского совета общества "Спартак" ("Москвич-Г4").

1964 – чемпион СССР по ралли в классе "Москвич" (вместе с Н. Сучковым). Ралли "Монте-Карло" (вместе с Н. Сучковым) – экипаж не классифицирован в финальном зачете. Участвует в отдельных кольцевых и ипподромных гонках на "Москвиче-Г4".

1965 – чемпионат СССР формулы 1, 1 место ("Москвич-Г4А", победы на обоих этапах); победа в гонках на приз открытия сезона. Чемпион Москвы по ипподромным гонкам ("Москвич-Г4А"). Ралли "Монте-Карло" (вместе с Н. Сучковым) – экипаж не финишировал.

1966 – чемпионат СССР формулы 1, 4 место ("Москвич-Г4М", победа на Неманском кольце); победа в гонках на приз Неманского кольца. Вице-чемпион СССР по ипподромным гонкам в классе "Москвич".

1967 – участвует в отдельных кольцевых гонках на "Москвиче-Г4М".

1968 – марафонское ралли "Лондон-Сидней", 27 место (вместе с Э. Лифшицем и В. Широченковым). Чемпионат СССР по ралли в классе "Москвич-412", 3 место (вместе с Э. Лифшицем). Участвует в отдельных кольцевых гонках на "Москвиче-Г5".

1969 – чемпион СССР по ралли в классе IIIА (вместе с Э. Лифшицем). Чемпионат СССР формулы 1, 4 место ("Москвич-Г5"). Получает звание заслуженного мастера спорта.

1970 – марафонское ралли "Лондон-Мехико" (вместе с Э. Лифшицем), экипаж снят с соревнований из-за опоздания к контрольному сроку. Победа в чемпионате Прибалтики по кольцевым гонкам ("Москвич-Г5").

1971 – переходит на работу в отдел эксплуатации экспортных автомобилей АЗЛК и завершает гоночную карьеру.

1971-1974 – рабочая командировка в Финляндию.

1974-1988 – возглавляет гоночную команду АЗЛК.

1993 – вместе с А. Долбишем принимает участие в "памятном" марафонском ралли "Лондон-Сидней" (25 место).

Материал подготовлен при содействии В. А. Щавелева.

pic017.jpg

В. Щавелев и В. Ржечицкий на Невском кольце во время четвертого этапа чемпионата СССР 1969 г.

pic022.jpg

Перед стартом марафонского ралли "Лондон-Мехико" на стадионе Уэмбли: В. Щавелев, Э. Лифшиц и "Москвич-412". 1970 г.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Захар Яковлевич Штейнгруд

22.02.1925, Екатеринослав (ныне Днепропетровск), Украинская ССР – 13.11.1998, Москва

1957.jpg

Московский автоспортсмен, гонщик седьмого таксомоторного парка, мастер спорта.

Захар Яковлевич Штейнгруд принадлежал к числу тех людей, с которых началась послевоенная история советского автомобильного спорта. Гонщики тех лет стартовали и в непролазной грязи кроссов на ГАЗ-51, и в линейных гонках по подмосковным шоссе на "Победах", и на узких извилистых дорогах Большого Минского кольца за рулем первых самодельных спортивных автомобилей. Это было поколение пионеров, вынужденных начинать в выбранном ими спорте с нуля и поэтому зачастую шедших вперед методом проб и ошибок, порой обходившихся весьма тяжело. Но именно их опыт во многом лег в основу быстрого послевоенного развития отечественного автоспорта, и нет ничего удивительного в том, что Захар Яковлевич завершил спортивную карьеру уже в кольцевых гонках современного типа, участвуя в них на "Волге", по тщательности подготовки превосходившей даже технику заводской команды.

1941-1945 – военная служба в разведывательной роте артиллерийского полка. Закончил войну в Кёнигсберге.

1950 – поступает на работу в московский седьмой таксомоторный парк.

1951 – начинает заниматься автомобильным спортом (линейные гонки, кроссы).

1955 – в составе команды седьмого таксопарка становится победителем первенства Московского областного совета ДСО "Буревестник" по кроссу в классе ГАЗ-20.

1957 – совместно с Л. Калачевым строит спортивный автомобиль оригинальной конструкции на агрегатах ГАЗ-20. Вместе с Калачевым выигрывает на нем первенство Центрального совета ДСО "Буревестник". Получает звание мастера спорта.

1958-1960 – участвует в кольцевых гонках на спортивном автомобиле А. Шатеркина.

1961-1966 – участвует в кольцевых гонках на ГАЗ-21.

1962-1969 – участвует в ипподромных гонках на ГАЗ-21: чемпион Москвы 1963 г., победитель первенства Центрального совета ДСО "Спартак" 1964 г.

1966 – во время гонки на Неманском кольце попадает в тяжелую аварию; спустя полгода возвращается в гонки.

Материал подготовлен при содействии А. З. Штейнгруда и А. И. Матвеева.

pic006.jpg

Старт гонки спортивных автомобилей на первенстве Центрального совета ДСО "Буревестник". Справа налево автомобили: З. Штейнгруда, Ю. Андреева, А. Шатеркина.

pic007.jpg

Первенство Центрального совета ДСО "Буревестник". Экипаж З. Штейнгруд (водитель) – Л. Калачев (механик) на пути к победе.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Эдуард Осипович Лорент (27.02.1911-1993)

Владимир Константинович Никитин (15.07.1911-20.09.1992)

Эдуард Осипович Лорент и Владимир Константинович Никитин: казалось бы, столько общего у этих двух людей, сделавших родной Харьков центром по созданию рекордно-гоночных автомобилей. И в тоже время оба такие разные. Лорент – высокий дородный мужчина, с густой, несмотря на возраст, шевелюрой. Никитин – невысокого роста, худощав, лысоват. Один из них всегда тщательно готовил свои рекордные машины, скрупулезно их доводил и совершенствовал, был немногословен, если речь шла об их технических особенностях. Другой – всегда открытый, готовый с каждым поделиться «секретами», скорый на подъем, максималист, горячо поддерживающий каждую новую техническую идею. Один строил уникальные гоночные машины сверхмалых кубатур. Другой стремился максимально использовать узлы и детали серийных автомобилей или вертолетов, тяготел к конструкциям с мощными двигателями. Да и биографии их складывались по-разному.

Эдуард Осипович родился в Риге. Отец его высококвалифицированный мастер в 1915 году вместе с заводом эвакуировался в Харьков, где Эдуард окончил ФЗУ, работал слесарем, потом испытателем танков. Уже в 13 лет он научился водить мотоцикл, а в 17 собрал из «железного хлама» тысячекубовый «Харлей-Давидсон», и вскоре мотоциклетный спорт захватил его полностью. В 1937 году он чемпион и рекордсмен страны, а уже в 1939-м появилась его первая серьезная машина собственной конструкции в раме «Красного Октября» с самодельным 500-кубовым 35-сильным мотором с двумя верхними валиками.

После войны Лорент построил несколько гоночных мотоциклов. Один, с двигателем, объединявшим два мотора БМВ-Р51 в общем картере, был чудовищной машиной, развивавшей с коляской скорость 144 км/ч. А с последней двухцилиндровой (600 см3, 75 л. с.) моделью, оснащенной компрессором, он в 1951 году достиг в классе мотоциклов с колясками скорости 168 км/ч.

record80_1.jpg

Заслуженный мастер спорта СССР Эдуард Осипович Лорент. (Харьков, клуб «Трудовые резервы»). Он испытывал и ремонтировал танки, но его сверхлегкие гоночные автомобили относились к классам малой кубатуры.

Владимир Константинович свою сознательную жизнь начал беспризорником, но был выловлен отрядом ЧОН и отправлен в трудовую колонию Макаренко. Потом – побег,ФЗУ при Харьковском паровозостроительном заводе, Красная Армия, работа водителем, несбывшиеся мечты о профессии летчика.

Что же, один на все руки мастер – конструктор, механик, гонщик, другой – шофер. В сорок первом им было по 30 лет. Техник-лейтенант Лорент ремонтировал танки, командовал мотовзводом, дошел до Берлина. Демобилизовался в 1947 году с двумя орденами и тремя медалями.

Никитин военным водителем прошел долгий путь: Харьков, Сталинград, Ростов, потом пересек Донбасс, побывал в Крыму, Карпатах, а затем – Польша, Венгрия, Германия, Чехословакия. Шесть боевых наград. После демобилизации в сорок шестом снова Харьков, автобаза горкома компартии.

Каждый из них был одержим идеей постройки скоростной машины. Но у Лорента опыт, хорошие связи с такими же как он мастерами на других заводах города, а у Никитина – старт с нуля. Его первые машины сегодня, может быть, вызовут улыбку. Но он учился на них, год от года создавал все более совершенные конструкции.

record80_4.jpg

Заслуженный мастер спорта СССР Владимир Константинович Никитин (Харьков, ХАДИ). Невысокий и худощавый, он, однако, предпочитал большие и мощные машины.

Разные люди. Но их объединяла любовь к скорости, влекла романтика первооткрывательства, и оба при этом сознательно шли на риск. «Кто не рискует, тот не побеждает», - говаривал Лорент.

Летом 1952 года Лорент извлек урок из неудачного дебюта первой машины «Харьков-Л1» - надо работать еще одержимее. И Лорент, и Никитин ежегодно вносили что-то новое в конструкцию своих машин. Оба почти одновременно впервые в стране применили двигатели с двумя распределительными валами в головке цилиндров. Лорент стал пионером применения отлитых из легкого сплава колес, Никитин же первым построил автомобиль, на котором был взят 200-километровый барьер скорости.

record80_3.jpg

Первый выезд машины «Харьков-Л1» Э. Лорента в 1952 году с 40-сильным двигателем класса 250 см3. Увы, тогда поломка привода распределительных валов не позволила показать рекордные скорости.

«Харьков-Л1» Лорента выгодно выделялся среди немногочисленных тогда наших рекордно-гоночных машин такими новинками, как торсионная независимая подвеска колес, шины диаметром 500 мм, отлитые заодно с тормозными барабанами диски колес, натриевое охлаждение выпускных клапанов. Естественно, что, проэкспериментировав с нагнетателями на мотоциклах собственной конструкции, Эдуард Осипович выбрал и для автомобильного двигателя коловратный нагнетатель. Для компенсации своего солидного роста (182 см) и веса (86 кг) Лорент предельно облегчил машину: алюминиевые кузов, картеры двигателя и коробки передач, отлитые из легкого сплава колеса, компактные размеры автомобиля. В результате масса первой модели равнялась всего 300 кг, а лобовая площадь не превышала 0,6 м2. У следующей модели, «Л2» 1954 года, лобовая площадь еще меньше, а коэффициент лобового сопротивления, вероятно, едва ли превышал 0,2.

Лобовая площадь, снаряженная масса, мощность двигателя, тип нагнетателя... да при чем все это? Ведь людям, двум известным спортсменам, исполнилось 80 лет, а не машинам. Но вдумайтесь – эти автомобили, особенности их конструкций занимали Лорента и Никитина большую часть суток, стали их вторым «я», и, скорее всего, без «железок» и всего, что с ними связано, мы едва ли имели повод отмечать юбилей этих заслуженных мастеров спорта. Для них машины, тем более собственной конструкции, продолжение их самих, как ноги бегуна, руки боксера, мышцы тяжелоатлета.

record80_2.jpg

В августе 1960 года на машине «Харьков-Л2» Э. Лорент установил три новых рекорда в классах 250 и 350 см3. Это был первый год, когда заезды проходили на соляном озере Баскунчак, а не на автостраде.

В 1966 году стартовал дрэгстер «Харьков-Л3» конструкции Лорента. Улучшая и создавая новые рекордные автомобили, гонщик год от года расширял и совершенствовал семейство гоночных двухцилиндровых моторов классов 250, 350, 500 и 750 см3 мощностью соответственно 40,60, 80 и 100 л. с. Они позволяли достичь максимальных скоростей в каждом из классов – 224, 251, 255 и 286 км/ч. Свой первый всесоюзный рекорд скорости Э. Лорент установил 16 июня 1953 года на Минском шоссе под Москвой, а последний – 16 апреля 1967 года на аэродроме в Чугуеве. Это был день последнего старта Эдуарда Осиповича Лорента и первого – его сына – Валерия Эдуардовича Лорента. В общей сложности Лорентом-старшим установлено за четырнадцать лет 33 всесоюзных и международных рекорда скорости.

Земляк Лорента Никитин шагнул за 200-километровый рубеж первым среди советских автоспортсменов: 16 октября 1951 года он показал на пятикилометровой дистанции скорость 202,179 км/ч.

Владимир Константинович выступал сначала на автомобилях с форсированным нижнеклапанным двигателем «Победы». Даже с нагнетателем его мощность не могла превысить 100 л. с. Новый мотор 1952 года базировался на блоке цилиндров «Победы», но с новой «двухэтажной» головкой цилиндров. В ней два распределительных вала, приводимые цепью, действовали на клапаны через рокеры, а камера сгорания была полусферической. Система смазки с сухим картером, зажигание от магнето, сдвоенный нагнетатель лопаточного типа дополняли конструкцию двигателя, который при рабочем объеме 1970 см3 развивал мощность 200 л. с. В то время это был самый мощный в стране автомобильный мотор.

record80_5.jpg

На машине «Харьков-3» В. Никитин 16 октября 1951 года первым в СССР взял 200-километровый рубеж скорости на автомобиле. Двигатель взят от «Победы», форсирован и снабжен нагнетателем.

С такой силовой установкой в шасси новой машины«Харьков-6» Никитин11 декабря 1953 года достиг скорости 280,156 км/ч на километровке с хода.Лорент дал на это достойный ответ лишь десять лет спустя, когда его«Харьков-Л2» с 750-кубовым 100-сильным мотором в августе 1963 года на соляном озере Баскунчак пролетел километр с ходу со скоростью 286,169 км/ч. «Сам задумал машину, сам сделал, сам ездил», - говорил впоследствии Лорент.

Они соперничали и делились замыслами, создавали новые конструкции и устанавливали новые рекорды. И конечно, каждый работал не в одиночку. Им помогали инженеры А. Сирятский, Т. Утемов, В. Капшеев, М. Неймарк, а тесные связи с ведущими машиностроительными предприятиями города, автодорожным институтом, клубом «Трудовые резервы» давали гарантию, что любое «хитрое» техническое решение будет воплощено в металле. И не надо сбрасывать со счетов, что в том же Харькове Г. Попов, И. Помогайбо, А. Соломатов тоже строили свои гоночные машины и ставили рекорды скорости. И конечно, им помогали советом и делом именитые коллеги.

record80_6.jpg

За рулем газотурбинного ХАДИ-7 В. Никитин 23 апреля 1967 года установил свой тридцать четвертый рекорд скорости и на этом прекратил выступления на спортивных трассах.

Не случайно, что идея постройки машины для побития абсолютного рекорда скорости возникла именно у харьковских автоспортсменов. Было это в 60-е годы. Но от задумок до реальности так далеко. Никитинвырвался вперед, когда в 1966 году закончил постройку ХАДИ-7 с газотурбинным двигателем, - автомобиля, способного достичь скорости 350 км/ч. Это была проба, выход на более высокий «энергетический уровень». И не вина конструктора, что в дальнейшем он не смог со своим коллективом довести следующую модель – ХАДИ-9, сверхзвуковой болид с реактивным двигателем. Увы, для этого в стране не оказалось ни подходящей трассы, ни других условий. Но цель, пусть недоступная, но заманчивая, зажгла умы многих выпускников и студентов Харьковского автодорожного института (ХАДИ).

Сегодня в автомобильном спорте наследники Никитина и Лорента – Юрий Стебченко, Владимир Гавриленко, Дмитрий Сильчик, Владимир Капшеев, Валерий Лорент. Пожалуй только они поддерживают сегодня в нашем автомобильном спорте интерес к рекордам скорости.

Лорент и Никитин. Одному из них восемьдесят лет исполнилось в феврале, другому – в июне. Их имена, их машины, их рекорды, их ученики – часть истории нашего автомобильного спорта, и, пользуясь случаем, хочется сердечно поздравить их с прекрасным юбилеем.

(с) Л. ШУГУРОВ («За Рулем» №8, 1991)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Стасис Казевич Брундза

Родился 22 февраля 1947 года в Каунасе

Советский и литовский автогонщик, участник чемпионата мира по ралли, заслуженный мастер спорта СССР, 10-кратный чемпион СССР по ралли

В 1976 году окончил Вильнюсский инженерно-строительный институт по специальности "Автомобильный транспорт".

Ранние годы

Родился 22 февраля 1947 года в Каунасе.

В автогонках Стасис Брундза дебютировал в 1963 году в возрасте 16 лет в ралли на Приз Вильнюсского радиозавода. В 1966 году на сборах перед ралли получил тяжёлую травму — перелом позвоночника.

В 1976 году закончил Вильнюсский инженерно-строительный институт по специальности «Автомобильный транспорт».

Заслуженный мастер спорта СССР.

Трёхкратный чемпион РСФСР по ралли.

10-кратный чемпион СССР по ралли (1971—1983).

19 раз стартовал в чемпионате мира по ралли.

Лучшее достижение в чемпионатах мира — 6-е место на ралли Акрополис (1976).

Трёхкратный победитель финского этапа чемпионата мира в группе 2 (1980—1982).

Победитель ралли Тур Европы 1974 года.

Бронзовый призёр международных ралли: Рейд Польский (1972), Татры (1977), Шумава (1985).

Участник марафона Сидней-Дарвин (1986).

Участник 24 часовой гонки на Нюрбургринге (1998-2000).

1982—1988 — руководитель Вильнюсской фабрики транспортных средств (ВФТС).

1988—1992 — директор Экспериментального вильнюсского автозавода (ЭВА).

1992—2001 — генеральный импортер автомобилей Volkswagen и Audi в Литве.

С 1996 года — президент Литовского автомобильного клуба (ныне — почетный).

С 2000 года — президент Литовского Роллс-Ройс клуба.

В настоящее время — президент совета директоров банка Snoras.

Живёт со второй женой в Испании и Литве

После завершения автогоночной карьеры

Гоночную карьеру Брундза завершил в 2000 году, выступив на Нюрбургринге за рулем Порше 911.

В последние годы Брундза руководил проектом строительства автодрома в пригороде Вильнюса по проекту Германа Тильке.

1109060304.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня не стало Влада Барковского

Жизнь странная штука, находясь среди гонщиков, ты достаточно быстро привыкаешь к тому, что тебя окружают многократные и заслуженные, и ты перестаешь воспринимать их в первую очередь как небожителей-чемпионов. Они становятся для тебя обычными людьми. Так и тут, казавшийся мне в начале 2000-х неприступным (и от этого немного ужасным) Владислав Барковский оказался добрым дядькой. Мы сделали несколько

интервью, порой я засиживался у него на кухне допоздна и уезжал под утро уже на такси. Мне повезло съездить с ним на Янтарную Волгу (за что огромное спасибо друзьям из Риги). В ту поездку было много чего особенного. Последний раз я видел его на гонке WSR в Волоколамске, «Эх, мне бы в свое время такую пушку». Он помогал мне в моих исторических поисках. Сегодня он умер. Мне будет его не хватать. (Григорий Голышев)

182325_4490954045268_256011791_n.jpg Изменено пользователем WRC News

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Была информация, что он готовил книгу воспоминаний. Не вышла же?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Помню в прошлом году на Кубке Лада Гранта в Мячково, Владислав Викторович вручал кубки на подиуме участникам Легенд. Я не считаю себя каким-то особо сентиментальным, но черт, было как-то особенно приятно его видеть в таком качестве. Учитывая, что я не силен в истории советского автоспорта, больше всего мне запомнились выступления Барковского в Гонках на выживание и особенно выпуск шоу Перехват с Фоменко.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Сегодня ушел из жизни Сергей Борисович Яковлев

Легендарный ленинградский раллист и судья

SNOVGJ0g5i4.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Помню в прошлом году на Кубке Лада Гранта в Мячково, Владислав Викторович вручал кубки на подиуме участникам Легенд. Я не считаю себя каким-то особо сентиментальным, но черт, было как-то особенно приятно его видеть в таком качестве. Учитывая, что я не силен в истории советского автоспорта, больше всего мне запомнились выступления Барковского в Гонках на выживание и особенно выпуск шоу Перехват с Фоменко.

12 января участвовал в гонках на выживание посвященных памяти Барковского

(кубок не мой, к сожалению...)

_CSX2Dv-_kU.jpg

Про книжку не знаю. Может спрошу у кого-нибудь из ветеранов, кто его знал. Если узнаю - выложу инфу в теме.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда слышишь про такие гонки, то сразу открываешь сайт и интересуешься этим человеком. Думаю почаще надо такие соревнования устраивать. Не надо забывать никого.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Стасис на Акрополисе 79

1622464_771369686217317_2158288338510302676_o.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...