Егор

Системы хронометража

57 сообщений в этой теме

С текущим положением дел и техническим устройством, в принципе, всё понятно. Но как централизованно фиксировалось время и положение болидов по позициям, скажем в 60е-70е? Так-же интересно, когда впервые ввели графику времени прохождения круга, передаваемую в прямом эфире.

В этой теме предлагаю начать обсуждение истории и технического устройства систем хронометрирования с 30х годов и до наших дней.

Так-же внимания заслуживают "часовые башни" и информационные табло которые были на каждой трассе.

Самое удивительное, что я видел- информационное табло в СПА, не знаю, сколько лет оно использовалось- это кадр 37го года.

При прохождении круга машинка с номером, соответствующим номеру болида сдвигалась на одно деление.

post-34332-0-33876000-1329796845_thumb.j

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В тех редких квалификациях, которые можно найти за 83-й и 84-й год, графики с временем прохождения круга не было. О том, какой результат показал пилот, можно было узнать разве что из комментария. Периодически всплывали "промежуточные классификации". В 85-м в Сан-Марино и во Франции ситуация не изменилась, а вот в Италии - вуаля - пилота уже стали "везти" по трассе на протяжении всего быстрого круга.

ita852.th.jpg

Это первое появление такого рода графики, которое мне удалось проследить за указанный период. С более ранним я пока не знаком, но есть сомнения относительно присутствия подобной графики до 83-го года.

Можно предположить, что "дебют" произошёл где-то между Францией и Италией '85, если не в самой Италии.

Это сообщение нравится 1 пользователю

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Егор, ты же читал мою тему "Диграммы" на ф1лайф? Развитие тайминга там расписано достаточно подробно. Вот только источников информации, действительно, достаточно мало.

На THF я недавно читал, что во время реконструкции Монцы в 1955 на одной из часовых башен было поставлено световое табло, показывающее движение машин по трассе. Информация получалась от хронометристов и вводилась вручную.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, я могу и здесь в общих чертах осветить то, что знаю. Только должен отметить, что, поскольку информация по этой теме достаточно скудна, то полностью в нижеизложенном я не могу быть уверен; если кто поправит, буду только благодарен.

Тайминг велся всегда. В начале развития автоспорта он велся при помощи ручных хронометров с точностью до 1/5 секунды. Просто непосредственно около финишной линии стояли или сидели за столом люди с хронометрами и записывали времена и позиции в табличку. На стационарных трассах для них строились специальные балкончики или комнатки. Люди, которые отвечали за информационное табло, бегали к хронометристам и переписывали данные у них. После гонки покруговку могли получить журналисты.

7e428d702e49t.jpg 94f71196b423t.jpg 55a48bb52e66t.jpg c4533be4416ft.jpg

1. Альфред Нойбауэр засекает время ручным секундомером на Гран-при Монако 1935 г. 2. Старт Гран-при Италии 1948 г. (Турин), хорошо видно место хронометристов. 3. Один из первых электронных секундомеров Heuer, 1966 г. 4. Риккардо Патрезе следит за таймингом Longines-Olivetti на тренировке в 1986 году.

Поскольку время засекалось вручную (даже с появлением в 1960х-70х электрических пультов, позволявших засекать время с точностью до 1/100 секунды), система хронометража давала множество ошибок. В 60-70-х годах крупные команды предпочитали иметь даже собственных хронометристов, как для работы на тренировках, так и для контроля официального хронометража. Зачастую они оспаривали результаты квалификации и добивались своего: так, в Лонг-Бич 1978 года официальные американские хронометристы не справились со своей работой, и после массы протестов верными были приняты данные хронометристов команд. В конце 1970-х по просьбе FIA несколько часовых фирм занялись разработкой автоматической системы тайминга. В 1976 году в Нивелле была испытана система производства Heuer, а в 1980 в Лонг-Бич - производства Longines совместно с информационно-технологической фирмой Olivetti. Официальный контракт, начиная с сезона 1982 года, получили Longines и Olivetti (первая занималась собственно хронометражом, вторая - обработкой данных). Система включала: передатчики, каждый со своей частотой, установленные на машинах; приемники этого сигнала, установленные на трассе, с антеннами, расстеленными на трассе в виде поперечных полос; компьютеры, обрабатывавшие сигнал, и компьютеры, собирающие и анализирующие данные; принципиально она остается неизменной до сегодняшнего дня. Позже точность системы была повышена с 1/100 до 1/1000 секунды; были добавлены система на фотоэлементах, дублирующая антенны, и система фотофиниша; количество точек, в которых фиксировались машины, возросло до трех (это и есть знакомые нам сектора трассы), а на скоростных участках еще два приемника, расположенные на небольшом расстоянии, фиксировали скорость болидов. Сигнал с компьютеров Olivetti мог передаваться на любой подключенный монитор и, как правило, его использовали администрация гонки, команды и журналисты. Спустя еще несколько лет модернизированные компьютеры смогли позволить вставлять тайминг в видеотрансляцию, а в 1985 году Olivetti разработала компьютер, который представлял информацию в графическом виде - в виде ползущих по карте трассы точек (Источники).

С приходом Olivetti все данные тайминга стали централизованно сохраняться (и теперь они все доступны на "Фориксе"). Затем, в начале 90-х, фирма оказалась в кризисе, и с 1992 года официальным хронометристом "Формулы-1" стала фирма TAG Heuer, первые два года работавшая в паре с Olivetti. Система хронометража серьезно не менялась, технические изменения касались в основном скорости работы, надежности, массы приборов. Были введены отдельные приемники сигнала машин и замера скорости на пит-лейн, датчики фальстарта. Следует отметить, что, за исключением нескольких помарок в работе компьютеров Olivetti в самом начале использования системы, за весь период ее существования ни одной серьезной ошибки хронометража не было. Серьезную критику вызвала ошибка классификации при остановке Гран-при Бразилии, но проверка показала, что тайминг работал правильно, а ошибку совершила администрация гонки, классифицировав машины не по 54 кругу, а по 53. Тем не менее, контракт на хронометраж Гран-при в 2004 году был прекращен. К тому времени уже абсолютно все трассы "Формулы-1" имели собственное хронометрирующее оборудование, и "Формула-1" привозила с собой только компьютеры для обработки и передачи данных тайминга. Некоторое время это было оборудование Siemens, а с 2009 года был подписан контракт с LG.

Изменено пользователем Esminetz
Это сообщение нравится 11 пользователям

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Принципиальная схема работы современной системы хронометража: http://www.tagheuer-...essional-timing

2456fd7de7fbt.jpg

Здесь описано, как на машине "Формулы-1" располагается транспондер (передатчик уникального сигнала): http://f1-dictionary...and_camera.html Ежегодно, в феврале, наблюдается всплеск интереса к вопросу "а что это за хреновина висит на RB6/F150/и т.д. под носом, около подвески?"; так вот это он и есть.

История TAG Heuer в "Формуле-1": http://www.f1scarlet...ryoftag_f1.html

Тема об истории хронометража на THF: http://forums.autosp...showtopic=51592

Небольшая статья на "Атласе"http://www.atlasf1.com/99/feb10/timing.html

Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
На THF я недавно читал, что во время реконструкции Монцы в 1955 на одной из часовых башен было поставлено световое табло, показывающее движение машин по трассе. Информация получалась от хронометристов и вводилась вручную.

1956 год.

imgp056a.jpg

Подобное табло на "Нюрбургринге" в 1957 году.

tonybrookshasjustpassed.jpg

Это сообщение нравится 4 пользователям

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тысячные доли, я думаю, появились сразу с введением автоматической системы, в 1981 году. А несовершенство ручного способа доказывать и не приходилось - очевидно, что человеку, особенно неподготовленному, сложно правильно уловить момент пересечения финишной черты, плюс человеческой реакции недостаточно для фиксации этого момента. Ну и кроме подготовки, нужна ведь еще беспристрастность, вплоть до подсознания. В 1970х как раз вводились подобные системы в других видах спорта - на Олимпийских играх, в плавании, беге и пр. - так что все было логично.

Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На "Бруклендсе" автоматический хронограф был введён в эксплуатацию уже в 1907 году.

017eqq.th.jpg 024ei.th.jpg 028lq.th.jpg 029bdi.th.jpg 030wi.th.jpg 031hul.th.jpg

Это страницы из двух книг о "Бруклендсе". На 17, 30 и 31 страницах показан и описан сам хронограф, а на 28-30 страницах рассказана связанная с аппаратом знаменитая история, одна из вечных тайн автоспорта.

Это сообщение нравится 4 пользователям

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Как насчет Гран-при Великобритании 1954, когда одно и то же лучшее время было зафиксировано за семью пилотами?

Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Там была точность до десятых по-моему?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Там точность была до секунд, без десятых даже. В Бельгии 1950 года также было без десятых, и у Фанхио с Фариной (2 и 1 место на старте) были одинаковые результаты в тренировках.

Вспомнилось, что после финиша в БП США, когда между Баррикелло и Шумахером было 0,011 пошли разговоры, что на самом деле именно эта гонка - самый плотный финиш в истории, т.к. в БП Италии 1971 года время измерялось с точностью до сотых, хотя на самом деле там больше чем 0,01 и меньше 0,09. Даже кто-то анализировал запись финиша, для определения точного интервала.

А в Индикаре ещё с 2001 меряют с точностью до десятитысячных - борьба плотная, и я сам уже несколько раз замечал, что порой время до третьего знака после запятой действительно бывает одинаковым.

Изменено пользователем Hrushko

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Финиш Гран-при АКФ 1906, хорошо видно информационное табло.

5419_29030683154.jpg

Это сообщение нравится 2 пользователям

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще несколько дополнений.

- Планшет хронометриста, изобретенный в 1950-х специалистами Heuer и значительно облегчивший ручной хронометраж в гонках. Нажатие на рукоятку планшета нажимало кнопки всех трех хронометров одновременно; при этом первый начинал отсчет, второй останавливался (и хронометрист в течение следующего круга должен был переписать его в табличку), а третий сбрасывался на ноль. Вырезы сделаны для того, чтобы планшет было удобней держать на руке и опирать на колено.

8b46d7c17d82t.jpg 6acfa375a6abt.jpg

- В книге фон Браухича "Без борьбы нет победы" он пишет об Алисе "Бэйби" Караччиоле:

А во время соревнований, когда вся команда жила при боксах, Алиса была необходима всем. Никто, кроме нее, не умел с помощью двух секундомеров одновременно и абсолютно точно замерять время четырех водителей.

- Если верить любителям часов, существует олдфажная модель ручного хронометра Heuer Autavia 1163T ''Siffert'', названная в честь, собственно, Зифферта. В 1968 году он подписал с Джеком Хейером контракт на 25 тыс. франков (http://www.letemps.c...e_monde_parlait) - это вообще один из первых рекламных контрактов, выбрал для себя модель хронометра 1163T, рекламировал и продавал ее. Использовал ли по назначению - не знаю. Хронометр отличался двумя дополнительными циферблатами (на 60 секунд и на 30 минут) и вращающейся рамкой с метками, которая позволяла фиксировать результат. После смерти Зифферта актер Стив Маккуин выбрал именно эти часы для съемок в фильме "Ле-Ман".

fd3158879321t.jpg

Изменено пользователем Esminetz
Это сообщение нравится 3 пользователям

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Есть еще одно направление поиска: поискать фотографии жен и подруг пилотов. Часто они и выполняли функции личных хронометристов. Зачастую они попадали и в кинохронику.

Нина Риндт:

c9511063d97ft.jpg e1544d5f4f95t.jpg 270345f37b2dt.jpg

Хелен Стюарт:

9c9f36b35d76t.jpg a75a4a029e14t.jpg

Бетти Хилл:

3257feeb4c84t.jpg

Барбро Петерсон:

de7eb03bdcbat.jpg f00030365343t.jpg b01406fa1a38t.jpg

Маргарет Брэбхэм (1966):

ffefbea80b88t.jpg

Изменено пользователем Esminetz
Это сообщение нравится 5 пользователям

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Еще вот такой был случай: на Гран-при Сиракуз 1967 напарники по "Феррари" Скарфиотти и Паркс опережали соперников на 2 круга. Скарфиотти, в порядке признания заслуг Паркса, притормозил, и они проехали по финишной прямой бок-о-бок, так и финишировали. Поскольку их время совпало до 0,1 секунды, а системы фотофиниша не было, то получился крайне редкий случай - оба стали победителями. На видео около 3:20 показан финиш, а около 3:50 на них обоих напяливают венок победителя.

Так что "самые плотные финиши" Италии-1971 и США-2002 - фтопку.

Изменено пользователем Esminetz
Это сообщение нравится 3 пользователям

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4bd22d66703ft.jpg

Джеки Стюарт, Хелен Стюарт, Нора Тиррелл, Гран-при Германии 1970, Хоккенхайм.

3487222f8ccet.jpg

Мишель Дюбаск (Michele Dubosc), знаменитый хронометрист, 20 лет работавшая в команде Матра и на гонке 24 часа Ле-Ман. Начинала с ралли, в 1965 году пришла в Матра, и со временем стала одним из лучших хронометристов, на протяжении 70-х ее показания считались непогрешимыми. Говорят (http://www.f1db.com/...38;postcount=77), в Лонг-Бич 1978 были взяты именно ее времена, и проблема была только в том, что она не засекала времена Мерцарио, Кигана и Леони! ( - это значит, она засекла остальных 27 пилотов?). Аналогично, после квалификации ГП Италии 1971 было объявлено, что поул займет Икс, но Дюбаск доказала, что Эймон улучшил, и наутро тифози были весьма разочарованы. На фотографии, судя по наличию жандармов и величине блокнота, предположительно, 24 часа Ле-Ман.

Ну и теперь мы знаем имена хронометристов Брэбхэм (Sante Ghedini) - и Феррари (Jean Campiche). Видимо, середина 70-х - как раз то время, когда жен и подруг стали заменять профессиональные хронометристы.

Изменено пользователем Esminetz
Это сообщение нравится 3 пользователям

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Жан Кампиче теперь руководитель отдела хронометража TAG Heuer:

http://us.tagheuer.c...rts-timekeeping

http://www.worldtemp...er-inspiration/

http://www.arcinfo.c...emps-576-253517

Грубый перевод весьма познавательной статьи http://www.watchpros...ti-446696/s--1/ :

Жан Кампиче, работавший в Heuer, официально принимается на должность хронометриста Ferrari в 1972 году. Ему было 28 лет.

Джек Хойер нанял его именно по просьбе Энцо Феррари. Феррари хотел, чтобы независимый эксперт замерял время на его личной трассе Фиорано, чтобы проанализировать, где его автомобили теряли на трассе, чтобы он мог дорабатывать и совершенствовать машины перед гонкой.

69d094f2f57ft.jpg

Ранее каждая гоночная команда имела свою технику тайминга. Так как не было компьютеров, из инструментов были только секундомеры!

fcfb80e43c5dt.jpg

Позднее технология улучшилась, и можно было записывать времена нескольких машин сразу.

Работа была не просто легким нажатием кнопки. Был нужен кто-то, кто мог нажимать очень быстро много кнопок, соответствующих различным автомобилям в быстрой последовательности.

3e1ed80aa74ct.jpg 1904f9c1b0abt.jpg

Таким образом, Жан Кампиче получил прозвище "Пианист", потому что он мог шевелить пальцами очень быстро, чтобы бить по кнопкам.

0960428a3336t.jpg bebc0bc0568dt.jpg 678570e57b6ft.jpgde18f09390c7t.jpg

Поскольку технологии продолжали развиваться, в конце 1970-х годов на машины были установлены транспондеры, что позволило синхронизировать их времена автоматически.

Транспондеры передавали сигналы и позволяли видеть времена прохождения кругов различными автомобилями.

e1c4182a303dt.jpg

В 1992 году Жан и его команда Tag Heuer вернулись в "Формулу-1", став официальным хронометристом для гонок Гран-при.

5c62bd84e3fft.jpg 02579e82f17ft.jpg

Жан Кампиче (начальник отдела хронометража) TAG Heuer.

Технология тайминга улучшалась. К 2002 году три реактивных самолетх перевозили оборудование с одной трассы на другую.

В 2003 году Tag Heuer перешел из "Формулы-1" в Индикар в Америке, где измерял время с точностью до 1/10000 секунды. Это самый точный вид спорта в мире!

Этот человек, Жан Кампиче, вырос с хронометражом - от секундомеров по сей день.

Его работа с командой Tag Heuer сделала автоспорт очень интересным для зрителей и болельщиков, до такой степени, что лайв-тайминг для многих сейчас более важен, чем комментарий гонки.

На фотографиях 1970х у Жана в руках - полуавтоматическая система под названием The "Le Mans" Heuer Centigraph: электронные секундомеры, каждый из которых мог засекать время пяти пилотов; для отсечки нужно было всего лишь нажать на кнопку, соответствующую пилоту, и хронометр фиксировал результат и сразу начинал новый отсчет. Результаты передавались на матричные принтеры наподобие современных кассовых аппаратов и распечатывались немедленно по мере поступления. О них немного написано на http://www.f1scarlet...ryoftag_f1.html .

Джек Хойер о работе с Энцо Феррари: http://www.gq-magazi...o-timing-system

Санте Гедини - с 1968 работал в "Феррари" в различных должностях, в 1977 году вместе с Лаудой перешел в "Брэбхэм", где до 1982 года работал пресс-секретарем (каким образом был связан с таймингом, неясно), после чего ушел из "Формулы-1". В конце 1991 года был приглашен ди Монтецземоло на должность спортивного директора "Феррари", был заменен на Тодта в 1993, перешел на должность руководителя автодрома Мюджелло.

Изменено пользователем Esminetz
Это сообщение нравится 2 пользователям

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Чак Джонс, команда Ensign, Гран-при Монако 1977. Никаких планшетов-принтеров, просто секундомер, ручка и блокнот. www.sportscardigest.com/chuck-jones-interview-and-profile/3/

30f85663608dt.jpg

Вот еще одна фотография информационного щита; не готов сразу сказать, какая трасса.

b2f394f0e952t.jpg

Изменено пользователем Esminetz

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Гран-при Ирландии 1929, Дублин, Феникс-парк.

da97f35745e9.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

http://www.grandprix.com/ft/ft00337.html - Джо Савар рассказывает о закате проекта цифрового телевидения в 1999 г. и о съемочной бригаде Formula One Communications. Наверное, каждый из нас в последнее время удивлялся, как четко построена телесъемка (а помните пит-стоп Мэнселла в Монако 1992?) и вообще управление гонкой; так вот, видимо, откуда ноги растут.

В частности, очень интересная фраза:

For the last couple of years the facility has been able to monitor the exact position of each car on the track at any time. This was very useful for the TV crews because it enabled them to have the cameras better coordinated and to have the captioning much more reliable. This was achieved by the use of an fibre optic cable "ring" of the circuit, linking together sensors which are placed every 100m or so.

Интересно, что за сенсоры?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Может, датчики хронометража?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

4031956f7cb3.jpg

Сильверстоун 1979, сидит Эндрю Фергюсон, Lotus.

Это сообщение нравится 1 пользователю

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

LIPwatch.JPGLIPwatchrear.JPG

Ручной хронометр французской фирмы LIP, выпущенный ограниченным тиражом для гонки "24 часа Ле-Ман" 1950 г. Видно, насколько сложная у него шкала.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не понимаю, зачем заархивировали тему о хронометраже?

Смотрел серию "Гонки сквозь время" обратил внимание на несколько кадров.

1. Серия "Монца", речь идет о 1956 г. (но видео, конечно, может быть какого угодно года). Сидит человек; судя по высоте, окнам и аллее вдалеке, он сидит в башенке хронометристов, наверху старой трибуны. Перед ним - неизвестный аппарат с откинутой крышкой, на крышке надпись "Omega" - название часовой фирмы. Внутри - какая-то электрическая часть (по крайней мере, видны два конденсатора) и лента, похожая на ленту кассового аппарата.

2. Серия "Нюрбургринг", речь о постройке трассы. Человек при виде проезжающего мимо автомобиля лупит по кнопке вроде телеграфного ключа, а другой, сидящий рядом с ним с секундомером в руке, что-то отмечает на узкой ленте, тоже похожей на ленту телеграфа.

Те же приборы показаны в другом фрагменте, на этот раз речь велась о 50х годах.

5. Нюрбургринг, 1952. Тоже человек, тоже с секундомером, принимает ленту, ползущую из аппарата.

Любые соображения?..

Изменено пользователем Esminetz
Это сообщение нравится 1 пользователю

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!


Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.


Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.