Перейти к контенту

В архиве

Эта тема в настоящий момент находится в архиве и закрыта для публикации сообщений.

din

Бобслей, сани, скелетон

ваше отношение к этому виду спорта  

146 голосов

  1. 1. следите ли вы за выступлениями бобслеистов?

    • да, постоянно, стараюсь не пропустить ни одного заезда :)
      22
    • время от времени, если позволяет время
      69
    • смотрю бобслей только во время олимпиад
      33
    • бобслей мне неинтересен <_<
      9
    • вообще не понимаю смысла этого вида спорта
      3
    • что такое "бобслей"? :blink:
      4


Recommended Posts

часто принято говорить о том, что бобслей - что-то типа формулы-1 на льду. объединяет эти виды спорта высокая скорость, наличие в кабине пилота, сложное и дорогостоящее техническое оснащение бобов, немалая опасность и сравнимые с ф-1 перегрузки на виражах.

также, как и в королевских автогонках, очень многое в бобслее зависит собственно от "болида" - боба, поэтому за лучших конструкторов бобов бьются все ведущие сборные мира.

я начну с истории, которая довольно любопытна :)

Бобслей – один из олимпийских видов спорта, который представляет собой скоростной спуск на особенных управляемых санях-болидах, называемых «бобами», по специально оборудованным для этого дела ледовым трассам. Само название бобслей происходит от английского глагола bob – странно, неловко двигаться и sleigh – сани, кататься на санях.

История

Как и многие зимние виды спорта, бобслей происходит из Швейцарии, где состоятельные постояльцы горных курортов постоянно придумывали всякие забавные штуки для собственного развлечения.

Сани, конечно, были известны людям давно, а вот конструкция такого приспособления, как боб, произошла только в конце XIX века. Правда, версии появления данного аппарата разные. По одной из них, английский турист Уилсон Смит соединил между собой двое саней с доской и при помощи такого сооружения путешествовал из швейцарского курортного городка Сент-Морица в расположенную ниже деревню Чилерину, видимо, по причине лени, не желая добираться, как все нормальные люди, на лыжах или еще как-нибудь. По другой версии, ленивый англичанин тут ни причем – все дело в самих швейцарцах, которые придумали к тобоггану, то есть к таким индейским деревянным санкам без полозьев, приделать поворотный механизм.

Как бы то ни было, вскоре бобслей стал очень модным на не менее модных европейских курортах. Первый бобслейный клуб был основан в 1897 году все в том же Сент-Морице. По этому увлекательному и опасному виду спорта даже стали проводиться соревнования и национальные чемпионаты. Пионерами в этом стали Австрия и Германия, где бобслеисты со всей страны могли посоревноваться друг с другом уже в 1908 и 1010 гг. соответственно. К 1914 соревнования проходили на самых разных ледяных трассах и спортсмены не уставали экспериментировать. Тем не менее, бобслей оставался любительским и полупрофессиональным до 1922 года. А в 1923 для бобслеистов всего мира произошло знаменательное событие – их любимый вид спорта признали профессиональным. В ознаменование этого была даже основана Международная федерация бобслея и тобогганинга. А вскоре началась и подготовка к включению бобслея (а именно, разновидности с четырьмя спортсменами) в программу зимних Олимпийских игр 1924 года в Шамони. Парный спуск официально был представлен на Олимпийских играх в Лэйк Плэсиде в 1932.

Долгое время бобслей оставался видом спорта для избранных – то есть для молодых и богатых любителей приключений и острых ощущений. Сливки общества, отдыхающие на различных горнолыжных курортах, даже толком не тренировались – они просто покупали либо брали в аренду сани (что, конечно, тяжеловато было сделать среднестатистическому гражданину со среднестатистической зарплатой), пару раз спускались с трассы в качестве второго пилота, а затем, поняв принцип управления, брали его на себя.

Лишь в 50-х годах этот вид спорта начал приобретать современные черты. Бобслеисты поняли важность разбега перед стартом, а потому начали привлекать в команды представителей других видов спорта, которые могли бы обеспечить мощный толчок. Вскоре многие гандболисты, легкоатлеты и гимнасты заинтересовались бобслеем. А в 1952 было введено правило ограничивающее вес участников, и тем самым для толстячков, за счет одной своей массы придающих большее ускорение бобу, этот спорт был закрыт. Зато открыт для атлетов, которые и привнесли в бобслей должный профессионализм.

Из истории

Из истории бобслея.

В бобслее первый боб был изготовлен в начале 90-х годов позапрошлого столетия в швейцарском

городке Санкт-Мориц группой американских и английских студентов. Приехав в горы, чтобы отдохнуть и развлечься, молодые спортсмены соорудили тяжелые сани с рулевым управлением и спускались на них с горных склонов.

Разработанные тогда же первые правила соревнований по бобслею гласили, что в состав каждого экипажа входят три мужчины и две женщины. Однако, представительниц прекрасного пола не увлекла романтика высоких скоростей, связанная с риском свернуть шею… Бобслей стал мужским…

С 2002 года в программу зимних Олимпийских игр добавлен новый вид - женский бобслей.

Олимпийские Игры

Олимпийские гонки бобслеев проводятся с 1924 года.

Из-за отсутствия в Скво-Вэлли трассы для бобслея соревнования по этому виду спорта на VIII зимних Олимпийских играх (1960 г.) не проводились.

Весьма впечатляющим был триумф немецких бобслеистов на XIV зимних Олимпийских играх в Сараево (1984 г.): экипажи ГДР выиграли не только обе золотые (и в двойке, и в четверке), но и обе серебряные медали (и среди двоек, и среди четверок), т. е. добились максимально возможного в этом виде спорта результата, поскольку в соревнованиях по бобслею в каждом из двух номеров олимпийской программы разрешается участие не более двух экипажей от одной страны. Обладателями бронзовых медалей стали экипажи из СССР (на двойке) и Швейцарии (на четверке).

Больше всех среди бобслеистов олимпийских медалей различного достоинства — семь (одну золотую, пять серебряных и одну бронзовую) имеет немецкий спортсмен Богдан Мусиол, выступавший в Лейк-Плэсиде, Сараево и Калгари за команду ГДР, а в Альбервиле — за Германию.

Самым молодым олимпийским чемпионом среди бобслеистов оказался Уильям Фиск из США: свою первую золотую медаль (Санкт-Мориц, 1928 г.) этот американец выиграл, когда ему шел 17-й год. Самым великовозрастным олимпийским чемпионом в этом виде спорта был другой американский бобслеист — Джей О'Брайен, член экипажа четверки США, которому в Лейк-Плэсиде (1932 г.) в день олимпийской победы было без малого 49 лет. Эти и другие примеры свидетельствуют о весьма широком возрастном диапазоне победителей в соревнованиях по бобслею.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

До Олимпиады совсем не понимал этот спорт-казалось-глупость какая, но поскольку поболеть за наших было делом чести нехотя стал смотреть и оказалось что это отличный вид спорта, на удивление увлекательно, ну и наши канешна, хоть и не завоевали 1 место, но впечатление оч сильное произвели на меня-бобслей это здорово :) Кстати как и санки :D Демченко рулит и педалит B)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

еще немного истории

Годом рождения бобслея принято считать 1897-й, когда швейцарским студентам пришло в голову соорудить из двух саней одни и съехать на этом ветхом экипаже с ледяной горы.

Случилось это в Санкт-Морице, где спустя некоторое время был зарегистрирован первый спортивный клуб любителей бобслея, а в 1914 году появилась первая специальная трасса. Трасса была полностью ледяной, а для ее устройства был приспособлен естественный склон. Она, кстати, хотя и в несколько измененном виде, действует сих пор и время от времени принимает крупные международные соревнования. Но поскольку не всем местам обитания любителей бобслея так повезло с естественным ландшафтом, в конце 50-х годов начали возводиться искусственные трассы в современном понимании этого слова.

Конструкция бобов к тому времени также претерпела существенные изменения. Первые экипажи выглядели довольно нелепо и больше напоминал снегоходы: с автомобильным рулем и открытой всем ветрам скамейкой позади него, на которой (в зависимости от тактики иногда сидя, иногда лежа) располагалась команда. На заре бобслея сани были рассчитаны исключительно на четырех седоков. Именно соревнования четверок были представлены в программе первой зимней Олимпиады. На второй Олимпиаде, которая прошла в Швейцарии, родоначальники бобслея решили поэкспериментировать, заявив в программу старты бобов-пятерок. Успех праздновали американская четверка и… примкнувшая к ней Нион Токкер – первая женщина-бобслеистка (так что выступление на Играх в Солт-Лейк-Сити женщин дебютом можно признать лишь с оговоркой). Болезненно воспринявшие поражение в родных стенах, да еще и от смешанной команды, швейцарцы признали эксперимент с увеличением экипажа неудачным и принялись искать в другом направлении. Результатом поиска стало включение в программу Игр-1932 соревнований «двоек», увеличивших программу бобслея до двух дисциплин.

Для первой половины ушедшего века бобслей смотрелся ультрасовременно, и недостатка ни в зрителях, ни в участниках подобные соревнования никогда не испытывали. Более того, считались экстремальными и таившими (скорость бобов превосходила возможности многих тогдашних авто) немалую опасность. Не одну трагедию пришлось пережить бобслеистам, прежде чем на свет появился прототип современного, обтекаемой формы боба, где руль был заменен на специальные рычаги управления, а корпус был изготовлен из особо прочного материала. До 80-х годов таким материалом мог быть только металл, который лишь 20 лет назад был полностью вытеснен полимерами (в последние десять лет используется кевлар – материал, из которого изготавливаются бронежилеты). Премьера новинки прошла после войны, опять-таки в Санкт-Морице, и прошла успешно. Однако на 100% гарантировать безопасность спортсменов, к сожалению, никто не может до сих пор, и частые травмы (главным образом переломы и рваные раны) для бобслеистов если не привычны, то, по крайней мере, свойственны.

Бобслей недаром возник в благополучной Швейцарии. Только страна банкиров и рантье могла культивировать столь дорогостоящее состязание. Проблема массовости до самого последнего времени не слишком заботила Международный союз бобслея и тобогана (FIBT). Из-за этого перечень стран–участниц олимпийских турниров долгое время был мал и узок. Строительство дорогих желобов, конструирование саней, подготовка экипажей во все времена было делом весьма и весьма затратным.

На Играх 1960 года в Скво-Вэлли организаторы отказались от строительства трассы, решив таким образом сэкономить $750 тыс. из довольно скромного бюджета, выделенного правительством США на Олимпиаду.

Разразился крупный скандал, в ходе которого три европейских города предлагали организовать олимпийский турнир бобслеистов у себя. Но МОК решил проблему по-своему, радикально, в первый и последний раз вычеркнув из программы Игр эти соревнования.

Если уж у американцев были возможны такие проблемы, то про Советский Союз спрашивать нечего. В справочнике «Все о спорте», выпущенном в 1978 году, черным по белому написано: «В СССР бобслей не культивируется».

Статья о бобслее занимает в книжке, вышедшей, кстати, 75-тысячным тиражом, чуть более половины страницы. Смысл повествования о чуждой советской стране диковине сводился к тому, что этим видом спорта занимаются практически те же, кто его придумал, – жители альпийской Европы и примкнувшие к ним американцы. Однако уже через два года в СССР появилась собственная федерация бобслея.

Ее появлением мы обязаны латышу Роланду Упатниексу. Отличавшийся невероятным энтузиазмом, Упатниекс, занимавшийся в разное время и автомобильным, и водно-моторным, и санным спортом, возглавил у себя на родине в Латвии группу подвижников, усилиями которых в мае 1980 года была учреждена сначала секция, а потом и федерация бобслея. Конечно, одного лишь энтузиазма было бы недостаточно, но, очевидно, высшее спортивное руководство страны успело к тому времени понять, что нельзя так упорно игнорировать олимпийский вид спорта, и в этом Упатниексу определенно повезло.

Нашелся у бобслея в СССР и свой спонсор. Рижский завод ВЭФ, разумеется, никоим образом не претендовал на то, чтобы именоваться этим чуждым уху нашего человека званием, но всеми силами поддерживал молодую федерацию. Вклад «флагмана социалистической индустрии» в становление производства отечественных бобов неоценим.

Тем более что закупать где-то на Западе дорогостоящие экипажи никто из ответственных за развитие спорта в СССР чиновников даже не предполагал. Группа заводских специалистов в короткие сроки изучила весь 60-летний мировой опыт и уже на Олимпиаде 1984 года в Сараево советская модель боба была признана одной из передовых. Кроме признания специалистов усилия производственников были отмечены бронзовой медалью экипажа-двойки в составе Зинтиса Экманиса и Владимира Александрова.

Прорыв советских бобслеистов на международную арену был стремителен. Помимо конструктивных новшеств наши спортсмены предложили и революционную для своего времени тактическую новинку. Именно советские экипажи первыми стали делать акцент на разгон, начиная посадку в боб метров на 15-20 позже, чем их соперники. Как результат – на первой засечке они имели преимущество в 0,1 секунды, что по меркам бобслея целая пропасть. Подобное преимущество на верхнем участке на финише могло возрасти порой в три-четыре раза. Однако это при чистом прохождении самой трассы. Именно с этим элементом были связаны многие и многие наши трудности. До 1986 года у советских бобслеистов не было собственной трассы. То есть трасса была (в башкирском Мелеузе), но, сконструированная и сооруженная по знаменитому русскому методу научного тыка, она не отвечала не только каким бы то ни было международным стандартам, а даже элементарным правилам техники безопасности. Проходившие на ней чемпионаты Союза становились для наших сборников, привыкшим за сезон к мировому уровню, подлинным шоком – настолько беспомощными чувствовали себя в Мелеузе пилоты сборной страны. Впрочем, опасности подстерегали пионеров советского бобслея не только на родине. Первые шаги сопровождались порой настоящими трагедиями. В 1981 году погиб на тренировке в Австрии один из лучших в то время разгоняющих нашей сборной Имант Карлсонс.

Но все эти трудности меркли перед напором энтузиастов. Именно в 80-е годы бобслей пережил у нас в подлинный бум. На чемпионатах страны выступало в то время до 50 экипажей. Собственные команды появлялись во многих городах от Красноярска и Уфы до Грузии. Сильнейшим импульсом для развития послужило строительство в Сигулде первой (и пока последней) в нашей стране санно-бобслейной трассы мирового уровня. Спроектированная немцами и возведенная югославами, она уже через два года помогла нашей сборной завоевать в Калгари олимпийское "золото" в «двойке» и "бронзу" в «четверке».

далее я по мере сил буду поддерживать эту тему, в том числе постараюсь рассказать о советских и российских успехах в этом виде спорта, а также о текущих результатах

то есть, "продолжение следует" :)

также добро пожаловать других любителей бобслея B)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дин, хорошая тема, спасибо!

А вот бобслей раньше не понимал совершенно! Думал, что они там не поворачивают, а боб сам катится и от человека зависит тока разгон. А потом, от нечего делать, начал смотреть, да тут ещё и наши стали зажигать, так меня так припёрло! В общем, круто! :rolleyes:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Четверка Евгения Попова заняла первое место на этапе кубка мира по бобслею,оставив позади Андреа Ланге и Евгения Зубкова,который в прошлом сезолне был намного быстрее Попова.Ждем новых побед....

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

К сожалению, бобслей смотрю редко. Больше люблю четверки. Кстати, король Монако Альберт, вроде тоже бобслеист, если не ошибаюсь.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ф1 на льду это сильно. :)

Хотя если примут все эти поправки Мосли, которые недавно опубликовали, то возможно бобслей окажется быстрее Ф1. :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

На I зимних Олимпийских играх в Шамони (1924 г.), в программу которых были включены соревнования по бобслею (на четырехместных санях), за награды соперничали девять экипажей из пяти стран. Золотые медали выиграла команда Швейцарии — Эдуард Шеррер, Альфред Неве, Альфред Шлеппи и Хайнрих Шлеппи стали первыми олимпийскими чемпионами в этом виде спорта.

gal1924w_l_13.jpg

Chamonix February 1924, 1st Olympic Winter Games. The Swiss SCHERRER Eduard, NEVEU Alfred, SCHLÄPPI Alfred and Heinrich performing in the four-man bobsleigh event.

http://www.olympic.org

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В соревнованиях по бобслею на II зимних Олимпийских играх в Санкт-Морице (1928 г.) борьбу за награды в первый и последний раз вели экипажи пятиместных саней. Участие 23 экипажей из 14 стран свидетельствовало о росте популярности бобслея. Ha I и II зимних Олимпийских играх (1924, 1928 г.г.) в соревнованиях участвовали только многоместные бобслейные экипажи (впоследствии четырехместные), а с Ш зимних Олимпийских игр 1932 года в программу включены соревнования двухместных и четырехместных экипажей.

1928 St. Moritz/SUI (JO) 5-man Bob

1. William Fiske/Nion Tocker/ Charles Mason/Clifford Gray/Richard Parke (USA)

2. Jennison Heaton/David Granger/Lyman Hine/Thomas Doe/Jay O'Brien (USA)

3. Hanns Kilian/Valentin Krempl/ Hans Hess/Sebastian Huber/Hans Nagle (GER)

gal1928w_l_13.jpg

St. Moritz, 11 February 1928, II Olympic Winter Games: spectators watch a team performing during the five-man bobsleigh event.

gal1928w_l_17.jpg

St. Moritz, 11 February 1928, II Olympic Winter Games: a five-man bobsleigh team passes in front of the spectators.

fiske_gal_l_04.jpg

Saint-Moritz 1928, II Olympic Winter Games. The American five-man bobsleigh team USA II including the athletes William FISKE (right), Clifford Barton, Geoffrey Travers GRAYMASON, Richard PARKE and Nion TUCKER.

http://www.olympic.org

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В Лейк-Плэсиде на III зимних Олимпийских играх (1932 г.) бобслеисты впервые оспаривали уже не один комплект медалей, а два — на четверках и на двойках.

Протяженность трасс для бобслея, перепад высот между стартом и финишем, количество поворотов и виражей не являются постоянными. Например, в Лейк-Плэсиде (1932 г.) длина трассы составляла 2366 м, перепад высот по вертикали — 228 метров, на трассе было 26 поворотов и виражей.

gal1932w_l_15.jpg

Lake Placid, February 1932, III Olympic Winter Games. A team performing during the 4-man bobsleigh event.

gal1932w_l_16.jpg

Lake Placid, February 1932, III Olympic Winter Games. The team USA I, winner of the 4-man bobsleigh event: William FISKE, Edward EAGAN, Clifford GRAY and Jay O'BRIEN.

gal1932w_l_20.jpg

Lake Placid, February 1932, III Olympic Winter Games. A team performing in front of spectators during the 2-man bobsleigh event.

eagan_gal_l_01.jpg

Lake Placid February 1932. Award ceremony for the four-man bobsleigh event at the III Olympic Winter Games (L to R): the teams of USA II (2nd), Italy (5th), Germany (3rd), Switzerland (4th) and in the foreground, sitting in the bob, the members of the victorious USA I team.

http://www.olympic.org

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1936 Garmisch-Partenkirchen/GER (JO)

2 man bob

1. Ivan Brown/Alan Washbond (USA)

2. Fritz Feierabend/Josef Beerli (SUI)

3. Gilbert Colgate/Richard Lawrence (USA)

4 man bob

1. Pierre Musy/Noldi Gartmann/Charles Bouvier/Josef Beerli (SUI)

2. Reto Capadrutt/Hans Aichele/Fritz Feierabend/Hans Butikofer (SUI)

3. Frederic McEvoy/James Cardno/Guy Dugdale/Charles Green (GBR)

gal1936w_l_04.jpg

Garmisch 1936. Four man bob, the Swiss team in the Krahenwest bend.

gal1936w_l_07.jpg

Garmisch 11 February 1936. Four man bob, fall of the Italian team in the Bayern bend.

http://www.olympic.org

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ввел пункты опроса :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

голоснул за второй варант.

За зубкова уже пару-тройку сезонов болею, жаль получаться стало совсем недавно. надеюсь, в этом сезоне они с поповым дадут прикурить людерсу, анану, и ланке

А заинтересовался бобслеем лет 10 назад (хоть и особо не следил). Был такой фильм про сборную Ямайки по бобслею, и как там она всех порвала (ессно комедия). Жаль забыл, как называется

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смотрю бобслей изредка, только если попадается на глаза, и если интереснее нечего больше посмотреть.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А заинтересовался бобслеем лет 10 назад (хоть и особо не следил).

Я бобслеем заинтересовался еще в 88, во время олимпиады в Калгари.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Второй вариант. Смотрю иногда...Захватывает.

Ну, а Олимпиады...- я стараюсь, вообще, смотреть все виды спорта - ну хотя бы где наши участвуют.

Дин, спасибо за информацию. Очень познавательно. :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1948 St. Moritz/SUI (JO)

2 man bob

1. Felix Endrich/Fritz Waller (SUI)

2. Fritz Feierabend/Paul Hans Eberhard (SUI)

3. Frederick Fortune/Schuyler Carron (USA)

4 man bob

1. Francis Tyler/Patrick Henry Martin/ Edward Rimkus/William d'Amico (USA)

2. Max Houben/Freddy Mansveld/Louis-Georges Niels/Jacques Mouvet (BEL)

3. James Bickford/Thomas Hicks/ Donald Dupree/Bill Dupree (USA)

1952 Oslo/NOR (JO)

2 man bob

1. Anderl Ostler/Lorenz Nieberl (FRG)

2. Stanley Benham/Patrick Henry Martin (USA)

3. Fritz Feierabend/Stephan Waser (SUI)

4 man bob

1. Anderl Ostler/Friedrich Kuhn/Lorenz Nieberl/Franz Kemser (FRG)

2. Stanley Benham/Patrick Henry Martin/ Howard Crossett/James Atkinson (USA)

3. Fritz Feierabend/Albert Madörin/André Filippini/ Stephan Waser (SUI)

bob_bobsleigh_gal_l_06.jpg

Oslo, February 1952. Andreas Ostler, Fridrich Kuhn, Lorenz Nieberl and Franz Kemser (FRG), 1st.

bob_bobsleigh_gal_l_08.jpg

Oslo, February 1952. Fritz Feierabend, Albert Madorin, André Filippini and Stephan Waser (SUI-1), 3rd.

1956 Cortina d'Ampezzo/ITA (JO)

2 man bob

1. Lamberto dalla Costa/Giacomo Conti (ITA)

2. Eugenio Monti/Renzo Alvera (ITA)

3. Max Angst/Harry Warburton (SUI)

4 man bob

1. Franz Kapus/Gottfried Diener/Robert Alt/Heinrich Angst (SUI)

2. Eugenio Monti/Ulrico Girardi/ Renzo Alvera/Renato Mocellini (ITA)

3. Arthur Tyler/William Dodge/ Charles Thomas Butler/James Lamy (USA)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

SQUAW VALLEY 1960

Из-за отсутствия в Скво-Вэлли трассы для бобслея соревнования по этому виду спорта на VIII зимних Олимпийских играх (1960 г.) не проводились.

1964 Igls/AUT (JO)

2 man bob

1. Anthony Nash/Robin Dixon (GBR)

2. Sergio Zardini/Romano Bonagura (ITA)

3. Eugenio Monti/Sergio Siorpaes (ITA)

monti_gal_l_01.jpg

Innsbruck, February 1964, IX Olympic Winter Games. Bobsleigh Italia I with Eugenio MONTI and Sergio SIORPAES on board.

4 man bob

1. Victor Emery/Douglas Anakin/John Emery/Peter Kirby (CAN)

2. Erwin Thaler/Josef Nairz /Reinhold Durnthaler/Adolf Koxeder (AUT)

3. Eugenio Monti/Benito Rigoni/ Gildo Siorpaes/Sergio Siorpaes (ITA)

1968 Alpe d'Huez/Grenoble/FRA (JO)

2 man bob

1. Eugenio Monti/Luciano De Paolis (ITA)

2. Horst Floth/Pepi Bader (FRG)

3. Ion Panturu/Nicolae Neagoe (ROM)

4 man bob

1. Eugenio Monti/Roberto Zandonella/Mario Armano/Luciano De Paolis (ITA)

2. Erwin Thaler/Herbert Gruber/Josef Eder/Reinhold Durnthaler (AUT)

3. Jean Wicki/Hans Candrian/Willi Hofmann/Walter Graf (SUI)

monti_gal_l_02.jpg

Grenoble, 17 February 1968, X Olympic Winter Games. Four-man bobsleigh at l'Alpe d'Huez: the Italian bob Italia I slides for the victory. On board are Mario ARMANO, Luciano DE PAOLIS, Eugenio MONTI and Roberto ZANDONELLA.

monti_gal_l_04.jpg

Grenoble, February 1968, X Olympic Winter Games. Medal ceremony at the ice stadium for the four-man bobsleigh: (L to R) Austria I, 2nd, Italia I ,1st, and Switzerland I, 3rd.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне нравится бобслей. Очень захватывающий вид спорта.

К сожалению первые несколько этапов я пропустила, но когда зашла на спортивный сайт, то была в шоке от результатов. Попов - молодчинаimage010bg9.gif! Уж от кого я не ожидала таких результатов в четверках, так это от него.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Голосовал за первый вариант. Стараюсь смотреть постоянно, разве что в 4 утра, как ради Ф1 и WTCC не встану! :lol:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Смотрю если только совсем нечего смотреть, и то не долго. Спорт не очень нравится, мне он просто не понятен.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1972 Sapporo/Mount Teine/JPN (JO)

2 man bob

1. Wolfgang Zimmerer/Peter Utzschneider (FRG)

2. Horst Floth/Pepi Bader (FRG)

3. Jean Wicki/Edy Hubacher (SUI)

4 man bob

1. Jean Wicki/Hans Leutenegger/Werner Camichel/Edy Hubacher (SUI)

2. Nevio De Zordo/Adriano Frassinelli/Corrado Dal Fabbro/Gianni Bonichon (ITA)

3. Wolfgang Zimmerer/Stefan Gaisreiter/Walter Steinbauer/Peter Utzschneider (FRG)

1976 Igls/AUT (JO)

2 man bob

1. Meinhard Nehmer/Bernhard Germeshausen (GDR)

2. Wolfgang Zimmerer/Manfred Schumann (FRG)

3. Erich Scharer/Josef Benz (SUI)

4 man bob

1. Meinhard Nehmer/Jochen Babock/Bernhard Germeshausen/Bernhard Lehmann (GDR)

2. Erich Scharer/Ulrich Bachli/Rudolf Marti/Josef Benz (SUI)

3. Wolfgang Zimmerer/Peter Utzschneider/'Bodo Bittner/Manfred Schumann (FRG)

1980 Lake Placid/USA (JO)

2 man bob

1. Erich Scharer/Josef Benz (SUI)

2. Bernhard Germeshausen/Hans-Jurgen Gerhardt (GDR)

3. Meinhard Nehmer/Bogdan Musiol (GDR)

4 man bob

1. Meinhard Nehmer/Bogdan Musiol/Bernhard Germeshausen/Hans-Jurgen Gerhardt (GDR)

2. Erich Scharer/Ulrich Bachli/Rudolf Marti/Josef Benz (SUI)

3. Horst Schonau/Roland Wetzig/Detlef Richter/Andreas Kirchner (GDR)

gal1980w_l_01.jpg

Lake Placid February 1980. Four-man bob. The bobsleigh of the German Democratic Republic, 1st.

http://www.olympic.org

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Секретное оружие ВЭФа

Валерий РОЙТМАН

3 марта 2005

Нелишним будет напомнить, что многие виды спорта, которые некогда были чужды советскому человеку, приходили на огромные просторы СССР из Латвии. Так случилось с мотоболом, скийорингом, санями. Последним в этом ряду оказался бобслей.

Хотя по кадрам хроники он выглядит настоящим старцем (в зимних Олимпиадах участвует с 1924 года), к нам пришел ровно четверть века назад. Причем весьма неожиданно.

Реклама

Указание генсека

В 1980 году победителями XIII зимних Игр в неофициальном командном зачете стали спортсмены ГДР. Неудача советских олимпийцев стала предметом разбирательства на уровне Политбюро. Ответ перед его членами держал председатель спорткомитета Сергей Павлов. Во время выступления он был прерван генеральным секретарем ЦК КПСС. "Все, что вы нам тут рассказываете, может быть принято за оправдание с натяжкой, — произнес Брежнев. — Вы лучше ответьте: почему стране с населением 20 миллионов удалось опередить государство, более чем десятикратно превосходящее ГДР численно?"

Павлов вновь было взялся за многостраничную справку, начал что–то в ней искать, потом отложил бумаги в сторону. "У нас, товарищ Брежнев, в отличие от немцев, культивируются не все виды спорта. Нет, скажем, бобслея. А он между тем принес ГДР в Лейк–Плэсиде две золотые медали".

— Так начинайте развивать его и у нас, — изрек генсек.

— Но для этого нужна особая техника, достаточно сложная, — пояснил Павлов.

— Ерунда. Для тех, кто первым полетел в космос, не может быть ничего невозможного.

Спустя некоторое время у генсека состоялся телефонный разговор с первым секретарем ЦК компартии Латвии Воссом. Не зная, очевидно, что собой представляют бобслейные сани, но обладая неплохой памятью и держа в ней прекрасные отзывы на разработанную и изготовленную на ВЭФе специально к московской Олимпиаде систему электронного судейства "Гимнаст", Брежнев спросил главу республики, смогут ли латыши поставить на ход отечественный боб. Вопрос, разумеется, был истолкован как приказ, и Восс, в свою очередь, сделал другой звонок.

По цепочке

На том конце снял трубку генеральный директор ВЭФа Олег Ленев. Сообразно рангу, он внимательно выслушал Восса, уточнил пару деталей и отчеканил: "Будем работать, товарищ первый секретарь". Когда "вертушка" дала отбой, Ленев потянулся к аппарату внутризаводской связи…

— Ленев вызвал меня к себе и без всяких вступлений спросил: "Скажи, Женя, что тебе известно о бобслее?" — вспоминает бывший председатель спортклуба завода ВЭФ, а ныне президент федерации бобслея Латвии Евгений Кисиелс. — Если откровенно, то не знал я о нем ровным счетом ничего. Наше телевидение избирательно транслировало в те годы любимые партийными вождями хоккей и фигурное катание, а специализированных спортивных каналов тогда не было. Поэтому пришлось признаться Леневу в своем полном невежестве на сей счет: бобслей, мол, ассоциируется у меня с длинным корытом, которое с экипажем на борту с шумом спускается по ледовому желобу.

Думаю, сам директор знал не больше моего, но виду не подал: "Теперь изучишь предмет досконально — такие вот "корыта" Москвой поручено делать нам. Готовь приказ о группе, которая займется разработкой".

А в это время известный латвийский специалист санного спорта Роланд Упатниекс, прослышав в Москве о том, что в стране намереваются начать развивать бобслей, пришел к председателю общества "Даугава" Янису Вилксу с идеей: а не стать ли нам здесь первыми. Опыт саней, где Латвия была в числе пионеров, а ее представители стабильно входили в сборную СССР, подсказывал Упатниексу, что и в бобслее можно добиться того же. Но Вилкс, который в силу занимаемой должности был уже в курсе происходящего на ВЭФе, не стал дискутировать с тренером, а отправил того к Кисиелсу. Союз признанного организатора спортивной работы и тренера с именем оказался плодотворным. Впрочем, до плодов было еще далеко.

Спецгруппа

Наведя некоторые справки, но по–прежнему имея о бобслее довольно смутное представление, Кисиелс принялся создавать ядро коллектива, который в официальных документах именовался как "Группа по проектированию и производству бобслейных саней", но приказ об утверждении которого носил гриф "Для служебного пользования". Другими словами, работы группы переходили чуть ли не в секретную плоскость.

Первым на беседу был приглашен начальник машиноремонтного цеха Харий Шванкс. Затем — конструктор Ивар Янсонс, специалист по пластмассам Улдис Мигланс, механик Янис Аколов, Арвид Миезис… Хотя штатное расписание группы никем не оговаривалось, было ясно — ей нужен руководитель. Кисиелс отправился к Леневу и положил на директорский стол список. Тот лишь взглянул на него: "А кто будет за все это отвечать?"

— Разумеется, я сказал, что во главе следует поставить хорошего технаря, лучше — главного инженера завода или кого–то из его службы. Генеральный вроде задумался, повертел в руках мою бумажку и говорит: "Думаю, назначим тебя. Ты всю эту кашу заварил, ты ее и расхлебывай". Я пытался объяснить Леневу, что занимаюсь на заводе всего лишь организацией спортивной работы, мало понимаю в технике и чертежах, да и идея строить бобслейные сани принадлежит отнюдь не мне, а самому Леневу, но он меня уже не слышал.

Потом, когда мы построили наши сани, когда они прошли испытания и получили прекрасные отзывы специалистов, мне подумалось, что решение Олега Константиновича поставить на группу человека не технического, а организатора, сыграло большую роль. Знаете почему? Когда в группе пошел рабочий процесс и по первости чуть ли не ежедневно возникали споры на тему, что всего важнее в санях, каждый гнул свою линию. Коэффициент лобового сопротивления, говорил один. Коэффициент трения полозьев, считал другой. Вибрация, высказывал мнение третий. Механика управления санями, резюмировал четвертый. И так до бесконечности. Нет, ребята, обращаюсь я к ним, главное — это чтобы раньше наших саней на финиш не приехали никакие другие. Вот и давайте думать в конкретном направлении.

— Но ведь без механики, коэффициентов и прочего не могло быть никаких быстрых секунд.

— Вы правы. Как были правы мои товарищи по группе, доказывавшие это. Но если бы мы принимали чью–то сторону, не придерживаясь стратегической линии, процесс разработки грозил бы затянуться на многие месяцы, если не годы.

— Значит, вы были поставлены в жесткие рамки сроков?

— Нет. Они не были обозначены. Но этого и не требовалось. Достаточно было сказать, что задачу поставила не просто Москва, а первое лицо страны, как все приходило в движение.

"Русская ракета"

— И все–таки интересно: собирается группа дилетантов бобслея и начинает изобретать то, что давно уже изобретено. Но ведь что–то же принималось вами за основу?

— По нашей просьбе были приобретены одни сани — итальянский боб конструктора Подара. Мы его разобрали до винтика, изучили все составляющие, и первый наш образец во многом походил на подаровский: состоял из двух частей, в одной из которых, назовем ее задней, сидел экипаж, в другой, передней, — размещалось управление. Между собой обе части соединялись неким подобием оси и на виражах принимали — относительно нее — определенный угол наклона, что позволяло сохранять устойчивость. Такие сани были на вооружении бобслеистов еще до нашего появления на трассах, такими они остаются и сегодня.

Однако не следует думать, будто, ставя на наши сани клеймо Made in USSR, мы слепо копировали имевшиеся аналоги. В каждый экземпляр, а всего на ВЭФе было изготовлено свыше 125 саней, вносились усовершенствования. Как только спортсмены опробовали бобы в деле, они доносили до нас свои замечания, которые учитывались при закладке следующих саней. Но и это еще не все. В один прекрасный день Упатниекса посетила гениальная идея — он предложил делать обе части как единое целое, придав саням форму ракеты. Аргументы Роланд приводил такие: лобовое сопротивление уменьшается, соответственно возрастает скорость, она и гарантирует успех. Помню, как вместе со Шванксом втолковывали Упатниексу, что все это действительно замечательно, но жесткая конструкция в сочетании с высокой скоростью увеличивает степень риска, которому мы не имеем права подвергать спортсменов. Он все–таки настоял на своем. И оказался сто раз прав: на первых же соревнованиях "русская ракета", как прозвали наши сани на Западе, с экипажем Янис Кипурс — Айвар Шнепст заняла второе место.

— Но ведь трассы в Сигулде тогда еще не было, как не было и самих бобслеистов. Где же вы опробовали сани и кто это делал?

— Тренировались под Цесисом, в Цирулиши, где была небольшая естественная трасса. Она не отвечала требованиям международных стандартов, но для начинающих, какими были мы, вполне годилась. Потом начались выезды за рубеж. А касательно спортсменов скажу так: параллельно с работой над первыми вэфовскими санями Упатниекс занимался отбором желающих стать первыми латвийскими бобслеистами. Приходили к нему бывшие легкоатлеты, многоборцы, были и такие, кто не занимался прежде ничем.

"Русская ракета" вышла на международные трассы спустя три года с момента начала работ на ВЭФе, а первые рижские бобслейные сани были спущены со стапелей в рекордно короткие сроки — в конце 80–го. В январе следующего года они уже скользили по ледяному желобу австрийского Иглса, где проходил чемпионат Европы. Понятное дело, что едва начавшие осваиваться в компании лучших гонщиков советские (читай: латвийские, ибо сборная СССР сплошь состояла из латышей) бобслеисты и не помышляли о серьезной конкуренции. Тем не менее на чемпионате мира того же года Кипурс и Шнепст заняли 9–е место. Еще через год этот дуэт расположился сразу за тройкой призеров на престижном Кубке Велтина. Сборная брала прежде всего стартом — состязаться с ней в этом компоненте было бессмысленно. Впрочем, немецкие, швейцарские, итальянские и другие экипажи специально и не стремились отработать стартовое ускорение: благодаря высокой технике езды они наверстывали сотые доли секунд на дистанции.

Триумф

На первую свою Олимпиаду наши бобслеисты приехали не теми новичками, кого еще недавно мог обставить каждый. Они уже были узнаваемы, с ними приветливо здоровались асы виражей, тренеры ведущих сборных. И все равно бронзовая медаль двойки Экманиса расценивалась как сенсация. "Русская ракета", на которой Зинтис стартовал вместе с россиянином Владимиром Александровым и к которой еще вчера относились с изрядной долей скепсиса, в одночасье превратилась в королеву бала. Вместо того, чтобы завалиться на бок при входе в поворот, она преспокойно закончила все заезды, оставив с носом фирменные сани. Сколько вы хотите за свой боб? 80 000 долларов? 100 000? Ах, не продается… Жаль.

Возможно, поставь ВЭФ выпуск "ракет" на поток, начни продавать и оснащать ими "неприятельские армии", жили бы они и по сей день. Но раз эти советские оказались такими несговорчивыми, на них решили воздействовать иными мерами. Изобретение Упатниекса было запрещено технической комиссией Международной федерации бобслея, погоду в которой определяли друзья из ГДР. Придрались к одному, другому, третьему и запретили. С глаз долой, как говорится. Но только — не из конструкторского сердца вон.

Спецгруппа принялась за новые сани. Точнее, за новые сани прежней конструкции, той самой — двухчастевой, на оси. Привлекли к работе автогонщика Индулиса Рукутса, он сделал уникальный обтекатель. Хотели его в аэродинамической трубе в нашем институте инженеров ГВФ испытать, но она оказалась рассчитана только на авиационные скорости. Начали созваниваться с Москвой, Киевом, где такие же вузы были, там ничем не обрадовали: аналогичная техника. Повезли обтекатель в ФРГ, на концерн БМВ, куда давно уже проторили дорогу команды ведущих бобслейных держав, поставили его в трубу и получили просто поразительные результаты.

В олимпийском Калгари–88 латыш Янис Кипурс вместе с Александром Козловым принесли своей стране первую в истории высшую награду бобслейных соревнований, подкрепив ее еще и "бронзой" в конкуренции экипажей–четверок (вместе с Гунтисом Осисом и Юрисом Тоне).

А поутру они проснулись

Почести героям воздали должные. В виде орденов, медалей, денежных премий, квартир, машин. Потом очень похожие сани появились в ГДР, и председателю спортклуба ВЭФа и руководителю спецгруппы Евгению Кисиелсу пытались приписать продажу чертежей за кордон, что в то время было равносильно измене. До суда, благо, не дошло, в чем немало "помогли" сами немцы: во время пробных заездов в Инсбруке их сани дважды опрокинулись, едва не погубив экипаж, и дальнейшая их разработка была заморожена.

Возрастала конкуренция и внутри самой страны, где за общекомандную победу на зимних спартакиадах народов СССР шла отчаянная борьба между делегациями РСФСР, Москвы, Украины. После олимпийских успехов бобслей начали осваивать повсеместно, но не каждый мог позволить себе выложить несколько десятков тысяч долларов за импортные сани. ВЭФ тоже начал продавать свои, но то были больше тренировочные, довольно упрощенные экземпляры. Тогда в КБ Антонова в Киеве и на одном из вертолетных заводов в Башкирии решили взяться за собственное производство. Но сколько ни бились, ничего путного не получилось. Оттого, говорят знающие люди, что им нужно было делать бобслейные сани, а не самолет. Кстати, горький опыт на сей счет имеют и американцы. Они вбухали 500 000 долларов на то, чтобы на заводах "Боинг" им изготовили сани для Олимпиады в Калгари. И пролетели на них мимо пьедестала.

— Выходит, на тот момент латвийские сани были самые лучшие в СССР?

— Думаю, в мировом масштабе тоже.

— Почему же тогда их не покупали, скажем, Америка или Швейцария?

— Сформулируем вопрос иначе: почему мы им не продавали? Не имели права, они в конкурентах ходили. Лучшие сани, если брать все в комплексе, делали, конечно, в Дрездене. Но что касается технической революционности, то здесь впереди были мы. Что доказала "русская ракета". Не запрети ее, мы бы скоро ушли далеко вперед и догнать, думаю, не получилось бы ни у кого.

Вместо эпилога

Есть в рижском Задвинье улица Эльвирас. В одном из ее двориков расположен технический центр Федерации бобслея Латвии. Занимается он тем же, чем много лет занимались на знаменитом ВЭФе, — строит сани. Руководитель центра Харий Шванкс (тот самый!) рассказывает, что наша сборная по–прежнему выступает на продукции отечественного производства и она все так же продолжает оставаться конкурентоспособной на мировых трассах.

— Сборная обновляет сани ежегодно, поэтому работы хватает, — говорит он. — Та техника, что состарилась, переходит к молодым спортсменам, они на ней тренируются и выступают, для лидеров строим другую. Наши мощности позволяют работать и на экспорт, зарабатывать что–то для развития производства, но для этого необходимо получить "добро" сверху. Но там, видимо, считают, что это не совсем патриотично: продадим кому–то свои сани, а вдруг они нас на них потом обыграют. Но рано или поздно наша продукция наверняка пойдет за рубеж. Она того заслуживает.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

еще одна статейка:

Один из самых захватывающих зимних видов спорта – бобслей – в нашу страну пришел только после Олимпиады в Лейк-Плэсиде в начале 80-х. Как часто было в советское время, решение о культивировании бобслея было принято едва ли не на заседании политбюро. Как говорится: «Партия сказала – НАДО! И «комсомол», в лице тренеров и спортсменов, сделал все на высшем уровне. Уже на Играх в Сараево у команды была бронзовая медаль.

Отдадим должное людям, стоявшим у истоков отечественного бобслея, и в первую очередь первому тренеру сборной Роланду Упатниексу. В конце осени 1980 года, когда в Латвии только что созданная команда СССР по бобслею проходила первые сборы, Упатниекс несколько самоуверенно заявил: «Олимпийская медаль советских бобслеистов в Сараево вполне реальна». Тогда мало кто поверил его словам.

Судите сами – начинать приходилось практически с нуля. Во-первых, подготовка спортсменов: оказалось, что лучше всего для бобслея подходят отнюдь не саночники, несмотря на близость двух видов спорта, а спортсмены, прошедшие школу легкоатлетического десятиборья. Во-вторых, проблемы с тренировками, поскольку единственная подходящая трасса в Латвии мало отвечала международным стандартам. И, наконец, в-третьих, и это оказалось самым главным – конструирование бобов. Недаром бобслей зачастую называют зимней «Формулой-1»: пилот, ледяной желоб в виде трассы и порой безумные скорости в районе 130 - 140 км/ч (и это механическое усилие, ведь двигателя нет!). Но без хорошего боба далеко все равно не уедешь.

Все проблемы были решены. Спортсмены были отобраны. Тренировки приходилось проводить в ГДР на трассе в Альтенберге, но вскоре и в Латвии довели до ума санно-бобслейный комплекс. Бобы были также построены, причем, что интересно, после первых успехов на международных турнирах соперники стали называть их «русскими ракетами».

А успехи пришли уже через три года. В январе 1984 года на олимпийской трассе в Иглсе рядом с Инсбруком Янис Кипурс и Айвар Шнепстс выиграли заезд двоек, став чемпионами Европы, а Зинтис Экманис и Владимир Александров стали бронзовыми призерами континентального первенства.

Казалось, что в Сараево, на санно-бобслейной трассе Требевич, наши бобслеисты, чем черт не шутит, будут бороться за «золото». Но заработали только «бронзу». Кипурс и Шнепстс смазали первую попытку и выбыли из числа претендентов на медали, став в итоге четвертыми. А вот Экманис и Александров прошли ровно все 4 попытки и стали бронзовыми медалистами Олимпиады, пропустив вперед два восточно-германских экипажа – Вольфганга Хоппе и Бернхарда Леманна.

1984 Sarajevo/YUG (JO)

2 man bob

1. Wolfgang Hoppe/Dietmar Schauerhammer (GDR)

2. Bernhard Lehmann/Bogdan Musiol (GDR)

3. Sintis Ekmanis/Vladimir Alexandrov (URS)

4 man bob

1. Wolfgang Hoppe/Roland Wetzig/Dietmar Schauerhammer/Andreas Kirchner (GDR)

2. Bernhard Lehmann/Bogdan Musiol/lngo Voge/Eberhard Weise (GDR)

3. Silvio Giobellina/Heinz Stettler/Urs Salzmann/Rico Freiermuth (SUI)

bob_bobsleigh_gal_l_09.jpg

Sarajevo February 1984. The Swiss team 3rd, starting.

http://www.olympic.org

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Звездный час отечественного бобслея настал на следующей Олимпиаде. В 1988 году в Калгари Янис Кипурс отыгрался за неудачу в Сараево и вместе с разгоняющим Владимиром Козловым завоевал олимпийское «золото».

«Один боб на двоих»

history11.jpg

Им обоим было по 30. Оба женаты. У обоих — сыновья. Оба работали по специальности, что тогда уже выглядело анахронизмом (понятно же, какими «любителями» были советские спортсмены). Оба пришли в такой экзотический вид спорта, как бобслей, из легкой атлетики. Причем рижанин Янис Кипурс даже добивался побед на республиканских и всесоюзных соревнованиях в толкании ядра и метании диска, а Владимир Козлов выполнил мастерский норматив на 100-метровке — 10,4 с. Оба попали в секцию, причем не просто в секцию, а сразу в сборную страны… по объявлению.

Да, да, та команда во многом создавалась искусственным путем. Волевым решением руководства Спорткомитета СССР был назначен главный тренер несуществующей сборной Роланд Упатниекс, в прошлом спортсмен-саночник. Недолго думая, он объявил конкурсный набор, о чем сообщили газеты Прибалтики, Урала, Сибири, Москвы и Питера. В общем, там, где, во-первых, были хорошие санные трассы (сначала наши бобслеисты тренировались вместе с саночниками, а нормально оборудованных желобов в стране было раз-два и обчелся: в Красноярске, Братске, Чусовом, Дмитрове, Гатчине, но самый лучший — в Сигулде, в Латвии), во-вторых, где были сильные легкоатлеты. Мировая практика подсказывала Роланду Упатниексу, что выбирать будущих бобслеистов лучше всего из спринтеров, прыгунов с шестом, многоборцев, бегунов-барьеристов и метателей. Хотя впоследствии привлекались и борцы, и штангисты, и пловцы.

Вот тут на время сходство наших героев кончается.

Янис Кипурс сразу подошел и был принят в создаваемую команду, а Володе Козлову пришлось год усиленно тренироваться, пока Упатниекс не включил его в состав.

Пилот Кипурс и разгоняющий Козлов, несмотря на почти полное несходство во всем (Володя вечерами слушал органную музыку, что вроде бы более пристало рижанину Янису, а тот отправлялся на ночную рыбалку, не боясь поутру получить нагоняй от тренеров; Козлов перед стартом балагурит, он должен поймать кураж, а Кипурс весь уходит в себя, чуть ли не медитирует), они, по их общему мнению, прекрасно уживались и понимали друг друга без слов. В Калгари такое единение душ и сердец оказалось решающим фактором.

Старты на Олимпиаде так сложились, что нашему дуэту приходилось преодолевать не только объективные трудности в лице главных конкурентов и безусловных фаворитов — немцев Вольфганга Хоппе и Бернхарда Мусиоля, но и субъективные, внеплановые. Скажем, жеребьевка все время давала преимущество соперникам. Доходило до смешного (если бы это не был смех сквозь слезы). Назначают наш заезд в первой десятке, когда лед в желобе еще вроде бы в полном порядке и не разбит, можно разогнаться с приличной скоростью, — так нет, оттепель. Наоборот, немцы стартуют среди последних — подмораживает, и у них трасса в полном порядке. Вот и получили мы в первой попытке аж 26-е место. На следующий день — та же петрушка, только с точностью до наоборот. Немцы уходят на трассу в числе первых, и погода им улыбается. А Кипурс с Козловым стартуют уже при свете фонарей, желоб покрыт ледяной крошкой, боб швыряет из стороны в сторону, Кипурс каким-то неимоверным усилием ведет его по оптимальным дугам, и в итоге наш экипаж финиширует со вторым временем. Дальше — больше. Шквальный ветер вынуждает организаторов отменить гонки. Однако к полудню ненастье затихло, старт был дан. Козлов разогнался, как он потом вспоминал, будто это были последние соревнования в его жизни, в прямом смысле слова ног под собой не чуял. Янис подхватил порыв и идеально вписывался в виражи: лучшее время дня! Отрыв от Хоппе и Мусиоля — 8 десятых секунды. Для бобслея — огромная дистанция. Но не может же так просто все хорошо закончиться. Конечно, не может, наш экипаж отправляют в бой в числе самых последних. От желоба фактически живого места не осталось: шуга, а не лед. Но тут небеса смилостивились, к вечеру подморозило, трасса стала более или менее похожа на нормальную. Тут как раз и были важнее всего коллективизм, чувство локтя, абсолютное взаимопонимание разгоняющего и пилота. Янису и Володе удалось этого добиться. Как потом вспоминал Козлов, едва их боб пересек невидимую финишную черту, «Янка выскочил, как очумевший, и побежал к встречающим, к нашей команде с воплями: «Мы первые, мы первые, мы победили!" Потом спросил его, откуда ты знал, ведь табло же не было видно. А он мне так простенько: почувствовал…"

Вот так «простенько» выиграли Олимпийское золото в дисциплине, в которой стаж занятий наших атлетов был всего без году неделя. Выиграли в составе интернационального экипажа. Владимир и Янис до сих пор не могут понять, почему с тех пор они — по разные стороны границы. Да, после Игр в Калгари пути рижанина Яниса Кипурса и москвича Владимира Козлова, во всяком случае, спортивные пути (человеческие контакты остались, естественно), разошлись. Оба об этом искренне жалеют. Ведь они собирались «тряхнуть стариной» еще и в Альбервилле. Но — политика разрушила эти красивые планы.

http://www.olympic-bochka.ru/?games/history/onebob

1988 Calgary/CAN (JO)

2 man bob

1. Janis Kipurs/Vladimir Kozlov (URS)

2. Wolfgang Hoppe/Bogdan Musiol (GDR)

3. Bernhard Lehmann/Mario Hoyer (GDR)

4 man bob

1. Ekkehard Fasser/Kurt Meier/Marcel Fässler/Werner Stocker (SUI)

2. Wolfgang Hoppe/Dietmar Schauerhammer/Bogdan Musiol/lngo Voge (GDR)

3. Janis Kipurs/Guntis Ossis/Juris Tone/Vladimir Kozlov (URS)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...