Перейти к контенту
chapter_one

Найджел Мэнселл #5

Recommended Posts

Разговаривая с ним, ты быстро забывал, что у этого человека нет настоящего (по крайней мере с точки зрения англичан) образования, настолько обаятельным и интеллигентным собеседником он был. И в то же время именно про Мэнселла 3-кратный чемпион мира бразилец Нельсон Пике, обладавший языком, острым, как бритва, и ядовитым, как осиное жало, сказал однажды: "Сельский констебль с опилками в голове".

А вот это интересно.

Вот здесь

http://64.233.183.104/search?q=cache:vzoPG...=clnk&cd=16

говорится, что Мэнселл работал авиакосмическим инженером в компании, где работал его отец.\

С другой стороны, слово "инженер" в английском языке может означать "лаборант/чертежник/расчетчик".

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ну что сказать, Менселл это наше фсе, величайший неудачник ф1, обожаю этого пилота.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ну что сказать, Менселл это наше фсе, величайший неудачник ф1, обожаю этого пилота.

Потрясный пилот, как же он жал в 1992, в Сильвере и Бельгии привёз второму в квале 2 сек, не знаю может дождь там был, но в любом случае, получив такой самовоз он выиграл на нём настолько достойно и всеподавляюще, что сезон получился незабываемым. Только один титул явно не отражает уровень его мастерства.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Просматривая статистику физических параметров современных пилотов Ф1 рост/вес, можно вывести на глаз примерно 173/67. Интересно знать какие параметры были у Найджа во времена выступлений... :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Интересно знать какие параметры были у Найджа во времена выступлений... :)
Рост Найджела 1.80. Вес разнился, наверное, но вот тут дают 76 килограмм.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Рост Найджела 1.80. Вес разнился, наверное, но вот тут дают 76 килограмм.

Примерные параметры Култхарда, что-то мне не верится. Помнится где-то давно читал сравнение Проста с Мэнселлом, писали, что маленький француз имел заметное преимущество над грузным британцем в те времена, когда взвешивали только болиды.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У Култхарда рост 1,83 и вес 72,5. Относительно близко, но не очень.

А Прост действительно очень маленький (1,67) и очень легкий. Вес во время гоночной карьеры примерно 61 килограмм. В принципе, 15 кг - это довольно большая разница.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Симпатизировал Найджелу ещё до начала трансляций по российскому телевидению в 92-м году (в те годы всё боление выражалось в коллекционировании вырезок из газет и журналов, помните овальчик "в мире моторов" из журнала "За рулём" ? :rolleyes: ). Ну а 92-год, конечно же забыть невозможно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ну что сказать, Менселл это наше фсе, величайший неудачник ф1, обожаю этого пилота.

Величайший неудачник ф1 - Крис Амон, а Менселл ЧЕМПИОН МИРА B)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Мне всегда нравилось, как Найджел помогал Шуми держать кубок на подиуме Спа-92. :)

Насчет образования: Найджел учился на инженера в Matthew Boulton College (высшее образование), потом работал в Lucas Engineering по специальности аэрокосмический инженер, по-русски наверное правильнее будет сказать "проектировщик". Но в итоге он предпочел карьеру гонщика.

Часто приводят грубые слова Нельсона Пике о Мэнселле, но забывают упомянуть, что Нельсон просто пытался вывести Найджа из равновесия, как он сам потом признавался.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
ну что сказать, Менселл это наше фсе, величайший неудачник ф1, обожаю этого пилота.

Титулом ВЕЛИКОГО НЕУДАЧНИКА может оспорить множество пилотов, например, из недавних тот же Жан Алези, которому ни разу не предоставили чемпионскую машину (А он кстати мог оказаться на месте Найджела чемпионом 91-93 годов, чем чёрт не шутит, послушай он тогда при уходе из Тиррелла не сердце, а разум :) )... Или ВЕЧНО ВТОРОЙ Стирлинг Мосс :)

А Биг Найджу в итоге посчастливилось выиграть хотя бы один титул - он попал в команду в самый пик превосходства Вильямсов над остальными...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Инженер - это все больше "изобретатель"...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Инженер - это все больше "изобретатель"...

Нет, в английском скорее именно обслуживающий персонал. В современном понятии. К тому же я где-то читала, что Найдж именно проектировкой занимался.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А конкретные годы учебы/работы есть под рукой?

(я в записях закопался..)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А конкретные годы учебы/работы есть под рукой?

(я в записях закопался..)

Конкретных нигде не встречала.

Three weeks before the accident he had resigned his job as an aerospace engineer, having previously sold most of his personal belongings to finance his foray into Formula Ford. Соотвественно он перестал работать инженером в 77-м году.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Это да - 77-й год, он бросает работу, вкладывая все сбережения в самого себя и бегает на гонки из больницы со сломанной ногой (которую кстати и сломал за три недели до увольнения).

Хорош "нытик", Foxy?

Я на самом деле хотел узнать, как ему досталась такая работа, сведений об окончании колледжа и тем более о получении высшего образования вроде нет..

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Это да - 77-й год, он бросает работу, вкладывая все сбережения в самого себя и бегает на гонки из больницы со сломанной ногой (которую кстати и сломал за три недели до увольнения).

Хорош "нытик", Foxy?

Я на самом деле хотел узнать, как ему досталась такая работа, сведений об окончании колледжа и тем более о получении высшего образования вроде нет..

Есть сведения что учился в колледже. Про окончание тоже не знаю.

А сломал он вроде шею и врачи пророчили ему полный паралич, типа того, что у Фрэнка, квадраплегию. А он сам себя выписал из больницы и поехал гоняться.

Я не говорила, что он нытик, я говорила, что он любил по ходу своей карьеры поныть в больнице, собрать родственников, телекамеры и покрасоваться как ему плохо. Он был первым гонщиком, который поставил свой пи-ар на профессиональную основу.

А ты на все постинги смотришь вот так, только с одной стороны, не стараясь понять, что имеется в виду и в насколько серьезном тоне это говорится?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А ты на все постинги смотришь вот так, только с одной стороны, не стараясь понять, что имеется в виду и в насколько серьезном тоне это говорится?

Он себя не выписал, сначала сбегал из больницы, (так в биографии...) потом уже может и оформили отказ под подпись.

На счет "смотришь вот так":

Иногда мне хочется понять, что конкретно имелось в виду. Не хочется, когда собеседник не интересен. Но ведь и это так сразу не понять, правда?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Он себя не выписал, сначала сбегал из больницы, (так в биографии...) потом уже может и оформили отказ под подпись.

Трудности перевода. :) Мне очень нравится английское выражение "выписал сам себя", поэтому я его так буквально и применила.

На счет "смотришь вот так":

Иногда мне хочется понять, что конкретно имелось в виду. Не хочется, когда собеседник не интересен. Но ведь и это так сразу не понять, правда?

Бывает, что сложно поянть.

Но ты молодец, что открыл тему про Найджела. Правда я сомневаюсь, что нубы заходят в Сокровищницу и хотя бы читают что-то.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Их было четверо. Четыре мушкетера двадцатого века, четыре человека, сумевших превратить период конца 80-х – начала 90-х годов в "золотую эру Формулы-1". Сенна, Прост, Пике и Мэнселл. Именно благодаря их многолетнему противостоянию "королевские автогонки" стали настолько популярными во всем мире. Двое из этой четверки – трехкратные чемпионы мира, один – четырехкратный, и только Мэнселл, со своим единственным титулом, как-то не очень вписывается в концепцию "поколения великих". Однако, возможно, беда Найджела заключалась именно в этом. Слишком много "великих" гонялись вместе, слишком тесно им было на вершине, кто-то непременно должен был оказаться крайним. Крайним стал Мэнселл.

Вероятно, ему просто не повезло. Четыре раза британец был всего лишь в шаге от титула, но трижды оступившись, Найджел снискал себе славу "великого неудачника Формулы-1", Стирлинга Мосса 80-х годов. Как бы то ни было, но человек, чьи действия шесть раз за семь лет решали судьбу чемпионского титула, четырежды сам оспаривавший корону, достоин уважения. Достоин того, чтобы его имя было вписано в историю золотыми буквами.

8 августа нынешнего года "британскому льву" исполнилось 45 лет. Мы не станем освещать всю его карьеру, а остановимся лишь на шести гонках в жизни Найджела, гонках в той или иной мере предопределивших судьбу шести титулов чемпиона мира.

Почти чемпион...

Гран При Австралии, Аделаида, 26 октября 1986 г.

Это был один из его лучших сезонов, после долгих лет томительного ожидания и обидных поражений Найджел вступил наконец в борьбу за титул. Более того, одержав пять побед в 15 первых гонках, Мэнселл уже практически обеспечил себе победу в чемпионате. На последнем этапе в Австралии он мог спокойно приехать третьим, и независимо от результатов Пике и Проста (так же сохранявших шансы на титул) стать чемпионом мира. После того, как в субботу Найджел выиграл квалификацию, уже мало кто сомневался в его конечном триумфе.

"Когда перед гонкой в Аделаиде мы с Розанной (женой – прим. авт.) просчитывали возможные варианты, я был практически уверен в успехе, – признается Мэнселл. – Я находился на пороге моего первого чемпионского титула... Даже теперь мне не верится, что тогда, в 86-м я упустил его."

Найджела вполне можно понять, ведь начиналось все ох как хорошо. Может быть, даже слишком хорошо, чтобы так же и закончиться. Использовав преимущество первой позиции, Мэнселл легко выигрывает старт и устремляется вперед. Правда потом, занервничав, допускает несколько ошибок подряд, и к концу первого круга он – уже только четвертый. Взяв себя в руки, Найдж обгоняет Сенну и выходит на третью – чемпионскую позицию. Через несколько кругов Мэнселл, правда, пропускает вперед Проста, но очень скоро Ален заезжает менять покрышки и англичанин – вновь третий. Однако резина его Williams все больше изнашивается и уже плохо держит дорогу. Найджел хочет заехать в боксы сменить шины. И тут команда допускает роковую ошибку. Гоночный инженер Мэнселла Дэвид Броун советуется с техниками из Goodyear, и шинники, обследовав резину только что сошедшего Бутсена, уверяют, что Найджел дотянет до финиша. Запросив по радио Пике, команда решает оставить оба Williams на трассе.

Еще несколько минут – и на 63-м круге на McLaren лидирующего Кеке Росберга взрывается покрышка, и финн сходит с дистанции. "Я видел, как машина Кеке остановилась у отбойника, – убивался потом Найджел, – если бы я только знал, что именно с ним произошло, я тут же заехал бы менять резину, независимо от того, хочет этого команда, или нет. Я шел третьим и опережал Юханссона, который был четвертым больше чем на минуту. Даже если бы пит-стоп получился очень медленным, я сохранил бы свою позицию, но команда сказала "нет"..."

На следующем круге левое заднее колесо на машине Мэнселла разлетается в клочья, унося уже завоеванный было титул. Правда, в тот момент Найдж не думал о титуле, он просто испугался, ведь покрышка рванула на скорости за 300 км/ч. Тогда он был счастлив, что остался невредим, горечь поражения пришла позже.

Чемпионом стал Прост.

Гран При Японии, Сузука, 30 октября 1987 г.

За два этапа до финиша чемпионата БигНайдж проигрывал Нельсону Пике 12 очков, но еще вполне мог побороться с ним за титул. Но... Новая авария вновь отняла надежду взойти на вершину. Правда, на этот раз последствия были гораздо серьезней. "Во время первой квалификации, на скорости 225 км/ч машину швырнуло на отбойник, и резкая боль пронзила мне спину, – впоминает Найджелл. – Я никогда не испытывал такой жуткой боли. До сих пор я не понимаю, что же тогда случилось." Мэнселла доставили в медицинский центр автодрома, а оттуда в госпиталь Нагойя. Поначалу врачи даже подозревали у Найджела разрыв аорты, обнаружив большое количество жидкости между сердцем и легкими. К счастью, их опасения не подтвердились, и Найдж отделался хоть и значительными, но не опасными для жизни повреждениями спины. Так печально закончился его второй "поход" за титулом, который на этот раз уплыл к Пике.

Командная тактика...

Гран При Португалии, Эшторил, 24 сентября 1989 г.

Весь сезон Найджел, выступавший уже за Ferrari, наблюдал за соперничеством Сенны и Проста за чемпионство. Техническое отставание Scuderia от McLaren лишь эпизодически позволяло ему вмешиваться в борьбу за победу. Одним из таких эпизодов и стал Гран При Португалии, завершившийся в итоге скандалом. На 39-м круге гонки Мэнселл заехал на пит-стоп, но проскочил мимо боксов и вернулся на них задним ходом. Через несколько кругов маршалы вывесили ему черный флаг – движение по пит-лейн разрешено только в одном направлении. Однако британец флаг проигнорировал. "Я был слишком увлечен борьбой с Сенной и не заметил черного флага", – клялся Мэнселл после финиша. Как бы то ни было, но в начале 49-го круга, сразу после стартовой прямой, Найджел попытался обогнать Сенну и вытолкнул того с трассы.

Все бы ничего, но два факта наводят нас на некоторые размышления. Во-первых, победу в гонке в итоге одержал товарищ Мэнселла по Ferrari Герхард Бергер, а во-вторых... Во-вторых, в тот момент было уже известно, что в 1990-м партнером Найджа будет Прост, а Scuderia ох как хотела получить в команду действующего чемпиона мира. По сути, это столкновение предопределило судьбу титула в пользу Алена и спровоцировало знаменитую аварию на Сузуке между Сенной и Простом. Ведь выиграй бразилец гонку в Португалии, и между ним и французом перед Сузукой было бы не 16, а лишь 5 очков разницы в чемпионате, и Прост врядли решился бы на столкновение.

Впрочем, ровно через год Мэнселл с лихвой отдаст свой долг бразильцу.

Гран При Португалии, Эшторил, 23 сентября 1990 г.

Найджел вновь наблюдал за борьбой за титул со стороны, с той только разницей, что теперь "корону" оспаривал его партнер по команде. Эта гонка была почти так же важна для Проста, как и прошлогодний Гран При Португалии – для Сенны. Квалификацию Scuderia откатала просто блестяще, и впервые в сезоне обе Ferrari стояли на первой линии, но на старте Мэнселл допустил роковую ошибку. "К сожалению тогда я совершил один из худших стартов за всю мою карьеру, – вспоминает Найджел. – Колеса провернулись, и меня снесло направо, где был Прост."

В итоге британец чуть было не впечатал Алена в бетонный отбойник, отделявший стартовую прямую от боксов, пропустив вперед двух пилотов McLaren. И если Мэнселл потом все-таки сумел опередить красно-белых и выиграть гонку, то Прост финишировал лишь третьим, уступив Сенне.

Так Мэнселл спровцировал вторую японскую аварию бразильца и француза. Именно те несколько очков, отвоеванные Сенной у Проста в Португалии, и позволили Айртону через месяц с легким сердцем совершить "таран века" в первом повороте на Сузуке и стать двукратным чемпионом мира.

Расплата

Гран При Португалии, Эшторил, 27 сентября 1991 г.

В какой-то мере это символично, что именно португальская гонка предопределила поражение Найджела в чемпионате мира 1991 г. Два года до этого ни Сенна, ни Прост не были виноваты в португальских неудачах, они не совершали ошибок, за них ошибался Мэнселл. В 1991-м Найдж наделал кучу ошибок: в Интерлагосе, Имоле, Монреале, но только не в Эшториле. Теперь за него ошиблись механики Williams. "Это был обычный пит-стоп, – вспоминает Мэнселл, – получив сигнал "to go", я отпустил сцепление и рванул вперед. Меня охватил ужас, когда я увидел, как мое правое заднее колесо отделилось от машины и покатилось по пит-лейн. Гайка не была прикручена, и все... конец всем моим чемпионским надеждам." Это действительно был конец.

Механики догнали "искалеченную" машину, на руках приподняли ее и привинтили-таки злосчастное колесо, но поздно, обслуживание было произведено вне боксов. Найджел выскочил обратно на трассу 17-м, и умудрился подняться уже на шестое место, когда увидел перед собой черный флаг. Наверное, уныние, в которое привел Мэнселла черный флаг, было сродни унынию испанских конкистадоров при виде "веселого Роджера" на мачте встречного корабля.

Шансов выиграть чемпионат после неудачи в Португалии у британца уже практически не оставалось. Чемпионом вновь стал Сенна.

Последний шанс

Гран При Венгрии, Хунгароринг, 16 августа 1992 г.

Уже в Будапеште, за пять гонок до конца чемпионата, Найджел мог обеспечить себе титул. Cкорее всего, это был его последний шанс стать чемпионом. Ходили слухи о том, что в следующем году Фрэнк Уильямс усадит за руль одной из своих машины Алена Проста, а перспектива вновь стать вторым номером у француза, совсем не прельщала Мэнселла и даже нервировала его. “Ложась спать в субботу перед гонкой в Будапеште, я старался заставить себя не думать ни о будущем контракте, ни о возможном сотрудничестве с Простом, – говорит Мэнселл. – Главное – стать завтра чемпионом мира…”

Если учесть огромную техническую пропасть, пролегавшую в то время между Williams и конкурентами, вроде бы задача, которая стояла перед Найджелом, была не так уж сложна. Он уже выиграл столько гонок в этом году… Но если вспомнить историю взаимоотношений Мэнселла с капризной фортуной, то все казалось далеко не так однозначно. Тем более, что события, предшествовавшие гонке только подливали масла в огонь.

В пятницу БигНайдж с головой увяз в технических проблемах, в субботу машину наладили, но Мэнселл угодил в аварию на скорости 250 км/ч. Воскресенье тоже началось не бог весть как. Стартовав со второй позиции, британец не только не смог опередить Патрезе, но и выпустил вперед Сенну и Бергера.

Он слишком долго шел к вершине, годы неудач научили его многому, но главное – они научили его ждать. Обогнав Бергера, Найджел пристроился следом за Сенной. На 39-м круге лидировавший Патрезе ошибся и, вылетев с трассы, откатился на седьмое место, а затем и вовсе выбыл из гонки. Мэнселл вышел на вторую – чемпионскую позицию. Однако за 16 кругов до финиша он вынужден был завернуть в боксы, на одной из его шин оказался медленный прокол. По доброй традиции механики Williams копались почти девять секунд, и на трассу британец выехал только шестым. Но Найджел в тот день был явно в ударе, он боролся с судьбой много лет и научился побеждать ее. Мэнселлу потребовалось всего 8 кругов, чтобы вернуть себе второе место. На подиуме Найджел плакал от счастья. Он не мог сдержать переполнявших его чувств. То, к чему он шел долгие 13 лет, наконец свершилось. Найджел Мэнселл – Чемпион Мира!!!

“Отлично сработано, Найджел. Это классное ощущение, правда? Теперь ты знаешь, почему я такой ублюдок. Я не хочу терять это чувство или давать кому-то другому испытать его”, – эти слова Айртон Сенна сказал мне на подиуме, – признается Найджел, – я не забуду их никогда.”

Владимир Маккавеев

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

читаю и радуюсь . спасибо за обзор вот это были гонки !!!! ) Биг Найдж несмотря на то что имеет скромно всего 1 титул, но КАКОЙ! до Шуми это был абсолютно рекордный по количеству побед сезон! и Биг Найдж его провел первый ! офигенной пилот пересматриваю гонки в которых он боролся , выше всяческих похвал , очень харизматичная личность и ВЕликий Чемпион!

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Потрясный пилот, как же он жал в 1992, в Сильвере и Бельгии привёз второму в квале 2 сек, не знаю может дождь там был, но в любом случае, получив такой самовоз он выиграл на нём настолько достойно и всеподавляюще, что сезон получился незабываемым. Только один титул явно не отражает уровень его мастерства.

Да в Сильвере в квале он привез Патрезе почти 2 сек., но там дождя не было насколько я помню и он выиграл, а вот в Спа в дождь он приехал вторым проиграв что-то многовато, это стопудово, ведь свою первую победу Шуми одержал именно в той гонке. И всё равно Найджел - великий гонщик.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
а вот в Спа в дождь он приехал вторым проиграв что-то многовато, это стопудово, ведь свою первую победу Шуми одержал именно в той гонке. И всё равно Найджел - великий гонщик.

Я писал только про квалификацию, так как очень удивился увидев такие разрывы, поэтому и спросил был ли дождь в квалификации. Гонки того сезона это уже другой разговор.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Неплохая статья у О. Линде. Только она забыла добавить, что до своей аварии в 1987 у него уже были 2 серьезные аварии в результате которых страдал именно позвоночник. Вернемся в начало. В 1976 году он впервые сел за руль формульного болида. Его пригласила команда Lucas "Формулы-Форд 1600". И в первой - же гонке, в Mallory Park - победил. А не за долго до этого он снискал себе всеобщий успех в Британии начав с карта в 15 лет и уже в 1969 году выиграв чемпионат "Middle England championship", чемпион Уэльса 1970 и 1971 года, чемпион северной Англии в 1972 году, чемпион Англии в 1973 году.Чемпион Уэльса 1970 и 1971 года, чемпион северной Англии в 1972 году, чемпион Англии в 1973 году. Кстати "Middle England championship" Найджел выигрывал бессменно вплоть до 1976.

В 1976 году из семи гонок "Формулы-Форд 1600" он выиграл пять. А уже на следующий год выиграл 20 заездов из 27. Ивсё бы ничего, но в этомгоду случилась ЕГО ПЕРВАЯ ерьезная авария (в Brands Hatch) и закончилась почти трагически. Тяжелейшая равма позвоночника и безоговрочная больничная койка. Врачи объявили, что он никогда больше не сядет за руль гоночного автомобиля, а если поднимется с кровати без их разрешения, то останется на всю жизнь парализованным. Через пять дней он встал, написал расписку и поехал домой. Через месяц с небольшим он снова сел за руль.

В 1978 году он должен был принять участие в соревнованиях "Формулы-3". Ввиду отсутствия спонсоров Найджелу и его жене Розанне пришлось продать квартиру. Но сезон не ладился. Болид "March" явно не мог конкурировать с соперниками, но его усилия на трассе и стиль вождения привлекли внимание Колина Чепмена, менеджера "Лотус". А в июне он был признан "гоночной надеждой года" в Великобритании.

В сентябре 1979, прямо перед участием в тестах "Лотуса" он попал в тяжелую аварию, в результате "тарана" его машины Де Чезарисом в чемпионате "Формулы-3". Машина Мэнселла перевернулась, и он сломал позвонок. Это ЕГО ВТОРАЯ травма позвоночника за два года, но и она не остановила его. На следующий день, находясь в больнице, он заявил Чепмену "Это не проблема. Я буду на тестах в Пол-Ришаре!" И сдержал свое слово. К тому времени его упорство уже становилось легендарным. И тут особо хотелось бы отметить, как сказал кто-то из английских журналистов, что "вся его биография состоит из борьбы с неудачами". Это так. Но он верил, что с помощью упорства и преданности можно свернуть горы.

По второй большой статье. В чем то я согласен с Маккавеевым, а в основном нет. Нельзя судить о человеке как о пилоте лишь по шести гонкам, тем более что эти гонки состоялись даже не в одном сезоне. Тут нужно постараться хотя бы обрисовать картину в околовременном контексте, а иначе молодежь, не видевшая гонок воочию, поймет все в извращенной форме, смотря словно сквозь призму. По №1 соглашусь, что такого явного шанса стать ЧМ у Мэнсела не было вплоть до 1992 года. Может показаться странным, но и в те времена в Ф-1 были интриги, да еще и какие. И именно их жертвой стал Биг Найдж. Не для кого не секрет, что сразу после квалы поползли слухи что Goodyear в отличии от Pirelli удалось сделать шины выдерживающие всю дистанцию ГП и в Маках решили идти без смены резины. И что мы видим: слухи распущенные Деннисом/Простом дали свои плоды. В Goodyear этого не могли подтвердить и Френк подумал, что его хотят лихо обойти. Мне до сих пор думается, что он просто-напросто погнался за призовыми, в Аделаиде обгонять практически негде, а два первых места были за Виллами. В то время не было такой молниеносной связи как теперь и когда взорволась покрышка у фина никто толком не знал что с ним произошло. Когда узнали оперативно не донесли информацию и стало уже поздно - участь Кеке постигла и Мэнсела. По №2 ясно и без коментариев.

А вот №3 нельзя воспринимать однозначно. В 1986 титул утекает словно песок сквозь пальцы, в 1987 нелепая авария, в 1988 машина из-за мотора практически не едет, хотя и завоеваны два 2-х места ( на Родине и в Испании), но они скорее волевые, т. к. в остальных гонках не удалось увидеть отмашки клетчатого флага. А ещё совсем недавно было все так близко и реально. И тут получено заманчивое предложение от Ферров. Конечно придется начать все заново. Машина не плохая, но начисто лишенная духа победы. Ничего вдохнем, решает неустрашимый англичанин и уже в первой гонке в Бразилии совершает казалось бы чудо. Побеждает в команде, где сплош и рядом одни итальянцы, не жалующие первого англичанина. Именно после той победы его и прозвали "Львом". Втом году у Найджа не было ни единог шанса побороться за чемпионство с Маками, где заправляли Прост и Сенна. Сенна в большей степени. В ранге ЧМ ему, конечно, не терпелось доказать свое превосходство над французом, но в первой же гонке стартовав с поула попадает в передрягу с участием Патрезе и Бергера и ломает передний спойлер( машину тоже повредил) и заканчивает лишь 11-м с 2-ухкруговым отставанием и 4-мя питтами вместо 2-ух. Не надо никому объяснять, что значит для пилота победа в домашнем ГП. Годом ранее забарахлившая коробка передач не позволила сдвинуться с места, хоть и был финиш на 2-ом месте за рулем запасной машины с последующей дисквалификацией. А во втором ГП Сенна рассорился с Простом и на своей шкуре узнал, что такое внутрикомандные интриги. К ГП США в Финиксе бразилец уже на 7 очков опережал Проста при том, что у профессора побед не было, а у Айртона - 3. Былаб и четвертая - пп и лидирование до 33 круга после чего возникли странные проблемы с электрикой и сход на 45 кр. Ура у Проста 1 победа. В Канаде лидируя за 2-а кр до финиша Сенна лишается верной победы из-за сгоревшего мотора, до того считавшегося очень надежным( правда в той гонке сошел и Ален, а то его победа выглядела бы весьма подозрительной). Во Франции Прост выигрывает, а "волшебник" не может тронуться со своего второго места, не помогает даже чародейство( проблемы с дифференциалом). Странно не правда ли. В Британии ПП и 11 кр лидирования после чего начинает барахлить коробка передач и на следующем круге бразильца крутит и он сходит, выигрывает Прост. В Германии безоговорочная победа с поула. В 10 ГП побеждает второй раз в сезоне Мэнсел произведя великолепный обгон Сенны( до схода Патрезе бразилец плелся за ним, так и не сумев обогнать) и после финиша заявляет - "Я только что победил в самом красивом заезде". В бельгии Мэнсел уступил только паре Макларенов, финишировав на подиуме в 6-ой раз за сезон и 5-ый подряд, победил Сенна. Вот тут все и поверили, что Найджел заставил красную машину не только ехать быстро, но и стабильно приезжать на подиумы, иногда и побеждать. В Италии первый Прост, а у Айртона после 44-х кр лидирования с поула опять неполадки с движком, Бергер 2-ой, у Мэнсела сход. Тут все начинают сознавать неспособность итальянцев готовить на гонку два боеспособных болида. Да бог с ним, я к чему все это рассказываю, к ГП Португалии у Проста действительно было на 20 очков больше чем у Сенны, но даже приехав вторым француз лишь добавил в свою копилку 4 очка, заменив Мексиканские 2 на 6, добытых в этом ГП. По формуле того сезона в зачет шли 11 лучших результатов и поэтому я не считаю Мэнсела виновником поражения Сенны в борьбе с Простом, т. к. Айртон ещё мог выиграть ЧМ, победив в двух оставшихся гонках( было бы 78 очков против 76 у Проста, т. к. он уже выдохся и не способен был приехать в одной из двух последних гонок на втором месте, чтобы заменить 3 на 6), что он несомненно бы и сделал не получи ДКВ в Японии после победного финиша. В последней дождливой гонке неистовый бразилец лидировал пока не врезался в кругового при почти нулевой видимости. В сезоне 1989 года Биг Найдж заработал прозвище "Лев", его также был достоин и Сенна. Не его вина, что машина отказывалась ехать в самых благоприятных для победы условиях, что подчас выглядело не то чтобы странно, а слишком подозрительно.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вот более точные подробности ГП Австралии 1986 года. Авторы: Сергей Кузнецов и Валерий Фролов "Flasher".

Ход чемпионата

Безусловно, сильнейшим автомобилем пелотона в этом сезоне располагала команда Williams. Но ещё весной в британской "конюшне" начались проблемы. Фрэнк Уильямс пострадал в тяжёлой дорожной аварии, навсегда приковавшей его к инвалидному креслу, и в отсутствие выздоравливающего босса заместители Фрэнка не могли справиться с ситуаций в команде. Ни Найджел Мэнселл, ни Нельсон Пике не был официально объявлен первым номером команды, и в итоге каждый из пилотов посчитал таковым именно себя.

И тем не менее, до Гран-При Великобритании (девятый этап) только Мэнселл спорил с Аленом Простом из McLaren и Айртоном Сенной из Lotus за звание чемпиона мира. После каждого этапа отрывы между лидерами составляли два-три очка. Но после Гран-При Австрии Сенна попал в полосу неудач, и Мэнселл начал стремительно отрываться. После первого в истории венгерского Гран-При (одиннадцатый этап) Найджел опережал Сенну на семь, Пике на восемь, а Проста на одиннадцать очков.

Следующий этап в Австрии Прост выиграл и сократил отставание от Мэнселла до двух очков. Но на Гран-При Италии Алена дисквалифицировали за замену машины после старта, зато Пике и Мэнселл принесли Williams дубль. В Португалии побеждает Мэнселл, но Прост второй, а Пике третий. В Мексике первую победу команде Benetton и себе лично приносит Герхард Бергер, Ален Прост вновь второй, Пике четвёртый, а Мэнселл всего-навсего пятый.

В итоге перед последним этапом сезона троих лидеров разделяет семь очков, Сенна проигрывает лидеру чемпионата пятнадцать очков, а затем целая пропасть между Айртоном и Кеке Росбергом - 33 очка...

Турнирное положение претендентов на титул перед последней гонкой

Кандидаты Команда Очков

До гонки Макс. возможное После гонки

A. Prost McLaren 64 8 72

N. Mansell Williams 70 7 70

N. Piquet Williams 63 9 69

Пояснения по очковому балансу: В зачёт чемпионата мира шло одиннадцать лучших результатов сезона. Лишь Пике пока не преодолел эту планку и мог набрать максимум очков. Прост и Мэнселл же имели на своём счету по двенадцать результативных финишей, поэтому на последнем этапе Ален получал на одно, а Найджел на два очка меньше. Больше всего побед по ходу сезона завоевал Мэнселл - пять, дважды Найджел финишировал вторым и дважды - третьим. У Пике было четыре победы, два вторых и три третьих места. Самые скромные показатели у Проста: только три победы, четыре вторых и три третьих места...

Перед гонкой

Найджел Мэнселл лидирует в чемпионате мира весьма комфортно, поэтому для завоевания титула англичанину допустимо:

1) сойти, если соперники не наберут очков;

2) финишировать впереди соперников;

3) финишировать третьим при любом исходе гонки.

У Пике и Проста только один шанс - и тому, и другому нужно побеждать, при условии, что Мэнселл финиширует не выше четвёртой позиции...

Перед гонкой в британской прессе развернулась целая полемика на тему "Если в гонке будет такой порядок: Прост - Сенна - Пике - Мэнселл, то пропустит ли Пике Найджела вперёд?". Ответом стало "Нет!", хотя мало кто сомневался, что Мэнселл одержит победу в Гран-При. Даже Соичира Хонда лично приехал в Аделаиду, чтобы увидеть триумф своих моторов в чемпионате мира.

В McLaren прекрасно понимали, что в открытом бою справиться с супермощными Williams-Honda не удастся. Следовало применить какую-то уловку, причём ею должно стать нечто, что связывает две британские "конюшни". И ничего лучше покрышек GoodYear придумать было просто невозможно! Задолго до решающей гонки Рон Деннис и другие представители команды начали распространять слухи о новых сверхпрочных покрышках, способных выдержать полную дистанцию гонки без замены. Шинники из GoodYear поспешили опровергнуть эти заявления и клятвенно заверили Williams, что поставляемые им покрышки ничем не отличаются от тех, что использует McLaren. Но в Формуле-1 есть негласное правило, что все опровержения следует читать справа налево, поэтому в Williams клюнули на уловку Денниса.

Ситуации добавляло пикантности и то, что для претворения плана Денниса в жизнь нужна была разменная карта, которой должен был стать напарник Проста Кеке Росберг. Однако чемпион мира 1982 года проводил свой последний в карьере Гран-При, и перед гонкой не уставал заявлять прессе, что борьба Проста за титул его не касается и помогать французу финн не намерен...

Наконец, Формула-1 прибыла на решающую гонку в Австралию. В командах царила крайняя нервозность, все контролировали друг друга, никто не хотел проиграть. Мэнселл объявил свой план на гонку - контролировать соперников и идти к победе. В квалификации Найджел берёт поул, довольно серьёзно (на треть секунды) опережая Пике. Прост четвёртый, Росберг седьмой. Было заметно, что Мэнселл находится в прекрасной физической и психологической форме, и Британия замерла в предвкушении первого титула со времён Ханта...

Ход гонки

Лучше всех стартовал Мэнселл, вслед за которым устремились Пике, Прост, Сенна... Айртон, впрочем, был очень активен, и уже к первому правому повороту прошёл соперников, выдавил Мэнселла с оптимальной траектории и возглавил гонку. Впрочем, Сенна не пролидировал и круга - на длинной прямой его проходит Нельсон Пике, который и заканчивает круг первым. Позади Нельсона идут Сенна, Росберг, Мэнселл, Прост, Бергер... Позади лидеров, в первом же повороте первого круга, происходит массовое столкновение, в котором сильно страдают Ferrari Микеле Альборето и Ligier Рене Арну. И если Арну отделался сменой покрышек, то Альборето вынужден прекратить гонку...

Но вернёмся к лидирующей группе. На первых же кругах у Айртона Сенны начинаются проблемы, и на четвёртом круге его проходит Росберг. Финн идёт очень быстро, и на седьмом круге проходит Пике и возглавляет пелотон. Первая часть плана McLaren выполнена.

Едва Росберг выходит в лидеры, активизируется Ален Прост. Француз активно атакует и последовательно проходит Сенну (11 круг) и Мэнселла (12 круг). На 23 круге разворачивается идущий вторым Пике, и Прост с Мэнселлом отыгрывают по одной позиции. Пара McLaren лидирует, но Мэнселл идёт третьим и пока что ситуация складывается именно в его пользу. Однако на 32 круге начинается главное действо, заготовленное McLaren.

При обгоне на круг Герхарда Бергера Прост якобы ошибается, и автомобили двух пилотов соприкасаются. Шины на болиде Алена повреждены, и француз возвращается в боксы. Механики команды выглядят совершенно неготовыми к этому "незапланированному пит-стопу" и целые 17,13 секунд меняют Просту шины. Специалисты GoodYear изучают покрышки, снятые с McLaren, и делают вывод, что шины действительно могут пройти полную дистанцию Гран-При без замены. Прост же возвращается в гонку четвёртым, и всё идёт к титулу Мэнселла - машина шла отлично, двигатель был надёжен, топлива достаточно, и шины, как выяснилось, должны выдержать...

Знаменитый взрыв покрышки у Мэнселла

Кульминация Гран-При наступает на 63-64 кругах. Сначала в конце длинной прямой останавливается лидирующий в гонке Росберг, и все видят, что одна из шин на его McLaren порвана в клочья. В боксах начинается переполох. В этот момент Мэнселла опережает Прост, но главная трагедия Найджела происходит кругом позже, когда на скорости 290 км/ч левая задняя шина на его Williams буквально взрывается. Вырывается сноп искр, машина начинает вилять, и пилот, борясь за свою жизнь, всё же останавливает болид за пределами трассы... Кадры этой аварии обошли весь мир, их и сейчас показывают как пример живописного несчастного случая в гонках. А тогда... "В таких ситуациях человек прекращает размышлять и действует. В тот момент я не думал о том, что упустил титул", - скажет после гонки Мэнселл. В Williams скажут, что планировали пит-стоп именно после 64 круга, но Найджел заметит, что никакого указания от команды на сей счёт он не получал...

До конца гонки остаётся 16 кругов, и специалисты GoodYear настойчиво рекомендуют Williams зазвать в боксы Пике. В этот момент Нельсон лидирует и идёт на чемпионский титул, но ещё одна подобная авария может закончиться не столь удачно, как в случае с Росбергом и Мэнселлом. На 66 круге Пике совершает быстрый пит-стоп и бросается догонять вышедшего в лидеры Проста. Бразилец выдаёт серию быстрейших кругов, догоняет француза, но все атаки Нельсона мастерски отбиты Аленом. Прост доводит гонку до победы. План McLaren удался!

P.S. На фоне этой гоночной драмы остались совершенно незамеченными другие события гонки: и прорыв на третье место Стефана Йохансона, и его борьба с Рикардо Патрезе, и удачное выступление пилотов Tyrrell Мартина Брандла и Филипа Стрейффа, и почти удавшийся финиш в очках неудачника старта Рене Арну...

Гран-При Австралии 1986 года

Австралия - Аделаида 26.10.1986

Foster's Australian Grand Prix

Информация об этапе

Длина круга: 3780 м

Количество кругов: 82

Дистанция: 309,960 км

Погода: переменная облачность, тепло, сухо

Победитель 1985 года: К. Росберг / Canon Williams Honda Team

ФП Пилот Шасси Время Очки Причина схода

1 Alain Prost McLaren 1:54:20.388 9.00

2 Nelson PiquetБК Williams +00:04.205 6.00

3 Stefan Johansson Ferrari +1 круг 4.00

4 Martin Brundle Tyrrell +1 круг 3.00

5 Philippe Streiff Tyrrell +2 круга 2.00

6 Johnny Dumfries Lotus +2 круга 1.00

7 Rene Arnoux Ligier +3 круга

8 Philippe Alliot Ligier +3 круга

9 Jonathan Palmer Zakspeed +5 кругов

10 Teo Fabi Benetton +5 кругов

Не классифицированы:

11 Patrick Tambay Lola 70 кругов столкновение

12 Nigel Mansell Williams 63 круга взрыв покрышки

13 Riccardo Patrese Brabham 63 круга электрика

14 Keke Rosberg McLaren 62 круга взрыв покрышки

15 Allen Berg Osella 61 круг не классифицирован

16 Derek Warwick Brabham 57 кругов тормоза

17 Christian Danner Arrows 52 круга двигатель

18 Thierry Boutsen Arrows 50 кругов дроссель

19 Ayrton Senna Lotus 43 круга двигатель

20 Gerhard Berger Benetton 40 кругов сцепление

21 Andrea de Cesaris Minardi 40 кругов механические проблемы

22 Huub Rothengatter Zakspeed 29 кругов подвеска

23 Alan Jones Lola 16 кругов двигатель

24 Alessandro Nannini Minardi 10 кругов авария

25 Piercarlo Ghinzani Osella 2 круга главная передача

26 Michele Alboreto Ferrari 0 кругов авария

Лидерство в гонке:

1-6 Nelson Piquet

7-62 Keke Rosberg

63-64 Nelson Piquet

65-82 Alain Pros

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

  • Недавно просматривали   0 пользователей

    Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.

×
×
  • Создать...