Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

tiligul999

А. Аскари, Альберто

4 posts in this topic

ascari1953switzerland01qf4.jpg

Альберто Аскари родился 13 июля 1918 года в Италии, в семье знаменитого автогонщика 20-х годов Антонио Аскари. Уже в раннем возрасте он "заболел" автоспортом. После смерти отца в 1925 году Аскари-младший больше времени проводил в автомастерской или за рулем машины, чем за школьными учебниками. В 18-летнем возрасте его имя впервые появилось в протоколах мотогонок. К двадцати годам он дошел до 500-кубового класса, защищая цвета фирмы "Бьянки". В 1940 году принимал участие и в автомобильных соревнованиях. Лучший результат Альберто в то время - 9 место в Триполи на "Мазерати-1500".

Вторая мировая война прервала звездную карьеру Аскари, но сразу после ее окончания он пересел с мотоцикла на автомобиль "Чизиталия-046" и занял второе место в Каире в 1947 году, и вскоре получил приглашение на Гран-при Италии-47. На стареньком "Мазерати" финишировал пятым. Тогда же Альберте познакомился с Луиджи Виллорези, который помог ему попасть в основную команду "Мазерати". Первая же гонка, 28 сентября 1947 года в Модене, закончилась победой ("Мазерати-Спорт 2 литра"). В июне 1948 года успех в ГП Сан-Ремо, два месяца спустя триумф в Большом призе Пескары ("Мазерати-4С1-Т48"), а затем второе место на "Гран-при Великобритании" в Сильверстоуне и третье на "Гран-при Франции" в Реймсе сделали Альберто лидером команды. Но по настоянию опытного гонщика Феличе Бонетто, в 1949 году он оставил "Мазерати" (в январе принеся ей очередную победу - в Буэнос-Айресе, вместе с Виллорези) и перешел к Энцо Феррари - давнему другу семьи Аскари. Именно в команде "Коммендаторе" ярко засверкал талант итальянского пилота. В 1949 году Альберте в блестящем стиле выиграл Гран-при Швейцарии и Европы (в Монце) на "Феррари-125", "Интернэшнл Трофи", "Перон Трофи" ("Феррари-166Р1."), был вторым в Лозанне, третьим в Бельгии ("Феррари-125s") и в Большом призе автодрома Монцы ("Феррари-166F2").

В 1950 году Альберте выиграл "Сан-Мартин Трофи" ("Феррари-166FL"), Гран-при Пенья Рин ("Феррари-375"), Модены, Реймса, Германии ("Феррари-166Г2"). Заметной фигурой стал Аскари и в первом чемпионате мира формулы 1. Хотя гонщики "Альфа-Ромео" никому не уступили первых мест, Альберте был вторым в Монако ("Феррари-125") и Италии ("Феррари-335" с Серафини), пятым в Бельгии ("Феррари-275"). Год спустя Аскари дважды "положил на лопатки" "альфы" в Гран-при Германии и Италии ("Ферарри-375"), поднявшись в общем зачете чемпионата мира на второе место. Но наиболее впечатляющие результаты Альберте показал в 1952 - 1953 годах, завоевав два чемпионских звания. На "Феррари-500" из 14 Гран-при он выиграл 11, причем побеждал в 9 гонках подряд. 11 раз занимал "поул-позишн" и столько же раз устанавливал лучшее время на круге. Надо отметить, что его карьера, в то время, не ограничивалась только участием в чемпионате "Формулы-1". К двум титулам чемпиона мира в эти годы он добавил еще 12 побед в менее значимых соревнованиях. И не только на "кольце" (этап чемпионата мира на спортивных автомобилях "1000 км Нюрбургринга", "Феррари-340ММ" с Фариной), но и в ралли ("Лянча-Аурелия", "Ралли Сестриере").В 1954 году Альберте расстался с Феррари, подписав контракт с фирмой "Лянча". В Испании выиграл квалификацию, установил лучшее время круга, однако до финиша не добрался из-за технической неисправности машины. Фактически весь сезон ушел на ее испытания и доводку. В перерывах между тестами итальянскому пилоту покорилась "Милле-Милья" ("Лянча-024").

В начале сезона-55, выступая на "Лянче-050" Формулы-1, Аскари выиграл Гран-при Неаполя и Валентине. Но второй этап чемпионата мира "Формулы-1" в Монте - Карло Альберто закончил на 80-м круге в море, после аварии произошедшей на набережной недалеко от тоннеля. Машина оказалась утопленной, а у Аскари обнаружили сотрясение мозга и перелом носа. Спустя четыре дня Аскари приехал в Монцу, чтобы посмотреть на испытания спортивных "Феррари". Не удержавшись от соблазна, он сел за руль. Примерно в час дня 26 мая 1955 года управляемый Альберто "Феррари" вылетел с трассы и перевернулся. Гонщик скончался на месте. Причина аварии так и осталась невыясненной. С самого начала гоночной карьеры он старался не выступать 26 числа, в день смерти своего отца. В этот раз традиция соблюдена не была...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Сезонов в Ф1: 6

Гран При: 33

Старты: 32*

*не стартовал: 1

Победы: 13

Подиумы: 17

Поул-позиции: 14

Первый ряд: 25

Быстрые круги: 12

Дубли: 9

Хет-трики: 7

Лидирование старт/финиш: 7

Большие шлемы: 5

Круги: 1690

лидирования: 927

Километры: 11103.17

лидирования: 5901.91

Очки: 140.14

Выступал за команды:

Scuderia Ferrari 1950-1954

Scuderia Lancia 1954-1955

Officine Alfieri Maserati 1954

ascari1953germany01bcgs3.th.jpg

А.Аскари на ГП Германии 1953

Share this post


Link to post
Share on other sites

Роковые случайности Альберто Аскари

070911ascarigravejf5.th.jpg

Он был, да, наверное, и останется одним из самых романтичных гонщиков, когда-либо выходивших на гоночную трассу. Жизнь его была стремительна и неукротима, он стал легендой при жизни, про него снимали кино... И его ранняя гибель стала одной из первых черных страниц современного автоспорта. Великий Альберто Аскари.

Фамилия Аскари стала весьма заметна в автоспорте еще в 40-е годы – многие поклонники автогонок помнили успешного спортсмена Антонио Аскари. Правда, трагическая судьба Антонио тоже запомнилась многим: в 1925 году на трассе в Монлери молодой гонщик трагически погиб – ему было всего 36 лет. А в 1940 году за рулем "Феррари" возник молодой и амбициозный Альберто Аскари, тот самый "малыш Берто", который шестилетним позировал рядом с отцом и Энцо Феррари после феноменальной победы Альберто на Гран-при Италии.

Альберто совсем не походил на гонщика – прежде всего своим внешним видом. Его можно было принять за солидного отца семейства – черноволосый, упитанный, даже немного грузный, он получил от болельщиков кличку Чикко, то есть "мясной".

Но лишний вес не мешал скорости Аскари – на него обратил внимание все тот же Энцо Феррари, и в 1950 году Альберто вышел на старт гонок "Формулы-1", защищая цвета "жеребцов из Маранелло". Так начался его путь наверх, к вершинам, покорить которые удавалось немногим.

У Аскари был жесткий и бескомпромиссный соперник – Хуан-Мануэль Фанхио. Они с Аскари пришли в "Формулу" одновременно, но на своем "Альфа-Ромео" Фанхио сразу начал показывать чудеса скорости, а Аскари на "Феррари" выступал несколько более скромно.

Следующий 1951 год стал первым из пяти чемпионских триумфов Фанхио (этот рекорд побьет лишь спустя почти полвека Михаэль Шумахер), но Аскари оказал ему достойное сопротивление, выиграв целых две гонки! "Этот Аскари показывает острые зубы", – прокомментировал ситуацию Фанхио, но в целом соперничество между двумя гонщиками носило весьма джентльменский характер: вне трассы они много общались и даже, можно сказать, приятельствовали.

Но в следующем 1952 году Фанхио не повезло: во-первых, команда "Альфа-Ромео" развалилась, а во-вторых, чемпиону пришлось усесться за руль малознакомой "Мазерати". Для Фанхио смена команды привела к обидному поражению: на Гран-при Италии машина вылетела на обочину, Фанхио получил травму шеи – и выбыл из гонок на большую часть сезона.

Это был шанс для Аскари – и он его не упустил. Алый болид "Феррари" под его управлением был быстр и, казалось, непобедим. Чемпионство 1952 года и второй чемпионский титул на следующий год упрочили позиции Аскари на гоночном небосклоне, но и самого гонщика заставили искать лучшей жизни...

В "Феррари" всегда было неспокойно – строгий уклад, заведенный Комендаторе Энцо, не всегда устраивал гонщиков. Не устроил он и Аскари, который совершил в 1954 году свою, может быть, главную ошибку – ушел из "Феррари" в молодую "Лянчу", обрадовавшуюся согласию кумира тысяч болельщиков.

В 1954 году машина не устраивала ни самого Аскари, ни конструкторов – лишь к концу сезона, к гонкам, не входившим в официальный зачет, удалось отрегулировать настройки "Лянчи" так, что Аскари остался доволен. При этом оставался отнюдь не призрачный шанс, что на следующий год машина сможет оказаться весьма и весьма конкурентоспособной.

На Гран-при Монако 1955 года с Аскари произошло событие, которое спустя десять с лишним лет увековечит знаменитый режиссер Джон Франкенхаймер в своем шедевре "Гран-при", считающемся и по сей день одним из лучших фильмов, снятых об автогонках. "Лянча" Аскари пробила ограждение из мешков с песком, вылетела за пределы трассы – и рухнула в воду с почти что пятиметровой высоты.

Итальянец не растерялся. Прекрасный пловец, он выбрался из кокпита машины как раз в тот момент, когда к месту падения "Лянчи" подошла моторная лодка со спасателями и медиками. Аскари отделался на удивление легкой травмой – у него был только порезан нос, тем не менее врачи посоветовали ему провести какое-то время на больничной койке и отправили гонщика в госпиталь Монте-Карло.

Для Аскари это был своеобразный знак – несмотря на опасную профессию, он был донельзя суеверен и с первых дней сезона 1955 года весьма и весьма нервничал, ожидая беды. Дело в том, что Аскари исполнилось 36 лет – роковой возраст для его отца. Альберто боялся, что этот возраст окажется смертельным и для него самого.

Суеверность Аскари доходила до смешного – он надевал на гонку один и тот же счастливый шлем, который принес ему первую победу. Надо сказать, что в 50-е годы конструкция гоночного шлема была не столь совершенной, как в нынешние времена, – шлем особо-то и не защищал гонщика, поэтому применялась практика использования в каждой гонке нового шлема – во избежание перетершегося крепления или иной беды, связанной с частым использованием средства защиты. Но Аскари все равно не мог отказаться от своего счастливого шлема.

Он искал поддержки не только в суевериях, но и в религии, обращаясь в молитвах к святому Антонию, небесному покровителю его покойного отца, – святой Антоний тоже погиб мученической смертью в 36-летнем возрасте. Видимо, на роду Аскари было написано, что этот возрастной рубеж окажется для гонщиков – что для отца, что для сына – роковым.

Он вышел из больницы и отправился на тесты новой "Феррари" – через неделю ему предстояло стартовать на новой машине с трехлитровым двигателем, и Аскари не хотел рисковать возможным титулом. Кроме того, он хотел убедиться в том, что монакский инцидент никоим образом не отразился на его гоночных способностях.

В тот день, 26 мая 1955 года, он не взял на тесты в Монцу свой счастливый шлем – ведь ему предстояла не гоночная борьба, а всего лишь тесты! Машина повела себя хорошо, Аскари уверенно проходил круг за кругом, как вдруг на крутом повороте Вьялоне машину резко занесло – и алая "Феррари" перевернулась...

Смерть Альберто Аскари была мгновенной – он умер без мучений, за рулем нового автомобиля, и никто, даже техники "Феррари", исследуя искореженную машину, так и не поняли, что именно не позволило двукратному чемпиону не справиться с управлением...

Его похоронили в Милане. Вечный товарищ-соперник Фанхио тоже прилетел на похороны – на мужественном лице гонщика была глубокая печаль. "Я потерял своего величайшего соперника", – проговорил он, прощаясь с Аскари.

...Он ушел так же, как и жил, – быстро. Скорость была его неотъемлемой чертой. И рок, довлевший над семьей Аскари, не выпустил его из своих лап. Видимо, есть что-то, от чего не могут убежать даже самые быстрые спортсмены планеты, даже чемпионы мира по автогонкам, даже такие легенды, какой был и остался в нашей памяти Альберто Аскари.

Share this post


Link to post
Share on other sites

В Маранелло одна из улиц названа в честь Чемпиона.

ceb6ebaf60a1.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.