Archived

This topic is now archived and is closed to further replies.

Schumofil

М. Монтойя, Хуан-Пабло

1 post in this topic

Хуан-Пабло Монтойя Ролдан (Juan Pablo Montoya Roldan)

Родился 20 сентября 1975 года в Боготе, Колумбия

Женат

Рост – 175 см.

Вес – 62 кг

Пожалуй, двух достижений не хватает в послужном списке Хуана-Пабло Монтойи – победы на «24 часах Ле-Мана» и чемпионского титула в Формуле-1. Еще недавно считалось, что со второй частью проблем быть не должно. Но не сложилось

Карьера Монтойи началась довольно традиционно. В шесть лет он начал заниматься картингом, и уже спустя три года, в 1984 году, победил в детском чемпионате Колумбии. На протяжении следующих 5 лет Хуан выиграл за рулем карта всё, что только можно на родине, а в 1990 и 1991 годах закрепил свои успехи на международной арене, став чемпионом мира в юниорской категории.

В 1992 году он переезжает в США, где пробует свои силы в серии Barber Saab Pro и осваивает гоночное мастерство в школе Скипа Барбера. Основное его внимание в том году было отдано национальному чемпионату Формулы-Renault. Монтойя становится вице-чемпионом Колумбии с 4 победами в 8 гонках и переходит на следующий сезон в чемпионат легковых автомобилей Swift GTI. Чемпионат оказался легкой прогулкой для Хуана, который одерживает 7 побед в 8 гонках и 7 раз стартует с поул-позишн.

В 1994 году Хуан успешно стартует сразу в нескольких сериях – становится третьим в американском чемпионате Barber Saab Pro, победителем мексиканской серии Формула-N, и чемпионом по картингу в классе Sudam 125. На следующий год Монтойя переезжает в Европу, где в сезоне 1995 года стартует в британской Формуле-Vauxhall за команду Пола Стюарта (3е место в общем зачете).

В 1996 году Монтойя уже одерживает победы в британской Формуле-3. Всего таких побед набралось 3, что обеспечило Хуану 5е место в чемпионате. Принимает он участие и в двух самых престижных гонках Ф3 – в Marlboro Masers в Зандвоорте (4 место) и в Гран-При Макао. Параллельно Хуан продолжает гоняться на «кузовах» - стартует за Mercedes в гонке ITC в Сильверстоуне и выигрывает гонку на выносливость «6 часов Боготы» в классе GT.

Успехи Хуана открывают ему дорогу в международный чемпионат Формулы-3000, где ему предстоит выступать за команду Хельмута Марко. Весь сезон Монтойя ведет борьбу за чемпионат с Риккардо Зонтой. Однако горячность и нестабильность не позволяет ему выиграть серию в год дебюта – с отставанием в 2,5 очка он становится вице-чемпионом. В том же, 1997 году, он впервые проводит тесты в Формуле-1. Команда Williams заключила с ним контракт тест-пилота, желая загодя прибрать к рукам талантливого пилота.

На второй год в Ф3000 набравшийся опыта Монтойя переходит в топ-конюшню SuperNova и становится чемпионом, опережая Ника Хайдфельда. Он также продолжает осваивать технику Ф1 в роли тестера Williams, хотя активного участия в тестовой программе конюшни не принимает. Понимая, что талант колумбийца нуждается в огранке, Френк Уильямс договаривается с Чипом Ганасси, владельцем одноименной команды серии КАРТ, о том, чтобы Монтойя провел пару сезонов в американском чемпионате. Взамен Уильямс получил двукратного чемпиона Занарди. Как показала практика, Ганасси явно не остался внакладе. В свое дебютном сезоне Монтойя не просто удостоился звания лучшего новичком года, но и сходу выиграл чемпионат КАРТ, победив опытного Дарио Франкитти и одержав 7 побед на этапах.

На следующий год дела пошли менее успешно, техника оказалась менее надежной. Монтойя смог стать лишь 9м, одержав 3 победы и 7 раз стартуя с поул-позишн. Но главным его достижением в 2000 году стала сенсационная победа в легендарной гонке "500 миль Индианаполиса", когда Хуан на незнакомой машине легко опередил всех пилотов серии IRL, включая ее чемпиона Грега Рэя.

К тому моменту Френк Уильямс уже давно решил, что Монтойя готов к тому, чтобы стартовать в Формуле-1. Сезон 2001 года стал первым для колумбийца в «королевских гонках». Напарником Монтойи стал младший брат чемпиона мира Ральф Шумахер. Однако главным соперником для себя Хуан определил именно действующего чемпиона мира. Уже в третьей своей гонке, на Гран-при Бразилии, Монтойя показал себя – на рестарте он жестким маневром оттер Михаэля к обочине и возглавил гонку. Однако победить ему не удалось – авария при обгоне кругового Ферстаппена, и Монтойя выбывает из гонки. Недостаточная надежность болида и агрессивный стиль пилотирования Монтойи, зачастую приводящий к отказам техники и вылетам, не позволили Хауну финишировать в большинстве гонок сезона и занять в итоговом протоколе место выше 6го. Однако он завоевывает три поул-позишн и побеждает в Монце, где мощный двигатель BMW дает ему серьезное преимущество над соперниками.

Перед началом нового сезона Монтойя считается одним из фаворитов в борьбе за титул. Основным своим соперником для Хуана по-прежнему является Шумахер-старший, и в начале сезона между ними происходит несколько неприятных инцидентов, заканчивающихся столкновениями и взаимными обвинениями. Техническое превосходство Ferrari не позволяет Хуану реально вмешаться в борьбу за титул, однако по ходу сезона он демонстрирует отменную скорость, завоевывая 5 поул-позишн подряд. Монтойе не удается одержать хотя бы одну победу (15 из 17 Гран-при заканчиваются триумфом Ferrari), но чемпионат он заканчивает на третьем месте, опережая напарника. По завершении сезона Монтойя удостаивается почетной премии им. Лоренцо Бандини.

В 2003 году Монтойе наконец удается вмешаться в борьбу за чемпионство. Команда Williams, неуверенно начавшая чемпионат, в середине сезона начала демонстрировать отменные результаты. Несмотря на ряд ошибок в пилотаже, приведшим к нескольким разворотам, Монтойе удается показывать хорошие результаты. Он одерживает 2 победы, и до Гран-при США идет в общем зачете вплотную за лидером, Михаэлем Шумахером. Увы, неудачная дождевая гонка в Индианаполисе перечеркивает его шансы на чемпионство, и он снова оказывается третьим в Кубке. В конце года становится известно, что Хуан, отношения которого с Williwms по ходу сезона стали ухудшаться, подписал контракт на 2005й год с McLaren.

2004й год стал не особо удачным и для команды, и для гонщика. Команда решилась на рискованный эксперимент с революционным болидом FW26 и прогадала. Хуан, и без того испытывавший проблемы с мотивацией, не показал впечатляющих результатов. По ходу сезона Хуан дважды подвергался дисквалификациям – один раз за несоответствие болида регламенту, другой раз – за несвоевременную замену болида перед стартом. Лишь яркая победа на завершающем сезон Гран-при Бразилии, одержанная в борьбе с Кими Райкконеном, скрасила впечатление от невыразительного сезона.

Новый сезон, 2005 года, Монтойя начнинает с чистого листа - в новой команде и с новым напарником – Кими Райкконеном. Перед старом сезона многие называют эту пару самой сильной в пелетоне и делают ставки на результаты их противостояния. В межсезонье Хаун-Пабло активно вживается в команду – усиленно занимается в спортзале, худеет (чего не смог заставить его сделать Френк Вильямс в течение 4 лет) – словом, готовится к большим свершениям. Однако сезон начинается не слишком удачно – Монтойя не может приспособиться к новой для себя машине. После второй гонки сезона, в Малайзии, Хуан попадает в неприятную ситуацию. Находясь в Испании, он получает перелом лопатки и выбывает из строя на 5 недель и пропуская 2 Гран-При. Официальная версия гласит, что Монтойя упал, играя в теннис, хотя ходили слухи, что на самом деле он упал с мотоцикла. Как бы то ни было, график работы в новом сезоне оказывается сорванным, и по возвращению с больничного, Хуану приходится в срочном порядке долечиваться (травма продолжает беспокоить его во время последующих гонок) и догонять ушедший далеко вперед паровоз.

На трассах у Хуана все также не ладится. В Монако его наказывают стартом с последнего места за провоцирование аварии на практике. В Канаде он лидировал под пейскаром, но был дисквалифицирован за выезд с питлейна на красный свет. Не все ладится и в отношениях с машиной. Болид страдает от избыточной поворачиваемости, к чему Монтойя явно не привык, и это приводит к нескольким разворотам – в Испании и на квалификации к ГП Германии. Работа по адаптации машины под гоночный стиль Монтойи, сорванная травмой гонщика, налаживается только во второй половине сезона, когда команда предоставляет ему переделанную под его стиль подвеску. Это незамедлительно сказывается на результатах – Хуан-Пабло все чаще оказывается среди лидеров. Машина быстра, а напарник, Кими Райкконен, часто страдает от ненадежности техники. Монтойя одерживает первую победу на Гран-при Великобритании, и еще одну – в Италии, в Монце.

По ходу сезона у Монтойи несколько раз возникают проблемы с более медленными машинами. Он попадает в аварию с круговыми Тьяго Монтейро и Антонио Пиццонией, вылетает в борьбе с Жаком Вильневым, обладавшим заведомо более слабой техникой, теряя верные очки и подиумы. На Гран-При Китая он, заехав на поребрик чуть больше, чем его напарник, повредил подвеску об оторвавшийся дренажный люк и снова не набрал очков. Была ли причиной многочисленных сходов нервное поведение и неуправляемость машины – сказать трудно. Как бы то ни было, Хайн-Пабло не смог ни составить конкуренцию своему напарнику, Кими Райкконену, ни помочь ему в борьбе с основным соперником в чемпионате, Фернандо Алонсо. Тем не менее, на его счету – три победы, в том числе – в Бразилии – когда он вместе с Кими принес Макларену первый за несколько лет дубль. В чемпионате Хуан-Пабло занял лишь четвертое место, уступив третье Михаэлю Шумахеру, весь сезон боровшемуся со своей машиной.

Сезон 2006 года начался для Монтойи с неприятных новостей. Во-первых, МакЛарен объявил, что в 2007 году одно из боевых мест займет Фернандо Алонсо. Во-вторых, команде решила не продлевать опцион на контракт Хуана, дав таким образом понять, что место в серебристом кокпите колумбийцу на будущее вовсе не гарантировано. Более того, на фоне весьма теплого отношения команды и ее руководителя, Рона Денниса, к Кими Райкконену, становилось понятно, что команда держит его «про запас», рассчитывая на него только в том случае, если финн откажется гоняться за британскую конюшню.

В первой же гонке нового сезона Хуан снова уступает напарнику, и над ним начинают сгущаться тучи. В то время, когда Кими прорывается с последнего ряда стартового поля на подиум, Хуану лишь удается отстоять свою 5ю позицию, которую он занимал на старте и не пропустить Хонду Дженсона Баттона. На третьей гонке, в Австралии, он допускает сразу несколько ошибок. Сначала – разворот в квалификации, затем – при прогреве шин на прогревочном круге, из-за чего он едва успевает занять свою стартовую позицию. А в гонке он, перестаравшись, широко заезжает на траву, и электроника болида глушит двигатель, вынуждая Монтойю сойти с дистанции.

Первый в сезоне подиум Хуану-Пабло удается добыть не в пылу борьбы, а проявив благоразумие. В Сан-Марино эта тактика приносит успех – стоило колумбийцу перестать гнать во весь опор (в Имоле он был вынужден использовать запасную машину после того, как на его боевом болиде обнаружилась протечка топлива) – и результат не заставил себя долго ждать. В Монако эта же тактика снова принесет ему успех – на этот раз 2е место, позади Алонсо - после сходов Райкконена и Вебера. Эти результаты позволяют ему приблизиться в чемпионате к напарнику. В Сильверстоуне его машина оказалась повреждена после старта, и Монтойе ничего не оставалось, как просто довести ее до финиша – о борьбе думать не приходилось

Желание догнать во что бы то ни стало сыграло с Хуаном злую шутку в Канаде. Неудачно стартовав, он бросился отыгрываться. На первом же круге он прошел Михаэля Шумахера, который, видя настойчивость Хуана, не стал слишком сопротивляться. На втором Хуан уперся в новичка Нико Росберга на Вильямсе. Нико оказался неуступчивым соперником и никак не желал уступать. После нескольких агрессивных атак Монтойя не удержал болид и ударил соперника. Для Росберга столкновение закончилось контактом с отбойником и сходом. Монтойя же, заменив передний обтекатель, бросился отыгрываться и вскоре, не удержав машину в последнем повороте трассы, влетел в «Стену чемпионов».

После этой гонке в прессе начали появляться активные слухи, что Макларен не будет продлевать контракта с колумбийцем на 2007й год. Вариантов трудоустройства было немного – Тойота, где ему предстояло вновь встретиться с бывшим напарником по Вильямс Ральфом Шумахером, с которым они друг друга не переваривали – и Ред Булл, испытывающий тягу к громким именам. Ни один из вариантов не был сколь-либо конкурентоспособен.

Последней каплей в отношениях Монтойи и команды стало массовое столкновение на Гран-при США в Индианаполисе на первом круге, в котором Хуан в первом же повороте после старта вынес своего напарника. Взбешенный Рон Деннис утверждал, что за 25 его лет руководства командой ничего подобного с его гонщиками не происходило. Стало понятно, что дальнейшие взаимоотношения буду лишь в тягость и пилоту, и руководству и через несколько дней появились два пресс-релиза. Сначала – о том, что Хуан подписал контракт в NASCAR с командой Чипа Ганасси, а через два дня – о том, что контракт Монтойи и Макларен расторгнут по взаимному желанию, и уже на следующей гонке его место займет тестер Педро де ля Роза, а сам Хуан теперь сможет больше времени уделить семье и отдыху. Еще некоторое время колумбиец оставался связан обязательствами перед командой и не мог выступать в других гонках, но и эта формальность была улажена – Монтойя покинул Формулу-1, отказавшись от отступных.

Сезонов в Ф1: - 6

Гран При – 95

Победы: 7 :

Подиумы: 30

Поул-позиции: 13

Первый ряд: 26

Быстрые круги: 12

Дубли: 3

Хет-трики: 1

Круги: лидирования: 605

Очки: 307

Вехи карьеры

1995 F. Vauxhall, England, 3°

1996 F3, England

1997 F3000, 2°. Test driver (Williams)

1998 F3000, 1°

1999 CART (Chip Ganassi), 1°

2000 CART (Chip Ganassi), 9°, 126 points

2001 F1 (Williams), 6°, 31 points

2002 F1 (Williams), 3°, 50 points

2003 F1 (Williams), 3°, 82 points

2004 F1 (Williams), 5°, 58 points

2005 F1 (McLaren), 4°, 60 points

2006 F1 (McLaren), 8°, 26 points

Share this post


Link to post
Share on other sites

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.